Небольшие осознания на большом Пути. Практика в местах Будды. Индия

Небольшие осознания на большом Пути. Практика в местах Будды. Индия
Я в Индии. Бодхгая. Еще два года назад, не думала тут оказаться. Не из-за того, что не рассматривала эту страну, для посещения вообще, а потому, что на тот момент, скорее поехала бы куда-то к морю, чем в место, с сильной энергией. Но йога перестала быть просто зарядкой для тела, а благие заслуги предоставили такую возможность.

Что ж, Индия, по приезду, меня немного шокировала. Местами, всё напоминает результат какого-то бедствия: нищета, разрушенные строения, пыль и много мусора. Поначалу, дико видеть всё это, но потом привыкаешь: кому-то необходимо воплощаться и в таких непростых условиях. Но, печально дело обстоит не везде. В сельской местности, проявленная реальность, значительно приятнее для глаз, а святыни и достопримечательности стараются поддерживать в чистоте.

Признаюсь, что для меня дорога не была лёгкой. Конечно – усталость и недосып, так как, добирались больше суток. Но, при переезде из аэропорта в Бодхгаю, неудобства длительного пути и неприятные впечатления, от увиденного из окна автобуса, вдруг, стали незначительными. Чувствовала гармонию, и было ощущение, что возвращаюсь куда-то, где давно не была, где все родное. Меня немного, вдруг, ошеломило осознание того, куда и зачем еду. Хотя, до поездки я и так, как мне казалось, чётко понимала важность этого мероприятия, и были ощущения того, что с Буддой и его учением, есть связь. До отеля добрались поздно. Осталось только принять душ и лечь спать.

Утром, в первый день после приезда, отправились к храму Махабодхи. Входя на его территорию, попадаешь в другую реальность. Щебечут птицы, звучат мантры, декламируются сутры, монахи и миряне выполняют простирания, паломники ходят вокруг храма, выполняя кору. Внешне, достаточно шумно, но именно этот шум пробуждает внутри тишину. Всё окутано энергией практики. Первая утренняя концентрация на дыхании, рядом с храмом. И в какой-то момент, в конце, только я, и только дыхание. Причём, уже совсем непонятно, где вдох, а где выдох. И ясное осознание – я вернулась туда, где когда-то уже была, где меня заждались. Голос Ромы вдалеке: «Постепенно заканчиваем практику». Возвращаюсь, когда все расстелили коврики для хатхи. Улыбаюсь – нахожусь здесь и сейчас, именно там, где должна быть. Затем хатха-йога, и удивительно пластичное тело, несмотря на долгую дорогу и отсутствие движения. Во второй половине дня – знакомство с участниками поездки. Удивительно, как быстро и спонтанно, у кого-то, всё сложилось с этим путешествием.

На следующее утро, перед концентрацией, поймала себя на мысли о том, что сейчас, опять, обязательно будет тонкий опыт. И тут произошла интересная ситуация. Наша группа разместилась, непосредственно, возле храма Махабодхи. Вокруг паломники совершали обход, кору. И среди этих людей, был человек, который вёл себя несколько странно: резкие движения, непонятный смех. Усевшись, для получения нового тонкого опыта, и начав погружение внутрь себя, я неожиданно получила хлопок по голове. Источник был ясен, а погружение прекращено. Стала с любопытством ждать, когда, делая следующий круг, этот странный человек поравняется со мной. Все повторилось, и во второй, и в третий раз. После чего, решила выбрать другое место для практики.

Интересно, что между первым и третьим хлопком по голове, в уме зародилось три мысли. Ну, а прежде всего, ощутила обиду и досаду, к сожалению. Такая автоматическая реакция, которую привыкли проявлять многие, когда что-то идёт не по плану, или кажется несправедливым. После этого начался анализ. Первое, что пришло в голову, – это событие произошло потому, что не стоит так желать, получить тонкий опыт, не стоит к нему привязываться. Иначе, получается практика ради опыта, а не ради развития души.

Второй мыслью было то, что ранее, возможно, вела себя подобным образом, мешая практикам заниматься. Решила, что тогда, всё справедливо: ведь сама когда-то посеяла такие семена, а теперь получила их плоды. И третьим моментом, стало чувство досады, из-за того, что, обладая информацией о законе кармы, и стараясь взращивать только благие мысли и мотивации, первой реакцией были эмоции, выводящие из состояния гармонии.

На новом месте, мне стала мешать собака, активно тычась носом в руку и пытаясь облизать лицо. В этот раз следила за умом, памятуя о законе кармы, и негативных реакций не возникло. А проходящий мимо монах, заботливо отвлёк пса. И так пронзительно почувствовала благодарность, за участие и проявленную поддержку. Новой гранью сверкнула важность единомышленников на Пути развития. И было ощущение, что после подзатыльника, меня погладили по голове. Честно говоря, тогда практика концентрации толком не получилась, потому что очень хотелось поразмыслить над сложившейся ситуацией. Возможно, она явилась результатом благой кармы, так как высшие силы решили показать неверность подхода к практике в тот день. Или же, проявилась не благая карма, так как, и я когда-то, создавала кому-то помехи для практики. Но, по большому счёту, нет большой разницы. Очень ценно то яркое осознание закона кармы и автоматических реакций ума, которое произошло в итоге. Ведь, памятование об этих вещах, позволяет спокойнее и ровнее относится к тому, что с нами происходит в жизни, и позволяет не допускать возникновения неконтролируемых реакций ума и, как следствие, необдуманных действий, приводящих зачастую, к накоплению неблагоприятной кармы. Всё это я и раньше знала и понимала, но теперь вдруг как-то сильно прочувствовала.

На третий день ранним утром состоялась поездка на гору Гридхракута, место второго поворота Буддой колеса Дхармы. Подъём в гору достаточно затяжной, но не крутой. Однако, на середине, стало нехорошо. Очень удивилась, что так сдавило грудь, и ноги, будто не мои, и не хотят идти вперёд. Начала про себя читать мантру Прибежища и внутренний взор обратила на образ Будды. Неприятные ощущения прошли, и появилась легкость в теле. На вершине, перед нами, открылся такой простор и красота! Помню встающее, сквозь дымку, красное солнце и ощущение полёта. Хотя, мы приехали достаточно рано, но уже следом, поднимались паломники. Поскорее разместились и приступили к практике. Так как, были небольшие опасения, что обезьяны могут утащить вещи, пришлось сложить их рядом с собой. Сложно было концентрироваться: посетители пели мантры, читали сутры, гиды что-то рассказывали, при малейшем шевелении кого-то из нашей группы, весь ворох вещей приходил в движение. В голове были мысли, о том великом собрании разных живых существ, которые прибыли сюда, чтобы послушать Будду. Считается, что в своё время Великий Татхагата, таким образом, изменил время и пространство, что Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы звучит на Гридхракуте до сих пор. Погрузиться глубоко в практику не удавалось, но в какой-то момент, всплыл образ Будды, восседавшего на возвышении, и вокруг было множество слушающих. Видела его сбоку, были сумерки. Возможно, это просто воображение нарисовало в голове такую картинку, но после, стало как-то особенно спокойно. Солнышко поднялось выше и начало припекать. Постепенно, завершили практику и после фотографирования, перешли чуть ниже, чтобы послушать лекцию Романа, основным лейтмотивом которой, была важность даяния в нашей жизни. Забегая вперёд, скажу, что после этой лекции, стала как-то спокойнее и проще относиться к большому количеству попрошаек, на улицах, в Индии. Да и они, стали значительно меньше мне докучать, а детям, впредь, предлагала немного еды, и они радостно её принимали.

Свободное время часть группы и я, посвятили пению мантры в пещере, которая располагается ближе всего к вершине. Считается, что это пещера Шарипутры. Сидели около получаса, но почти сразу, после того, как уселись, почувствовала очень сильную боль в коленях, что показалось странным. Обычно, должно пройти время, прежде чем появится боль, которая при этом не бывает столь острой. Пелось очень хорошо, но колени покоя не давали. Когда закончили и стали спускаться, идти могла с трудом. «Кармические отработки, – сказал Рома. – Это хорошо». Принято считать, что боль или травмы в области коленей, соответствуют накопленной негативной карме, определяющей рождение в мире животных. Поэтому, радостно терпела до вечера, пока не выполнила сто восемь простираний, возле Махабодхи, рядом с монахами и мирянами, применяющими ту же практику, для изменения уровня своего сознания и энергии. Удивительным образом боль меня покинула. Возвращалась в отель. Вокруг была шумная и подвижная, вечерняя Бодхгая. А внутри была тишина и спокойствие.

Следующим утром, мы отправились к пещере Махакалы, где по преданию, Будда провел последние несколько дней суровой аскезы. Сейчас, вокруг неё, находится монастырь. Мы были первыми посетителями, даже пришлось немного подождать, пока монах всё подготовит для посещения паломников. Высота входа в пещеру довольно небольшая, пришлось согнуться почти пополам, чтобы попасть внутрь. Говорят, что раньше, вход был высотой, всего семьдесят сантиметров. Попав внутрь, почувствовала какую-то торжественность и строгость. Внутри достаточно жарко и мало кислорода. Сели концентрироваться, и мне всё время казалось, что на голове у меня шапка, толстая зимняя шапка. Видимо, так ощущалась удана вайю, одна из пяти основных энергий нашего тонкого тела. Когда приходили мысли, то думалось о тех величайших аскезах, которые претерпел Будда Шакьямуни. Непроизвольно, проводилась параллель, между его аскезами и собственными, крошечными усилиями, чувствовалось вдохновение и желание практиковать. Нам удалось посидеть около получаса, потом потянулся поток паломников. После, выбрав ровную площадку, занимались хатхой и чувствовали себя живыми экспонатами в музее, так как вокруг собрались местные жители, посмотреть на нашу практику. Слушали Олю, которая поведала нам о видах йоги и её многообразных инструментах. Остаток дня был отведён для личной практики.

На пятый день после приезда, наша группа отправилась к Барбарским пещерам. Это место напоминает разрушенный грандиозный архитектурный комплекс - слишком уж гладкие поверхности, у наваленных вокруг валунов, и слишком правильная форма, у многих. Огромная, однородная порода, напоминающая издалека лежащего крокодила, содержит три входа, закрытые решётками, за которыми находятся помещения для практики. Мы выбрали свой вход. Первое помещение, прямоугольное, с потолком в форме купола, второе – круглое, с потолком в форме полусферы, меньше по размеру примерно в три раза. Внутренние поверхности тщательно отполированы, что даже блестят. Акустика поражает. Для практики мантропения, выбрали маленькое помещение, войти в которое можно из первого, большого, сильно нагибаясь в проёме. Сразу же почувствовала шапку на голове, но петь не получалось. Было мало кислорода, голос срывался, да и просто не было желания петь. Раздумывала, не покинуть ли помещение, и не устроить ли личную практику. Решила, просто концентрироваться на дыхании, в сопровождении мантры ОМ, в исполнении моих друзей. Почти сразу, оказалась, как бы, вне времени и пространства. Ощущения тела нет. Получилось длительное время (по сравнению с прежним опытом), удерживать всё внимание, лишь на дыхании. Только я, счёт и дыхание. Нет мыслей, совсем. Органы чувств регистрируют входящую информацию без анализа. Кто-то ещё пришёл, и сел рядом (потом оказалось, что это хранитель ключей), но думать об этом нет желания. Погружаюсь в свое дыхание. В какой-то момент, стало не по себе. Будто приоткрылась тайная дверь, но я пока боюсь взглянуть, что же за ней скрывается. Плавно вернулась к счёту. Не знаю, сколько времени мы в итоге там провели, но показалось, что мало, хотелось еще практиковать. Такие моменты, дают яркое переживание того, что мы – это далеко, не только тело. Наша группа покинула это удивительное помещение, а я с удивлением обнаружила, что боль в шее прошла бесследно.

Фотографируясь, увидели на вершине горы, вдалеке, здание. Хранитель ключей, почти не знающий английского языка, пояснил, что это храм Шивы. Решили отправиться к нему. Нам сказали, что лестница состоит из 600 ступеней, что понадобиться более часа, чтобы взобраться наверх. Было непросто, подъем крутой, и порой высота ступени была достаточно большая. Но, поднялись минут за пятнадцать-двадцать. И появилась такая лёгкость, будто каждая ступень забрала то, что давно отжило свой век, то, что уже не нужно. В храме, как раз, совершалась пуджа. Многие из нас, в той, или иной степени, приняли участие. Спуск не отнял много времени. Местный гид, провёл нас к автобусу другим путём, старой дорогой. Эта дорога представляла собой уступы, вырезанные в породе, которые гид называл следами, или ступенями Ашоки, и которые были вырезаны во времена великого царя. Недалеко, находится другая группа таких рукотворных пещер, носящих имя великого практика и мудреца Нагарджуны. Проехав немного, мы посетили одну из них. Вот там, мне очень хотелось петь мантру ОМ. Все вместе, спели громко три раза. А оставшись одна, попробовала петь тихо и высоко. Это было волшебно: звук, отражаясь, усиливался и множился – будто, пел целый хор неземных голосов. Жаль, что надо было собираться в обратную дорогу.

Во второй половине слушали Рому, который начал цикл лекций о замечательном произведении Шантидевы «Бодхичарья-аватара». Эта книга, уже была у меня на тот момент, и ждала своего часа. Помню, как в этом году, в йога-лагере Аура, в Ярославской области, взяла её в руки и почувствовала, что она мне нужна. Надеюсь, что в скором будущем, проявиться и время, на личное ознакомление с этим произведением.

Утром, шестого дня, вновь поехали на Гридхракуту для личной практики. Часть группы и я, концентрировались в пещере, расположенной ниже той, в которой мы были на третий день. Практика не далась, слишком много было мыслей, сладить с которыми не получилось. После, поднялась на вершину, где на тот момент, было уже достаточно людно. Устроилась и решила читать Сутру о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Оля, сидевшая рядом, посоветовала читать вслух. Замечательный совет. Это позволило полностью погрузиться в чтение. Внешние звуки остались где-то вдалеке, тело стало каким-то невесомым и будто не моим. Мой голос звучал, но одновременно, он был и не моим. Прежде, чем приступить к спуску, даже понадобилось время, чтобы вернуться к привычным ощущениям тела.

Затем, мы отправились в Наланду, величайший образовательный и духовный центр Индии, 5-7 веков н.э., разрушенный мусульманскими фанатиками, насаждавшими ислам. Размеры и монументальность того, что сейчас можно увидеть, впечатляют. Слушали продолжение рассказа о произведении Шантидевы. Но странным образом, было тяжело сосредоточиться, и в этот день, по собранной информации, у большей части группы, отмечалась какая-то усталость и апатия. После возвращения в отель, даже не нашла в себе силы, дойти до храма Махабодхи. Отметила признаки странной хандры, и совсем не понимала причину. Но, мудрая Оля посоветовала полежать, прислонив ноги к стене. Последовав этому совету, читала Лотосовую Сутру, и всё переменилось. Вновь появилось вдохновение, и, ложась отдыхать, с нетерпением ждала наступления утра.

Седьмой день мы целиком провели в Бодхгае, начав его совместной практикой концентрации. В этот раз разместились, непосредственно, вблизи дерева Бодхи, потомка того самого дерева, возле которого Будда Шакьямуни достиг просветления. Оно является центральным местом в храмовом комплексе, поэтому здесь всегда много паломников и шумно, от декламирования мантр и сутр, на разных языках. Мне, это непрерывное движение вокруг, существенно помогало погрузиться в себя. Опять пришло ощущение отсутствия тела, остались только вдох, выдох и счёт. Потом, отсутствие границы между вдохом и выдохом, и счёт. Кто-то сел рядом, задев меня, но нет и капли раздражения, только фиксация факта прикосновения. Затем, накатилась такая теплая и мягкая волна любви и сострадания, укрыв меня и всё вокруг. И чувствовалось единение с миром и принятие всего, что в нём есть, без разделения, на плохое и хорошее. Через какое-то время открыла глаза, и увидела вокруг множество ищущих людей, и почувствовала, что мы все – это одно. И из глаз потекли слёзы.

Днём была завершающая лекция Ромы, и многое из сказанного очень резонировало. После, решили немного погулять по храму, затем была кора по большому кругу. Поняла, что не уделила этой практике должного внимания, потому как, она погрузила меня в интересное созерцательное состояние. Было ощущение, что я уже совершала подобное именно здесь, и что я сюда ещё вернусь. Идя по кругу, видела, как храм периодически заслоняли ветви деревьев. Пришло сильное осознание того, что так и мы все, в многочисленных жизнях и состояниях, то встречаемся с Дхармой, то теряем её из виду. Но она есть, независимо от того, видим ли, и сознаём ли мы это, или нет.

Затем, были сборы и замечательная, совместная практика пения мантры ОМ. Мы здорово вместе пели каждый вечер, похожее состояние было только в сфере, в Ауре. Всё сопровождалось ощущением единства и полёта, а также звуками различных музыкальных инструментов, и пением каких-то волшебных голосов. И здесь, мне удалось услышать звучащие, во время нашего пения, мантру Прибежища и мантру бодхисатвы Авалокитешвары, а также восхваление двадцать одной Таре.

Это необычно, но за всё время пребывания, на сон приходилось не более пяти часов, а спать не хотелось (за исключением лишь одного дня). Часто лежала и не могла заснуть, чувствовала, что у меня много энергии. С едой тоже, дело обстояло не так, как в привычной жизни. Было много фруктов в рационе, а более тяжёлая пища, в лучшем случае, присутствовала два раза в день. Да и в целом, ела значительно меньше, что отразилось на весе.

Покинув гостиницу и погрузив вещи в автобус, на восьмой день после приезда, мы отправились к Махабодхи, чтобы немного времени уделить личной практике, перед отъездом из Бодхгаи. Концентрироваться было сложно, телу и уму тяжело было оставаться неподвижными, так как, было, какое-то, «дорожное» состояние. Поэтому, решила походить по малому кругу, и опять была удивлена, как это действие помогает успокаивать ум. Было ощущение, что я нахожусь в каком-то энергетическом вихре, что я есть и сам этот вихрь, и его причина. Завершать процесс не хотелось, но впереди была дорога.

В Варанаси (или древнем городе Каши), нас ждала лодочная прогулка по Ганге вдоль гхатов, мест, где тела умерших людей предают огню. Наверное, этого момента путешествия, я немного боялась. И чувствовалось какое-то, внутреннее, напряжение от возможности увидеть, действо с мертвецом. Странно, но на протяжении более километра, мы видели только три костра. Также наблюдали, как группы людей совершают омовения, как моют коров, как коровы самостоятельно совершают омовения, как люди стирают и сушат бельё, как ловят рыбу. И плывя обратно, к месту причала, я чётко поняла, что моё тело бренно, что оно состариться и умрёт, что другого просто не дано. Это меня немного ошеломило. Жизнь так быстротечна, а многие из нас посвящают, большую её часть, очень глупым вещам. Надо что-то с этим делать…

Затем был Сарнатх, со ступой Дхамек. Немного практики коры. И вновь, уютное ощущение гармонии и принятия проявленного мира. Тёплая беседа с Олей. И понимание того, что путешествие закончилось, осталась лишь формальная его часть, в виде переездов и перелётов. Это паломничество закончилось на том, с чего и началось, – на ступе Дхамек. Около года назад, увидела её на видео, снятом ребятами из клуба OUM.RU, во время поездки в Индию. Увидела и расплакалась, без видимой причины. Так я поняла, что мне необходимо совершить поездку по местам Будды.

Далее была обратная дорога. Как ни странно, но, несмотря на физическую усталость, моё мироощущение стало гармоничнее, будто отпало что-то ненужное. По возвращении, стало немного грустно, что нам придётся опять расстаться (но точно, лишь на какое-то время), что всё так быстро закончилось.

Сложно выразить словами всё то, что произошло, ведь во мне случился целый переворот. Но, надеюсь, что отчасти мне удалось этим поделиться, и может, даже вдохновить кого-то, на подобное паломничество. Подводя итоги, скажу, что на сегодняшний день, это самое значимое и важное путешествием в моей жизни, оно стало путешествием к себе. Ехала, потому что должна была ехать, это было внутри. Были какие-то вопросы к себе, на которые хотела получить ответ, но получила больше, чем хотела. Помимо тонких и необычных ощущений, случилось много важных осознаний. Разглядела автоматические реакции ума, непрестанно сопровождающие все действия и события, посмотрела, как бы со стороны, на себя и свои привычки. И теперь, часто предвижу свою реакцию и успеваю предупредить возникновение негативных эмоций. Прочувствовала всепроникающую любовь и сострадание, единение с этим миром. Поняла, что эта гармония и есть наша истинная природа, а кокон из привычек, реакций и морока, слишком плотно окутывает нас. Это, сейчас помогает мне спокойнее принимать то, не всегда положительное, что со мной происходит. Поняла, что моё тело тленно, и мне придётся его оставить, поэтому необходимо скорректировать жизнь, в некоторых её аспектах. И надеюсь, что эти открытия, не затуманят время и не благие состояния, а полученную энергию, удастся использовать во благо.

Знаю, что уже была в этих местах, и вновь буду. Благодарю великих учителей и практиков, оставивших нам знания и свою энергию, благодарю Олю и Рому, благодарю всех ребят, с которыми мы вновь встретились. Также, выражаю благодарность всем тем людям, которые помогали нашим перемещениям в пространстве (отдельно – водителю автобуса, его мастерство сэкономило нам много времени), всем тем, кто нас кормил, обеспечивал электричеством, водой, крышей над головой. Во Вселенной всё взаимосвязано, поэтому, многие косвенно нам помогали.

Желаю всем стойкости и осознанности на этом непростом и долгом Пути.

Прусова Анастасия

Будем рады видеть вас на Пути саморазвития!
Приглашаем посетить эти светлые места.