Ступа — символ природы ума

Различные виды ступ

Так как с течением времени возникли большие различия в формах ступ, человек по имени Бишукама в тексте "Цуктор Дриме Гье Чунг" установил определённые правила для различных форм. Большинство форм связаны с событиями из жизни Будды. Есть четыре главных и четыре второстепенных места, из которых Будда распространял своё учение. Важнейшие восемь видов ступы непосредственно связаны с этими местами. 

Будда советовал своим ученикам, чтобы они после его ухода в паринирвану посещали четыре главных места, а именно: Лумбини, Бодхгайя, Сарнатх, Кушинагара, и делали там подношения, чтобы очищаться от своих завес.

9a7183a18bd820a97c3341c3cb853409.jpg

Итак, объясним восемь видов ступы в том порядке, в каком они связаны с жизнью Будды:

1. Ступа лотоса. Она была построена при жизни Будды и стояла в Лумбини. Главная часть имеет форму лотоса и символизирует рождение Будды. 

2. Ступа Просветления, или ступа Победы над всеми препятствиями. Она была построена Дхарма-королём Бимбисарой в Бодхгайя после Просветления Будды. Вечером перед Просветлением Будда Шакьямуни устранил последние тонкие завесы и препятствия в уме. Это также отражено в значении этой формы. 

3. Ступа мудрости, или также ступа 16 ворот. Она была построена в связи с первыми поучениями Будды, которые он дал в Сарнатхе (Варанаси) - о "Четырёх благородных истинах". 

4. Ступа чудес. Будда переубедил последователей неправильных взглядов с помощью чудес. Эта форма была построена человеком по имени Лисаби в Шравасти. 

5. Ступа схождения с небес Тушита. Будда дал поучения своей матери в мире богов на небесах Тушита. Схождение из этого мира символизируется многими ступенями этой ступы, которая возникла в Шанкасе. 

6. Ступа примирения, или ступа единства. Девадатта, двоюродный брат Будды, создавал трудности внутри сообщества практикующих. В связи с примирением была сооружена эта ступа в Раджгире. 

7. Ступа совершенной победы. Незадолго до своей смерти Будда продлил свою жизнь по просьбе учеников на 3 месяца. Это произошло в Вайшали. 

8. Ступа паринирваны. Эта форма символизирует вхождение в паринирвану в Кушинагаре. Главная часть имеет форму колокола, и это символ совершенной мудрости Будды. 

ступа Кушинагар.jpg

Важнейшая форма из всех восьми – ступа Просветления. Она символизирует цель буддийского пути – узнавание собственного ума, полное Просветление. Это означает освобождение от всех мешающих чувств, как и от тенденции их иметь, и раскрытие всех способностей ума, особенно совершенной мудрости Будды. Она является одновременно символом преодоления всех препятствий, всех завес. 

У всех восьми ступ нижняя часть до львиного трона и верхняя часть после колец одинаковы. Середина имеет разные формы. В случае ступы лотоса, например, она состоит из лотосов. 

Символика ступы Просветления 

1. Драгоценная ваза. В основание ступы вливается драгоценная ваза. Она означает восемь сулящих счастье знаков, но главным образом символизирует неисчерпаемые качества тела Будды. 

2. Основная плоскость. Это плоскость, "удерживающая Землю". Символизирует десять позитивных действий тела, речи и ума. 

3. Три ступени над основной плоскостью. Эти три ступени символизируют Три Драгоценности - прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. 

4. Львиный трон. Выше трёх ступеней находится высокий квадратный блок, представляющий трон. На нём часто изображены снежные львы. Этот так называемый львиный трон символизирует непобедимость Дхармы, четыре вида бесстрашия Будды. 

5. Малый и большой лотосы. Следующие два уровня представляют малый и большой лотос. Они символизируют шесть освобождающих действий (парамит), а именно: щедрость, этику, терпение, усердие, медитативное сосредоточение и мудрость. 

6. Квадратная поверхность трона. Она состоит из большой квадратной плиты. Четыре угла символизируют четыре неизмеримых: неизмеримую любовь, неизмеримое сочувствие, неизмеримую радость и неизмеримую равностность. 

Будда-аспекты сидят преимущественно на львином троне, лотосе, солнечном и лунном диске. Таково и здесь значение этого основания. После того, как у человека развивается внимательность по отношению к своим действиям и тем самым он принимает на себя ответственность за свою собственную жизнь, он обращается к Прибежищу и развивает Просветленный Настрой ума. Это есть основание для начала практики Дхармы. Следующая часть, от первой ступеньки над троном до вершины ступы, символизирует так называемые Пять Путей. 

ступа.jpg

Пять Путей 

Всё развитие, начиная с первого контакта с освобождающим учением и до полного Просветления, может быть описано как Пять Путей: Путь Накопления, Путь Соединения, Путь Видения, Путь Медитации и Путь Без Учения. Эти Пять Путей можно объяснить в соответствии либо с Малой Колесницей, либо с Великой. Люди, которые обладают потенциалом Махаяны, развили Просветлённый Настрой и очищаются от завес в уме, движутся по Пути Накопления в Великой Колеснице. 

7. Первая ступенька над троном. Символизирует малый Путь Накопления. Она показывает "Четыре вида внимательного рассмотрения" - внимательность к телу, к чувствам, к мыслям и ко внешним явлениям. 

8. Вторая ступенька над троном. Символизирует средний Путь Накопления. Здесь должны быть осуществлены "Четыре вида совершенного отказа", что означает: 1) отказаться от всех негативных действий; 2) не забывать об этом; 3) совершать позитивные действия; 4) постоянно их умножать. 

9. Третья ступенька над троном. Символизирует большой Путь Накопления и состоит из "Четырёх чудесных опор": поворота к Дхарме, непоколебимой выдержки, однонаправленной концентрации и точного исследования. 

10. Четвёртая ступенька над троном. Представляет Пять Способностей на Пути Соединения: доверие, усердие, внимательность, медитативную концентрацию и мудрость. 

11. Неизменная основа, поддерживающая вазу. Символизирует Пять Сил на Пути соединения, которые выражают полное развитие Пяти Способностей предыдущей ступени. 

Ступа 1.jpg

12. Ваза. Символизирует Семь Ветвей Пробуждения на Пути Видения: глубокую внимательность, глубокое распознавание явлений, глубокое усердие, глубокую радость, глубокий навык, глубокую медитацию и глубокую уравновешенность. В Великой Колеснице это равнозначно достижению первой ступени Бодхисаттвы. 

13. "Тре" над вазой (квадратная поверхность для вершины ступы). Эта часть соответствует промежутку от второй до десятой ступени Бодхисаттвы. "Тре" указывает на "Восьмеричный Путь Благородных" на Пути Медитации: правильный взгляд, правильное понимание, правильную речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное усилие, правильную внимательность и правильное медитативное сосредоточение. 

14. Древо жизни (оно внутри ступы и его не видно). Это центральный стержень ступы. Древо символизирует "Десять видов трансцендентального знания", различные аспекты мудрости Будды. На Пути Без Учения достигается полное Просветление: 

15. Тринадцать колец символизируют "Десять Сил", то есть десять аспектов мудрости Будды плюс "Три существенных воспоминания" - то есть знание трёх времён, прошлого, настоящего и будущего. 

16. Зонт и его соединительная деталь. Этот зонт, который является одним из восьми сулящих счастье символов, означает преодоление всех страданий. 

17. Гирлянды (царацак). Они – украшение всех возвышенных качеств состояния Будды. 

18. Луна. Символ относительного Просветлённого Настроя и мудрости Будды. 

19. Солнце. Символ неограниченного сочувствия ("подобного лучам солнца") и абсолютного Просветлённого Настроя. 

20. Драгоценный камень. Символизирует неразрушимую природу ума и исполнение всех желаний, ясный свет ума. 

21. Статуя Будды (в вазе). Она показывает познание природы ума на Пути Видения и полное освобождение из круга перерождений.

Различные формы и виды ступ 

С распространением Буддизма из Индии (в основном через торговые пути, пролегавшие вдоль Шелкового пути) ступы стали сооружаться за ее пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены великолепные ступы различных форм. Ступы также проникли в Китай, Корею и Японию, Тибет, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию. Часто, приходя в новую часть Азии, ступы принимали несколько иную форму или и обретали свои особые архитектурные черты. Это было связано с формой буддизма, практиковавшегося в данной местности, а также с национальными архитектурными стилями. 

ступа 2.jpg

В Тибете соблюдались строгие, детально разработанные архитектурные каноны для восьми сутрических ступ, наибольшее внимание уделялось внутреннему наполнению ступ. Тибетские ученые, опираясь на древние индийские тексты, письменно зафиксировали четкие пропорции и форму тибетских ступ. Этих стандартов они придерживаются и сегодня, считается, что они исходят непосредственно от Будды.

 Именно такие совершенные ступы строятся сейчас в западной части мира. Особое место среди тибетских ступ занимает ступа Калачакры, она относится не к сутре, а тантре, впервые она была построена королем Ашокой в Амаравати (Дханьякатакам), Индия. В Ваджраянских источниках говорится, что в этом месте Будда дал поучения и провел церемонию Калачакры. Буддийский монах Тараната писал: «В полнолуние месяца Чайтра в год, следующий за его просветлением, у Великой ступы Дханьякатака Будда проявил мандалу «Блистательных Лунных Дворцов» (Калачакры)». Поскольку Тантра Калачакры стала очень популярна среди тибетцев, в Тибете было построено несколько таких ступ, их формы и пропорции также четко регламентированы.

Ступа.jpg

 В настоящее время известно о существовании примерно десяти ступ Калачакры в мире, некоторые из них находятся на Западе. В Китае роль ступ выполняли постройки особенной формы - пагоды, послужившие образцом для буддийских сооружений во Вьетнаме, Корее и Японии. Китайские пагоды не точно придерживались тибетских канонов ступ и больше ориентировались на внешние украшения и цвета. Возведенные на вершинах гор и на берегах рек буддийские пагоды не только символизировали учение Будды, но и становились украшением окружающего ландшафта, служили объектами созерцания. Гармонично сочетаясь с окружающими их горами и реками, они образовывали единый природно-рукотворный пейзаж. Хорошим примером тому служит знаменитая пагода Лэйфэнта в Ханчжоу (провинция Чжэцзян), возведенная на вершине холма Наньпиншань, на берегу озера Сиху. 

Постройка относится к типу «пагоды в форме терема». Ее старинное описание звучит как: «высокая пагода возвышается ярус за ярусом, пагода в тысячу чи стоит на плоской вершине». В Таиланде, Бирме и других странах Юго-восточной Азии, где распространен буддизм Тхеравады, ступы получили распространение в совмещенном виде: храма - пагоды. В некоторых странах буддизма Тхеравады понятия пагоды и ступы означают храм, в других пагоды и ступы отличают друг от друга. Обычно формы тайских и бирманских ступ – конусообразные, с более скошенными углами. Часто их красят в золото или украшают блестящей плиткой. 

Одной из самых известных пагод такого типа является Шведагон — 98-метровая позолоченная ступа в Янгоне, Мьянма. Самая почитаемая в Бирме пагода по преданию содержит реликвии четырех Будд: посох Кракуччхандхи, водяной фильтр Канакамуни, часть туники Кашьяпы и восемь волос Шакьямуни. Самые известные ступы в Непале – Боднатх и Сваямбху. Обе они расположены в Катманду и по архитектуре они отличаются от тибетских ступ. Хотя верхняя часть ступы Боднатх также состоит из колец (в данном случае квадратных в сечении) и зонта, нижняя часть представляет собой тибетскую мандалу в несколько ступеней. Согласно тибетской легенде ступа Боднатх была построена во времена третьего Будды Кашьяпы птичницей Шамварой и ее четырьмя сыновьями, непальские источники говорят о том, что она была построена в 6-м, 7-м веках нашей эры. 

ступа сваямбунатх.jpg

Также тибетского Дхарма-короля Трисон Децена часто связывают со строительством этой ступы. Ступа Сваямбху расположена на холме в долине Катманду. По легенде на когда-то на этом холме из лотоса самопроизвольно возникла хрустальная ступа после того, как Будда Манжушри прорубил мечом скалы, удерживающие воду в озере, которым была прежде долина Катманду. Позже на этом месте была построена ступа. По другим источникам, король Ашока посетил это место в 3-м веке до н.э. и построил здесь храм, а ступа в более-менее современном виде была построена в начале 5-го века нашей эры. С тех пор – это одно из самых почитаемых буддистами и индуистами мест в Гималаях. Традиционно на ступах, построенных в непальском стиле, на квадратной части под тринадцатью кольцами, изображаются глаза Будды. В целом, символика формы ступы соотносится с телом Будды в позиции медитации: основание ступы — скрещенные ноги; полусферическая часть — торс; реликварий над ней — голова; шпиль — ушниша; луна, солнце, бинду — тройное украшение прически Будды. Как раз глаза приходятся на уровень под шпилем с кольцами. Эти всевидящие глаза, смотрящие на четыре стороны света, характеризуют состояние Будды, характеризуемое всеведением, что и символизируется в облике ступы. В Тибете, Бутане и некоторых других местах получили распространение также «упрощенные» ступы, в архитектуре которых не видно четких пропорций и всех элементов восьми традиционных ступ. Эти ступы больше походят на небольшие домики без двери, на крыше которых расположен еще один «домик» с Будда-аспектом. Иногда сверху добавляется традиционный шпиль с тринадцатью кольцами.

Польза строительства и обхождения ступы 

Главное назначение строительства ступы в том, чтобы помогать существам очищаться от негативных впечатлений и вместо этого увеличивать позитивные впечатления, вследствие чего возрастают заслуги и мудрость. Всё это - предпосылки для достижения высочайшего Просветления. Когда ступа, неважно какого размера, строится с чистым намерением, то вследствие этого очищаются препятствия, обретаются чистое видение, мудрость и прочие высочайшие качества. Мотивация должна быть направлена на следующие моменты: 

1. На сохранение Дхармы Будды, освобождающего учения. 

2. На ограниченное временными рамками и окончательное благо для всех существ. 

3. На всеохватывающую Будда-активность совершенного Учителя. 

4. На очищение завес и развитие всех качеств практикующих. 

Те, кто живут вблизи ступы, могут делать простирания, благопожелания, поклоны и подношения. Проходящие или проезжающие мимо могут пережить неожиданную вспышку ясности в уме. Даже тот, на кого упадёт тень ступы, накапливает тем самым большую заслугу. 

ступа.jpg

Отвечая на вопрос Шарипутры, Будда дал следующие объяснения: "Вот польза, которую получает тот, кто обходит ступу. Свободный от восьми неблагоприятных условий, он переродится в благородной семье и будет владеть большим богатством. Свободный от таких мешающих чувств, как жадность, он сможет радостно упражняться в щедрости. Он будет привлекательным, у него будет хорошая кожа, и другие счастливы будут его видеть. Он будет иметь власть над миром и будет королём Дхармы. Он будет всегда удачливо перерождаться и чувствовать вдохновение от учения Будды. По завершении практики он будет демонстрировать великие чудеса и обретёт 32 чистых знака и 80 признаков физического совершенства тела Будды". 

Это только некоторые виды заслуги, происходящие от обхождения ступы. Можно было бы назвать ещё много других. Даже прикоснувшись к ступе или посмотрев на неё, получая поучения о её качествах или вспоминая о ней, проходя через её тень или соприкоснувшись с ветром, веющего от неё, можно стать счастливым в этой жизни и достичь в будущем окончательного пробуждения. 

Манфред Зегерс. Перевела с немецкого Елена Демидова (БЦ "КЛЛ С.-Петербург") Редакция - Вагид Рагимов.