Измени себя — изменится Мир вокруг
Логотип клуба OUM.RU

Экомаркировки. Что надо знать

Слушать аудиоверсию 0:00 / 07:26
Синтезированная речь
Экомаркировки. Что надо знать
Экомаркировки. Что надо знать

Мы крепим на холодильники ярлыки об их
воздействии на окружающую среду, почему
бы не поступать также с едой в них?

Обязательные экомаркировки смогут повлиять на то, как мы производим и потребляем пищу.

При покупке стиральной машины или холодильника в Европе вы всегда обратите внимание на специальный ярлычок на них. Согласно постановлению ЕС от 1992 года, вся техника должна быть маркирована в соответствии с количеством энергии, которую она потребляет. Так почему же наша пищевая промышленность, ставящая под угрозу исчезновения 10000 видов животных, являющаяся причиной 30 % выбросов всех парниковых газов и производящая 80 % всех азотных и фосфорных загрязнений, может на добровольной основе решать, ставить ей экомаркировку на свой товар или нет?

Постановление о маркировке техники имело огромный позитивный результат: изначально 75 % всех холодильников и морозильных камер были уровня G-D (что значит низкая эффективность), теперь же все имеют маркировку А++ или А+++. С введением эколейблов увеличение энергоэффективности бытовых приборов произошло в 3 раза быстрее.

Обязательные экомаркировки изменят производство и потребление пищи по трём основным причинам:

1) Производители будут должны измерять своё воздействие на окружающую среду в унифицированной форме и отвечать за последствия.

эко, экология, загрязнение окружающей среды, экологичный образ жизни

Это не стоит баснословных денег: уже сейчас можно бесплатно мониторить влияние на экологию, используя такие современные приложения, как Fieldprint или The Cool Farm Tool. Olam — одна из крупнейших глобальных сельскохозяйственных компаний — уже контролирует 160 тысяч своих фермеров с помощью Фермерской информационной системы (Farming Information System). Этот мониторинг часто может открыть простые решения по сокращению негативного влияния на экосистемы. Так, производителю органических яиц Costco удалось сократить выбросы на 13 %. По причине того, что на маркировках нужно будет указывать результат, а не то, как он был достигнут, это сможет положительно сказаться на бизнесе многих производителей. В Китае масштабная программа такого плана вовлекает 21 млн малых предпринимателей: из них фермеры, которые мониторили своё хозяйство и гибко реагировали на данные, заявили об увеличении сборов урожая на 12 % и в то же время о сокращении эмиссий на 20 % в отличие от фермеров, которые не анализировали процессы производства.

2) Обязательные маркировки способствуют рациональному потреблению.

Исследования показывают, что продукты, которые являются абсолютно одинаковыми по виду, вкусу и цене, могут иметь разительное отличие в их влиянии на экологию. При производстве плитки шоколада может быть выделено 6,5 кг углекислого газа, что равно примерно 50 км езды на автомобиле, но если какао деревья выращиваются на ферме и поглощают этот углекислый газ, то выбросы становятся равны нулю. Так, например, высокорезультативные производители говядины используют на 5700 % больше земельных ресурсов и выпускают на 1000 % больше газов, чем малоэффективные предприятия. И только маркировки помогут различать такие продукты.

экология, трубы, производство, загрязнение воздуха, окружающая среда, эко

Никто не спорит, что существующие экомаркировки вроде Rainforest Alliance и RSPO Sustainable Palm имеют крайне малый положительный эффект на экологию и совершенно незначительно влияют на поведение потребителей. Но причина этому — их необязательность: те производители, которые уже снизили свое негативное влияние на окружающую среду, сертифицируют товар, те же, что нет, отказываются от маркировок. Кроме того, такое добровольное маркирование товаров не работает как рычаг на рынке потребительских товаров: магазинам проще перестать покупать бренды, которые оцениваются как неэтичные, чем начать добавлять в свой ассортимент больше брендов, считающихся этичными. Ну и, помимо этого, существует 460 видов экомаркировок, такое количество значительно снижает распознаваемость у потребителя.

Обязательные маркировки станут отмечать каждый продукт, будь он произведён на высоко- или низкоэффективном предприятии. Это побудит людей задуматься о выборе еды каждый раз, когда они приходят за чем-то в магазин, что действительно важно, ведь нам нужны более серьёзные последующие действия, чем просто выбор в пользу той или иной плитки шоколада.

Если весь мир перешёл бы на растительное питание, нам стало бы нужно на 3,1 млрд гектаров меньше посевных земель (территория размером с Африку). Это могло бы спасти последние оставшиеся в мире природные экосистемы, огромные опустошённые территории заросли бы вновь. Это сократило бы выбросы парниковых газов на 7млрд тонн в год, а поскольку на этих почвах выросли бы новые деревья, они бы поглощали ещё 6 млрд тонн углекислого газа в год. Итого получается снижение выбросов на 25 %. Растительная диета в половину бы сократила фосфорные и азотистые загрязнения, на четверть — потребление водных ресурсов, а также в значительной мере использование антибиотиков и пестицидов.

кухня, семья, готовка, счастливая семья, вегетарианство, веганство, ячастье, радость, положительные эмоции, мама папа я

Мы также можем использовать маркировки, чтобы путём небольших изменений в потребительском поведении серьёзно изменить сложившуюся экоситуацию: как правило, небольшая группа крупных предприятий особо негативно влияет на экологию, поэтому всего лишь отказ от товаров таких высокорезультативных компаний внесёт огромный вклад в сокращение эмиссий.

3) Обязательные маркировки создадут информацию о системе питания, которой сегодня явно не достаточно.

Это, в свою очередь, могло бы стать фундаментом для реформирования политики налогообложения и субсидирования, например, привязывая дотации к вреду, оказываемому экологии. Сейчас, выбирая энергоэффективные приборы, потребители утверждают, что делают это исходя не только из экономии, но и из заботы об окружающей среде. В скором времени и при производстве еды потребуются определённые финансовые вложения, которые заставят производителей менять и улучшать свои методы и практики производства. А это возможно, ведь сегодня огромные дотации распределяются между фермерами каждый год, но лишь небольшая часть из этих денег касается экологических вопросов.

То, что нам нужно сейчас, так это введение нашими государственными лидерами такой обязательной экомаркировки. Это бы поддержало этичные компании, сделало бы возможным рациональное потребление пищи и стало бы фундаментом для внесения поправок в существующую политику. Такое достаточно простое, но эффективное изменение могло бы стать инструментом в сдерживании неумолимо приближающегося уничтожения нашей драгоценной планеты, а затем, возможно, дало бы событиям обратный ход.

Джозеф Пуре, исследователь Оксфордского университета в направлении сельское хозяйство и экология.