Йога и детские проблемы

Йога и детские проблемы
Глава из книги  "Йогическое образование для детей"
 Свами Сатьянанда Сарасвати

       В Индии дети обычно начинают заниматься йогой в возрасте восьми, девяти или десяти лет. Согласно ведической традиции в этом возрасте проводится специальная церемония, в ходе которой детей обучают Сурья намаскар, нади шодхана пранаяме и Гаятри мантре. На сегодняшний день от этой традиции мало что осталось, но по моему мнению, совершенно необходимо возродить йогу в образовательной системе.

       У детей существует множество нерешенных и невыраженных проблем. Они не могут ясно рассказать о своих проблемах, поскольку они еще не понимают свою психологию, и им сложно выразить свои мысли. Поэтому обычно проблемы детей прямо отражаются на их поведении, и пока опытный психоаналитик не изучит ситуацию, у нас не будет правильного диагноза. Такие проблемы могут вызвать серьезные затруднения у большинства родителей, так как далеко не все родители разбираются в психологии и слишком субъективно воспринимают детские проблемы. Например, если ребенок самонадеян и непослушен, его родители обычно вешают на него ярлык «самонадеянный», не углубляясь в суть проблемы. Когда ребенок не желает сидеть дома, а проводит всё время с друзьями, неважно плохими или хорошими, родители будут считать его бездельником и гулякой. Психоаналитик же попробует разобраться в причинах такого поведения в отличие от большинства родителей. Так происходит не потому, что они не умеют анализировать, а потому что они просто родители и не могут объективно относиться к своим детям.
 
      Существует определенный дисбаланс между психологическим и физическим развитием у детей от семи до двенадцати лет. Иногда, в связи с особенностями мозга, нервной и эндокринной систем физическое развитие происходит быстрее, чем умственное, или наоборот. Часто в этом заключается главная причина проблем в детском возрасте. Нам не следует смотреть на детские проблемы через призму этики или морали. Например, если у ребенка избыточное выделение адреналина, то он часто испытывает страх. Ему будет тяжело общаться со строгими людьми, и он не захочет ходить к строгому учителю на урок, и разумеется, он не будет любить предмет преподаваемый этим учителем. Всё, что необходимо сделать - это сбалансировать выброс адреналина, чтобы изменить характер ребенка.

     Людям, заинтересованным работой с детскими проблемами, следует глубоко изучить вопросы, связанные с эффектом гормонов на детский организм. Подобные проблемы также можно наблюдать при гормональном дисбалансе щитовидной железы. В возрасте восьми или семи лет начинается процесс дегенерации шишковидной железы, и постепенно в организм начинают поступать половые гормоны. До этого момента шишковидная железа сдерживает половое созревание и связанные с этим умственные и эмоциональные качества. Когда процесс дегенерации шишковидной железы завершен, эмоциональный импульс становится настолько сильным, что ребенку не по силам его сдерживать. Если мы сможем задержать гормональный всплеск, это крайне благотворно повлияет на развитие ребенка.

      Чтобы справиться с этой задачей, следует поддерживать здоровое состояние шишковидной железы при помощи практики шамбхави мудры (концентрация на области межбровья).
     Шишковидная железа имеет огромную важность. В йоге она известна как аджна чакра и расположена в головном мозге на вершине медулла облонгата. Она небольшая по размерам, и выполняет функцию замка. Пока она находится в активном состоянии, развязное сексуальное поведение не проявляется. 
      Половое сознание должно развиваться в соответствии с возможностью ребенка контролировать его воздействие на сознание. Если же сексуальные фантазии приходят к ребенку до того момента, когда он сможет их выразить, они негативно воздействуют на него. Ему могут сниться пугающие и мрачные сны, и его поведение в повседневной жизни не будет нравиться взрослым. Раннее половое созревание может полностью разрушить сознание ребенка. Например, во время завершения процесса дегенерации шишковидной железы, у девочек начинают выделяться половые гормоны, грудные железы, яичники и матка начинают стремительно развиваться, что приводит к беспорядку всей системы. Девочка становится очень нервной, так как она пока еще не готова к таким изменениям.

      Следовательно, детям очень важно освоить практику шамбхави мудры, чтобы воздействовать на аджна чакру, задерживая половое созревание до того момента, когда организм будет готов к нему. Чтобы сделать эту практику более интересной, мы добавили к ней элементы визуализации. Мы называем около пятидесяти объектов, и просим детей последовательно визуализировать их. Представляя себе розу, текущую реку, покрытую снегом гору, двигающуюся машину, летящий самолет, плод гуавы, церковь или что-либо другое, ребенок, таким образом, развивает свое осознание.

      Существует три вида объектов для визуализации: те, которые ребенок уже видел, те, которые не видел, и абстрактные, такие как любовь или ненависть. Данная практика позволяет детям не только поддерживать психо–эмоциональный баланс, но и развивает в них способности к визуализации.
      Уже позднее, при изучении истории, географии и математики, он сможет использовать эти навыки наряду с обычным мышлением. Несмотря на то, что у нас нет научного подтверждения, я считаю, что другие йогические практики также способствуют поддержанию активности шишковидной железы, добавляя ей лишние годы жизни. Вот почему в Индии мы обучаем детей Сурья намаскар (динамической технике); нади шодхана пранаяме (для баланса между полушариями мозга); мантре (для концентрации внимания) и шамбхави мудре совместно с визуализациями (для поддержания шишковидной железы).