Измени себя — изменится Мир вокруг

Упосатха - метод контроля над собой

Слово «Упосатха» дословно означает «вход для [временного] пребывания». Эта традиция существовала задолго до появления Будды. Миряне оставляли свои дома и семьи на одни сутки, уходя в священные места для совершения ведических ритуалов и духовных практик. Считалось, что это пребывание в уединении приносит очищение тела, энергетики и ума. Дни, в которые должен был проводиться этот ритуал, определялись по фазам Луны, среди которых наиболее важными считалось полнолуние и новолуние. Кроме того, особые предписания соблюдались в дни первой и последней четверти Луны.

Во времена Будды, различные группы аскетов и странников использовали дни полнолуния и новолуния для изложения своих учений и методов практики. Будда разрешил монахам собираться вместе в эти дни и слушать чтение правил для монахов, а также учить Дхамме мирян, пришедших к ним.

Учёные-хронобиологи сейчас работают над тем вопросом, что раз океаны подвержены влиянию Луны, то и вода в нашем теле также подвержена её влиянию. В той же статье доктор Менакер пишет: «Поскольку наши тела на 2/3 состоят из воды, то нам приходится испытывать приливные явления». Это утверждение подтверждалось ещё Буддой: «Где бы ни был внутренний элемент воды и где бы ни был внешний элемент воды – всё это – элемент воды» (Махарахуловада Сутта, МН 62).

В дни Упосатхи у людей ещё больше увеличивается желание удовлетворять органы чувств, испытывать наслаждение и приятные чувства. Но, так как это неминуемо приводит к большой трате энергии, мудрыми с древних времён рекомендовалось в эти фазы Луны воздерживаться от чувственных удовольствий и посвящать время духовному развитию.

Пороки, страсти, желания, которые проявляются в эти дни, могут быть обузданы и ограничены с помощью особых правил дисциплины, называемых «восемью правилами».

Они представляют мирянам правила дисциплины для периода временного отрешения, очищения. В сутре Будда говорит об ученике, думающем таким образом: «Соблюдая эту восьми факторную Упосатху в течение дня и ночи, я отрешаюсь от образа жизни обычного человека и живу так, как Архаты проводят всю жизнь – милосердный, чистый и мудрый». Поэтому «восемь правил» – это на самом деле испытание способности человека к самодисциплине. Подобное исследование себя самого можно производить четыре раза в месяц, но главный из четырёх дней – день полнолуния.

Восемь правил:

  1. Я принимаю правило воздерживаться от уничтожения живых существ.
  2. Я принимаю правило воздерживаться от взятия того, что мне не дали.
  3. Я принимаю правило воздерживаться от нецеломудрия.
  4. Я принимаю правило воздерживаться от ложной речи.
  5. Я принимаю правило воздерживаться от принятия опьяняющих веществ, ведущих к беспечности.
  6. Я принимаю правило избегать принятия пищи в неположенное время.
  7. Я принимаю правило воздерживаться от танцев, пения, музыки, посещения развлекательных мероприятий, ношения гирлянд, использования духов и косметики для украшения тела.
  8. Я принимаю правило воздерживаться от использования высоких или больших постелей.

Питание: по традиции в этот день исключаются такие продукты как мясо, рыба, яйца, молочные продукты, алкоголь и другие одурманивающие напитки. Приём пищи должен совершиться до полудня. С полудня до рассвета следующего дня практик воздерживается от еды ( можно пить воду, соки без мякоти, травяные чаи, морсы). Чтобы еще лучше оздоровиться в этот день, можно накануне сделать очищение жкт и в день Упосатхи побыть на жидком питании. На следующий день можно сделать салат «Щётка» из грубой клетчатки.

Завтра, 16 февраля – день Упосатхи, полнолуние.

Автор: Анастасия Исаева

Узнайте больше из статьи - Упосатха