Йога: через асаны к состраданию

асаны, хатха-йога, сострадание, терпение, йога в москвеЛожусь в асану «стрекоза». Первая реакция – просто заплакать от сильной боли в плечевых суставах. Но я сдерживаю слёзы, дышу глубоко и размеренно, веду внутренний диалог: «Нужно терпеть. Дышать и терпеть. Развитие не бывает без страдания».

Когда йога впервые входит в жизнь человека, она, непонятая и неузнанная, манит необычностью, нестандартностью и миражом возможных достижений. Кажется, чуть-чуть практики, и ты с лёгкостью будешь гнуться, тянуться, станешь стройным и сильным, сможешь на восхищение закидывать ногу за голову или стоять в безумных балансах. И ты, как в омут головой, бросаешься в практику, неистово разрывая тело в эгоистичном желании быстрее достичь совершенства. Месяц-другой такой бурной деятельности, и ты сгораешь: пропускаешь занятие, просыпаешь утреннюю медитацию, и вот уже коврик полгода пылится в углу. Не та мотивация, не тот посыл. В мелкой воде не водится большая рыба.

При первом столкновении в йоге с собственным телом ты с удивлением обнаруживаешь, что будто впервые знакомишься с руками, ногами и позвоночником, и знакомство это далеко не радужное и приятное. Достать лбом до колена? Скрутиться и посмотреть за правое плечо? В наклоне выпрямить ноги? Сделать прогиб назад? Тело истошно вопит, сопротивляется, а вечно суетной ум искушает расслабиться, полежать, поспать или отвлечься. В первые месяцы занятий происходит самое полезное открытие для новоявленного йогина: тело – это не «Я», силой мысли его не сломаешь, оно требует уважения, усердной работы, тонкой осмысленности малейших действий и сострадания. В повседневной жизни человек совершает физические движения бездумно, хаотично, привычно и абсолютно не задумываясь, как работает весь его живой отлаженный механизм. 

Асаны учат здесь и сейчас относиться к телу с вниманием, заставляют погружаться в себя и ощущать тело в единстве с умом и внутренней совершенной природой. Развитие тела через йогические упражнения – это узнавание своей Самости в мельчайших физических нюансах. До йоги я и не подозревала, что не умею делать глубокие вдохи животом, что сидеть в позе лотоса мне дано лишь через адское жжение в голенях, что из-за застарелой торопливости ума я не в состоянии освоить ни один баланс, а погружение в медитативное состояние проходит через борьбу со сном, страхами, эмоциями и безволием. Занимаясь изо дня в день, ты снова и снова говоришь себе: «Ну, здравствуй, моё драгоценное человеческое тело. Давай сегодня потерпим ещё чуть-чуть. И да воздастся нам однажды падмасаной и усмиренным спокойным умом». И терпишь, и дышишь, и осознаешь. Но всё это снова Эго - для себя и о себе: ожидание результата, рассматривание в зеркале изменений тела, сравнение итогов с выстроенными однажды идеалами. Игры разума, использование внутренних ресурсов на отстраивание внешней картинки. Уже не тамас, но всё ещё ярко пылающий раджас.

йога, сострадание, практика йоги

Но однажды ты понимаешь, что цель кропотливой работы с телом – уже не само тело, а нечто большее и глубинное. Ты вдруг осознаешь, что любая освоенная асана – это маленькая ступенька к постижению души и её целостности с мирозданием. В моей личной йоге такой момент произошел на пятом году занятий. В очередной раз выполняя Матсиасану, я вдруг вообразила яркую картинку: вот так рыба ощущает себя выброшенной из воды, выгибаясь и инстинктивно хватая воздух жабрами. В этот момент моя практика впервые перешла из стадии чисто механической работы в стадию постижения единства души со всеми живыми существами в мире. В ментальном плане освоение асан - это первая доступная тропа к развитию сознания от низшего состояния к высшему. Стоит лишь задуматься, что большинство асан имитируют разные ступени развития: гора, дерево, лотос, разные виды рептилий, птиц, млекопитающих, зародыш, ребёнок , цари, мудрецы и святые. И каждое занятие в любом из видов йоги неизбежно заканчивается шавасаной – позой мертвеца. Эволюция, которую мы неосознанно проживаем на коврике за пару-тройку часов.

Узнавание собственного тела через йогу учит человека быть в единстве со всей живой и неживой природой. Только олицетворив себя с неподвижным деревом, которое годами безмолвно созерцает переменчивый мир вокруг, ты действительно сможешь устойчиво стоять во Врикшасане. Динамика в позе Марджариасаны подлинно прочувствуется лишь при воспоминаний о грациозных тягучих движениях кошки после пробуждения. А достойно освоить Вирабхадрасану удастся, лишь вообразив себя воином перед сражением, сильным, устремленным и напряженным, как струна. Изучение и осознанное выстраивание асан словно погружает нас в многочисленные варианты реинкарнаций, которые душа неизбежно проходит в круге сансары.

Йога и сопряженное с ней страдание тела учит нас смирению, состраданию и милосердию. В суматошной мирской жизни человек всячески избегает боль, стремится к наслаждению и блаженству, и как следствие, взращивает Эго и перестает замечать боль других существ. Йога же через сознательное причинение дискомфорта и физической боли в асанах, через переживание трудностей аскез заставляет вспомнить, осмыслить и ощутить единство со всеобщим страданием в мире. Именно поэтому чем сложнее и болезненнее даётся йогический путь, тем более весомый урок ты вынесешь по итогу своей короткой человеческой жизни, и тем более глубокую целостность почувствуешь с любой ежесекундно страдающей душой, которая встретится на пути. Через практику ты вновь и вновь ощущаешь: «Мы дышим воздухом друг друга».

Йога, зачем практиквать асаны, oum.ru, клуб йоги

Именно поэтому на вопросы родных и друзей: «Зачем? Зачем вставать в 4 утра? Зачем часами петь мантры? Зачем делать странные очищения и замысловато дышать? Зачем голодать? Зачем изо дня в день пытаться сидеть в медитации? Зачем тратить свободное время на коврике, когда можно отдыхать и развлекаться?», - ты объясняешь снова и снова, что через йогу учишься жить с широко открытыми глазами, учишься дышать полной грудью, ходить прямо, стоять твёрдо, мыслить и поглощать информацию вдумчиво. Через физическое развитие ты делаешь первые неумелые шаги к глубокому пониманию себя и своей изначальной Божественной природы. Все приложенные усилия нужны лишь для того, чтобы через сопротивление и страдание расти духовно, стараться ясным взглядом смотреть на мир и по капле взращивать внутри себя единство со всеми живыми существами во Вселенной. Потому что это самое тело с привычными руками и ногами – это не просто физическая оболочка, а сосуд для души. Сосуд, который однажды должен стать чистым и прозрачным, чтобы душа могла свободно поглощать большой Свет и отражать отточенными гранями свой малый Свет обратно…

Ом! автор статьи Каурова Анастасия