Измени себя — изменится Мир вокруг

Бхастрика-пранаяма

Слушать аудио 0:00 / 13:13
Текст читает: Наталия Подолян

(59) Помещение обеих ступней на верхние участки бёдер есть Падмасана, которая уничтожает все грехи (плохую карму).
(60) Сидя правильно в Падмасане и удерживая шею и живот на одной линии, выдыхай прану через нос.
(61) И снова воздух следует быстро вдохнуть в лотос сердца. Соответственно наполнение должно ощущаться от сердца и горла вплоть до черепа.
(62) Таким образом выполняются поочерёдно вдох и выдох; движение при этом напоминает работу кузнечных мехов.
(63) Таким образом дыхание осуществляется с полным осознаванием и со стабильностью тела. Когда тело устанет, вдыхай через правую ноздрю.
(64) Соответственно, когда живот окажется наполненным воздухом, плотно перекрой ноздри (и дыхание), не используя указательный и средний пальцы (то есть используя большой и безымянный пальцы, как в насикагра-мудре).
(65) Систематически выполняя (пранаяму и) задержку, выдыхай через левую ноздрю. Таким образом уничтожается дисбаланс ветра, слизи и желчи и увеличивается пищеварительный огонь.

Бхастрика-пранаяма — это название пранаямы, которая имитирует действие бхастры, или мехов, и раздувает внутренний огонь, разогревая физическое и тонкое тела.

Бхастрика-пранаяма подобна ваткрама-капалабхати, но в бхастрике вдох и выдох равны и являются результатом систематических и одинаковых движений лёгких. Воздух должен вдыхаться и выталкиваться наружу с небольшим усилием. В капалабхати вдох является следствием выполняемого с усилием выдоха. Бхастрика не должна выполняться с таким усилием, чтобы при вдохе ноздри втягивались внутрь. Проходя через ноздри внутрь и наружу, воздух должен создавать звук, но этот звук не должен быть сильным. Он должен идти из носа, а не из горла. Во время практики плечи должны оставаться неподвижными; должны двигаться только лёгкие, диафрагма и живот. Идеальной позой для бхастрики является Падмасана, но если она не может быть выполнена, то хорошей заменой являются Ардха Падмасана или Сиддхасана (Сиддха Йони Асана). В Падмасане и Сиддхасане положение тела прочно зафиксировано, так что физические движения ограничены и спина остатся прямой. Тогда нервные импульсы в состоянии проходить вверх непосредственно через центральную нервную систему. Сиддхасана также сохраняет давление крови.

Подготовка

Сядьте удобно в свою медитативную позу, поместив кисти рук на колени и закрыв глаза. Сделайте медленный глубокий вдох. Быстро и с силой выдохните через нос, но не напрягайтесь; немедленно после этого вдохните с той же силой. Когда вы выдыхаете, диафрагма расслабляется. Когда вы вдыхаете, диафрагма сокращается. Это движение должно быть несколько подчёркнутым. Продолжайте вдыхать таким образом, считая до десяти. Затем расслабьтесь и, не открывая глаза, сконцентрируйтесь на нормальном дыхании. Выполните от трёх до пяти таких циклов. По мере того как вы будете овладевать этим стилем дыхания, постепенно увеличивайте скорость, сохраняя при этом ритмичность дыхания. Время вдоха и выдоха должно быть одинаковым.

Техника 1 (стадия 1)
  • Сядьте удобно в свою медитативную позу и приготовьтесь к пранаяме.
  • Правой рукой выполните насикагра-мудру и закройте правую ноздрю.
  • Медленно и глубоко вдохните через левую ноздрю, а затем двадцать раз выдыхайте и вдыхайте, как описано в разделе «Подготовка».
  • После окончания последнего выдоха медленно и глубоко вдохните, закройте обе ноздри и наклоните голову вперёд, выполнив джаландхара-бандху, но не поднимайте плечи.
  • Сделайте задержку дыхания до тех пор, пока вам это комфортно.
  • Поднимите голову и медленно выдохните через правую ноздрю.
  • Сделайте глубокий вдох через правую ноздрю и далее практикуйте так же, как вы это делали, вдыхая через левую ноздрю — всего двадцать раз.
  • После последнего выдоха медленно и глубоко вдохните через левую ноздрю.
  • После завершения вдоха закройте обе ноздри и выполните джаландхару, задержку и расслабление, как вы это делали ранее.
  • Практика на обеих сторонах составляет один цикл. Выполните три цикла.

Бхастрика-пранаяма: различные техники выполнения

Техника 1 (стадия 2)

Выполняйте всё, как в стадии 1, но после дыхания через правую ноздрю дышите через обе ноздри вместе, делая до сорока вдохов-выдохов. Выполните три таких цикла.

Техника 1 (стадия 3)

Выполняйте всё так, как в стадии 2, но во время задержки дыхания добавьте после джаландхары мула-бандху.
По завершении задержки дыхания расслабьте мула-бандху, а затем — джаландхару.
Выполните от трёх до пяти таких циклов.

Техника 1 (стадия 4)

Выполняйте пять циклов стадии 3, увеличивая каждую неделю число вдохов-выдохов на десять, пока вы не будете дышать в каждом цикле в соотношении 50:50:100.

Техника 2

Выполняйте стадию 4 техники 1, но опускайте дыхание через отдельные ноздри; выполняйте сто раз вдох-выдох через обе ноздри.
Вместо выполнения антар-кумбхаки (внутренняя задержка дыхания) выполняйте бахир-кумбхаку (внешняя задержка дыхания). Это означает, что после последнего выдоха бхастрики следует медленно и глубоко вдохнуть, а затем быстро выдохнуть через рот. Выполняйте джаландхара- и мула-бандху. Выходите из них так же, как это описано ранее. Выполняйте пять циклов.

Приблизительно через неделю практики добавьте после джаландхары уддияна-бандху, так что теперь вы выполняете маха-бандху с внешней кумбхакой. Расслабьте сначала мула-бандху, затем уддияну, а затем джаландхару.

Между каждыми двумя циклами концентрируйтесь на естественном дыхании или на межбровном центре. Выполняйте пять циклов по сто вдохов-выдохов, если только ваш гуру не скажет вам выполнять больше.

Бхастрика должна выполняться после асаны и после нади шодхана-пранаямы, но перед ситкари, шитали или удджайи. Чтобы тело не перегревалось, в тёплое время года за ней должны следовать несколько циклов шитали/ситкари. Может оказаться необходимым также уменьшить число циклов бхастрики. Эту практику не должны выполнять люди с высоким давлением крови, с болезнями сердца, опухолями мозга, головокружениями, с язвами желудка или кишечника, с глаукомой, дизентерией или поносом. Если во время выполнения практики испытывается головокружение, то это означает, что она выполняется неправильно. Бхастрика всегда должна выполняться расслабленно и с полным осознаванием, а уму нельзя позволять блуждать где угодно.

В «Хатхаратнавали» сказано, что после практики бхастрики вы должны «слушать правым ухом и приветствовать возникающие внутри вас звуки сверчков, флейты, грома, цимбал, чёрной пчелы, колокольчиков, гонга, трубы, барабана».

Польза бхастрика-пранаямы; пронизывание трёх грантх

(66) Эта (бхастрика) быстро поднимает кундалини. Она приятна и полезна, она удаляет препятствия, обусловленные накоплением избыточного количества слизи на входе в брахма-нади.
(67) Эта кумбхака, называемая бхастрикой, даёт возможность взломать три грантхи (психических/пранических узла). Поэтому йог обязан практиковать бхастрику.

Наиболее важное физиологическое воздействие бхастрика оказывает на мозг и на сердце. Бхастрика стимулирует циркулирование спинномозговой жидкости и увеличивает компрессию и декомпрессию в мозге, создавая ритмический массаж. Ритмические качки диафрагмой и легкими стимулируют сердце и кровообращение. Ускоренные кровообращение и газообмен в каждой клетке производят тепло и «вымывают» газообразные отходы. Начинается гипервентиляция и возбуждаются симпатические нервы в дыхательном центре, но поскольку имеет место увеличенное выделение двуокиси углерода, то центр впоследствии расслабляется и гипервентиляция прекращается. Если выдох станет меньшим, чем вдох, то будет иметь место гипервентиляция. Поэтому в бхастрике вдох и выдох должны оставаться равными.

Быстрые и ритмичные движения диафрагмы стимулируют также внутренние органы, и это создает массирующий эффект в объеме всей системы. Бхастрика и капалабхати являются наиболее динамичными и оживляющими техниками пранаямы.

Бхастрика прогревает носовые проходы и синусные пазухи, удаляя избыточную слизь и выстраивая сопротивление к простудам и любым другим заболеваниям органов дыхания. Поэтому в условиях занятий йогическими практиками легче справиться с хроническими синуситами, плевритами, астмой и бронхитами. Бхастрика улучшает пищеварение и стимулирует вялую систему пищеварения. Она увеличивает аппетит, увеличивает скорость обмена веществ и укрепляет нервную систему. Бхастрика помогает также в случаях туберкулёза, запоров, ишиаса, спондилитов, артритов, ревматизма, рака, а также в случае физического и умственного напряжения. Практика бхастрики ускоряет движение праны, особенно в копчиковом, пупочном, грудном и мозговом центрах, а это увеличивает физическую жизнеспособность и дарует ясность ума. Тот огромный избыток тепла, который генерируется в этой практике, прочищает сушумну и подготавливает её к подъёму кундалини.

Внутри сушумны имеются три грантхи, или психических/пранических узла, которые препятствуют проходу кундалини-шакти. Один грантхи находится в муладхара-чакре и называется брахма-грантхи; он связывает сознание с чувственным восприятием и с физическим миром. Другой находится в анахата-чакре и вызывает желание эмоциональной безопасности, эмоционального выражения и эмоционального удовлетворения, называется вишну-грантхи. Третий грантхи размещён в аджна-чакре и связан с достижением сиддх и с психическими явлениями и переживаниями, называется рудра-грантхи. Говорят, что шакти, производимая бхастрикой, взламывает эти грантхи, так что кундалини может двигаться беспрепятственно.

При практиковании бхастрики индрии джнянендрии (органы чувств) и кармендрии (органы движения) меньше влияют на поведение человека и уменьшается потребность в чувственных наслаждениях. Нервная система становится более сильной, эмоции гармонизируются и дают более глубокое удовлетворение. Это имеет место, когда «развязаны» узлы брахма- и вишну-грантхи. Когда начинаются психические переживания, бхастрика помогает человеку оставаться безмолвным, ни во что не вовлечённым свидетелем, не привязанным к какому-либо переживанию. Когда становится проходимым рудра-грантхи, то развивается состояние сакши (свидетельствования).

Не так легко расслабить грантхи, поскольку этому препятствуют множество психических, эмоциональных и ментальных барьеров. Для среднего человека почти невозможно контролировать чувственные желания и жить без эмоциональной защиты и удовлетворения. Что же касается психических переживаний, то те, кто часто испытывает их, заканчивают в психбольнице, поскольку у них нет гуру, который мог бы вести их через их духовное пробуждение. Таким образом, хотя бхастрика и помогает ослабить препятствия для подъёма кундалини, совсем не достаточно практиковать её долгие часы — необходимо руководство гуру.