Измени себя — изменится Мир вокруг
Логотип клуба OUM.RU

No Logo. Люди против брендов

No Logo. Люди против брендов
No Logo. Люди против брендов

No Logo» — это одновременно серьёзное экономическое и культурологическое исследование, политический манифест, научная монография и увлекательное журналистское расследование, критикующее глобализацию, неолиберализм и современный экономический порядок, при котором мир, опутанный сетями глобальных брендов, лишён возможности свободного выбора и не может полноценно развиваться.

«No Logo» — это «Евангелие антикорпоративного движения» («The New York Times»), книга, которую называют новым «Капиталом». Наоми Кляйн раскрывает истинные причины основных конфликтов современности и объясняет, почему некоторые известные и уважаемые компании становятся объектами открытой ненависти миллионов людей, которые выходят на улицы, пытаясь изменить мировой порядок и сделать его более справедливым».

Такова аннотация к книге «NO LOGO. Люди против брендов».

Не помню, как именно её нашла на просторах интернета, но она буквально с первых строк поглотила всё моё внимание и изменила моё отношение к вещам, особенно брендовым.

Сейчас вы не сможете пойти в ресторан в спортивных штанах, на собеседования в «престижные» корпорации вы не придёте в дешёвом костюме, на корпоративах и праздничных вечерах вы обязательно должны быть в костюме или в вечернем платье. И, согласитесь, это достаточно огромная часть нашей жизни — выбор одежды: беготня по огромнейшим торговым центрам, бесконечное количество часов, проведённых на работе для обеспечения себя деньгами на все эти приобретения, а потом постоянный и непрерывный уход за этими вещами (стирка, отпаривание и пр.). И так из года в год. Если вспомнить про «сезонность» одежды, то всё становится ещё более драматично. Под «сезонностью» я имею ввиду не летнюю и зимнюю одежду, а скорость оборота новых коллекций, поступающих в магазины.

Если раньше вы носили одежду много лет, т. е. пока она действительно пригодна, то теперь вы можете её выкидывать уже к концу сезона, т. к. она уже вышла из моды, а вам срочно нужно бежать в магазин за очередной покупкой из новой коллекции. А если не выкидываете, то ваши шкафы быстро забиваются всеми этими вещами.

В итоге каждый из нас становится зависимым, мы теряем свободу. Нам нужно больше работать, чтобы следовать моде, а значит, мы теряем время, которое могли посвятить себе, своему отдыху, да хотя бы здоровому полноценному сну. У нас падает самооценка из-за каких-то вещей, т. к. зачастую в моду входят фигуры, далёкие от реальных, как следствие мы становимся более нервными и иногда впадаем в депрессии. В нашем доме появляется больше ненужного хлама, который мы боимся выкинуть и всё равно им не пользуемся. Мы теряем свободу и мы теряем самих себя. Вспомните свои студенческие годы: одни джинсы, две футболки, кеды, тёплая кофта и куртка — и в этом вы могли прожить несколько лет, а точнее всё студенчество. Во всяком случае, мои студенческие годы были именно такими. И мы были не менее счастливыми.

Но автор пишет вовсе не об этом.

Nologo
Nologo

NO LOGO — новый взгляд на вещи 

Наоми Кляйн пишет о том, в каких условиях живут люди, точнее выживают, которые создают брендовые вещи. Вот одни из самых ярких примеров из её книги:

«Наш мир становится деревней, где несколько транснациональных корпораций не только не пытаются сделать условия игры равными для всех, создавая новые рабочие места и делая общедоступными новейшие технологии, а, напротив, эксплуатируют беднейшие страны, извлекая из этих Богом забытых уголков планеты невообразимые прибыли. Это деревня, где живёт Билл Гейтс, копя состояние, уже достигшее 55 миллиардов долларов, тогда как треть работающих у него людей числятся на временной работе, а конкурентов либо инкорпорируют в монолит Microsoft, либо просто выдавливают с рынка, включая собственные конкурирующие программы-аналоги в один пакет с очередной версией операционной системы. Это деревня, где мы и впрямь связаны друг с другом ячейками паутины брендов, но изнанка этой паутины являет трущобы «от кутюр» типа тех, что я посетила в окрестностях Джакарты. IBM утверждает, что её технология охватывает весь мир, и она таки охватывает, но как часто её присутствие в странах «третьего мира» принимает форму использования дешёвой рабочей силы для производства чипов и блоков питания, на которых работают наши с вами компьютеры. На окраине Манилы, например, я встретила семнадцатилетнюю девушку, которая собирает CD-дисководы для IBM. Я сказала ей, как это впечатляет, когда кто-то в столь юном возрасте умеет работать с такими высокими технологиями.

— Мы делаем компьютеры, — сказала она, — но не умеем на них работать.

Не такая уж, похоже, она маленькая, эта наша планета. Было бы наивным полагать, что потребители Запада не поживились за счёт этих глобальных разделений, возникших в самые ранние дни колониализма. «Третий мир», как любят говорить, всегда существовал для удобства мира «первого». Но сегодня в этом есть нечто довольно необычное: появился живой детективный интерес к небрендовым местам рождения товаров с брендовыми названиями. По стопам кроссовок компании Nike любопытные добрались до эксплуататорских потогонных цехов во Вьетнаме; миниатюрные наряды Барби привели следопытов на Суматру, где используют детский труд; пакетики кофе «латте» от Starbucks — на раскалённые кофейные плантации Гватемалы, а нефть Shell — в загаженные отходами нищие деревни в дельте реки Нигер».

Действительно впечатляет. Мы и вправду никогда не задумываемся, в каких условиях производится то, что мы приобретаем. А так как мы платим за эти вещи, то тем сами поддерживаем их производство. Единственный выход — либо отказываться от некоторых совершенно ненужных, «сезонных» вещей, либо сводить к минимуму их потребление.

Расширяя рамки привычного

После прочтения книги вам, скорее всего, захочется поменять свои привычки и своё отношение к вещам. Изменение привычек — достаточно сложное дело. И не рассчитывайте, что это произойдёт само собой в одночасье. Так, конечно, бывает, но достаточно редко. Поэтому вам придётся снова и снова себя сдерживать от необдуманных покупок, шопинга «для отдыха», отказаться от нелепого сметания всего подряд с прилавков в преддверии Нового Года, покупая нефункциональные, бесполезные вещи всем друзьям, родным, коллегам и просто знакомым. Да, это сложно, да, вас не всегда будут понимать. Но подумайте о том, сколько времени и пространства в доме вы освободите! Ваша жизнь больше не будет захламлена, вы перестанете гнаться за модой и подгоном своей внешности под чей-то навязанный «идеал», вы освободите свой ум от огромного потока неуёмных мыслей.

Автор статьи: преподаватель йоги Гусева Дарья