Родительство как внутренняя практика для духовного развития

йога,семейная йога, йога с мамойВо Вселенной присутствует бесчисленное многообразие живых существ, и каждое – уникально. Поэтому думать, что есть какой-то один путь развития, который будет подходить всем без исключения, наверное, некорректно. Если сузить взгляд до мира людей, живущих на нашей планете, то можно увидеть, что за всю историю своего развития, человечество смогло найти способы внутренней духовной революции. Некоторые, особенно продвинутые личности (такие, как Будда, Иисус, святые) выработали правила, которые оказались очень схожи по сути, различаясь в деталях. 

Например, 10 заповедей, описанных в Библии, имеют сходства с правилами Ямы и Ниямы, о которых написано у Патанджали. Ещё, в разных духовных традициях, в целом, приветствуется умеренность в пище, а в некоторых – и временное воздержание от неё (например, посты в христианстве). Принципы отказа от эгоистических привязанностей и стремление к альтруистическому образу мыслей и поступкам являются базовыми для религий и практик, которые ведут человека к счастью.

Но при этом, мы видим, что способы, которыми предлагается достичь этого счастья, есть разные. Вопрос данного материала не в том, какой способ выбрать для себя. Здесь хотелось бы раскрыть тему терпимого отношения к разным практикам и взглянуть немного под другим углом на обычную мирскую жизнь, которую можно превратить в одну сплошную практику духовного развития.

Приведу житейский пример. Представьте, вы несколько лет практикуете йогу, прочитали гору духовной литературы, вооружились знаниями, и планируете и дальше идти по пути развития. И тут судьба поворачивается, и вы становитесь матерью (или отцом). Что происходит с вашей привычной практикой? Правильно, она почти полностью рушится. Во всяком случае, у женщины. Мужчина-отец имеет больше возможностей практиковать йогу, ведь большая часть заботы о ребёнке ложится на мать. И в этом я не вижу никакой несправедливости – так устроена природа.

Андрей Верба на своих лекциях говорит, что если у вас появились дети, то вы можете на время забыть о продвижении в йоге. Я соглашусь с этим, но до определённой степени. Когда ребёнок еще маленький, то с йогой по-взрослому, конечно, придётся сильно подождать. Подъём в 5 утра, практика асан, пранаяма, а потом целый день занятий с ребёнком с перерывом в час-полтора на готовку и уборку (пока он спит) – в ежедневном режиме всё это, скорее, приведет маму-йогиню не к просветлению, а к полному упадку сил. А при этом надо ещё не забывать о шаткармах, мантрах и чтении духовной литературы… Только очень сильная, волевая и дисциплинированная женщина способна на это. Но даже если она это всё делает, то до первой болезни своего дитя. Тогда внимание матери будет сосредоточено только на своём чаде (как это Богом и задумано), и вместо Врикшасаны она будет качать младенца и петь ему песни, а вместо «Хатха-Йоги Прадипики» - читать вслух «Колобка».

И так много лет. Конечно, когда малыш подрастёт степеней свободы станет больше, но вместе с взрослением, придут и новые проблемы. И так далее, еще лет двадцать. Так что же, забыть про йогу, про Просветление?

На мой взгляд, есть выход, который позволит полноценно выполнить родительский долг, не отказываясь от высоких целей. Ведь можно принять родительство, как послушание, как аскезу в своем роде. И относиться к своей новой жизни и новым обязанностям, например, как монах относится к заданиям своего учителя – не привязываясь к результатам своего труда, с почтением и радостью, которые возникают при осознании, что этот труд ведет к Свету. Как монах, по идее, должен мыть пол? Медитируя, тотально пребывая в моменте, и в процессе. Так же можно относиться и к купанию ребенка, и к кормлению, и ко всему, что требуется от родителя. И тогда волшебным образом весь день мамы (или папы) превращается в служение, в «практику», которая дана самим Богом. От этого она становится в один ряд с богослужениями, асанами и другими аскезами, которые приводят к накоплению тапаса.

Рассмотрим, какими принципами нужно руководствоваться в материнстве, чтобы жить «по-йожески».

Во-первых, осознавать, что ребёнок – это душа, которая при воплощении в этот мир выбрала именно вас в качестве родителей. Значит, у вас есть какие-то общие кармические задачи, и вы по энергетике в чём-то схожи. Об этом говорит Андрей Верба в лекции про детей. Поэтому нужно внимательно следить, что вас раздражает в ребёнке, или в чём вы с ним не можете помириться. С большой вероятностью, именно эти вещи должны стать вашими главными уроками. То, что вам не нравится в ребёнке, скорее всего, есть в вас, но вы это не хотите признать.

Далее, если рассуждать о принципах материнства и отцовства, то можно посмотреть на это под углом Ямы—Ниямы, которые описаны в «Йога Сутрах Патанжали». Вот эти принципы:

Яма:

1. Ахимса - не навреди. В родительстве это не только непричинение ребёнку физического вреда (лёгкий педагогический шлепок не в счёт). Нельзя угнетать психику ребёнка и причинять вред его телам. Физическому – некачественной, тамасичной пищей, ментальному – постоянно включенным ТВ или неограниченным Интернетом.

2. Сатья – правдивость. Не врать ребёнку. Его не нашли в капусте и не купили в магазине, а он появился на свет в результате любви мамы и папы. Или изложите ему другой вариант, который вы считаете истинным для себя. Приведём в пример другие бытовые ситуации. «Будешь капризничать, тебя заберет бабай (милиционер)» - это разве похоже на правду? Но если сказать, что он своим поведением причиняет проблемы окружающим, и объяснить, к чему это может привести, это будет правдой, и вы будете выстраивать с малышом реальный диалог, а не манипулятивные отношения, построенные на страхе.

3. Астейя – неворовство. Например, не «воровать» у ребёнка время его детства, загоняя его в рамки своих стереотипов. Иллюстрация к этому – когда родители заставляют ребёнка часами играть на скрипке, в то время, как он хочет просто поиграть в машинки или, например, побегать на улице.

4. Брахмачарья - отсутствие привязанности к удовольствиям. Когда ребёнок маленький, есть искушение наслаждаться им. Сюсюкать, подчиняться его настроениям для того, чтобы ребёнок как-то поощрил взрослого, вызвал умиление. Например, каждый раз давать конфетку, когда малыш поцелует маму. Это нарушение брахмачарьи, которое может плохо сказаться на физическом здоровье ребёнка. Есть и другие примеры перегибов, которые могут навредить психическому (или, как с случае с конфеткой, физическому) телу малыша.

5. Апариграха - ненакопительство. Например, не поощрять у ребёнка накопительство и не покупать ему сотни машинок и паровозиков, ограничив его каким-то полноценным набором развивающих игрушек.

 Нияма:

1. Шауча — чистота. Держать тело ребёнка в чистоте, стараться не засорять его сознание вредными, развращающими или затуманивающими сознание мультиками (Подробнее – в этом видео).

2. Сантоша — удовлетворённость настоящим. Не требовать от ребёнка больше, чем он может сделать сейчас. Быть удовлетворённым его результатами без пристыжения и сравнивания с «остальными детьми».

3. Тапас — самодисциплина. Работа родителя над собой, над своими страхами, слабостями и ошибками. Только так можно подать хороший пример детям.

4. Свадхьяя — познание. Постоянно самообучение: например, чтение необходимых и «правильных» книг про здоровье детей, про педагогику, участие в вебинарах, поиск новых интересных вариантов развития, практика совместного получения знаний, например, из ведических источников.

5. Ишвара-пранидхана — посвящение деятельности Высшему разуму. Тут о том, что некорректно думать, что это «ваш» ребёнок, что это вы его сделали. Это тело – произведение Бога, а эта душа, которая к вам пришла – это часть Бога. То же относится и к другим детям, и людям вообще. Так что всё, что вы делаете для чада – вы делаете для Бога и для всех окружающих живых существ.

Вот еще несколько тезисов о том, как родительство помогает в духовном продвижении.

- Одной из целей йоги является пребывание в потоке жизни и созерцание каждого момента, умение находиться «здесь и сейчас». Взрослые уже не растут, и меняются намного медленнее, чем дети. Поэтому, когда ты смотришь на своего ребёнка, ты понимаешь, что через неделю он уже немного изменится. А через полгода он еще больше будет отличаться от того, какой он сейчас. Поэтому хочется пребывать с ним в эту единицу времени тотально, «до донышка», чтобы прочувствовать мгновение. В будущем, оглядываясь назад, возможно, вы будете вспоминать это время как счастливое.

- При появлении ребёнка плотность жизни повышается. Поскольку появляются новые обязательства, нужно намного более тщательно планировать свой день, контролировать свои мысли и состояние. В этом смысле практика медитации просто необходима. Можно сказать, что ребёнок своим появлением подвигает родителя на самодисциплину и самоограничение. Время того, кто воспитывает, становится регламентированным, и это очень большая аскеза для тех, кто привык жить «для себя». Это трудно, но это одна из хороших практик для тренировки альтруизма.

- Йога учит не привязываться. Когда появляется ребёнок, самое ужасное – это мысль о том, что он погибнет. Или о том, что ты умрёшь, а он останется один. Эта мысль может приносить большие страдания, если не научиться отпускать привязанности. И пока ребёнка нет, это трудно понять.

Ещё один пример привязи: мысль о том, что ребёнок «должен стать…» Кем-то. Например, если папа имеет свой бизнес, то он будет готовить из сына своего преемника. А если сыну это не интересно, и у его души другие кармические задачи? Папа помешает сыну их выполнить, что, в итоге, приведёт к несчастью – и того, и другого. Примеров привязок к идеям или целям встречается очень много.

Разумеется, родительство – это лишь один из великого множества видов деятельности, который человек может воспринимать, как духовную практику. Но в этом списке, на мой взгляд, должны быть и исключения. Если деятельность противоречит основным этическим нормам – «не убий», «не укради», «не обманывай» и так далее, то она не может считаться благой. Например, работа на бойнях, охота, работа в алкогольных и табачных корпорациях, фаст-фуде, банковской системе. Но наверное, каким-то душам и такая деятельностью может быть временно нужна – чтобы получить опыт и сполна «огрести» по карме.

В целом, этот материал, думаю, является спорным, и у разных людей могут возникнуть какие-то иные идеи и мысли. Я сама всё ещё продолжаю думать над вопросом, и буду рада, если читатели поделятся своим мнением, или что-то добавят-опровергнут в статье. В любом случае, повторюсь, что школы внутренних практик разные, и терпимое отношение к каждому мнению – это уже сама по себе хорошая практика.

материал подготовлен студенткой курса преподавателей йоги Ольгой Бобровской