Реклама - прямо в мозг!

фредерик бегбедер, реклама, маркетинг, реклама - прямо в мозгКто контролирует весь мир? 

Тот, кто контролирует средства коммуникации.

Мы – продукт нашей эпохи. Или нет. Это слишком легко – все валить на эпоху. Мы – просто ПРОДУКТ. Поскольку глобализация больше не учитывает отдельных людей, нам пришлось стать продуктом, чтобы общество интересовалось нами.

Опросы, анкетирование, исследования – нас пытаются изучить всевозможными способами. Нами правит Маркетинг. Долгими часами мы бродим по супермаркету, улыбаясь камерам слежения. Эти штуки служат не только для задержания мелких воришек. Инфракрасные Web-камеры, скрытые в подвесных потолках и подключенные к центральному компьютеру, позволяют дистрибьюторам узнать наши пристрастия и привычки, фиксируя магнитные коды покупок, с тем, чтобы предлагать нам скидки, заставлять дегустировать новые продукты и по радио направлять к полкам с нашими излюбленными товарами. Скоро нам и вовсе не понадобится ходить в магазин: маркетологи и так разведают наши вкусы, подключив наш холодильник к Интернету, доставят все нужное прямо на дом; таким образом, жизнь наша будет целиком расписана и включена в процесс глобальной индустриализации.

Гигантские фотографии товаров красуются на стенах домов и автобусных остановках, на крышах и асфальте, на такси и грузовиках, на мебели, в лифтах и на билетных автоматах, на всех улицах города и даже за городом. Жизнь захлебывается в океане бюстгальтеров, быстрозамороженных овощей, шампуней от перхоти и бритв с тройным лезвием. Никогда еще за всю историю человечества у наших глаз не было столько работы: статистики подсчитали, что каждый из нас от рождения до 18 лет видит рекламу 350 000 раз. Даже на лесных опушках, на околицах захолустных деревень, в глубине безлюдных долин, на вершинах снежных гор и на вагончиках фуникулеров нам лезут в глаза логотипы крупнейших фирм. Ни минуты покоя взгляду. Перед нами сплошной чередой проходят самые креативные ролики планеты: сумасшедшее, безудержное восхваление кукурузных хлопьев, диет для похудания, духов, джинсов, шампуней, водки, шоколадных батончиков, вермишели, пицц, компьютеров, бесплатных Интернет-сайтов, собачьих консервов, внедорожников.

Тишина оказалась на грани исчезновения. Невозможно спастись от включенных приемников и телевизоров; крикливые рекламные слоганы врезаются даже в наши частные телефонные разговоры. Согласно исследованиям, среднестатистический житель Запада ежедневно выслушивает 4000 рекламных объявлений.

Реклама цепко, как спрут, завладела миром. Она теперь управляет нашими жизнями: финансирует телевидение, командует прессой, распоряжается спортом (это не Франция обыграла Бразилию в финале Чемпионата мира, это «Adidas» победил «Nike»!), формирует общество, влияет на сексуальность, поддерживает рост благосостояния. Рекламные инвестиции в мире достигли миллиардов евро в год. За такие денежки продается абсолютно все – особенно ваша душа.

Чтобы обратить человечество в рабство, реклама избрала путь въедливого, умелого внушения. Это первая в истории система господства человека над человеком, против которой бессильна даже свобода. Более того, она – эта система – сделала из свободы свое оружие, и это самая гениальная ее находка. Она подчиняет нас в высшей степени элегантно. Рекламодатели хотят, чтобы все было заранее разжевано и протестировано. Нам больше не предлагают «абы что», нам не дают право выбора. Они хотят свести все наши немотивированные действия к одному в высшей степени мотивированному – к акту покупки. Но для того, чтобы зародить в человеке жажду приобретательства, нужно возбудить в его душе зависть, горечь, алчность. Люди не знают, чего хотят, до тех пор, пока им это не предложат. Реклама побуждает людей, не имеющих средств на покупку, совершить эту самую покупку, о которой они и думать не думали еще десять минут назад. Но стоит им завладеть ею, как они уже хотят чего-то нового.

Нам навязывают быть модными, стильными, пользоваться той или иной косметикой, принимать солнечные ванны на Мальдивах и лечить свою депрессию бронзовым загаром. В результате, чем сильнее мы хандрим, тем больше загораем и уже не под солнцем, а в солярии. Думаешь, загар омолаживает? – все как раз наоборот: стариков распознают именно поэтому не сходящему коричневому налету.

Нам больше не принадлежат слова, цвета, мысли, чувства!

Например, «счастье, теперь принадлежит „NESTLE“!» Но некоторые пошли еще дальше, компания «Pepsi» - закупила не только синий цвет в эксклюзивную собственность, но и финансирует образовательные программы на компакт-дисках, которые бесплатно распространяются в школах. Таким образом, детишкам дают уроки на компьютерах пепси, и они привыкают читать слово «пить» на синем фоне пепси. А когда они глядят в небо цвета пепси, у них блестят глаза цвета пепси, и когда они падают с велосипеда, их коленки украшаются синяками цвета пепси… То же самое происходит с «Colgate»: фирма дарит видеокассеты учителям, чтобы те вдалбливали ребятишкам, что нужно чистить зубы только их пастой. А «L'Oreal» устраивает такие же трюки с шампунем. Мало им промывать нам волосы, так они еще и промывают мозги!

Любое светское мероприятие мирового масштаба, наподобие Каннского кинофестиваля можно назвать Всемирной неделей рекламы. В нем участвуют неизвестные широкой публике, но всемогущие магнаты – те, что финансируют полнометражные фильмы со «скрытой» рекламой товаров (например, автомобилей «BMW» со всякими джеймсами бондами за рулем или «Peugeot» в «Такси»), те, что покупают на свои карманные деньги целые киностудии и делают фильмы исключительно как поддержку для будущего мерчандайзинга, в общем, те, кто владеет всей нашей планетой (во всех смыслах глагола «владеть»).

Размышляя о неумолимом искусственном отборе Его Величества Маркетинга вспоминаешь, что прежде у нас продавали до шестидесяти сортов яблок, ныне осталось только три – голден, зеленые и красные. Прежде кур выращивали три месяца, ныне яйцо и курицу на полке супермаркета разделяют всего 42 дня – и каких жутких 42 дня! 25 птиц на один квадратный метр, откорм антибиотиками и анксиолитиками. До семидесятых годов нормандские камамберы разделялись на 10 вкусовых категорий, ныне их максимум три из-за введения стандартов на стерилизованное молоко.. В кока-колу (самый дорогой бренд в мире 2005-2011 гг.) больше не кладут кокаин, зато подмешивают фосфорную и лимонную кислоты, чтобы создать иллюзию утоления жажды и привыкание к этому напитку. Молочных коров откармливают специальным бродильным силосом, от которого у них развивается цирроз, и тоже напихивают антибиотиками, порождающими новые виды резистентных бактерий, что сохраняются и в говядине; что говорить о костной муке, вызывающей коровье бешенство, – об этом достаточно много пишут в газетах. В молоке таких коров полно еще и диоксинов, которые они съедают вместе с травой. Разводимую в искусственных водоемах рыбу кормят рыбной мукой (такой же вредной для них, как костная мука для скота) и опять же антибиотиками… Зимой трансгенная клубника даже не замерзает благодаря гену, заимствованному от рыбы из северных морей. Генетики – большие умельцы! – скрещивают кур с картофелем, скорпионов с хлопком, морских свинок с табаком, табак с латуком, а человека с помидором.

Наряду с этим все больше тридцатилетних заболевают раком почек, матки, груди, прямой кишки, щитовидки, желудка, яичек, и врачи не знают причины этой напасти. Болеют даже малые дети: в больших городах резко возросло количество лейкемий, опухолей мозга и эпидемий бронхиальных заболеваний… Появление СПИДа объясняется не только передачей вируса, но еще и дополнительными факторами, «связанными с современной цивилизацией», а именно: с загрязнением окружающей среды и питанием, которые ослабляют иммунитет и сопротивляемость организма. С каждым годом уменьшается количество спермы; под угрозой само существование рода человеческого.

Задумываемся ли мы, что существуют сверхпрочные стиральные машины, которые, однако, не хочет выпускать ни один производитель; что кто-то изобрел нервущуюся нить для чулок, но крупная фирма колготок откупила у него патент и положила в долгий ящик; а патент на «вечные» шины тоже спрятан, и это при том, что ежегодно на дорогах гибнут тысячи людей; что нефтяное лобби делает все от него зависящее, дабы затормозить распространение электромобилей (ценой загрязнения атмосферы углекислым газом, влекущего за собой нагревание планеты – так называемый парниковый эффект, который, скорее всего, и вызовет в ближайшие пятьдесят лет многочисленные природные катаклизмы и прочие беды – ураганы, таяние арктических льдов, повышение уровня моря, рак кожи, не считая нефтяных разливов); что даже зубная паста – совершенно бесполезный продукт, ибо зубам необходим только массаж щеткой, а паста всего лишь освежает дыхание; что все жидкости для мытья посуды абсолютно одинаковы; что компакт-диски так же непрочны, как обычные виниловые; что фольга гораздо вреднее асбеста; что состав кремов от солнца не менялся со времен Второй мировой войны (несмотря на возросшее число заболеваний меланомой), так как эти кремы защищают от безобидного ультрафиолета типа В, но не от вредного, типа А; что рекламные кампании «Nestle», нацеленные на сбыт порошкового молока для младенцев в странах третьего мира, повлекли за собой миллионы смертей, так как родители разводили его сырой водой.

Царство рынка зиждется на сбыте товаров, а реклама заключается в том, чтобы убедить потребителя выбрать из этих товаров самый недолговечный. Промышленники называют это «программированием морального износа».

Нужно признать, что все происходящее на нашей планете не столь уж важно в масштабах Вселенной. И то, что написано одним землянином, будет прочитано всего лишь другим таким же землянином. Возможно даже, что соседним галактикам наплевать на то, что годовой оборот компании «Microsoft» равен валовому доходу всей Бельгии, а личное состояние Билла Гейтса оценивается в 100 миллиардов долларов.

Мало что поменялось со времен, когда народ хотел «хлеба и зрелищ». Мы хотим всё того же, а умелые и предприимчивые мира сего, нам успешно это предлагают. Проблема современного человека в том, что ему не нравится скучать. Скука приводит его в ужас, тогда как на самом деле нет ничего более полезного и благотворного, чем хорошая ежедневная доза ничем не заполненного времени, долгих минут тишины, оцепенения в одиночестве или в кругу себе подобных. Только скука позволяет услаждаться настоящим, однако люди поступают с точностью до наоборот: они бегут от скуки, ищут от нее спасения у телевизора и телефона, в кино и в Интернете, в видеоиграх и модных журналах. Они перестали участвовать в том, что делают, и живут как бы в другом измерении. Человек, который смотрит на телеэкран, или участвует в интерактивных опросах, или звонит по сотовому, или играет на своей «PlayStation», – не живет. Его здесь нет, он ушел в иной мир. Интересно было бы подсчитать, сколько часов в день мы отсутствуем в реальной действительности и сколько времени пребываем в Зазеркалье. Люди, критикующие индустрию развлечений, имеют дома телевизоры. Люди, осуждающие общество потребления, имеют карточки «Visa». Ситуация необратима.

Скоро государства сменятся фирмами. И мы перестанем быть гражданами той или иной страны, мы будем жить в торговых марках – Майкрософтии или Макдоналдии – и зваться келвинкляйнитянами или ивсенлоранцами.

Это, конечно, не наших рук дело, но это наш мир. И эта цивилизация зиждется на ложных желаниях, которые мы возбуждаем и подогреваем. Легко проклинать систему, которую мы же сами и раскручиваем!

Достаточно не включать телик и не ходить больше в Макдоналдс. И может, тогда вездесущая реклама, от которой уже тошнит, не будет уродовать весь мир, а люди просто будут гулять по улицам и разговаривали друг с другом.

автор статьи Наталия Комова

Материал взят из книги «99 франков» Фредерик Бегбедер