Измени себя — изменится Мир вокруг

Словарь йоги. Васаны

Слушать аудио 0:00 / 06:41
Текст читает: Павел Каминский

Существует мнение, что новорожденный — «чистый лист», и формирование характера и склонностей ребёнка напрямую зависит от воспитания. Согласно другой версии, черты характера уже обусловлены генетически, и можно лишь частично скорректировать характер ребёнка в процессе воспитания. С точки зрения йоги, душа, воплощаясь в теле, уже приносит с собой опыт из прошлых жизней, который хранится в виде кармических отпечатков или «самскар» в уме каждого живого существа. Совокупности кармических отпечатков формируют так называемые Васаны. И эти Васаны во многом определяют развитие живого существа. Васаны могут проявляться только в благоприятных для этого условиях, поэтому нельзя сказать, что наличие Васаны это предначертанная судьба человека, которую невозможно изменить.

Слово «Васана» переводится с санскрита как `впечатление` или `предопределённость`, дословный же перевод этого слова — `придавать благоухание` или `ароматизировать`. Подобно тому, как аромат может пропитывать одежду, в которую одет человек, также и Васана «пропитывает» неким качеством или склонностью ум человека. Понятие «Васана» можно сравнить с тождественным ему понятием в психологии «Установка».

Васана — это сформированная прошлыми действиями причина, которая при благоприятных условиях проявится и даст свои плоды. Васана это, своего рода, отпечаток в читте (уме) живого существа. Создаётся такой отпечаток повторением одних и тех же действий в определённых ситуациях или при определённых условиях.

К примеру, если у человека из прошлых жизней есть такая Васана, как склонность к воровству, то при неблагоприятных условиях — недолжное воспитание, материальные трудности и так далее — такая Васана проявится, и человек снова будет повторять опыт из прошлых жизней; и что немаловажно — укреплять таким образом конкретную Васану и повышать вероятность её проявления в будущем.

В сутре восьмой главы четвёртой «Йога-Сутр» Патанджали описывает процесс реализации Васан и указывает на то, что без наличия благоприятных условий проявление Васан невозможно. В переводе этой сутры Свами Сатьянанды Сарасвати сказано: «Оттуда проявление потенциальных желаний только в соответствии с их созреванием». Таким образом, как справедливо заметил Свами Сатьянанда Сарасвати в своей версии перевода этой сутры, Васана является лишь потенциальным желанием, а не предопределённостью, на которую никак нельзя повлиять. Если благодатной почвы для прорастания семян кармы не будет, Васана не даст о себе знать.

Но с другой стороны, это не значит, что она нейтрализована, — потенциально склонность, обусловленная той или иной Васаной, продолжает существовать. Об этом упомянул Патанджали в следующей, девятой, сутре этой же главы.

В версии перевода Свами Вивекананды эта сутра звучит так: «Одни желания влекут за собой другие, даже будучи разделены типом, пространством и временем, они оставляют впечатления и воспоминания». А в версии перевода этой сутры Кришнамачарьи сказано о том, что «связь сохраняется, даже если между похожими действиями проходит значительное время и изменяется место (или фон), на котором они совершались». Таким образом, могут меняться времена и декорации в процессе осуществления одной и той же деятельности, но потенциальная склонность к совершению этой деятельности сохраняется как в настоящем, так и в будущих рождениях.

Патанджали не только описал процесс формирования и реализации Васан, но и указал рецепт, как выйти из-под их влияния. Васаны при благоприятных условиях образуют Вритти — колебания ума. О том, как устранять Вритти сказано в сутре 12 главы первой «Йога-Сутр». В версии перевода Свами Вивекананды сказано: «Власть над Вритти достигается упражнением и отречением». Под упражнением следует понимать контроль над своим умом с помощью практики Дхьяны, а под отречением — следование нравственным предписаниям Ямы, которые являются рекомендациями по воздержанию от неблагих поступков.

О том, как устранить сами Васаны Патанджали пишет в сутре 37 этой же, первой, главы. В версии перевода А. Бейли сказано: «Читта стабилизируется и освобождается от иллюзии по мере очищения низшей природы и прекращения потворствования ей». Именно в уме живого существа или в Читте хранятся Васаны, которые при благоприятных условиях и порождают колебания ума — Вритти. И в 37 сутре первой главы Патанджали объясняет, что взяв под контроль низшую природу и воздерживаясь от действий на этом уровне, можно достичь очищения Читты.

Интересную грань понимания этой сутры раскрывает перевод Свами Сатьянанды Сарасвати: «Ум может быть приведён под контроль, делая объектом концентрации ума некую бесстрастную личность». В данной трактовке этой сутры речь идёт о методике Дхьяны, когда объектом концентрации избирается образ какого-либо просветлённого существа, реализованного учителя или божества. Сонастраиваясь с этими высокими вибрациями, ум начинает очищаться от кармических отпечатков, созданных прошлыми действиями. И, согласно трактовке Свами Сатьянанды Сарасвати, этим путём также можно достичь устранения беспокойства ума.

Подводя итог, можно отметить, что Васаны — это не предначертанная и неизменная судьба, а лишь потенциально возможный жизненный путь, который раскроется при благоприятных обстоятельствах. Также важно понимать, что Васаны могут нести в себе не только негативные тенденции. Опыт движения по пути духовного развития — это также Васана, которую можно взращивать в себе из жизни в жизнь. И чем дольше происходит это движение к совершенству, тем крепче становится Васана, и тем больше вероятность, что человек и в будущих воплощениях будет двигаться по этому пути. Васаны же с негативным посылом устраняются методом Дхьяны и самоограничением в поведении.

Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.