Никола Тесла: вегетарианство как источник увеличения человеческой энергии

вегетарианство, источник энергии
Никола Тесла, великий ученный, «человек который изобрел XX век», во многом определивший законы его технократического развития, крестный отец современного электричества, давший жизнь второму этапу промышленной революции, «проводник Тунгусского метеорита» и просто гений был осознанным вегетарианцем, что являлось логичным следствием его стройной картины мироздания и роли человека в его процессах.

Тесла считал вегетарианство и то, что сейчас принято называть здоровым образом жизни ключевыми звеньями в его теории об увеличении человеческой энергии, в т.ч. на этапе увеличения массы, а говоря простым языком – увеличения качественного присутствия в жизни.

В своих работах Никола Тесла был всегда больше чем ученный физик, его задачи были общечеловеческими, надиндивидуальными, что он постоянно подчеркивал. Его осознанность пронизывала все сферы жизнедеятельности, а идеи единения, филантропии и служения человечеству всегда руководили его изысканиями, об этом свидетельствуют его эссе и публичные лекции. Тесла подчеркивал идею единения с человечеством, неразрывную связь людей в океане мироздания, в его мировоззрении целое всегда являлось обителью частных проявлений, в этом он чувствовал пульс своего гения:

«Говоря о человеке мы подразумеваем человечество в целом, и перед тем, как применять научные методы исследования его движения, мы должны принять это как физический факт. Но может ли хоть один из нас усомниться сегодня в том, что миллионы индивидуумов и все бесчисленные типы и виды составляют одно целое, единое? Хотя мы и свободны в мыслях и поступках, мы вместе, как звезды на небосводе, и узы неразрвыны. Эти узы нельзя увидеть, но мы можем ощутить их. Я прищемляю палец, и он отвечает мне болью: этот палец часть меня. Я вижу, как страдает друг, и это причиняет мне боль: мой друг и я — одно. А теперь я вижу врага, шута, комок материи, который из всех комков материи во вселенной заботит меня меньше всего, и все равно он печалит меня. Разве это не доказывает, что каждый из нас — это лишь часть целого? Многие века эта идея провозглашалась в совершенных по своей мудрости учениях религии, возможно не только как способ обеспечить мир и гармонию меж людьми, но и как глубоко фундаментальная истина. Буддисты выражают ее одним способом, Христиане другим, но и те и другие говорят: Мы все есть одно

* В эссе 1900 года «Проблема увеличения человеческой энергии» Тесла видит три способа увеличения человеческой энергии, языком физики он обозначает их как строго качественное увеличение массы, уменьшение тормозящей силы и увеличение движущей силы, давайте попробуем перевести эти три способа на наш язык, на язык повседневного бытия с которым Тесла неразрывно связывал себя. А в контексте его теории это звучит так:

«Если рассматривать вопрос в целом, то очевидно есть только два пути увеличить массу человечества: первый, это развивая и поддерживая те силы и условия, которые способствуют ее увеличению; и, второй, противостоя и уменьшая те, что стремятся снизить ее. Масса будет увеличиваться за счет внимательной заботы о здоровье, за счет здоровой пищи, умеренности, правильных привычек, содействия браку, добросовестного внимания к детям, и, говоря в целом, за счет соблюдения всех заповедей религии и гигиены.»*1


Ученный отводит взвешенному отношению к рациону питания существенную роль как к источнику качественной, возрастающей энергии:

«вряд ли нужно говорить о том, что все, что идет против учений религии и законов гигиены, стремится уменьшить массу. Виски, вино, чай, кофе, табак и любые другие подобные возбуждающие средства ответственны за сокращение многих жизней, и их потребление должно регулироваться.»

Развивая эту тему Тесла говорит об осознанном отношении к человеческому телу как к форме воплощения в этом мире, форме дарованной свыше:

«Каждый должен относиться к своему телу как к бесценному подарку от того, кого он любит превыше всего, как чудесное произведение искусства, неописуема красота и мастерство исполнения которого лежат за пределами человеческого понимания, и столь изящное и хрупкое, что одно лишь слово, дыхание, взгляд, даже мысль, могут ему повредить. Грязь, которая плодит болезнь и смерть, не только саморазрушительна, но еще и в высшей степени аморальна. Поддерживая наши тела свободным от инфекции, здоровым и чистым, мы выражаем свое почтение высшему принципу, которым они нам дарованы.»

Тесла редко касается темы женщин, он скорее подобен отшельнику, монаху, сохраняющему сексуальную энергию для её трансформации в энергию творческую, не зря в традиционных обществах наукой занималась жреческая каста… Но великий ученный отнюдь не умаляет роль женщины, а скорее чтит её традиционную сферу влияния:

«Например, общественная жизнь, современное образование и другие устремления женщин, уводящие их из круга их домашних обязанностей и делающие из них мужчин, непременно умаляют тот возвышенный идеал, который они из себя представляют, уменьшают созидательную творческую энергию и ведут к бесплодию и общему ослаблению человеческого рода».

Никола Тесла в своих изысканиях уделял особенное значение качеству массы, другими словами качеству жизни человека. Всё живое находится в динамики, статики нет: есть или развитие, рост, процветание или деградация, падение. Это подтверждают законы физики, механики: всегда есть сила противодействующая всякому движению и недостаток энергии сдаёт свои позиции этой силе. Одним из явных, но часто игнорируемых факторов развития живой энергии является питание, более стал лет назад, в экологическом плане более благоприятных временах Тесла обозначил свою позицию следующим образом:

«Как обеспечить хорошую и обильную пищу составляет таким образом самый важный вопрос дня. Исходя из общих принципов разведение скота в качестве средства пропитания предосудительно, потому что, в вышеизложенном смысле, это безо всяких сомнений ведет к добавлению массы с "меньшей скоростью". Несомненно более предпочтительным является разведение овощей, и думаю, что вегетарианство — достойный одобрения отказ от установившегося варварского обычая. То, что мы можем прожить на растительной пище и даже еще лучше выполнять свою работу, — это не теория, а хорошо доказанный факт. Многие народы, живущие практически полностью на овощах, имеют более хорошие физические данные и силу. Не вызывает сомнений, что некоторая растительная пища, такая как овсянка, более экономична, чем мясо, и превосходит его в том, что касается как умственной, так и механической производительности. Более того, такая пища определенно меньше нагружает наши пищеварительные органы, делает нас более довольными и дружественными, и приносит столько пользы, что ее трудно оценить. В свете этих фактов следует приложить все усилия, чтобы остановить бессмысленную и жестокую бойню животных, которая разрушительна для нашей нравственности. Чтобы освободиться от животных инстинктов и наклонностей, которые тянут нас вниз и мешают нашему развитию, мы должны начать с самых основ: нам следует провести радикальную реформу в характере нашего питания.»

Даже имея очевидный дар предвиденья в области науки и развития общества Тесла скептически относился к искусственной пище ещё на заре 20го века, когда натуральная продукция занимала основную часть пищевого рынка:

«Естественно приходит в голову производство искусственной еды как средство вызвать рост человеческой массы, но такого рода прямая попытка обеспечить питание не кажется мне рациональной, по крайней мере, для настоящего момента. Сможем ли мы процветать на такой пище — весьма сомнительно. Мы являемся результатом огромного периода постоянной адаптации, и мы не можем совершить радикальную перемену без непредвиденных и, со всей вероятностью, губительных последствий. Столь неопределенный эксперимент не следует пытаться ставить. Как мне кажется, на сегодня лучшим способом противостоять разрушительным воздействиям зла было бы найти пути повышения плодородности почвы. Поэтому сохранение лесов имеет важность, которую трудно переоценить.»


Никола Тесла, человек предсказавший технический облик 20 века был далёк от тех максим, по которым живет век 21, но его гений задумавший и реализовавший столь многое, но ещё большее предстоящее к осмыслению, оставил нам ориентиры для мира, в котором технология и природа, человек и общество способны жить в гармонии.


*- Цитаты из эссе «Проблема увеличения человеческой энергии.»
The Century Illustrated Monthly Magazine, Июнь 1900 г.
Эссе было опубликовано при жизни ученного, в 1900 году, что подтверждает его подлинность.


Материал подготовлен: Сергем Глазуновым.


Также рекомендуем к просмотру: