Випассана, Германия (ретрит "Погружение в тишину", ноябрь 2016)

Випассана, Германия  (ретрит "Погружение в тишину", ноябрь 2016)
Вступление
С самого начала, хотел бы поблагодарить всех учителей и преподавателей, организовавших данное мероприятие, Андрея Верба, и всех участников клуба OUM.RU, за предоставление такой уникальной воможности и методики.

Меня зовут Глеб, 24 года. На данный момент учусь и работаю в Чехии. Начал интересоваться различными техниками самосовершенствования около 4-х лет назад. Тогда, будучи на 2-м курсе университета, нам читали курс философии, и, когда дело дошло до учения Будды – что-то во мне загорелось, в ответ на услышанное. Позже, благодаря Юлии Кос и Марине Лысяк познакомился с клубом OUM.RU и видеолекциями Андрея Вербы, что вызывало ещё больший внутреннний отклик и интерес к йоге по сути.

Вот уже 3-й год стараюсь придерживаться здравого образа жизни, практиковать йогу. Не могу сказать, что я постоянный практикующий, занятия происходят периодами. И вот как раз эта периодичность послужила главным мотивом пройти випассану, так сказать, разобраться с собой и накопить определённый опыт. Долго думал о посещении випассаны, долго решался – и вот, неожиданно, буквально за несколько дней узнал, что неподалёку от Чехии будет проводиться данное мероприятие. Подумал: «Когда ещё выпадет такая воможность?», и решение принять участие было незамедлительным.

Прохождение випассаны
Признаться, было некоторое ожидание «фееричного» опыта, ярких переживаний и т.д. Но к концу первого дня стало ясно, что «феерверков» не будет.

Первые два дня были некоторым шоком. Ум бушевал, отказывался долго концентрироваться, предлагал множество «альтернатив», чем можно заняться вместо практики. Была ежеминутная борьба с самим собой. Из 2-х часов медитации только первые 20-30 минут удавалось сохранять концентрацию, остальное время превращалось в аскезу. Помогала мотивация о том, что через эту аскезу я становлюсь лучше, более терпеливым, развиваю усердие – закладываю «фундамент» для следующих дней.

На 3-й, 4-й день ум более менее освоился, стало чуть легче, способность к концентрации немного увеличилась, тем не менее, преобладала аскеза. Но и переносимость её тоже чуть увеличилась. Состояние ума стало более мирным и спокойным, по отношению к предыдущим дням. Постепенно начали проявляться «тенденции» ума. Одной из них была, например, тендеция «всё и сразу» в практике – за минимум времени получить максимум результата. Понятное дело, что так не бывает. По этой причине, периодически наступала апатия, нытьё и самоистязание, мол «ничего не умею, тело болит, никуда я не гожусь» и т.д.

Понимая, что в таком режиме долго не продержусь, перестал «газовать» в первые 20 минут практики, постепенно наращивать усилие. Это мне здорово помогло, и на 5-й, 6-й день практика продвинулась вперёд. Начал знакомиться с содержимым внутреннего мира.

«Мы до некоторой степени являемся продуктом современного социума» - сказал нам один из преподавателей, и эта фраза отлично описывает опыт наблюдения внутреннего мира: фильмы, музыка, интернет-ленты, картинки, видео, реклама и прочий подобный хлам. И изо дня в день приходилось проходить через подобную свалку. Интересное наблюдение, что все эти образы и воспоминания отматывались назад во времени.
И вот, медленно но уверенно к шестому, седьмому и восьмому дням практика становилась лучше, удавалось всё дольше держать ум на концентрации, «договариваться» с ним. На шестой день случился первый интересный опыт: на вечерней прогулке меня испугала неожиданно пробегающая лиса, в момент страха чётко прочувствовал, как «что-то» из груди ушло вниз до уровня живота и там же «вытекло». А на седьмой день уровень практики внезапно упал: ухудшилась концентрация, появились вялось, ленность и апатия. Так я для себя подтвердил правдивость теории о чакрах и энергетических каналах, как через них происходит слив энергии, через те или другие эмоции, чувства. Это очень обрадовало – то, о чём слышал много раз, от разных преподавателей, лекторов, наконец-то перешло из разряда теории в личный опыт.

На девятый и десятые дни был прорыв в усердии и настойчивости. Преподаватель нас отлично смотивировал: «Попробуйте практиковать не ради себя, а ради своих близких, друзей, знакомых…всех живых существ. Кому, что актуально.» С таким настроем я не заметил как пролетали часы, тело и ум не уставали, и были в хорошем рабочем состоянии.

Подводя итог
Это были, пожалуй, самые трудные и интересные дни за всю жизнь. Несмотря на то, что «феерверков» не было, многое происходило внутри. Борьба с самим собой, мыслями, пристрастиями.

Поразительно, насколько ум связан с телом, и в тоже время, тело напрямую влияет на работу ума. Учителя прошлого предлагали следующее сравнение: «ум и тело – как вода в стакане». Трясёшь стакан – вода в нём также волнуется. Действительно, когда пытаешься долго усидеть с ровной спиной, возникают напряжения в теле, которые позже «давят» на ум. Стоит отпустить это напряжение, расслабиться, как ум сразу же успокаивается. С другой стороны, все наши внутренние блоки, жёсткие идеи также «оседают» в теле и создают закрепощения. Стоит и их отпустить – соответствующие закрепощения тела также проходят. Помню также, как после молчания на протяжении всего ретрита, в первые пару минут разговора голос буквально звенел на всё тело. Не даром мудрецы прошлого имели такую силу голоса, что могли благославлять и проклинать словом. Этот опыт – тому подтверждение.

Хотелось бы ещё раз вспомнить о мотивации. Не важно, как хорошо мы умеем выполнять асаны, как долго мы можем просидеть в медитации с ровной спиной, или сколько было пережито тонких опытов. Если в ходе практики увеличивается доброта, сочувствие, терпение и уважение к окружающему миру – это истинный критерий продвижения. Ведь все эти техники были переданы именно для этого. А если увеличивается доброта, любовь, сочувствие – Вселенная уж точно ответит так же в замен.

Теперь, пожалуй, подобного рода личный опыт будет для меня основным критерием проверки тех или иных знаний. Ведь какой толк от знания, если оно не подтверждается на практике?

Надеюсь, что всё вышенаписанное принесёт хоть какую-то пользу читающему.
В заключение, выражаю безграничную благодарность и почтение всем Учителям прошлого, за переданные практики и наставления. Ом.

Глеб Мазин