Измени себя — изменится Мир вокруг

Свадхистана-чакра

Слушать аудио 0:00 / 15:12
Текст читает: Павел Каминский

Чакры — часть энергетической структуры человека. Эти центры способствуют достижению равновесия между телом, духом и умом. Такой баланс приводит к равномерному течению энергии и гармоничному развитию личности. Каждая чакра уникальна, обладает уникальными качествами, отвечает за конкретные проявления физической и ментальной жизни человека. С точки зрения реинкарнации именно чакры запоминают паттерны существа и определяют его линию поведения в будущих жизнях.

В этой статье речь пойдёт о второй чакре — свадхистхане. Как она проявляется? По каким признакам понять, что чакра заблокирована? Ответы вы найдёте ниже. Символика — ещё один важный аспект второй чакры. Форма, цвет, стихия, божества и их атрибуты позволяют глубже понять работу чакры, а также способы её очищения и наполнения энергией.

Количество чакр в разных источниках отличается, но большинство сходится на том, что основных их семь: муладхара, свадхистхана, манипура, анахата, вишуддха, аджна, сахасрара. У каждой чакры есть форма, орган чувств, символ, янтра, животное, божество, звук, цвет, управляющая планета. Каждый практик, наполняя энергией чакру, может применять какие-либо из атрибутов чакры и дальше двигаться по пути духовного развития.

Это интересно
Чакры: энергетические центры трансформации. Хариш Джохари

Чакры представляют собой психические центры, не допускающие полного описания с материалистической или психологической позиции. Подобно тому, как картину нельзя описать в понятиях отрезков, кривых или цветных пятен — пусть даже эти элементы можно называть основными составляющими произведения живописи, — чакры невозможно определить в категориях психологии, физиологии и любой другой...

Где находится Свадхистана-чакра

Трактат «Шат чакра нирупана» так описывает вторую чакру:

«А вот лотос (свадхиштхана) прекрасного алого цвета, расположенный в сушумне у основания половых органов. На его лепестках — буквы от Ба до Ла с точкой над ними сияющего цвета молнии.

Внутри (свадхиштханы) сияюще-белая область воды в форме лунного серпа и в ней — биджа ВАМ, сидящий на крокодиле, незапятнанный и белый, как осенняя луна.

Хари (Вишну) внутри (в бидже ВАМ), в своей юной гордости, с голубым светящимся телом прекрасного вида, четырёхрукий и одетый в жёлтые одеяния, несёт возлюбленную Шри (Лакшми) и Каустубха (драгоценность Вишну).

Это здесь сияет шакти Ракини и Её излучаемая во все стороны прелесть красоты внутренности голубого лотоса. В поднятых вверх руках Она держит оружие, Она облачена в небесные узорчатые одеяния, и Её ум возвышается питьём нектара.

Медитирующий над этим незапятнанно-чистым лотосом, называемым свадхиштханой, немедленно освобождается от всех своих врагов и недостатков, таких как эгоизм и других.

Он становится господином всех йогинов, подобно солнцу, освещающему тьму неведения. Богатство его слов, подобно нектару, струится в хорошо осмысленных рассуждениях, в стихах и в прозе».

«Рассматривай свою сущность, как лучи света, поднимающиеся от чакры к чакре по позвоночнику, — так поднимается в тебе жизненная сила», — такой совет даёт супруге Шива в «Виджняна Бхайрава Тантре».

Вторая чакра — свадхистхана расположена на 1–2 пальца ниже пупка, в центре тазовой области. Некоторые источники относят вторую чакру ближе к позвоночнику.

Янтра свадхистханы изображает белый круг (символ воды) с вписанным серебристым полумесяцем. Вода и луна тесно связаны друг с другом и играют важную роль в жизни человека: при смене фаз происходят сильные эмоциональные колебания, на месячные циклы луны ориентирован менструальный цикл у женщин.

Белый круг окружают шесть лепестков красно-оранжевого цвета. «Маханирвана тантра» утверждает, что эти лепестки отражают колебания ума (вритти): привязанность, пренебрежение, заблуждение, подозрение, разрушительность, безжалостность.

Вода — элемент свадхистхана-чакры, один из пяти первоэлементов, которые в разных комбинациях создают нашу Вселенную и присутствуют в нашем теле.

Биджа мантра — ВАМ, её произнесение вместе с концентрацией на символах чакры или на янтре наполняют чакру энергией, улучшают циркуляцию жидкостей в теле. Сила коренной мантры в энергии божества, которое присутствует в священном звуке. Поэтому мантра ВАМ очищает вторую чакру и избавляет от энергетических блоков.

Носитель биджа мантры — крокодил (макара) — символ чувственной природы человека. Крокодил любит находиться в воде, он также ездовое животное Варуны — бога морей, рек и океанов.

Божество свадхистханы — Вишну, хранитель Вселенной и человеческого тела, как проекции макрокосмоса. В руках Вишну держит предметы, символизирующие четыре столпа человеческой жизни — артху, каму, дхарму и мокшу:

  • Золотая чакра — диск из света, который непрерывно вращается на указательном пальце правой руки. Это символ дхармы — закона жизни. Чакра рассекает невежество и дисбаланс — всё, что препятствует реализации дхармических задач человека.
  • Розовый лотос — символ чистоты, наслаждения красотой (кама).
  • Гада — жезл, помогающий пробиваться Вишну сквозь препятствия и поддерживать мир. Гада олицетворяет материальную стабильность — артха.
  • Шанкха — белая раковина. Это символ чистого звука мантры, который приносит освобождение (мокшу).
  • Двухголовая Ракини — одно из проявлений Кундалини Шакти, берёт своё начало в муладхаре. На уровне свадхистханы Ракини вдохновляет на творчество, музыку, а также символизирует усилия человека, направленные на равновесие между внутренним и внешним миром. Если проявлять умеренность в желаниях, Ракини дарит своё благословение, появляется с прекрасным ликом. Для тех, кто стал рабом желаний, Шакти является «с лицом тёмно-синего лотоса, чёрная, блестящая и ужасная, с сияющими зубами» (Куларнава тантра). В её руках предметы, помогающие справляться с омрачениями ума:
    • Стрела — символ сосредоточения на объекте желания. Такая целенаправленность даёт возможность не растрачивать энергию, а концентрировать на реализации цели.
    • Череп олицетворяет свободу от страха смерти.
    • Барабан имеет несколько значений: движение времени, звук мантры и ритм, необходимый для танца — одного из основных проявлений человека на свадхистхана-чакре.
    • Топор — устранение недуховных качеств. Он помогает Ракини пройти через все препятствия второй чакры.

Свадхистхана-чакра: за что отвечает

Вторая чакра проявляет себя по-разному. Прежде всего, на этой чакре начинают формироваться желания, интерес к искусствам. Первоначальное желание творить перерастает в сексуальное желание, в стремление нравиться, вызывать интерес у противоположного пола. Это реализуется в браке и семейной жизни, что является естественным воплощением желания. Однако, если человек слишком много внимания уделяет чувственным наслаждениям, внешнему виду и «охотой» за партнёрами, это говорит о дисбалансе на свадхистхана-чакре.

Подобный дисбаланс возникает потому, что внимание на второй чакре захватывают и не отпускают фантазии сексуального характера. Если не заниматься тренировкой ума, в частности практиками концентрации, то неизбежны метания среди соблазнов, которые в избытке создаёт современная массовая культура.

На этой чакре развивается вкус. Человек не только утоляет голод, но также стремится получить удовольствие от еды. Постоянные поиски наслаждения — отличительная черта человека свадхистхана-чакры. Он «берёт от жизни всё», наслаждается каждым прожитым мгновением, кружится в вихре жизни, тут же забывает о мимолётных удовольствиях, отправляясь на поиски новых. Бурное проявление эмоций — ещё одна грань свадхистханы. Веселье сменяется слезами, любовь — ненавистью. Такого человека нелегко застать в нейтральном состоянии, он всегда во власти каких-то чувств и поэтому не всегда способен принимать взвешенные решения. Это напоминает поведение ребёнка.

И действительно, мотивация свадхистханы свойственна детям, которые активно познают себя и окружающий мир. У ребёнка 7–15 лет развито воображение, расширяется круг друзей и интересов, он ощущает принадлежность к своему полу и, как следствие, начинает проявлять интерес к противоположному. Если этот этап благополучно пройден, ребёнок развивается дальше. Если нет, взрослого неминуемо ждут негативные проявления свадхистханы. Чувство собственной ничтожности, пустоты, бесцельности существования приходят на смену бурным эмоциям и очередным отношениям.

Это интересно
Желания и эмоции

Чем меньше у нас привязанностей, присосок к этому миру, тем полнее наше счастье. Тому много примеров – посмотрите на детей, они счастливы ничего не имея, ощущает ли это счастье хоть один богач, обремененный удовлетворением своих пристрастий.

Когда ум начинает работать в негативном ключе, возникает зависть и ревность. Если вовремя не остановить эти эмоции, они перерастают в разрушительные склонности, чаще всего основанные на сексуальных фантазиях. Вы, возможно, встречали людей, которые не просто лгут, а выдумывают себе целые жизни и даже озвучивают это окружающим. Таковы негативные проявления свадхистханы.

Чтобы не захлебнуться в водовороте страстей, лжи, эмоций, следует регулировать творческие проявления, пристрастия к еде, секс и прочие желания.

Кстати, нарушается работа этой чакры не только из-за промахов самого человека. Нередко это возникает в результате насилия, эмоционального холода близких или творческих неудач. Есть и другая сторона дисбаланса второй чакры: застой в творчестве, безразличие к внешнему виду и противоположному полу, неспособность выражать эмоции.

Свадхистхана связана с энергией воды, особенно ярко проявляется у женщин: мягкость, свойственная воде, — одно из женских качеств. Но, если женщина много работает или берёт на себя руководящие функции, её природа может измениться. Отсюда наблюдается гормональный дисбаланс, избыток тестостерона, что нередко связано с нарушением работы свадхистхана-чакры. Для того чтобы нормализовать гормональный фон и решить проблемы с репродуктивной системой, женщине бывает достаточно вспомнить свою природу.

Как нормализовать работу свадхистана-чакры

Автор «Шива самхиты» даёт описание гармоничной свадхистханы:

«Тот, кто ежедневно размышляет над свадхистханой, становится владыкой любви и обожания всех прекрасных богинь. Он знает наизусть разные Шастры, и нет науки, неизвестной ему. Он освобождается от всех болезней и смело движется через мир.

Смерть поглощена им, он же не поглощён ничем. Он приобретает силы Сиддхи, вайю гармонично движется через всё его тело, а возможности тела увеличиваются. Количество нектара, текущего из сома-чакры, возрастает».

Может ли человек достичь подобных результатов, живя в социуме, — вопрос спорный. Нормализовать работу со свадхистханой нужно хотя бы для того, чтобы наполнить её энергией, победить негативные проявления, предотвратить разрушительные последствия необузданных желаний и эмоций.

Это интересно
Энергетические паразиты: разнообразие видов

Мало кто из людей осознает в полной мере тот факт, что каждую секунду вокруг него и рядом с ним находится множество разумных существ, о существовании которых он может и не догадываться. Однако это отнюдь не мешает этим существам оказывать свое прямое или косвенное влияние на жизнедеятельность человека. Некоторые из этих существ настроены к человеку благоприятно или как минимум нейтрально и могут...

Деятельность свадхистханы проявляется на физическом теле: заблокированная чакра проявляется через боль в нижней части живота, пояснице, гинекологические заболевания, проблемы с зачатием, заболевания селезёнки, печени, поджелудочной железы.

Психологические, духовные и физиологические проблемы, связанные со свадхистхана-чакрой, можно решить только в комплексе.

На уровне физического тела следует так выстраивать практику йоги, чтобы была активно задействована свадхистхана. Движение энергии во второй чакре стимулируют:

Улучшают энергетический поток через вторую чакру наклоны: Уттанасана, Падангуштхасана, Хаста Падангуштхасана, Пашчимоттанасана.

Баддха Конасана

В энергетической системе человека левый канал (ида) связан с луной. Чандра бхедана-пранаяма — дыхание через левую ноздрю — активизирует вторую чакру. Нужно только следить за тем, чтобы чандра бхедана не привела к чрезмерной заторможенности, поскольку лунное дыхание активирует парасимпатическую нервную систему.

В регуляции работы второй чакры помогает марма-массаж и гирудотерапия. При необходимости можно обратиться к опытному специалисту.

Решить психологические проблемы второй чакры помогут практики, основанные на размышлении и анализе своих мыслей и поступков. Ещё один эффективный способ формирования осознанности — випассана — наблюдение за потоком мыслей. Во время этой практики есть возможность проследить, откуда возникают навязчивые сексуальные фантазии, понижающие энергетический потенциал.

Чтобы свадхистхана стала опорой на творческом поприще и на пути духовного продвижения, следует включать в медитативную практику работу с атрибутами свадхистханы: пропевать биджа-мантру ВАМ, визуализировать Вишну или Ракини. Если визуализация божеств не удаётся, будет полезным концентрироваться на их атрибутах, которые как раз призваны помочь практику преодолеть препятствия.

Основной элемент чакры — вода. Поэтому для гармонизации работы чакры, по возможности проводите время у водоёмов, фонтанов, слушайте звук волн, чаще купайтесь в природных источниках. Следите за качеством питьевой воды, заряжайте её мантрой ВАМ. Ещё один символ свадхистханы — луна. Пользу приносят прогулки при лунном свете, особенно на растущую луну.

Модным женским аксессуаром является цепочка на талии, но немногие знают о том, что такая цепочка — не просто украшение. В Индии этот обычай означает, что девушка прошла обряд очищения свадхистхана-чакры и пребывает под защитой женской энергии.

Нередко свадхистхана-чакру называют «низкой» и рассматривают как препятствие на пути духовного роста: через неё сливается много энергии, она порождает сильные желания и эмоции, уводит практика от сути жизни. Однако в энергетической системе нет плохих чакр. Если практик пока не способен справиться со своими желаниями или фантазиями, это не вина свадхистханы. Конечно, это препятствие, и его нужно преодолеть.

На работу со свадхистханой могут уйти годы, но, когда вы очистите вторую чакру и наполните её энергией, раскроете творческий потенциал, научитесь управлять эмоциями, Вселенная подарит новый опыт и откроет путь к духовному преображению.

Андрей Верба, Преподаватель йоги клуба OUM.RU