Измени себя — изменится Мир вокруг

Гора Гридхракута

Недалеко от Раджгира находится Гридхракута-парвата (Орлиная Гора). Вершина, округлая по форме, со всех сторон окружена лесами. По свидетельствам средневековых путешественников, леса вокруг в то время изобиловали дикими зверями: тиграми, медведями. Сейчас же туристам грозит опасность только от обезьян, которые абсолютно не боятся людей, выхватывают еду прямо из рук и стараются стащить вещи, оставленные без присмотра.

Само название Гридхракута переводится как Орлиная Гора, Скала коршунов, Гора Грифов. Сюань-Цзан, один из первопроходцев буддийского паломничества (VII век), по записям которого были идентифицированы места нахождения множества буддийских святынь, так описывает Гридхракуту, параллельно объясняя и ее название: «Располагаясь рядом с Северной Горой, с освещенной ее стороны, она вздымается ввысь одинокой вершиной, на которой обитают коршуны, и похожа она на высокую башню. Отражая лазурное небо, она переливается то яркими, то бледными красками» (Сюань-Цзан).

Некоторые выводят название «Гора священного орла» исходя из формы скалы, похожей на голову хищной птицы, или на коршуна, собравшегося взлететь.

Но есть и другая версия, согласно ей, именно здесь один из демонов, приняв форму коршуна, пытался устрашить Ананду, находящегося в пещере в медитации: «В то время небесный дух Пишуна обратился коршуном и явился перед пещерой, чтобы устрашить Ананду. Будда же с помощью чудесных сил раздвинул скалу, просунул в щель руку и коснулся плеча Ананды, который тотчас обрёл твердость перед устрашающим явлением. Птичьи следы и расщелина, в которую была просунута рука, сохранились по сей день. Потому-то гору и называют ”Пещерой Коршуна”» (Фа-Сянь).

гора гридхракута

Гридхракута невысока. Вообще, в Индии, то есть в районе Магадхи и Раджгира, нет гор, и в Тибете Вершину Грифов считали бы холмом средней высоты. Но жители Индии (за исключением ее самой северной части) практически не знакомы с настоящими горам, именно поэтому в большинстве источников Гридхракута описывается как огромная гора. На самом деле, путь от подножия до вершины занимает не более получаса.

Одна из пещер, в которых медитировал Будда, находится недалеко от начала подъема: «Вошли в долину и, проследовав (по ней) вдоль гор на юго-восток 15 ли, подошли к горе Гридхракута. Не доходя трех ли (около полутора километров) до вершины, есть каменная пещера, обращенная на юг, в которой некогда сидел Будда в состоянии медитации» (Фа-Сянь).

На вершину холма ведет дорога, сложенная из каменных ступеней. Дорогу к вершине построил царь Бимбисара, который к тому времени уже стал Сротапанной и оказывал Сангхе всяческую поддержку.

По дороге на вершину холма есть три привала. Первый – у Мардаккукшивихары, руины которой находятся на правом склоне холма, второй – где царь Бимбисара остановил свою колесницу и пешком поднялся на гору Коршуна. Третий привал там, где царь попросил огромную сопровождающую его толпу вернуться назад, так как он хотел встретиться с Буддой наедине.

Эти события так описываются в средневековых источниках: «А царь Бимбисара, чтобы услышать Учение, отправился туда вместе с устремившимися за ним людьми и от подножия горы добрался до скалистой вершины. Чтобы перебраться через расщелины и взобраться на скалы, он выложил камни, построив лестницу шириной около 10буи длиной 5-6ли. На середине этого пути есть две малые ступы. Одна называется Схождение с Колесницы, потому что царь, подъехав к этому месту, пошел пешком. Другая называется Возвращение Толпы, потому что здесь он отъединился от толпы, повелев ей не идти дальше с ним вместе» (Сюань-Цзан).

йоги слушают лекцию

На вершине скалы находятся несколько мест, связанных с жизнью Будды:

Сюань-Цзан описывает «вихару», стоящую с северо-западной стороны от вершины: «Вершина горы с востока на запад вытянута и с юга на север сужена. С западной ее стороны, где нависают отвесные скалы, стоит вихара― высокая, широкая, редкостной работы. На востоке она выходит во двор. Здесь в прошлом подолгу жил Татхагата, проповедуя Учение. Тут же сделано его изображение ― проповедующего; по величине такое же, как сам Татхагата». Сейчас сохранились только следы этого строения.

Но здесь же недалеко находятся артефакты, связанные с жизнью Будды: «К северо-востоку от вихары, посреди каменистого потока, есть большой плоский камень. Здесь Татхагата сушил кашаю. Отпечаток одежды ясно различим ― отчетливый, как будто он выгравирован».

А также след от стопы Будды, который в те времена покрывался золотой пылью: Как Сюань-Цзан: «Я не имел возможности увидеть Бхагавана своими глазами, и вот я здесь, на Пике Коршуна, прикасаюсь лбом к отпечатку его стопы... Слезы текут по щекам...» он говорит также о том, что: « на камне есть след ноги Будды. Хотя знак колеса и потемнел, форму его можно рассмотреть».

На самой вершине остался камень, представляющий часть того «троноподобного сиденья» с которого возвещал учение.

Под вершиной расположены каменные пещеры, где жили ученики Будды, в частности, Ананда, Шарипутра, Маудгальяяна, Махакашьяпа..

йоги медитируют в пещере

Именно возле одной из этих пещер Дэвадатта сбросил сверху на Будду огромный камень, намереваясь его убить. Будда чудом остался в живых, но получил ранения, и его отвезли в Мардаккукши, местечко у основания холма, где его выходил царский лекарь Дживак.

Напротив Гридхракуты виден другой холм ― Ратнагири. Туда можно поднятья на фуникулере, или также пешком. Этот храм облагорожен представителями школы Нитирен в 70-х годах XX века. Школа Нитирэн-сю сформировалась в Японии эпохи Камакура. Её основатель Нитирэн (1222—1282) особо выделял Лотосовую сутру (Саддхармапундарика-сутра; яп. Мё: хо: рэн ге кё:) и утверждал, что только её изучение и почтительное отношение к ней может обеспечить благоденствие Японии и счастье её почитателям. Для этого он рекомендовал практику даймоку— непрестанное повторение формулы «Нам мё: хо: рэнгэ кё:!» («Следую Сутре Лотоса благой Дхармы!»)

Здесь построена ступа Вишва Шанти и небольшой храмовый комплекс. Ступа сложена из белого песчаника и мрамора. В нишах ступы, расположенных согласно четырём сторонам света, установлены золотые статуи Будды, каждая из которых символизирует важные моменты его жизни.

Рядом с рантнагирской ступой находится японский буддийский храм, служба в котором не прекращается ни на минуту. Аскетизм, симметричность линий и простота ― отличительные черты архитектуры японского дзен-буддизма.

Но вернемся на Гридхракуту. Именно на этой горе Будда читал множество проповедей. Сообщение о том, что Будда произнес некие речи, находясь на Горе Гридхракута, является обычным для буддийских сутр.

Здесь были даны основные сутры Махаяны: «Алмазная сутра», «Сутра Сердца», «Сутры Праджня пармиты», и, что самое важное, «Сутра Лотоса Благого Закона». Здесь произошел второй поворот колеса учения.

Если традиция хинаяны почти исключительно была занята индивидуальным спасением, то махаяна отвергает такой подход и предлагает идеал бодхисаттвы. Бодхисаттвы считают своим долгом не только преодолеть «я» в своих усилиях, но и отдать все силы рассеиванию духовного мрака у иных существ. Они являются существами (саттва), посвятившими себя просвещению (бодхи) других. Бодхисаттвы движимы состраданием ко всем остальным существам — состраданием, которое бесконечно возрастает по достижении ими просветления.

книга сутра лотоса благого закона

В первой части «Лотосовой сутры» – «сякумон» (вступительных проповедях) Будда Шакьямуни возвестил о том, что теперь настал для него момент поведать своим ученикам истинное знание («Дхарму»), предназначенное только для Бодхисаттв, то есть для тех, кто отказался от идеи развития только для себя, но выбрал путь движения к просветлению ради всех чувствующих существ.

На самом деле то, что предстает «физическому» взору на Гридхракуте, не так и завораживает. Гора не пестрит яркими красками. Гораздо более важно то, что видимо только «духовными очами» или «тонким зрением».

Когда Будда давал здесь «Сутру Лотоса Благого Закона», множество великих богов из различных галактик слетелось для того, чтобы выразить ему почтение; чтобы они могли совершить ритуальный обход вокруг него, ему пришлось разделить реальность и остановить время таким образом, что в одном измерении над горой и сейчас передается великое учение тем, кто пришел слушать его еще несколько тысячелетий назад: бхикшу, бхикшуни, упасакам и упасикам, богам, драконам, нагам и несметному количеству бодхисаттв.

Великое собрание, состоящее из 80 тысяч человеческих и нечеловеческих существ вечно пребывает на Гридхракуте.

Многие из паломников, посетивших эту гору, удивлялись, как могло на столь ограниченном пространстве произойти описанное в «Сутре Лотоса» собрание, на котором присутствовали двенадцать тысяч архатов, восемьдесят тысяч Бодхисаттв и многие тысячи прочих последователей Будды. Д.В. Поповцев пишет «В конечном счете, каждый из них находил объяснение этому факту, ведь для пробужденного существа пространство, так же, как и время, является полностью покорной его воле субстанцией, и, если уж для него возможно поместить бесчисленные миры на кончик волоска, то тем более возможно поместить на вершину средней величины скалы несколько сотен тысяч существ» (Д.В. Поповцев. Бодхисаттва Авалокитешвара).

Д.В. Поповцев приводит существующую в буддийской традиции легенду о Чжи-и (538-597 гг.н.э.), основателе школы Тяньтай, который, находясь в самадхи, увидел гору Гридхракута, Будду и всех многочисленных архатов и бодхисаттв его свиты. Собрание, описанное в «Сутре Лотоса», продолжалось, как ни в чем не бывало, хотя с момента нирваны Шакьямуни прошло уже много столетий.Увидеть это великое собраний может каждый, кто погрузиться в глубокую медитацию на этой горе(Д.В. Поповцев. Бодхисаттва Авалокитешвара).

Одно из главных положений этого вдохновенного писания — весть о том, что Будда никогда не умирал и вечно живёт на Орлиной горе, проповедуя вечную дхарму собранию бодхисаттв: «Тогда я вместе с монахами появлюсь на горе Священного Орла И скажу всем живым существам, Что вечно пребываю здесь и не исчезаю. С помощью силы уловок [Я] выявляю [мое] исчезновение или неисчезновение. Если в других землях есть живые существа, Которые почитают [меня], Верят [мне] и радуются» («Сутра Лотоса Благого закона).

йоги медитируют на горе гридхракута

О том, что Будда пребывает здесь вечно, говорится и в других источниках, например, в песнях Миларепы:

«На вершине Орлиной Горы,
На троне Восьми бесстраший,
Сидит Победоносный Будда Шакьямуни».

Пространство Гридхракуты непоколебимо и не разрушается даже с концом кальпы, когда в огне сгорает вся вселенная: «В то время, когда живые существа видят, что кальпа исчерпана, И все сгорает в великом огне. В моей земле мир и покой, [Она] вечно наполнена богами и людьми. Дворцы в садах и рощах величественно украшены Различными драгоценностями, На деревьях из драгоценностей много цветов и плодов, Живые существа развлекаются и радуются, Боги бьют в небесные барабаны, И вечно исполняют музыку, Осыпают дождем цветов мандара Будду, а также великое собрание. Моя Чистая Земля никогда не будет разрушена» (Сутра Лотоса).

Но к сожалению, исполненные омрачений живые существа воспринимают это место также, как другие, им кажется, что его наполняют печали, страдания, что оно подвержено разрушению. Обычным живым существам узреть реальность такой, какой она является на самом деле, сияющей и незапятнанной, мешают их кармические препятствия: «Эти живые существа, наполненные грехами. Из-за плохой кармы не услышат даже названия ― Три Сокровища. Даже если пройдут асамкхьи кальп» (Сутра Лотоса).

Но на самом деле, Гридхракута, место где вечно пребывает Будда Шакьямуни, является его Чистой Землей. Махаянские сутры утверждают, что некоторые из существующих во вселенных миров или локусов были как бы «очищены» трудами Будд и бодхисаттв, превратившись в своего рода райские земли, населенные только святыми, бодхисаттвами и Буддами. Такие миры и получили название «полей Будды» (буддха кшетра), или Чистых Земель. Кроме того, к «полям Будды» относились и некие миры, «искусственно» созданные Буддами, или определенные чистые пространства.

дома на горе гридхракута

Такие миры, созданные усилиями Будд, отличаются особым порядком, в них созданы условия в наибольшей степени помогающие живым существам развиваться и практиковать. Таковым и является пространство Гридхракуты.

Именно здесь практику в медитации легче всего получить опыт созерцания чистых сфер во время медитации и в дальнейшим оперировать уже новыми критериями для различения истинного и ложного.

Последователи махаяны считают эту гору своего рода представительством Шакьямуни в мире Саха, а также местом, находясь в котором легче всего увидеть наш мир как чистое и полностью свободное от омрачений пространство безграничного сострадания и радостей.