Бутан. История одного путешествия

Бутан. История одного путешествия

Бутан. 19 марта. День 1

07:40 полет Дели — Паро. Наконец, летим в конечную точку перелётов и в начальную точку нашей поездки. Оказалось, что наш полет проходит через Катманду: прям как обычный рейсовый автобус, мы сделали остановку-посадку в столице Непала Катманду, где часть пассажиров вышла, а новые присоединились к полёту до Паро.

Летим дальше. На высоте полёта, но так близко, будто на уровне глаз, мы свободно разглядываем красивые заснеженные верхушки многочисленных гор, в том числе и таких известных, как Эверест и Аннапурна. Да, очень кстати в самолёте есть журнал бутанских авиалиний с фотографиями тех или иных гор, с указанием их высоты и краткой информацией о них, поэтому интересно разглядывать и пытаться понять, какую вершину мы пролетаем.

И вот посадка. Я читала, что практически весь Бутан — это гористая местность, поэтому посадка в аэропорту достаточно сложная. Было очень волнительно, так как мы летели будто в тоннеле между гор, причём с несколькими, очень неожиданными, поворотами. И вдруг ещё один очень резкий поворот и дальше также резко и неожиданно совершается посадка. Да, по прибытию, уже разместившись в автобусе, из рассказа нашего гида мы узнали, что в мире есть всего 8 пилотов, которые имеют сертификаты на совершение полётов в этом труднодоступном месте, можете себе представить?! Я, например, до сих пор под впечатлением от необычных и завораживающих ощущений от посадки: и волнение, и радость, и ожидание чуда, как будто мы непременно попадём в какую-то другую параллельную реальность. Как выяснилось позже, всё так и случилось!

Слава всем Буддам, что позволили прилететь нам в эту необычную страну.

Спускаемся по трапу и следующее, что радует, — это вдох: какой необычно волшебный вкус воздуха, какая чистота и прохлада растворена в нём...

Аэропорт также удивляет естественной простотой: очень красивое трёхэтажное небольшое здание, всё в резных узорах и с символикой Буддизма.

Аэропорт в Бутане, Йога-тур в Бутан, Бутан

Встреча с представителем сопровождающей фирмы, посадка в автобус и продолжение сказки. Дорога очень живописная, вся вдоль горной реки и везде, куда ни бросишь взгляд, видишь зелень сосновых лесов и теперь точно понимаешь, что мы попали в какую-то чистую страну Будд. Такое, как вы можете понять, бывает очень редко. Здесь на самом деле просто рай для йогов и людей, любящих природу.

Бутан — очень чистая и очень зелёная страна. Вырубка лесов здесь запрещена. Более того, несмотря на то, что территория Бутана на 72% покрыта лесами, продолжается активная посадка деревьев.

По дороге в отель мы посетили Мемориальную Ступу (Thimphu Chorten), построенную в честь третьего короля Бутана Джигме Дорджи Вангчука (Jigme Dorji Wangchuck) в 1974 году. Несмотря на то, что ступа воздвигнута сравнительно недавно и пока ещё не является важным историческим местом, поскольку оно было первым, которое мы посетили в этой стране, а также учитывая безсонную ночь в аэропорту и длительное сидение в самолёте, мы с большим воодушевлением и радостью сделали несколько обходов вокруг нее.

Далее мы посетили новую 51-метровую статую Будды на вершине одной горы, у основания которой находится буддийский монастырь. Во время нашего визита монахи начитывали сутры. Их монотонные голоса, вкупе с безсонной ночью в аэропорту, настроили нас на медитативный лад и мы поехали в отель.

В отёле нас ждал ужин, а после — практика мантры Ом, исполнив которую все разошлись по комнатам — продолжать медитировать в шавасане!

Тaк прошёл наш первый день в сказочной стране Бутан, в её столице Тхимпху (Thimphu).

Бутан. 20 марта. День 2

С утра у нас практики йоги и после небольшого перерыва мы идём на завтрак. Завтрак оказался очень вкусным и питательным: и баклажаны, и шпинат, и капуста, и красная фасоль, сливочное масло, джем и мёд. Мёд имеет очень вкусный насыщенный вкус леса, чем очень понравился и, хотя я мёд практически не ем, была рада, что решила попробовать, а потом с удовольствием взяла ещё добавку!

Теперь время для посещения достопримечательностей близлежащих окрестностей. Первый монастырь сегодня — это Пангри-Зампа (Pangri Zampa Monastary) — буддийский монастырь школы Ньингма, находящийся в 5 км к северу от Тхимпху. Он является одним из старейших монастырей Бутана и был основан в 1616 году первыми буддийскими монахами, пришедшими из Тибета в Бутан. При монастыре имеется известная школа астрологов, где помимо частных предсказаний составляются предсказания для всей страны на год вперёд. Но что нас больше всего впечатлило — это два огромных высоких дерева с мощной кроной, которые имели один корень. К тому же оказалось, что это национальное дерево Бутана — Бутанский Кипарис (Bhutan Cupressus). У нас было какое-то время и поэтому мы расселись вокруг этого уникального дерева, чтобы почувствовать энергию священного места и такого необычно могучего растения.

Далее мы заехали в местную частную часовню, построенную в 1990-х годах Дашо Аку Тунми (Dasho Aku Tongmi) — музыкантом, который составил национальный гимн Бутана. В ней находится 4-метровая статуя Гуру Ринпоче, а также несколько статуй поменьше с его различными изображениями.

Следующее место, которое мы посетили, — это подобный крепости храм Чанг Ганг Кха Лхакханг (Chang Gang Kha Ihakhang), расположенный на хребте над центральным Тхимпху. Он был основан в 12 веке на участке, выбранном ламой, который пришёл из Тибета. Это своего рода храм для детей. Родители традиционно приезжают сюда, чтобы получить благоприятные имена для своих новорождённых или благословения для своих маленьких детей от покровителя-защитника Тамдрина.

День был очень насыщен прогулками, посещениями необычных мест, как по архитектуре, так и по энергетике, и хотя усталости мы даже не ощущали, пришло время возвращаться в отель, где нас ждал ужин. В принципе, такой группе йогов, как наша, ужин особо и не нужен, но таковы порядки гостеприимства в Бутане и от 3-разового питания нам здесь отказаться не получится! А может это Мара подсуетился? Что бы это ни было, с великой благодарностью ко всем Буддам и Защитникам этих мест, после ужина мы провели часовую практику мантры Ом во благо всех живых существ и разошлись на отдых готовиться к следующему дню.

Бутан. 21 марта. День 3

Сегодня, после завтрака, мы выехали из отеля, проехали ещё раз по улочкам столицы Тхимпху и направились в Пунакх — старую столицу Бутана.

Наш гид надел новый халат, серого цвета, не такой красивый как тот, что был на нём при встрече в аэропорту и во время сопровождения нас в течение двух дней в столице. Поскольку дорога будет в общем около 3-х часов, видать, он решил поберечь красивый халат на другие дни. Да, вам, наверное, необычно слышать: халат, мужчина и, тем более, с туристами! На самом деле, это, конечно, не просто обычный халат, а интересная и красивая национальная одежда и если ты на рабочем месте или идёшь на праздник или торжества, надевать её в обязательном порядке здесь установлено законом. Для мужчин — это своего рода халат до колен с запахом (называется «гхо»), который подпоясывают, в комплекте с гольфами, и длинный халат для женщин (называется «кира»). Наш гид сказал, что ему очень нравится эта одежда, поскольку она очень удобная, тёплая и практичная. Жители выглядят очень нарядно в ней. А как красиво выглядят маленькие дети в национальных костюмах и не передать словами!

И вот мы в дороге. Да, к сведению, количество туристов в Бутане лимитировано. Как нам сказал гид, обычно это 20 тысяч человек в год. Передвижение туристов строго контролируется, и по дороге в Пунакх наш автобус дважды останавливался для контроля. Но выходил только гид со списком гостей, то есть нас, поэтому неудобств нет.

Наша дорога проходит через перевал Дочула Пасс (Dochula Pass) на высоте 3100 метров над уровнем моря, близ самой наивысшей непокорённой вершины в мире — Канкар-Пунсум (Ganqkar Puensum), высота над уровнем моря 7570 метров. На перевале расположен мемориал «Druk Wangyal Chortens» из 108 ступ, построенных в память о военном конфликте в Бутане в 2003 году с индийскими сепаратистами, которые использовали леса на территории Южного Бутана для своих лагерей.

Перевал Дочула Пасс, Бутан, Йога-тур в Бутан

Бутан очень мирное государство и поэтому такой конфликт был нетипичен для него и вошёл в историю. Руководил операцией сам король, а позднее его мама распорядилась поставить эти 108 ступ в память о погибших солдатах.

Кстати, с альпинизмом и горным туризмом здесь тоже очень необычно: в 1994 году в Бутане запретили восхождения на горы высотой более 6000 м из уважения к местной вере, а уже в 2003 году альпинизм был полностью запрещён. Какая связь между верой и альпинизмом? Об этом нам поведал наш гид: здесь все горы являются священными, так как считается, что они являются местами проживания Будд и других божеств, поэтому и тревожить их неуместно. Меня очень тронуло это объяснение и я мысленно преклонила голову перед бутанским правительством.

После перевала мы продолжили наш путь к Пунакху, куда приехали примерно через часа два. До 1955 года Пунакх был столицей королевства Бутан, а сейчас в этом городе находится зимняя резиденция Дже Кенпо (Je Khenpo) — главы бутанского буддизма, который с 300 монахами в холодные зимние месяцы перемещается в Пунакха-Дзонг (Punakha Dzong), что означает «Дворец великого счастья» или «Счастье», куда мы и отправились. Как вы наверняка заметили, дзонгами в Бутане называют все храмы и священные буддистские крепости, на территории которых расположены местные администрации и монастыри. Пунакха-Дзонг — это крепость-монастырь, который является основным зданием в городе. Сейчас здесь располагается администрация города.

Крепость-монастырь Пунакха Дзонг, Бутан

Дзонг находится в живописном месте, где сливаются две реки. Подойти к дзонгу можно лишь пройдя по консольному мосту.

Существует предание, что ещё Падмасамбхава предсказал, что человек по имени Намгьял построит здесь дзонг. И на самом деле, король и монах Шабдрунг, объединивший бутан в 17 веке, носил имя Намгьял.

Внутри дзонга находятся несколько красивых и изящных зданий, одно из которых — это храм Наг Йул Бум, принадлежащий Дже Кемпо, а также библиотека со 108 томами Канджура — буддийского канона, написанного золотыми буквами, и хранилище королевских реликвий.

Дзонг нам очень понравился как особыми бутанскими резными узорами и буддистской символикой, так и росписью на стенах. Примечательно, что вообще везде здесь в Бутане полностью отсутствуют столпотворения туристов, что очень радует. Всё так спокойно и просто, без суеты, что тоже способствует умиротворению нашего безпокойного ума.

Теперь время ехать в отель. Вячеслав, участник нашей группы и практикующий аюрведический врач, провёл познавательную лекцию об аюрведе и питании. Информация очень нужная и интересная, и, конечно, нам не хватило времени, отведённого на лекцию. С надеждой, что во время поездки у нас ещё будет возможность узнать больше по данной теме, мы пошли на ужин. В завершение дня, как обычно, была практика мантры Ом, которая звучала сегодня немного по-особенному.

Так прошёл наш уже 3-й день в необычной стране Бутан.

Слава Нагам и Защитникам Бутана! Ом

Бутан. 22 марта. День 4

В 7: 30 выезд из отеля и мы едем в монастырь Чиме Лхакханг (Chime Lhakhang), или храм плодородия, в Пунакхе.

Этот храм посвящён ламе Друкпа Кюнле (Drukpa Kuenley), которого называют «Cвятым сумасшедшим». Он был буддистским святым, который пришёл из Тибета, и славился необычными методами обучения буддизму. В этот храм обращаются за помощью пары, у которых нет детей. Здесь, как и во всех остальных храмах Бутана, живут монахи. Во время нашего посещения монахи сидели небольшими группами, играя на национальных музыкальных инструментах, которые, как сказал наш гид, используют только для религиозного мантропения. Здесь играют на двух видах инструментов: trumpet — короткие тоненькие трубочки, и long horn — длинные трубы, конечная часть которых лежит на земле. Особенно нас заинтересовало как дети-монахи, обучаясь, тренировали свои лёгкие с помощью бутылочки воды, в которую они изо всех сил дули через трубочку для сока, смешно надувная свои и без того пухленькие щёчки.

Здесь, под могучим деревом, у нас состоялась очень интересная и познавательная лекция Андрея Верба. Вы же знаете, что каждое его слово, как капли воды, что точат камни, имеют силу и практическое обоснование, а также помогают осознавать многие вещи в нашей реальности.

У нас было немного свободного времени и, когда мы прогуливались около монастыря, ко мне подошёл монах. Я немного удивилась, поскольку монахи обычно не имеют желания приближаться к мирянам, а тем более женского пола, но, конечно, была рада общению. Он поинтересовался откуда мы приехали и таким образом завязался наш разговор. Он является одним из 4-х учителей, преподающих здесь для детей-монахов. Здесь преподают четыре дисциплины: философию буддизма, правописание, игру на музыкальных инструментах (которые применяют в мантропении) и английский язык. Пообщавшись ещё немного, с хорошими пожеланиями друг другу, а также нашим странам, мы попрощались. Теперь наша группа отправляется на обед! Это также необходимо: подпитали наше тонкое тело в священном месте, теперь нужно позаботиться и о физической оболочке, которая даёт нам возможности самосовершенствоваться.

...Мы едем дальше. Переезд около 3-х часов и мы въезжаем в необыкновенную долину, со всех сторон окружённую горами и лесами. У меня захватило дух от этой небесной красоты: долина Пхобжикха (Phobjikha) — одна из самых впечатляющих и удивительных в Бутане. Она включена в состав национального парка страны. Долина также является уникальным уголком природы и знаменита редкими журавлями с чёрной шеей, которые во время миграции останавливаются здесь для отдыха.

долина Пхобжика, Бутан

Мы все ещё в пути: едем по дороге, идущей вверх зигзагами. Когда мы наконец добрались до монастыря Гангтеу-Гомпа (Gangtey Goemba), выйдя из автобуса, мы почувствовали резкую разницу в температуре воздуха: здесь заметно холодней, ведь пхобжикха находится на высоте 2900 метров над уровнем моря, да и время уже близится к вечеру. Одевшись потеплее, мы направились в монастырь. Гангтеу-Гомпа — самый большой монастырь школы ньингма в Бутане. Очень впечатляют красивая резьба по дереву и яркая роспись на стенах монастыря. Послушав нашего гида, мы, несмотря на всю уникальность и святость места, не смогли дольше остаться внутри из-за промозглого холода. Выйдя из монастыря, мы с удивлением обнаружили, что находимся в облаке, в которое погрузился весь монастырь и близлежащие постройки. Это было также необычно и красиво.

Монастырь Гангтей Гомпа, Бутан, йога тур в Бутан

Время уже 6-ой час вечера и мы едем в отель, который находится в этой же долине.

В нашем отёле три корпуса: двухэтажные деревянно-каменные здания, опять же, с необыкновенно изящной и яркой традиционной резьбой. Номера очень большие и просторные, окна во всю стену с видом на долину. Поверьте, каждое слово восторга вы можете умножить в несколько раз и только тогда представите как там небесно волшебно.

Да, к волшебству можно добавить и полное отсутствие интернета и телевизоров в отеле.

Вечером у нас была очень интересная и вдохновляющая лекция преподавателя йоги клуба oum. ru Надежды Шишкановой о знаменитом бутанском тертоне Пема Лингпа, сразу после которой была мантра Ом.

Ещё один замечательный день в Бутане канул в прошлое. И только нежные и радостные воспоминания не дадут забыть эти дни никогда. Ом

Бутан. 23 марта. День 5

Мы находимся в потрясающей красоты закрытой долине на высоте 2900 метров над уровнем моря, но нам нужно выехать раньше: здесь проблема в том, что облака окутывают долину и дорогу, поэтому водитель должен ехать медленно и осторожно. А ехать нам нужно без малого 7 часов с заездом в один монастырь.

В 5 часов утра была практика концентрации. С 6:00 завтрак. В 7:00 выезд (хотя, конечно, это не так и рано: кто ездил в йога-тур в Индию и Непал, знают там бывало, что в путь отправлялись и в 2 часа ночи).

И вот дорога. Чтобы выехать из долины, мы поднимаемся по горному серпантину вверх. Погода стоит ясная. Иногда проезжаем совсем рядом с небольшими то ли облачками, то ли сгустками тумана. Да, кстати, отель в котором мы останавливались здесь, называется «Devachen», что на китайском, а на тибетском — это «Сукхавати», то есть «Чистая земля Будды Амитабхи». Представляете? Я писала в первый день прилёта, что по ощущениям, по окружению, по умиротворению, по радости, по атмосфере, которая здесь чувствовалась, сразу пришла на ум ассоциация с Чистыми Землями Будд. Похоже, и бутанцы чувствуют то же самое, раз называют различные места и отели Землями Будд. Очень радуют и продолжают восхищать такие необыкновенные моменты здесь.

...Мы в пути. Видимость на дороге в пределах 100 метров. Дорога интересная, как во всех горных странах: с одной стороны горы с лесами, с противоположной — крутой обрыв (как понимаете, в некоторых местах дорога настолько близко проходит к краю, что только благодаря мантрам забываешь об этом и, конечно же, ещё раз есть повод поразмышлять о непостоянстве всего окружающего).

...Время уже приближается к 9 часам. Из-за разной интенсивности тумана, видимость на дороге на разных участках пути местами 100 метров или даже меньше, а где и все 500 метров. Вправо посмотришь — красиво, влево — красиво, вперёд — улыбка на лице и радость излучает твоё сердце. Благодарю за возможность быть в таких священных местах.

...Проезжали опять через перевал Дачула-Пасс (3100 метров над уровнем моря) и теперь спускаемся вниз, к Паро (Paro).

По дороге заехали в Добджи Дзонг (Dobji Dzong/Stone Castle). Крепость построена на вершине холма в 16 веке тибетским ламой Наванг Чогьялом и посвящена Миларепе, хотя, как сказал нам гид, даже он не верит, что Миларепа когда-либо был здесь (а он всё же где-то учился, чтоб стать гидом и, наверное, им давали много информации о всех монастырях). Но такое поверье есть. Но главное, по его словам, то, что именно в этом дзонге любое твоё желание, обращённое к великому йогину обязательно исполняется. И как это понимать? Как удивился Андрей Верба: «Миларепа работает в качестве Мары?» Думаю, вы можете сделать выводы сами!

Из крепости открывается замечательный вид на пышные зелёные леса и окрестности. Да, ещё гид рассказал о том, что в течение нескольких десятилетий правительство использовало дзонг в качестве тюрьмы, так как он находится на вершине холма в окружении отвесных обрывов и только лишь небольшой перешеек грунтовой дороги соединяет его с миром. В эту тюрьму сажали лишь за самые тяжёлые преступления, причём по истечении срока наказания человека не отпускали на волю, а сбрасывали с обрыва и если он выживал, только тогда он получал свободу, представляете? Как вы понимаете, использование монастыря в качестве тюрьмы не могло положительно сказаться на энергии места, и потому мы поспешили продолжить наш путь в отель, куда приехали в 6-ом часу вечера. Типично красивый, с многочисленной резьбой и яркими узорами, с ухоженными лужайками и цветущими растениями вдоль дорожек, отель нам сразу понравился и мы были рады, что проведём здесь три дня. 15 минут у нас есть на отдых и размещение, а дальше нас ждёт вторая часть лекции Надежды Шишкановой о тертоне Пема Лингпа и после неё практика мантры Ом. Благодарю и до встречи, друзья! ОМ

Бутан. 24 марта. День 6

Всё как обычно: с 6 часов утра практики йоги и в 9 завтрак. В 10 часов выезд и едем около 30 минут к монастырю Дракарпо Темпле (Drakarpo Temple).

монастырь, Дракарпо Темпле, Бутан

Грунтовая дорога очень круто идёт вверх. Остановились где-то на полпути и теперь идём пешком. Шли немного, минут 10. Приблизившись к монастырю, услышали от гида, что прежде, чем пройти в монастырь, нужно сделать кору вокруг него. Кстати о нашем гиде, которого зовут Пемпа (похоже в честь тертона Пема Лингпы, который является в Бутане исключительно святой и значимой личностью). Он очень интересный и весёлый бутанец, очень любящий свою страну и свою религию — буддизм. Но вера у него сопоставляется с выполнением желаний, для чего необходимо посещать священные места и совершать там определённые ритуалы, такие как простирания, обход монастырей по часовой стрелке, а также обязательные пожертвования в виде денег, непременно с подношением купюры ко лбу. С налётом фанатичности, он старается и нас приобщить к этим ритуалам, и особо строго следит за тем, чтоб мы обходили храмы непременно с правой стороны. Мы, конечно, и сами совершаем многие ритуалы, зная их суть, а такой «надсмотр» за нашим поведением в святых местах со стороны гида вызывает у нас умиление и радость за эту страну. Пусть по-своему, но они стараются влиять на туристов, хоть немного и хоть на время, чтобы те, хотя бы во время путешествия по Бутану, привыкали к проявлению качеств святых людей.

Возвращаюсь к Drakarpo Temple. Это место священно тем, что его несколько раз посещал Гуру Ринпоче. Совершая кору, гид показал нам тропку наверх горы — нужно подняться всего на 20-30 метров ещё выше — туда мы и прошли.

Здесь мы стали свидетелями нескольких взлётов и посадок самолётов. Оказывается, посадочная полоса находится всего в нескольких километрах отсюда. Очень впечатляет. Вспомнилось, как всего несколько дней назад мы приземлились. И сейчас, наблюдая со стороны, видим как на ладони, что при посадке самолёт делает крен влево и идёт на посадку.

Далее здесь прошла интересная лекция преподавателя клуба oum.ru Валентины Ульянкиной о Падмасамбхаве, после которой мы отправились к следующему монастырю — Кьичу-Лакханг (Kichu temple). Это один из самых старых монастырей тибетской традиции. Он был построен ещё в VII веке и считается одним из тех 108 монастырей, находящихся на территории Тибета и Гималаев, которые должны были защитить эти страны от гигантской демоницы, которая, согласно легенде, мешала распространению буддизма на этих территориях. Чтобы её победить, царь Сонгцен Гампо приказал построить 108 монастырей, чтобы пригвоздить таким образом к земле все части её тела. 12 из них строились в соответствии с точными расчётами. В самом центре стоял храм Джоканг в Лхасе, а Кьичу-Лакханг «пригвоздил» лапу демоницы.

Кьичу-Лакханг выстроен в 4 яруса, а его углы чётко ориентированы на стороны света. В его внутреннем дворике расположена аллея с молитвенными барабанами и любой желающий может пройти и провернуть их. Каждый оборот такого барабана приравнивается к нескольким сотням молитв.

Также во внутреннем дворике растут два уникальных мандариновых дерева, которые плодоносят круглый год. Во время нашего посещения на дереве было множество некрупных плодов. Как нам объяснил гид, срывать мандарины могут только члены царской семьи, но если плод упадёт сам по себе, то вы его можете взять. Мандариновые деревья находятся под присмотром полицейского, который не спускает глаз с посетителей, проявляющих повышенный интерес к мандаринам!

Вечером в отёле прошла лекция Андрея Верба о Будде Майтрейе. Завершили день мантрой Ом и все разошлись по комнатам готовиться к завтрашнему дню. Ом

Бутан. 25 марта. День 7

В 7:30 мы уже были в автобусе, успев и попрактиковать, и позавтракать. Сегодня наш предпоследний, но, можно сказать, главный день (хотя, конечно, мы знаем, что каждый день важный), так как мы посетим самое интересное и самое долгожданное место в этой стране — монастырь Такцанг-Лакханг (Monastery Tiger's Nest) или «Гнездо Тигрицы», который находится на отвесной скале высотой 3120 метров.

Гнездо тигрицы, Бутан, йога-тур в Бутан

Полчаса в дороге и теперь, как сказал наш гид, примерно 4 часа мы будем идти пешком. С начальной точки нашего подъёма нам показали, где-то вдалеке, высоко на скалах, гнездо тигрицы. На тот момент это было равносильно, как если бы нам показали на пик эвереста: где мы сейчас находимся и куда нужно было дойти. Возможность сделать это выглядела очень неправдоподобно. Но не мы первые и не мы последние.

Восхождение начали в 8:15.

Дыхание сбивается. Лесная дорога, широкая вначале, перешла в тропинку. Идти немного тяжело, особо, когда выбираешь альтернативные тропки, которые чуть сокращают дорогу, но более крутые в подъеме.

Монахи говорят, что мало просто увидеть храм или побывать в нём, сам подъем на гору — это неотъемлемая часть таинственного духовного очищения.

Мы шли в достаточно быстром темпе, несмотря на трудности, но, благодаря одышке(!), часто останавливались, чтобы окинуть взглядом прекрасные огромные сосновые леса, окрестности и красивые виды, которые открываются в процессе подъема.

И вот за очередным поворотом, на уровне глаз, на противоположных скалах, как на ладони мы видим Гнездо Тигрицы. Вы можете понять наши чувства. Мы, как заворожённые, не можем оторвать взгляд от монастыря. И, конечно, опять становится интересно: а как мы вообще туда доберёмся, если монастырь находится на противоположных скалах и по расстоянию это выглядит... Да, вы догадались, как до пика Эвереста!

Также задумалась, что мы, имея достаточно здоровые тела, идём задыхаясь, а как добирались сюда люди, которые строили этот монастырь и зимой, и летом? А животные, на которых возили строительные материалы? Причём, в 1998 году здесь произошёл пожар (а сколько их, возможно, было и раньше?), который значительно повредил строения храма, но он по-прежнему был местом поклонения для людей и поэтому правительство бутана, осознавая значение этого места, используя архивные документы, фото и видеозаписи, сделало все возможное для его восстановления. Потребовались годы труда и, наконец, в 2005 году реконструкция храма была завершена.

До монастыря мы добрались примерно за 2 часа.

По легендам, в эту пещеру перенёсся Падмасамбхава, сидя на тигрице, в которую превратилась его жена Еше Цогъял. Но местным злым духам не понравилось появление Падмасамбхавы, и они собрали все свои тёмные силы, чтобы напасть на него. Чтобы дать злым духам отпор и подчинить их, Падмасамбхава принял одну из своих восьми форм – гневную эманацию — гуру Дорже Дроло и, благодаря своим сиддхам, смог укротить и подчинить всех злобных сущностей этой горы. Именно после этих событий на горе был построен монастырь. До сих пор считается, что здесь сокрыты тайные сокровища Падмасамбхавы – его труды о покорении тёмных сил и самосовершенствовании.

Имеются сведения, что в этой пещере медитировал также и Миларепа, и многие великие практики.

Монастырь достаточно большой, в несколько этажей и с несколькими храмами. При этом, как вы понимаете, мы видели только то, что показывают туристам. А сколько ещё священного пространства здесь, которое не позволено посещать?

Предполагалось, что здесь будет лекция Андрея Вербы, но, опять же из-за промозглого холода, мы были не в состоянии здесь присесть, а посему, послушав гида и немного попрактиковав мантру Ом, мы поскорее вернулись на ставшие уже любимыми лесные тропки и, конечно, радовались возможности погреться под приветливым и тёплым солнышком Бутана.

На обратном пути у нас был обед с волшебным видом на Гнездо Тигрицы. Да, кстати, здесь был самый скромный обед за всю поездку: всё, кроме риса и кабачков, было настолько острым, что даже немного привыкнув за прошедшие дни к здешним острым вкусам, многие не могли взять пищу в рот.

Мы спустились к автобусу и теперь едем в отель отдыхать. А вечером организаторы тура приготовили для нас неожиданный сюрприз: религиозные и традиционные танцы Бутана.

Когда нас привезли на место действия и мы увидели костёр и вокруг него стулья, мы поняли, что нас ждёт что-то неординарное. Нам предложили странные напитки: вино, пиво и прочие неадекватные жидкости. Мы же в ответ попросили горячую воду и зелёный чай, чем очень удивили принимавших нас людей.

А тем временем, представление начинается. Две девушки играли на местных музыкальных инструментах и 4 девушки в национальной одежде, танцуя, напевали нежную песню. Как нам сказали, это была песня приветствия. Я же, неожиданно для себя, прослезилась. Что это? Отголоски прошлых жизней? Трудно представить, но я пережила необыкновенные минуты.

Танцующие девушки и мужчины были настолько изящны и естественны в движениях, что можно было понять, что это, собственно, не совсем работа для них, а чистое и сердечное желание познакомить нас через танцы с культурой и традициями этой страны. Когда мой взгляд встречался с глазами какого-либо танцующего, они сияли радостью, и, стеснительно улыбаясь, танцоры опускали глаза.

Был в программе и танец Пемы Лингпы. Подробности и значение этого танца Пеме передала дакини Еше Цогъял, которую он увидел в одном из своих мистических снов, в качестве терма.

После такого необычного представления у нас был ужин, после которого мы вернулись в отель, где провели практику мантры ом на благо всех живых существ.

До завтра друзья! Ом

Бутан-Непал. 26 марта. День 8

Сегодня у нас, можно сказать, выходной день, так как с утра была только часовая практика концентрации, далее было время на завтрак, сбор багажа и в 8:30 у нас выезд из отеля.

Сегодня мы попрощаемся с волшебной страной бутан и улетим в ставшей очень капиталистической страну Непал...Слезы на глазах, когда даже только думаешь, что мы улетаем из Бутана...О, Будды и Бодхисаттвы всех сторон света! Помогите остаться этой стране такой небесно чистой и волшебной, какой мы её видим сейчас!

...Вот и аэропорт. Здесь мы тепло попрощались с нашими гидом и водителем и пошли на регистрацию.

...Полёт Паро — Катманду. Теперь, зная как интересно и необычно проходит полёт, с любопытством наблюдали за всеми движениями самолёта. С каждой минутой самолёт стремительно набирал высоту и мы смотрели на Бутан, ещё как-то до конца не осознавая, что покидаем эту страну. Нежные слезы грусти покатились из глаз, и сидящий рядом бутанец сочувственно посмотрел на меня... Он не произнёс ни одного слова, но глаза его выражали глубокое, чистое и простое понимание чувств девушки, которая возвращается в «цивилизацию». . .

...Приближаясь к Катманду, пилот объявил, что по правую сторону мы пролетаем Эверест, но его пик в облаках. Я сижу как раз по правую сторону, возле окошка, и пытаюсь понять, какой же пик тот самый — поверьте, это нелегко, ведь цепочка гор наблюдается почти в течение 10-15 минут полета.

Вот и Катманду.

Пыльные и узкие дороги, полуразрушенные и грязные здания... После Бутана мы переживаем небольшой шок (я пытаюсь мягко сказать) и только наша аскетичная подготовка позволяет не впадать в уныние!

Размещение в отёле и далее лекция Андрея Верба о Непале, жизни и реальности, после которой у нас есть немного свободного времени.

В 8 часов вечера мантра Ом и расходимся по комнатам до завтрашнего утра, друзья! Ом

Катманду, Непал. 27 марта. День 9

С 6 до 9: 20 утра были практики йоги. Далее завтрак, и в 11 часов дня мы едем к Ступе Боднатх, что в переводе с непальского означает «хозяин мудрости», которая считается основным центром тибетского буддизма в Непале.

Ступа Боднатх, Непал, йога-тур, ступа с глазами

Окружность ступы около 400 метров. Диаметр — около 37 метров, площадь 100 метров, высота 43 метра. Ступа представляет собой вселенную в миниатюре (мандалу) и заключает в себе символы четырёх стихий. К ней ведут четыре входа, ориентированных по сторонам света.

Ступа расположена на массивной двенадцатиугольной трёхуровневой платформе, символизирующей стихию земли, окружена каменным забором, с внешней стороны которого находятся 176 ниш и в каждой из них установлены пять малых или четыре больших молитвенных барабана. В каждом барабане находится свиток с многократным повторением мантры Авалокитешвары «ом мани падме хум». В небольших нишах, расположенных между молитвенными барабанами вокруг главного купола находятся 108 маленьких статуй Будды. Огромная сфера купола олицетворяет стихию воды.

В центре ступы наверху находится шпиль, символизирующий стихию огня. На каждой 4-метровой стороне четырёхугольного основания шпиля изображены всевидящие глаза Будды (пробуждённого сознания), а между ними, вместо носа — непальская цифра «1», символизирующая недвойственность и «третий глаз» — внутреннее зрение. Золочёный шпиль состоит из 13 ярусов, символизирующих 13 ступеней на пути к просветлению. Расположенный на шпиле зонтик в виде кольца символизирует стихию воздуха и верхушка шпиля символизирует небо.

Внутри ступы находятся священные реликвии и драгоценности. В писаниях можно найти сведения, что в самой ступе хранятся мощи Будды Кашьяпы, который пришёл в мир до Будды Шакьямуни, а также и самого Будды Шакьямуни. Ступу украшают тысячи флажков, на которых написаны мантры и священные писания. Считается, что когда они развеваются на ветру, то происходит считывание этих текстов и тем самым очищается и облагораживается пространство. Цвета флажков символизируют цвета стихий: жёлтый — земля, зелёный — вода, красный — огонь, белый — воздух и синий — безконечность, пространство. Через Боднатх лежал путь из Тибета в Индию, и здесь останавливались многие паломники и монахи для молитв и почитания святого места, а также для отдыха.

Ступу окружает район, заселённый тибетцами, а также здесь находятся много буддийских монастырей, художественных школ, обучающих искусству буддийской живописи — тханки, магазинов, торгующих религиозными атрибутами, благовониями, антиквариатом и сувенирами, а также ресторанов и маленьких гостиниц.

У нас было время на личную практику и поэтому мы вернулись в отель лишь к 16:45. А в 17:15 была очень интересная и познавательная лекция участника нашей группы игоря о жизни йогов и окружающей природе, в частности о деревьях и лесах. В 20:00 практикой мантры ом мы завершаем сегодняшний день и расходимся по комнатам, готовиться к завтрашнему дню. Ом

Парпинг, Непал. 28 марта. День 10

Часовая практика концентрации, завтрак и мы выезжаем в Парпинг — посёлок в долине Катманду, важное место буддийского паломничества, связанное с практиками Падмасамбхавы.

Полтора часа дороги прошли нелегко: мы как будто попали на сеанс плохого массажа — не осталось ни одного участка тела, которое не было бы «промассировано» местной дорогой... Смотреть на окрестности также нет никакого желания: грязь, мусор, развалины... Аскезы!

Наконец, мы приехали. Сначала поднялись к небольшому храму Ваджрайогини с позолоченной крышей, заметной издалека, где преподаватель клуба oum.ru Екатерина Андросова рассказала о Красной Таре, эманацией которой и является полугневная форма Ваджрайогини. Далее у нас была получасовая практика медитации. Считается, что Ваджрайогиня дарует благословение всем посетившим её храм, а также защиту от препятствий на духовном пути. В храме есть две уникальные мандалы, расположенные одна над другой: на полу и на потолке. Благая энергия этого священного места дала свои результаты и теперь мы направляемся к пещере асура, в которой Падмасамбхава занимался различными тантрическими практиками и где реализовал состояние Махамудры, а также подчинил себе местных демонов, принеся тем самым большое благо всему Непалу.

Одним из знаков духовной реализации Гуру Ринпоче стал отпечаток ладони, оставленный им на поверхности скалы у входа в пещеру асура, который и сейчас является мощным благословением для тех, кто приходит сюда медитировать. Внутри пещеры расположены алтарь и древняя статуя Гуру Ринпоче. Говорят, что в глубине пещеры есть секретный туннель, соединяющий её с пещерой Янглешо, которая расположена ниже в скалах. По нему дует ветер и если сидеть возле него, чувствуется сквозняк. Хотя Гуру Ринпоче и обладал способностью перемещаться сквозь камень, он использовал этот туннель для передвижения из одной пещеры в другую.

В прошлом веке тулку Ургьен Ринпоче основали неподалёку от пещеры асура небольшой монастырь, в котором сегодня предоставлены все условия для длительных затворов. В последние годы парпинг очень быстро развивается за счёт большого числа тибетцев, заселяющих эти места. Здесь у нас также было время на личную практику, после которой мы вернулись в Катманду, где состоялась вторая часть лекции об аюрведе от участника нашей группы Вячеслава Бывальцева. Ежедневной вечерней практикой мантры Ом мы завершили ещё один день нашей поездки.

...Дорогие друзья, наконец сегодня позвольте мне завершить эти незамысловатые дорожные заметки, целью которых было в общих чертах рассказать вам хоть немного о нашей поездке, а также не забыть названия, очерёдность и детали посещаемых достопримечательностей и священных мест. Время в таких необычных поездках проходит мистическим образом и дома, спустя некоторое время после поездки, такие мини-дневники определённым образом помогают в восстановлении деталей: к общему «каркасу» воспоминаний прибавляется немалый объём более мелких деталей, связанных с практиками в каждом месте.

Наша поездка не закончилась, и у нас ещё есть пара дней в Катманду. Планируется посещение священной ступы Сваямбунатх, будут также лекции и личные практики.

Благодарю за милосердие и терпение всех Татхагат, Будд и Бодхисаттв всех сторон света, Андрея Верба за возможности развития. Благодарю Катю, Надю, Валю, а также всех моих друзей и учителей дхармы.

До новых встреч! Ом

автор отзыва: Надежда Башкирская