Измени себя — изменится Мир вокруг
Логотип клуба OUM.RU

Эгоизм индивидуальный, корпоративный, национальный и общечеловеческий

Слушать аудиоверсию 0:00 / 09:11
Текст читает: Павел Каминский
Слушать аудиоверсию 0:00 / 08:28
Синтезированная речь
Эгоизм индивидуальный, корпоративный, национальный и общечеловеческий
Эгоизм индивидуальный, корпоративный, национальный и общечеловеческий

Эпоху, в которую мы живём, называют по-разному. Всё же, думаю, правильнее всего согласиться с теми, кто окрестил её «предапокалиптической». То, что по расчётам футурологов, наша цивилизация должна прекратить своё существование к середине XXI века, было определено еще в 50-е годы прошлого столетия. Современные учёные утвердились в этом мнении с ещё большими основаниями, и таких учёных стало значительно больше. Каковы же причины того, что человечество приговорило само себя? Их несколько, но одной из главных является человеческий эгоизм. Конечно, не все с этим согласятся... Дескать, не все люди такие уж отпетые эгоисты. Да и животные в этом качестве нам нисколько не уступают. Зачем же напраслину возводить?

Да, не все люди эгоисты, однако большинство, которое всё и решает. Хотелось бы альтруистам изменить мир в лучшую сторону, да сил не хватает.

А в отношении животных дело обстоит несколько иначе. Конечно, каждая особь наделена инстинктом самосохранения и всегда думает о себе. Однако в животном мире действуют строгие законы, в том числе жёсткие табу, через которые они не в состоянии переступить. И это табу нередко вступает в противоречие с упомянутым могучим инстинктом. Приведу несколько примеров.

Когда волки окружают стадо бизонов, последние встают в круг, в центре которого размещают молодняк и самок, а самцы снаружи принимают огонь на себя. Разве при этом самцы не думают о собственной безопасности? Думают, на закон стада заставляет их в первую очередь защищать потомство.

Когда два оленя сражаются за право быть вожаком стада, они могут элементарно вспороть рогами друг другу животы. Однако они этого не делают, ибо табу запрещает.

Известно много случаев взаимопомощи у животных. Дельфины выталкивают новорожденного на поверхность, чтобы он не захлебнулся, до тех пор, пока он не научится выныривать за глотком воздуха самостоятельно. Родственные отношения здесь роли не играют.

Вороны кормят выпавшего из гнезда птенца. В родственных связях они могут не состоять.

Животные, принадлежащие одному стаду или стае, никогда и ни при каких обстоятельствах не могут ослушаться вожака, хотя это может противоречить их интересам.

В сообществах животных имеет место строгое распределение ролей и жёсткая иерархия. Все живут по строго заведённому порядку.

«Ну и что, — опять кто-нибудь возразит, — разве среди людей нет того же?»

Есть, но есть и принципиальная разница. Она в том, что порядок и закон в среде животных имеют характер безусловного императива. Чтобы кто-то нарушил заведённый порядок, — такого практически не бывает, это просто нонсенс. Если в сообществе животных появляется психически нездоровая особь, которая ведёт себя не по правилам, на неё набрасывается всё стадо. Её изгоняют, а могут и забить до смерти.

Среди людей всё совершенно иначе. Здесь кто-то считает своим долгом соблюдать общие законы, а кто-то не считает. А кто-то даже полагает себя выше законов.

Люди ставят себе в достоинство свободу выбора. Дескать, это одна из главных причин нашего превосходства над всеми животными. Однако человеческая свобода выбора очень часто приводит к неправильным решениям. Отсюда вопрос: а нужна ли она, если причиняет вред как отдельным индивидам, так и обществу в целом?

Эго

Многие предпочитают личные интересы общественным. Изобретена либеральная философия, пытающаяся доказать, что личные интересы выше общественных и государственных. И эта разрушающая общество философия преобладает в современном мире. Вот такого в среде животных — мире природы — не может быть никогда.

Наукой доказано, что самыми эффективными сообществами на Земле являются: пчелиный улей, муравейник и термитник, а вовсе не человеческое общество. Спрашивается, как же так, ведь у этих насекомых нет ничего, кроме мускульной силы, — ни техники, ни технологий? А очень просто — у них есть железная организация, в которой каждый неукоснительно выполняет свою роль.

Есть ли в человеческом обществе подобная организация? Да, но чаще всего среди творческих коллективов и спортивных клубов, которые в таких случаях добиваются больших успехов. Случались в истории и политические организации, которые тоже добивались больших успехов, но терпели крах в связи с нарушениями каких-то фундаментальных законов бытия.

Всё-таки железные организации в человеческой среде недолговечны. Их начинают раскачивать изнутри и извне чьи-то личные интересы или очень распространённая среди людей зависть. Кто-то не хочет подчиняться заведённому порядку, кто-то пытается утвердить свои и т. д. Когда критическая масса доходит до определённой величины, образцовая организация прекращает существование. Человеческие пороки побеждают, и побеждают неизменно.

В отличие от животных сообществ, человеческое — это лебедь, рак и щука. Руководство страны с помощью законов и силовых структур как-то пытается направить его в единое русло, но чаще всего неудачно. Нередко бывает и так, что само руководство являет собой одного из персонажей этой басни, и отнюдь не лебедя.

Эгоизм отдельных индивидов очень часто мешает целостности семьи. Семьи либо распадаются, либо живут плохо, без душевного согласия, что крайне негативно сказывается на подрастающем поколении.

Индивидуальный и семейный эгоизм отрицательно влияют на общество. По большому счёту, единым целым человеческое общество не бывает. У животных же оно едино всегда.

Глубоко засев в суть человека, эгоизм распространяется вглубь и вширь. Возникает государственный эгоизм. Тут примеров масса. США — главный эгоист современного мира. Не лучший образец представляют и нынешние Китай и Россия. Да и вообще, государства — «не эгоисты» нужно поискать.

Существует и ещё более глобальный эгоизм — общечеловеческий. Это когда вся наша планета объявляется собственностью людей, а все животные и растения — биологическими ресурсами или объектами на потеху «покорителям» природы. Без всякого зазрения совести человек истребил многие виды животных, и о них сохранились только рисунки и описания. Между тем, согласно заключениям экологов, каждый биологический вид уникален и необходим биосфере.

Благодаря человеческому эгоизму многие леса планеты превратились в пустыни, а водоёмы и атмосфера — в место выброса отходов производства и жизнедеятельности. Планета в целом стремительно превращается в безжизненную свалку.

Эгоизм приводит к тому, что люди травят не только окружающую среду, но и самих себя. Ради быстрой прибыли производят вредные продукты питания и бесполезные лекарства, вредные стройматериалы, одежду, обувь и мебель.

Эгоизм — причина всех войн. Для эгоиста нет ничего важнее его интересов. Так войны и возникают — один правитель захотел что-то от другого, а тот не согласился, в ход пошла грубая сила.

Когда многочисленные эгоизмы — индивидуальные, семейные, корпоративные, национальные и общечеловеческие — веками и тысячелетиями расшатывают нашу планету, они, в конце концов, её уничтожат. И произойдёт это, как уже отмечалось, не позднее середины текущего столетия.

Известно, что человек существо общественное, и формой его существования является государство. Оно, по сути, представляет собой социальную систему. И, надо сказать, система эта, опять же в сравнении с сообществами животных, весьма и весьма несовершенна. В ней всегда присутствуют элементы, её же и расшатывающие.

Очевидно, если мы не хотим, чтобы наши дети и внуки отправились скопом в тартарары, нужно менять систему. Как это можно сделать, описано в статье «Общечеловеческая идеология и образцовое государство».