Как вдохновить окружающих на вегетарианство?

Как вдохновить окружающих на вегетарианство?

Если вы уже достаточно давно являетесь вегетарианцем и успели значительно укрепиться в своих убеждениях, то возможно вам приходилось не раз сталкиваться с моральной дилеммой – стоит или нет продвигать вегетарианский образ жизни в массы. Вопрос непростой и однозначный ответ здесь сложно дать. Одни становятся ярыми защитниками животных, выступая за сохранение всех живых существ. Другие считают, что лучший вариант продвижения «травоядного» питания – это личный пример. А третьи и вовсе стараются не акцентировать внимания на своём вегетарианстве, полагая, что это исключительно только личное дело каждого, а вероятность отказа от животной пищи в большей степени обусловлена благой кармой. Однако какой бы позиции в этом вопросе вы не придерживались, всегда есть возможность внести свой вклад в дело популяризации вегетарианства. И для этого совсем не обязательно прикладывать много сил. 

Предположим, что вы все-таки решили вдохновить окружающих на вегетарианство. Что делать? С чего начать? Можно, конечно, поступить радикально, так как делает одна моя знакомая. Встречаясь с новыми людьми, не являющимися вегетарианцами, она сразу же рекомендует (а иногда и требует) им сходить на скотобойню. Причем часто это делается в довольно агрессивной манере и с большим напором. И не удивительно, что после таких бесед её сторонятся, а при встрече стараются быстрее перейти на другую сторону дороги. Подобный способ «вдохновения» крайне редко бывает действенным, приводя зачастую только к обратному эффекту. Поэтому прежде, чем рекомендовать кому-то переходить на вегетарианский способ питания, стоит лучше изучить этот вопрос, выяснив какие мотивации побуждают людей отказаться от животной пищи.

Здоровье. Без сомнения двумя главных мотивациями, толкающими людей к вегетарианству, являются защита животных и забота о здоровье. Однако здесь есть некоторое разделение. Если забота о животных зачастую безпокоит людей до 30 лет, то вопрос здоровья – это основная мотивация для тех, кому 45 и больше. Кроме того, забота о здоровье вне всяких сомнений является главным аргументом для сокращения потребление мяса или исключения определенных продуктов животного происхождения полувегетарианцами. Именно полувегетарианцам, которые едят меньше мясной пищи по соображениям заботы о здоровье, мы сегодня обязаны львиной долей падения потребления мяса в мире. Конечно, нам бы хотелось, чтобы большинство обращало, прежде всего, внимание на этическую сторону этого вопроса, фокусируясь на убийстве животных, нежели на собственном здоровье. Однако отказ человека только от какого-нибудь одного вида животной пищи – это уже само по себе важное событие, которое может стать первым шагом. И как было замечено, многие вегетарианцы по здоровью, в конечном счёте, все равно принимают этические соображения отказа от мяса. Поэтому если мы хотим, чтобы как можно большее число людей сократили потребление мяса, имеет смысл продвигать преимущества вегетарианства для здоровья. В первую очередь необходимо как можно чаще говорить о благоприятных последствиях отказа от животной пищи: сокращении веса, снижения рисков возникновения сердечных заболеваний и рака, увеличении энергии и т.д. И здесь желательно приводить результаты исследований и мнения врачей, диетологов и учёных. Благодаря подобным источникам общественность с куда большим доверием отнесется к подобной информации и отреагирует соответствующим образом. 

Защита животных. Многие активисты вегетарианства считают, что склоняя человека к отказу от животной пищи лучше всего апеллировать к личным интересам, а именно концентрироваться на преимуществах вегетарианства для здоровья. Часто они стесняются говорить о том, как обходится с животными индустрия промышленного скотоводства, полагая, что подобные разговоры поставят людей в оборонительное или униженное положение. Действительно порой такое может произойти, однако это не значит, что тему защиты животных стоит вовсе избегать. Здесь всё зависит исключительно от готовности к подобным разговорам человека, которого вы стараетесь склонить к вегетарианству. Забота о животных - это одна из двух главных причин, по которым люди становятся вегетарианцами. А для молодых людей, наиболее предрасположенной к отказу от мяса возрастной группы, она и вовсе является основной причиной. Если только будущие исследования не докажут обратное, информация о безчинствах промышленного животноводства - это наиболее вдохновляющий на отказ от мяса посыл. Поэтому подчёркивание жестокости к животным только прибавит эффективности работе активистам вегетарианства.

Экология. Если спросить людей об основной причине, по которой они стали вегетарианцами, в лучшем случае только 10% упомянут заботу об окружающей среде. Большинство просто не видит взаимосвязи вегетарианства и экологии. Между тем, всё чаще в последнее время учённые и экологи заявляют, что промышленное животноводство становится крупнейшим источником выбросов парниковых газов, и одной из главных причин загрязнения воды. По их словам сегодня наибольшее количество сельскохозяйственных выбросов приходится на производство говядины и баранины. Так для получения 150 гр. говядины вырабатывается столько же углекислого газа, сколько необходимо для производства 32 порций спагетти, семи стаканов молока, 205 яблок и 53 порций овощей. Предполагается, что к 2050 году на долю производства говядины и баранины будет приходиться половина всех сельскохозяйственных выбросов парниковых газов. Эти цифры кажутся убедительными, однако многие по-прежнему скептически относятся к самой идее об изменении климата. Согласно проведенному в США и Европе опросу, только 50% респондентов заявили, что верят в существование изменения климата и антропогенный фактор, определяющий его. Подобные результаты в большей степени связанны с тем, что многие просто не прочувствовали эти изменения на себе. Но это только вопрос времени. Поэтому в ближайшие годы экологический посыл может стать значительно более влиятельным в плане побуждения людей отказаться от мяса.

Социальная справедливость. Ещё один посыл, который стоит взять на вооружение активистам вегетарианства – это вопрос социальной справедливости и голода в мире. И если вам любопытно, какова связь между потреблением мяса и мировым голодом, то дело в том, что сельскохозяйственные животные съедают очень много зерна, и по мере того, как растет потребление мяса, увеличивается и нехватка зерновых. Соответственно цены на эти культуры растут, что сказывается на малообеспеченных гражданах, поскольку дешёвые зерновые зачастую являются их единственным источником пищи. Кроме того, для выращивания кормов для скота используются огромные площади земли. А ведь эти земли можно эксплуатировать гораздо более эффективно, если выращивать на них зерно, бобы или другие овощи. 

Вкус. Ну, и последний аргумент, о котором тоже не стоит забывать – вкусовые предпочтения. Оказывается, что вкусовая составляющая является не менее важной, чем экологическая, когда дело касается мотивации стать вегетарианцем. А всё дело в том, что для некоторых людей ключевую роль при смене типа питания играет неприязнь вида, запаха или вкуса мяса. Результаты одного из исследований показали, что изображение сырого мяса вызывает отвращение и отказ от употребления его в готовом виде. А если человеку ещё и говорить имя животного, частью которого оно якобы когда-то было, отвращение усиливается.

Разобравшись с мотивациями, и определив какой посыл более всего подходит для того или иного человека, стоит подумать о способах вдохновения. Самой простой вариант – это личный пример. Рассказ о плюсах и минусах вегетарианства, о собственном опыте жизни без мяса, а также знакомство с другими «травоядными» - всё это поможет человеку поближе познакомиться с этой темой и избавиться от некоторых страхов и стереотипов. Это даст возможность в живую увидеть этот мир и убедиться, что вегетарианство давно уже стало нормой жизни для многих. И хотя личный пример – это действенный инструмент, далеко не на каждого он влияет. Люди разные, каждый смотрит на вещи через свою мировоззренческую призму, у каждого свои концепции и взгляды, соответственно и выбор информации будет сугубо индивидуален. Кому-то хватит примера окружающих, а кто-то задумается, только услышав мнение авторитетного человека - ученого, врача, известного спортсмена или артиста. Другому, для того чтобы решиться на отказ от животной пищи, потребуется прочитать ни один десяток книг по этой теме, а кто-то посмотрев лишь только один фильм о страданиях животных кардинально изменит свои взгляды. В книге «Есть или не есть» американских авторов Хеверстока и Форгейза, приводятся результаты опроса 2012 года, согласно которому более 40% вегетарианцев заявили, что перешли на такой способ питания благодаря тем или иным мультимедиа. И я думаю, что сегодня эта цифра ещё больше. Развитие интернета помогло сделать доступным огромное количество информации для миллионов людей, а скорости обмена позволили пересылать значительные объемы информации из одной точки планеты в другую за секунды. И если мы хотим кого-то вдохновить на отказ от животной пищи, стоит использовать все доступные источники: литературу, видео, СМИ и т.п. Ведь только воспользовавшись всем спектром возможных средств, получиться привлечь как можно больше потенциальных вегетарианцев. 

Литература. Книги – это один из самых древних и надежных источников информации. И сколько бы нам не говорили о клиповом мышлении и падении интереса к литературе, книга по-прежнему остается главным носителем знаний. В последнее время появилось достаточно много литературы, посвященной вегетарианству. Среди них не только переводы зарубежных авторов, но и книги русскоязычных писателей. Причем тематика изданий весьма разнообразна. Наверное, самое большое количество литературы, затрагивающей вопросы вегетарианства, касается здоровья. Здесь и книги, в которых делается попытка научного обоснования отказа от животной пищи (Т. Кэмпбелл, К. Кэмпбелл «Вилки вместо ножей. Простой путь к здоровью», «Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования связи питания и здоровья», П. Лучано «Дети вегетарианцы»), и рекомендации диетологов (Д. Грэм «Диета 80/10/10», Л. Никсон «Растительная диета. Скажи "да" своему здоровью»), и наставления по очищению организма (М. Оганян «Золотые правила естественной медицины»). Популярной в последнее время стала литература по вегетарианской кулинарии (О. Шедевр «Вегетарианство. Лучшие рецепты», М. Маккартни «FOOD. Вегетарианская кухня для дома»), а также сыроедению (А. Тер-Аванесян «Сыроедение», Михайлова, Михайлов «Сыроедение»). Немало литературы и посерьёзней, в которой в рамках темы вегетарианства затрагиваются такие вопросы, как защита животных, проблема экологии и психология мясоедов (Д. Сафран Фоер «Мясо. Eating Animals», М. Джой «Почему Мы Любим Собак, Едим Свиней и Носим Шкуры Коров. Введение в Карнизм», Б. и Д. Торрес «Веган-фрик»). И наконец, такая важная тема, как взаимосвязь веры, религии и вегетарианства, и здесь тоже есть, что почитать (С. Розен «Вегетарианство в мировых религиях», Ф. Капло Роси «Диета милосердия. Буддизм и вегетарианство»). 

Видео. В статье «Влияние телевидения на питание и поведение» профессора Пенсильванского университета (США) К. Бирд-Бредбеннер приводятся результаты одного интересного исследования. Авторы этого исследования решили выяснить, может ли герой мультсериала вдохновить детей на вегетарианство. Речь идёт о Лизе Симпсон – одном из самых известных вегетарианских мультипликационный персонажей в мире. Сериал «Симпсоны» не сходит с экранов уже больше 25 лет, и не содержащий мясо рацион Лизы уже не раз становился центральной темой множества серий. А всё началось с эпизода, в которой Лиза решает перейти на растительную пищу после того, как заводит дружбу с ягнёнком в контактном зоопарке. В ходе проведенного эксперимента одну серию мультсериала показали девяти- и десятилетним девочкам, которые её до этого не смотрели. Потом их спросили о том, что они думают по поводу вегетарианства. Оказалось, что после просмотра мультфильма девочки стали больше готовы поверить в то, что с употреблением мяса что-то не так, нежели до этого. Они также стали на 10% более расположены к вегетарианству. Этот пример показывает, насколько действенными могут быть фильмы в деле вдохновения людей на вегетарианство. Конечно, таких ярких персонажей-вегетарианцев, как Лиза Симпсон в кино пока не очень много. Однако рост популярности вегетарианства в мире подталкивает создателей художественных фильмов поднимать эту тему, периодически наделяя своих героев качествами «травоядных» (Мила «Прекрасная зеленая», Фиби Буффе «Друзья», Сара «Сладкий ноябрь», Аанг «Аватар: Легенда об Аанге»). Но всю недосказанность в вопросах вегетарианства в кинематографе с лихвой компенсирует документальное кино. И здесь подход к освящению данной темы весьма разнообразен. Вегетарианство с точки зрения здоровья («Вилки вместо ножей», «Двойная порция», «Дети вегетарианцы: реальность или миф?»), защиты животных («Земляне», «Гамбургер без прикрас»), проблем окружающей среды («Дом. История путешествия», «Спасти планету», «Страсти по мясу») и религии («Животные и Будда»). Много в последнее время появилось лекций на тему вегетарианского питания. И здесь можно отметить лекции активиста веганского движения Гари Юрофски, доктора Олега Торсунова и преподавателей клуба Oum.ru.

СМИ. В октябре 2015 года СМИ всего мира одновременно выдали «сенсационную» новость - употребление в пищу мяса ведёт к возникновению онкологических заболеваний. Теория, о которой давно уже говорили многие учённые, вдруг в один момент оказалась практически во всех СМИ мира. С чего бы это вдруг? Как оказалось, источником информации стала Всемирная организация здравоохранения, обнародовавшая в ежегодном отчёте результаты своих исследований. Появление данной новости в газетах и на телеканалах – это редкий случай, когда тема отказа от мяса и перехода на вегетарианское питание попадает в СМИ. Большинство телеканалов и газет давно наложили на эту тему табу, и если и обсуждают всерьёз отказ от животной пищи, то только с точки зрения временной диеты и не более. Обычно же вегетарианцы представляются в СМИ некими чудаками, а само вегетарианство – опасным и не до конца изученным феноменом. И удивляться этому не стоит, всё можно легко и просто объяснить. Любое СМИ (если оно не принадлежит государству) является коммерческим предприятием, а цель любого предприятия – прибыль. Вот и приходится выполнять запросы клиента (зрителя или читателя), давая ему только тот товар (информацию), которая ему нравится. А вот от таких непопулярных тем, как вегетарианство, лучше держаться подальше. Себе же дороже выйдет. Но не всё так плохо, как кажется. С ростом популярности вегетарианства в обществе появляются и специализированные СМИ. В зарубежных странах подобных изданий уже достаточно много («VegNews Magazine», «Vegetarian Times», «Vegan Magazine», «Animal People Magazine», «Vegetarian Living»), в России пока всего несколько («Vegetarian», «Go-veg», «Veganway»). Но помимо печатных и интернет изданий существует и ряд групп и страниц в социальных сетях о вегетарианстве («Первый вегетарианский», «Я вегетарианец», «Вегетарианство и сыроедение»), которые также с лёгкостью можно отнести к СМИ. А примерно год назад в России запустили и Википедию, посвященную вегетарианству («VegWiki»). Хорошим источником информации также являются порталы и издания о йоге. И здесь сайт «Oum.ru» представляется ярким примером подобного портала, так как содержит значительное количество материала, посвященного данной теме. 

Напоследок приведу несколько полезных для вегетарианского просвещения рекомендаций. Данные рекомендации основаны на результатах общих социально-психологических исследований и были опубликованы в книге Ника Куни «Веганомика». Надеюсь, данные советы помогут преуспеть вам в деле вдохновения окружающих на вегетарианство. 

• Пишите просветительские материалы для уровня шестиклассника. Это помогает людям проще понимать и запоминать информацию.

• Пользуйтесь историями о конкретных животных или людях. Такие истории западают в память и в сознание лучше, чем факты и цифры.

• Используйте посылы о «социальных нормах». Рассказывайте о том, что миллионы людей уже стали вегетарианцами и что люди едят всё меньше и меньше мяса год за годом. Упоминайте знаменитостей, которые стали вегетарианцами. Посылы о социальных нормах чрезвычайно эффективны для изменения поведения людей.

• Используйте общепризнанные привлекательными образы физически подтянутых и счастливых людей, которым очень хорошо от того, что они вегетарианцы. Результаты исследований показывают, что подобные образы делают посыл более вдохновляющим. Изображайте мужчин-вегетарианцев очень мужественными, чтобы разрушить стереотипы.

• Связывайте вегетарианство с универсальными ценностями, разделяемыми вашей аудиторией. Эти ценности могут включать патриотизм, свободу, религиозные воззрения, самосовершенствование и поиск счастья.

• Уточняйте, что отказ от мяса — это персональный выбор, который люди делают сами. Они охотнее меняются, когда подчеркивается их свобода выбора.

• Используйте цитаты из работ врачей, ученых, ветеринаров, диетологических организаций, ведущих газет и журналов. Посыл представляется более убедительным, когда он исходит от людей, воспринимаемых, как вышестоящая инстанция.

• Поощряйте людей ставить конретную цель для перемен. Когда это возможно, помогайте им принимать решение того или иного рода. Эти две практики помогают людям добиваться цели и не останавливаться на достигнутом.

• Используйте довольно откровенные изображения страданий животных. Однако эти изображения не должны быть настолько откровенными, что будут отпугивать людей. Графические изображения в сопровождении посыла о том, как исправить ситуацию, помогают людям проще воспринимать информацию и меняться с большей охотой.

• Придерживайтесь принципа о том, что информация должна подаваться в сжатых формах и повторять главную мысль красной нитью. Не перегружайте людей фактами. Это поможет им проще впитывать ваш посыл.

• Отмечайте для людей тот факт, что отказ от мяса соответствует тому, кем эти люди уже являются и во что они уже верят. Доносите до них мысль о том, что эта перемена укладывается в их представления о том, кем они хотят стать. Люди более склонны к переменам, когда эти перемены совпадают с представлениями человека о себе и его планами на жизнь.

• Воздерживайтесь от обвинений. Посылы с укором вызывают у людей меньше желания меняться. Не будет проблемой, если они испытают чувство вины, узнав о том, какому обращению подвергаются животные на предприятиях, но не следует напрямую говорить им, что это их вина.

• Сообщайте людям о том, какое количество животных они спасут, отказавшись от мяса или даже сократив его потребление. Люди более склонны делать что-то, когда они знают, что это принесёт конкретные результаты.

• Делайте привлекательные дизайны и шрифты для вегетарианских материалов, чтобы ваш посыл был более доходчивым. Используйте эмоциональные, а не философские аргументы. Философские аргументы оказываются куда менее убедительными для большинства людей.

• Фокусируйтесь на изменении поведения людей, а не просто их отношения к вопросу. Для многих существует огромная разница между мнением и поведением.

• Воздерживайтесь от повторения и распространения мифов о вегетарианстве. Многих людей они запутают, плюс они запомнят мифы, как правду.

• Не сообщайте людям заранее, к чему вы хотите их побудить. Сначала заинтересуйте их тем, что вы говорите. Люди, которые заранее знают, что вы пытаетесь их в чем-то убедить, немедленно начинают искать контраргументы.

• Вдохновляйте людей идти на перемены, которые важны, но которые они могут себе представить, как достижимые. Оперируйте подходами и посылами, которые призваны создавать наибольшие перемены и помочь наибольшему числу животных. Воздерживайтесь от примитивного следования подходам, которые наиболее просты для вас, или посылам, которые наилучшим образом выражают то, во что вы верите. 

Автор статьи Алексей Перерва