Самураи — защитники коров

samurai1.jpg
Если бы вам сказали, что ни одна страна, кроме Индии, не защищала коров так, как Япония, вы бы, наверняка, не поверили этим словам. Современная Япония известна как страна с высоким потреблением мяса, однако эта тенденция существует на протяжении только последних 150 лет, и развилась она в следствие американского воздействия. В традиционной японской культуре корова являлась почитаемым животным, и главными защитниками священных коров были самураи!

По стопам Будды


Почитание коров связано с распространением буддизма за пределами Индии. Пройдя через территории Китая и Кореи к 552 году н.э. буддизм «пересек» границы японских островов.

Столетие спустя японский император Тенму официально в 675 году н.э. запретил употребление в пищу мяса четвероногих, включая коров, лошадей, собак, обезьян, а также домашней птицы. Принц Тенму был младшим и наименее вероятным из возможных наследников трона императора, но, дабы избежать любых притязаний на трон, он с семьей был сослан своим старшим братом в изгнание, которое Тенму провел в монашестве в горах. После скорой смерти старшего брата, Тенму собрал армию и отвоевал себе трон. С 672 года Тенму был признан новым императором. Последующие поколения правителей регулярно подтверждали эдикт, запрещающий употребление мяса, и к 10 веку этот закон повсеместно устранил поедание мясной пищи. 

В Китае и Корее буддистские монахи в своих правилах питания также придерживались принципа «ахимсы» (ненасилия), но это не распространялось на остальное население страны. Тем временем, в Японии император очень серьезно относился к своему долгу – привести подданных к учению Будды. Убийство млекопитающих считалось очень серьезным грехом. Различалась также степень греховности проступка. Убить дикое животное было злом, но убить домашнее животное, выращиваемое с рождения, приравнивалось к отвратительному проступку. Буддизм и местная религия Синто рассматривали поедание мяса как нечистое действие. Периодически, тем не менее, люди либо от необходимости или под влиянием своих слабостей употребляли в пищу рыбу, дикую птицу или лесную дичь. Куры и петухи считались священными. Им было дозволено свободно бродить на территории синтоистских храмов и созывать верующих к молитве.

В период Хэйан (в переводе с яп. «мир» или «спокойствие»), с 794 по 1185 гг., который в свою очередь также подразделяется на отдельные эпохи, появились две новые буддистские школы: Тэндай и Сингон. Основатели обеих школ – монахи, путешествовавшие в Китай и принесшие духовное знание. Утверждалось: «Все живые существа содержат в себе свет и частичку природы Будды и могут достичь просветления». В книге законов и традиций того времени предписывалось в качестве наказания за употребление в пищу мяса голодать в течение трех дней, а также запрещалось смотреть на изображение Будды.

В дальнейшем Исэ Шринэ ввел более строгие правила, согласно которым съевший мясо обязан был голодать на протяжении 100 дней; тот, кто ел с ним вместе, обязан был воздержаться от пищи 21 день; тот, кто ел вместе с тем, кто ел с тем, кто ел мясо, не должен был прикасаться к еде 7 дней. То есть, существовало три уровня осквернения насилием, связанным с мясом.

У японцев не существовало привычки пить молоко. Примеры использования сливок и масла в качестве платежного средства очень редки. Рогатый скот применялся как рабочая сила на рисовых полях. Коровы действительно находились под государственной охраной и могли свободно бродить по королевским садам. Конечно, природные условия японских островов не позволяли иметь обширные пастбища для выпаса и массового размножения скота, некогда завезенного (приблизительно во 2 в.) в страну с материка, и это, несомненно, также повлияло на роль коровы и значимость молочных продуктов в рационе питания.

Однако до нас дошли сведения о молочном продукте «дайго» (в современном японском – «дайгоми»), что означает «самая лучшая часть». Вероятнее всего это аналог масла гхи, упоминание о котором содержатся в Нирвана Сутрах: «От коровы – свежее молоко, из свежего молока – сливки, из сливок – свернувшееся молоко, из свернувшегося молока – масло, из масла – гхи (дайго)».

Другим молочным продуктом был «раку». Его готовили из молока и сахара, уваривая до твердого состояния. Раку считался одним из видов сыра, хотя больше о был похож на бурфи. В эпоху отсутствия холодильников подобный способ позволял сохранять и транспортировать молочный белок. Стружку раку ели, добавляли в горячий чай, а также торговали ею.

Пришествие иностранцев


К 16 в. Япония была политически разделена между отдельными правителями и подвержена междоусобным войнам. 15 августа 1543 года к Нагасаки прибыли португальские миссионеры-иезуиты. Существует мнение, что, дабы ослабить могущество буддистских монастырей, некоторые военные региональные правители Японии (Ода Нобунага и Отомо Сорин) покровительствовали португальцам и разрешили им строительство первой христианской церкви в 1576 году в Киото. Иезуиты столкнулись с совершенно чуждой культурой не только в отношении языка и письменности. Для европейцев средневековья, принимавших ванны раз в несколько месяцев, ежедневные омовения самураев были в диковинку, как и манера письма не слева направа, а сверзу вниз. Дисциплина самураев в сочетании с их примитивным оружием и многое другое требовали изучения и наблюдения.

Король Португалии разрешил своим миссионерам осуществлять торговлю. Японцев заинтересовали португальские ружья, и поток всех видов торговых сделок через Нагасаки обогатил местных купцов. Началась торговля людьми. Японских женщин в обмен на порох массово вывозили в Португалию и даже сдавали их в рабство другим рабам – африканцам. Европейцам на территории Японии разрешалось убийство животных «для подержания здоровья», но это разрешение постепенно стало распространяться и на местное население. Японское слово «waca» произошло от португальского «vaca».

Новым социальным классом тогда был «эта» («обилие грязи»). Нечистые люди, профессией которых была уборка мертвых туш. Коров не убивали, но представителям этого сословия разрешалось производить и продавать товары из кожи умерших своей смертью коров. Это сословие находилось в самом низу социальной лестницы.

Отдельные японские правители не препятствовали ни выгодной торговле, ни «новым» привычкам питания, ни объявлению буддистских храмов языческими и не священными. За несколько десятков лет в христианство было обращено около 300 тыс японцев.

Однако вскоре сёгуны стали видеть в вере иностранцев угрозу. Могущественный генерал и самурай Тойотоми Хидэёси был против европейского порочного влияния и приказал иезуитскому священнику Гаспару Коэльо исполнить ультиматум из 11 пунктов, основные требования которого были: прекращение работорговли и возвращение всех вывезенных в рабство японцев; запрет на употребление в пищу мяса; запрет убивать коров и лошадей; восстановление репутации буддистских храмов; запрет миссионерства. 

Это событие имело место в 1587 году. В 1598 году со смертью бравого генерала его дело продолжил самурай Токугава Иэясу, основавший феодальное военное правительство. К 1614 году португальцы и христианство были изгнаны из Японии. Поедание мяса ассоциировалось в тот период времени с работорговлей, религиозным осквернением и политическим низложением. Многие японцы были вынуждены доказывать свою непричастность к христианству. 

С 1641 по 1853 годы была установлена Сакоку – политика самоизоляции Японии (с яп. буквально «страна на цепи»), проводимая сёгунами из рода Токугава. Характеристика этого двухсотлетнего периода неоднозначна. Кто-то утверждает, что это время репрессий и жесткого контроля, а кто-то называет периодом политической стабильности, "золотым веком", позволившим сохранить аутентичную культуру страны.

Возвращение варваров


В 1853 году четыре военных американских корабля, дышащих черным дымом, во главе с коммодором Перри заблокировали бухту Эдо, перекрыли снабжение страны продовольствием, посеяв тем самым панику среди японских жителей.

Это стало началом нового политического кризиса в Японии, которая к 19 веку была технически отсталым государством в сравнении с США. Японцы вынуждены были принять условия торговых договоров сначала с американцами, а затем и с голландцами, и с русскими. 

В 1856 году в городе Симода небольшой буддистский храм Гёкусендзи был выделен под первое консульство США, возглавляемое генеральным консулом Таунсендом Харрисом.

За 1 200 лет в Японии не была убита ни одна корова.

В 1856 году генеральный консул Таунсенд Харрис привел в консульство корову и забил ее на земле храма. Затем он, вместе со своим переводчиком Хендриком Хеускеном, пожарил ее мясо и употребил его вместе с вином.

Это происшествие стало причиной больших волнений в обществе. Фермеры в страхе стали прятать своих коров. В конечном счете Хеускен был убит ронином (самураем, не имеющим хозяина), возглавлявшим кампанию против иностранцев.

Но действие было совершено – они убили самое священное для японцев животное. Как говорят, это было действие, с которого началась современная Япония. Внезапно «старые традиции» вышли из моды, и японцы смогли избавиться от своих «примитивных» и «отсталых» методов. Чтобы увековечить это происшествие, подле храма в 1931 году был воздвигнут мемориал, обозначающий место убийства первой коровы в Японии. Утверждается, что съедена эта корова была консулом Харрисом и его переводчиком. Храм стал известен под названием «Храм забитой коровы».

С тех пор стали появляться бойни, и где бы они ни открывались, возникала паника. Японцы чувствовали, что это оскверняет районы их проживания, делая их нечистыми и неблагоприятными.

К 1869 году японское Министерство Финансов учредило «гуйба каиша» – компанию, занимающуюся продажей говядины иностранным торговцам. Затем, в 1872 году, Император Мейджи принял закон Никуджики Сайтай, который принудительно отменил два главных ограничения для буддистских монахов: он позволил им жениться и есть говядину. Следом, в том же году, Император публично объявил, что он сам любит есть говядину и баранину.

18 февраля 1872 года десять буддистских монахов пошли на штурм Императорского дворца, чтобы убить Императора. Пять монахов были убиты выстрелами. Они заявляли, что мясоедение «уничтожает души» японского народа и должно быть остановлено. Это известие скрыли в Японии, но сообщение о нем появилось в британской газете «Таймс».

Затем Император расформировал военный класс самураев, заменив их призывной армией по западному образцу, и стал закупать современное оружие из США и Европы. Множество самураев лишились статуса всего за одну ночь. Теперь их положение было ниже положения торговцев, которые зарабатывали себе на жизнь новой торговлей.

Мясной маркетинг в Японии


С публичным заявлением Императора о любви к мясу, мясо было принято интеллигенцией, политиками и торговым классом. Для интеллигенции мясо позиционировалось как признак цивилизованности и современности. Политически мясо рассматривалось как способ создать сильную армию – создать сильного солдата. Экономически торговля мясом ассоциировалось с богатством и процветанием для торгового класса.

Но основное население все еще относилось к мясу как к нечистому и греховному продукту. Но процесс продвижения мяса в массы начался. Одна из техник – изменить название мяса – позволяла избежать понимания, что это есть на самом деле. Например, мясо хряка было названо «ботан» (цветок пиона), оленина – «момиджи» (клен), а конина – «сакура» (вишневый цвет). Сегодня мы видим похожий маркетинговый ход – Хэппи Милс, МакНаггетс и Вуперс – необычные названия, скрывающие насилие.

Одна компания, торгующая мясом, в 1871 году провела рекламную кампанию:
«В первую очередь, распространенное объяснение нелюбви к мясу заключается в том, что коровы и свиньи настолько крупные, что их забой невероятно трудоемок. А кто больше, корова или кит? Никто не против того, чтобы есть мясо кита. Жестоко ли убивать живое существо? А вскрывать спинной хребет живого угря или отрезать голову живой черепахе? Действительно ли мясо и молоко коровы грязны? Коровы и овцы едят только зерна и траву, тогда как паста из вареной рыбы, найденная в Нихонбаши, сделана из акул, которые попировали тонущими людьми. И хотя суп, сделанный из черной порги [морской рыбы, распространенной в Азии], восхитителен, он сделан из рыбы, которая ест человеческие экскременты, сброшенные кораблями в воду. В то время, как весенняя зелень без сомнения ароматна и очень вкусна, я предполагаю, что моча, которой ее удобряли позавчера, полностью впиталась в листья. У говядины и молока неприятный запах? А маринованные внутренности рыбы разве не пахнут также неприятно? Перебродившее и высушенное мясо щуки несомненно пахнет намного хуже. А маринованные баклажаны и редька дайкон? Для их маринования используется «дедовский» метод, согласно которому личинки насекомых смешиваются с рисовым мисо, которое потом и используется как маринад. Разве проблема не в том, что мы исходим из того, к чему мы привыкли, а к чему нет? Говядина и молоко очень питательны и чрезвычайно хороши для тела. Это основные продукты питания для жителей Запада. Мы, японцы, должны открыть глаза и начать получать то благо, которое заложено в говядине и молоке».

Постепенно люди начали принимать новую концепцию.

Цикл уничтожения


Последующие десятилетия стали свидетелями того, как Япония наращивала как военную мощь, так и мечты об экспансии. Мясо стало основным продуктом в диете японских солдат. Хотя масштабы последующих войн слишком велики для этой статьи, мы можем сказать, что на счету Японии множество злодеяний по всей Юго-Восточной Азии. Когда война подходила к концу, Соединенные Штаты, которые однажды стали поставщиком оружия в Японию, сделали последний штрих самым разрушительным оружием в мире.

16 июля 1945 года в Аламогордо, штат Нью Мексико, было испытано первое атомное оружие под кодовым названием «Тринити». «Отцу атомной бомбы» Д-ру Дж. Роберту Оппенгеймеру в тот момент вспомнились слова из Бхагавад-Гиты, текст 11.32: «Теперь Я стал смертью, разрушителем миров».

Затем военные США нацелились на Японию. За годы войны большинство городов Японии уже было разрушено. Президент Труман выбрал две цели – Хиросима и Кокура. Это были города, еще нетронутые войной. Сбросив бомбы на эти две цели, США смогли бы получить ценные результаты «испытаний» их воздействия на здания и людей, а также сломить волю японского народа.

Три недели спустя, 6 августа 1945 года, бомбардировщик «Энола Гэй» сбросил на южную часть Хиросимы урановую бомбу под названием «Малыш». Взрывом было убито 80,000 человек, еще 70,000 умерли в последующие недели от ранений.

Следующей целью был город Кокура, но пришедший тайфун задержал вылет. Когда погода улучшилась, 9 августа 1945 года, по благословению двух священников в самолет был загружен «Толстяк» – плутониевое атомное оружие. Самолет поднялся с острова Тиниан (кодовое имя «Понтификат») с приказом провести бомбометание на город Кокура только при визуальном контроле.

Пилот, майор Чарльз Суини, пролетел над Кокурой, но из-за облаков город не было видно. Он зашел еще на один круг, снова не смог увидеть город. Топливо подходило к концу, он был на вражеской территории. Он сделал последнюю третью попытку. Снова облачность не позволила ему увидеть цель.

Он приготовился вернуться на базу. Затем облака расступились, и майор Суини увидел город Нагасаки. Цель была в прямой видимости, он отдал приказ сбросить бомбу. Она упала в долину Ураками города Нагасаки. Пламенем подобным солнцу было мгновенно убито более 40,000 человек. Погибших могло быть намного больше, но холмы, окружавшие долину, защитили большую часть города за ее пределами.

Так было совершено два величайших военных преступления в истории. Старые и молодые, женщины и дети, здоровые и немощные – все были убиты. Никому не было пощады.

В японском языке появилось выражение «удачлив как Кокура», означающее неожиданное спасение от полного уничтожения.

Когда стали известны новости об уничтожении Нагасаки, двое священников, благословивших самолет, были шокированы. Оба Отец Джордж Забелка (католик) и Вильям Дауни (лютеранин) позже отвергли все формы насилия.

Нагасаки был центром христианства в Японии, а долина Ураками была центром христианства в Нагасаки. Спустя почти 396 лет с того дня, как Франциск Ксаверий впервые прибыл в Нагасаки, христиане убили больше своих последователей, чем любой самурай за более, чем 200 лет их преследования.

Позже генерал Дуглас МакАртур, верховный главнокомандующий союзными оккупационными войсками в Японии, убедил двух американских католических епископов, Джона О’Хара и Майкла Реди, отправить «тысячи католических миссионеров» единовременно, чтобы в течение одного года «заполнить духовный вакуум, созданный таким поражением».

Последствия & Современная Япония
2 сентября 1945 года японцы официально капитулировали. В годы оккупации США (1945-1952) верховный главнокомандующий оккупационными войсками запустил программу школьных обедов под управлением Министерства сельского хозяйства США, чтобы «улучшить здоровье» японских школьников и привить им вкус к мясу. К концу оккупации количество участвовавших в программе детей выросло с 250 тысяч до 8 миллионов.

Но школьников стала одолевать таинственная болезнь. Некоторые опасались, что это результат остаточной радиации от атомных взрывов. На телах школьников стала появляться обильная сыпь. Однако американцы вовремя поняли, что у японцев аллергия на мясо, а крапивница была ее результатом.

За минувшие десятилетия импорт мяса в Японию возрос так же, как и масштабы индустрии местных скотобоен.

В 1976 году Американская федерация экспортеров мяса начала маркетинговую компанию по продвижению американского мяса в Японии, продолжавшаяся до 1985 года, когда была начата Целевая программа содействия экспорту (TEA). В 2002 году федерацией экспортеров мяса была запущена кампания «Желанная говядина», а за ней, в 2006 году, кампания «Нам не все равно». Частно-публичные отношения между Министерством сельского хозяйства США и Американской федерацией экспортеров мяса сыграли существенную роль в продвижении употребления в пищу мяса в Японии, принеся тем самым миллиарды долларов индустрии скотобоен в США.

Текущую ситуацию отражает недавний заголовок в «McClatchy DC» от 8 декабря 2014 года: «Высокий спрос Японии на язык коровы стимулирует американский экспорт».

Заключение

Исторические свидетельства показывают нам, какие техники использовались для продвижения мясоедения:

  • Обращение к статусу религиозного/иностранного меньшинства;
  • Целевое вовлечение высших классов;
  • Целевое вовлечение низших классов;
  • Маркетинг мяса с использованием необычных названий;
  • Создание имиджа мяса как продукта, символизирующего современность, здоровье и богатство;
  • Продажа оружия для создания политической нестабильности;
  • Угрозы и акты военных действий для создания свободной торговли;
  • Полное уничтожение & создание новой культуры, поддерживающей употребление мяса в пищу;
  • Создание программы школьных обедов, чтобы научить детей есть мясо;
  • Использование торговых сообществ и экономических поощрений.
  • Древние мудрецы понимали тонкие законы, которые управляют вселенной. Насилие, присущее мясу, сеет семена будущих конфликтов. Когда вы видите, что используются эти техники, знайте – пралайя (уничтожение) не за горами.
  • А когда-то Японией управляли величайшие защитники коров – самураи…

Перевод: Ксения Вознюк и vegetarian.ru