Измени себя — изменится Мир вокруг

Словарь йоги: самскара

Слушать аудио 0:00 / 06:47
Текст читает: Павел Каминский

Карма. Очень популярное слово в современном мире, хоть оно и употребляется в самых различных контекстах, порой далёких от сути. Кто-то подразумевает под кармой судьбу, что не совсем верно. Карма в переводе с санскрита означает «действие». То есть карма — это действия, совершённые в прошлом. Cогласно ведической философии, именно они определяют наше настоящее и будущее. Поэтому когда речь идёт о карме, то в первую очередь следует понимать, что карма это не нечто прописанное нам кем-то свыше или какая-то роковая случайность. Карма — это то, что мы создали сами и за что неизбежно будем нести ответственность. Возникает вопрос: как формируется карма, где она хранится и по какому принципу проявляется? Для начала рассмотрим такое понятие, как самскара.

Самскара в переводе с санскрита означает «сумма сделанного деятелем». Опять-таки возвращаемся к действиям. Самскара — это информационно-энергетический отпечаток, который образовался в результате наших поступков. Где они хранятся? Местом хранения самскар является наш ум. После совершения тех или иных действий подобно семени они попадают в почву ума. Так образуется своего рода деформация ума. Она рано или поздно будет устранена путём переживания действия, которое мы совершили, но направлено оно уже будет против нас. Именно поэтому существует такое изречение: «Делай другим то, что хотел бы получить сам».

Итак, самскара — место хранения кармы. По какому принципу она действует? Совершая действие (при этом неважно, хорошее или плохое), мы создаём самскару, которая на подсознательном уровне приведёт вас в то место и время, где вы сможете пережить последствия своих же действий. Проще говоря, обругав кого-то утром, уже вечером вы потенциально можете попасть в ту ситуацию, где то же самое произойдёт с вами. Однако такой быстрый возврат кармы возможен лишь в том случае, если человек находится под влиянием энергии благости, когда карма возвращается быстро. Это позволяет человеку отследить причинно-следственные связи и тем самым корректировать своё поведение и мировоззрение.

Если же человек находится под влиянием энергии невежества — возврат кармы может растянуться на десятилетия, а то и вовсе на несколько жизней. Именно так и опровергается главный аргумент скептиков, которые утверждают, что закона кармы не существует, приводя в пример безнравственных людей, которые не получают никакого воздания. Причина именно в том, что эти люди находятся в гуне невежества, и самскары, которые хранятся в их умах, никуда не исчезают, а просто ждут своего часа.

Термин самскара можно также перевести как впечатление. Оно может быть как от совершённого действия, так и от условий окружающей среды. К примеру, ребёнок как губка впитывает поведение своих родителей, что также является самскарой. В процессе действия или переживания какой-либо ситуации ум человека видоизменяется. Именно это и приводит к образованию самскар. Согласно Патанджали, существует пять видов состояния ума. Об этом Патанджали пишет в сутре шестой главы первой. В переводе А. Бейли сутра звучит так: «Эти видоизменения суть правильное знание, неправильное знание, фантазия, пассивность и память». Ум человека в каждую минуту жизни пребывает в одном из пяти этих состояний, и каждое из них порождает возникновение самскар.

Как сказано выше, самскары могут проявляться как в этой жизни, так и в последующих. Реализация самскары происходит по следующему принципу: самскара порождает васану — тенденцию ума. К примеру, если существует такая самскара, как влечение к занятию спортом, то это породит соответствующую васану, проще говоря, привычку или интерес к спорту. Васана, в свою очередь, приводит к формированию вритти — колебаний ума. Вритти — это промежуточное состояние между возникновением тенденции и формированием желания или привязанности. Через вритти порождается мотивация к действию. А дальше круг замыкается: действие вновь порождает впечатление (самскару), а впечатление снова запускает цикл, который ведёт к формированию желания.

Именно поэтому во многих дхармических религиях говорится, что желания приводят к страданиям, потому что желания в полной мере невозможно удовлетворить именно из-за вышеуказанной причины. В случае примера со спортом подобная самскара может быть сильным кармическим отпечатком из прошлых воплощений. Либо эта самскара могла быть обретена в детстве благодаря копированию поведения родителей. Но чаще всего обе причины присутствуют одновременно, и ребёнок перенимает то, к чему у него уже есть личная предрасположенность в силу наличия той или иной самскары.

Как нейтрализовать самскары? Стоит сразу отметить, что просто их устранить без каких-либо последствий невозможно. Это противоречит закону кармы. Последствия всего, что человек совершил, он должен пережить в той или иной форме. Всё, что нам доступно, — это ускорить процесс возврата кармы и смягчить проявление негативной кармы. Это достигается путём практики йоги, когда человек меняет качество своей энергии и в том числе находится под влиянием гуны благости.

Также негативную карму можно пережить путём практики аскез. Если практиковать различные самоограничения и аскезы на коврике, то какие-то негативные события в жизни можно сгладить или вообще нейтрализовать. Но здесь важно проявлять здравомыслие. Аскеза должна быть разумной. Практики, ведущие к разрушению тела и психики, не являются йогическими. Йога — это обретение здоровья на трёх уровнях: физическом, психическом и духовном. И развитие должно быть гармоничным во всех трёх направлениях.

Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.