Измени себя — изменится Мир вокруг
Логотип клуба OUM.RU

Дети и девайсы: развиваться или отставать

Дети и девайсы: развиваться или отставать
Дети и девайсы: развиваться или отставать

Сегодня развивающие методики для детей — это большой бизнес, нацеленный на самое дорогое, что у нас есть, — подрастающее поколение.

Каждый родитель стремится дать самое лучшее своему ребёнку, ведь он должен быть «не хуже других», поэтому, едва отняв кроху от материнской груди, уже суёт ему в руки планшет — пусть познаёт… Современные мамы и папы озабочены ранним развитием своего чада: по ночам штудируют интернет, скупают специальные игрушки и пособия, отдают 6-тимесячных малюток в развивающие клубы, стараясь как можно раньше научить говорить, читать, думать и действовать.

Такое стремление, безусловно, похвально, только вот учить детей в школах стало заметно сложнее. Не потому что они стали умнее учителей благодаря раннему развитию и разным гаджетам. Как раз наоборот, они отвыкли думать: ум стал инфантильным, память плохой, внимание рассеянным. Плюс неразвитые навыки общения, быстрая утомляемость, немотивированная агрессия… Список можно продолжать.

Наука также бьёт тревогу — уровень интеллекта от поколения к поколению стремительно снижается. Как же так?! Родители стараются, покупают самые навороченные «развивайки», поручают отпрыска суперспециалистам и дорогостоящим центрам, а результат — противоположный.

Мозг уменьшается до уровня планшета

В море развивающей продукции трудно сегодня сориентироваться и невольно теряешь уверенность в том, что выбрать ребёнку. Как не упустить самого главного в его развитии. Для начала вспомним своё детство. У многих из нас не было такого арсенала развивающих средств, как сейчас, что не помешало нам стать нормальными людьми и хорошо приспособиться к постоянно меняющимся условиям технократического века.

Нам могут возразить, что время стало другим, и мозг у детей соответствующий. Как раз мозг, а именно такое его ценнейшее природное свойство, как пластичность и адаптивность, осталось прежним. Никакие новомодные цифровые технологии не повлияли на это его качество, о чём свидетельствуют медицинские и иные эксперименты из смежных с медициной наук. И это хорошая новость!

Хуже всего то, что в наш информационный век из огромного разнообразия средств развития мы делаем ставку только лишь на ультрасовременные развивающие устройства и методы. А такие естественные потребности растущего организма, как исследование, движение, получение нового опыта, развитие воображения, образного мышления, навыков коммуникации и других, культивировать перестали.

Развивающие методики заменяют родителей

Всевозможные кубики, игры, головоломки, специальные развивающие методики для детей, применяемые не выходя из дома, заслуживают уважения к их создателям. Уверены, что большинство из них преследовали благие цели, насыщая рынок креативными решениями, которые родители не успевают приобретать под влиянием рекламы, сарафанного радио, моды, да и просто в панике что-то упустить из-за постоянной занятости.

Здесь, наверное, стоит остановиться, перевести дух и спросить себя: это ли надо вашему ребёнку, ведь на кону — формирование его адекватной и успешной личности. Ответ найдётся сразу, поскольку кто, как не родители, знают своё чадо и его наклонности, в глубине души понимая, что должны дать ему внимание, общение, заботу, родительские наставления, да и просто собственный пример перед глазами.

Приобретение разного рода игрушек, которые скоро будут пылиться в кладовой, да и мозг разовьют в лучшем случае процентов на десять, выглядит как попытка откупиться… И плохая новость заключается в том, что благие намерения родителей оборачиваются деградацией для детей. Какой вектор или среду предоставишь для развития, в таком направлении и будет эволюционировать мозг.

Мегаобучалки крадут жизнь

Технический прогресс не остановить: онлайн-обучение, электронные учебники, тетради и дневники, участие в предметных олимпиадах через мобильные приложения прекрасны, но у этого процесса есть и обратная сторона.

Подвижные развлечения, тактильные, обонятельные, звуковые, зрительные и другие впечатления необходимы для развития ребёнка по закону природы. К примеру, в первый год жизни малыша его мозг даёт рост в 70 % от взрослого объёма… Вдумайтесь в эту цифру! Нельзя терять столь драгоценное время от рождения, поскольку к семи годам рост клеток головного мозга практически завершается. Задача родителей понять, какая именно активность помогает оптимально развиваться ребенку и создавать для неё все условия — как виртуальные, так и реальные.

Очень не хочется такого будущего для наших детей, как в мультфильме про робота Валли, в котором человечество бездумно упустило планету до того, что жизнь на ней стала невозможна. По сюжету, бежавшие с планеты люди разместились в отсеках-ячейках огромного корабля и наблюдают окружающую действительность только через монитор. Всё, что нужно, они имеют под рукой. Для связи с другими членами роботизированного общества их личности оцифрованы и «очипованы», а тела… Тела заплыли жиром, потому что физические движения и общение с другими людьми — давно ненужные и практически утерянные навыки.

Человек — существо биологическое и социальное, и как бы ни теснили развивающие мегаобучалки, природные факторы развития его мозга не подменить. В выигрыше окажутся те родители, которые, помимо девайсов, интересуются увлечениями своего ребёнка, отвечают на его вопросы, обсуждая увиденное, услышанное и прочитанное. Привлекают чадо к выполнению домашних дел, устраивают совместные поездки, походы и игры на открытом воздухе — словом, не лишают дитя своего внимания, общества и воспитания. Различные исследования показывают, что такие детки, начав самостоятельный путь, легче справляются с трудностями и лучше устраиваются в жизни.