Йога и семейная жизнь

йога и семейная жизнь, семья и йога, йоги о семьеЕсли начать рассматривать йогу и семейную жизнь, то начинаешь понимать, что однозначных выводов сделать не получится. Сами взаимоотношения йоги и семейной жизни могут выстраиваться с разных позиций. Нужно учитывать, что в разные времена и к йоге, и к семейным отношениям относились по-разному. В этой связи, мы хотим рассмотреть несколько таких вариантов на ярких и показательных примерах.

Если в настоящее время мы кому-нибудь рассказываем о йоге, то у человека, который близко не знаком с этим инструментом для самосовершенствования, могут возникнуть ассоциации, что йога- это длинные волосы, пещера, поза лотоса и ещё, возможно, левитация, то есть крайне аскетичный образ жизни, в котором нет места, ни родным, ни любимым, ни друзьям, никому, кого мы подразумеваем под термином « семья». И это нормальная точка зрения человека нынешнего, потому что из многих источников мы узнаём, что большинство йогов, в том понятии, так и жили.

Предлагаю, вначале рассмотреть семейную жизнь йогов, именно, с этой позиции. Очень показательным будет пример из жизни Славного Джецюна Миларепы, жившего в 12-Ом веке. Я не буду описывать биографию этого великого Йога. Скажу только, что почти всё своё время он отдавал служению Дхарме и, в основном, занимался медитацией сидя в гималайских пещерах в одной набедренной повязке. Это классический образ Йога. Если обратиться к первоисточникам , то можно узнать, как этот человек, достигший в Йоге очень многого, рассматривал семейные отношения.

Однажды, когда он спустился с гор в деревню за пропитанием, то одна пожилая семейная пара предложила ему остаться жить у них. Вот, что он им ответил:

"Дом и земля приятны только поначалу.

Они – как терка, стачивающая тело, речь и ум!

Пахать и вскапывать может быть так трудно!

Ведь если семена, что ты засеял, не прорастут,

то ты работал зря!

В конце концов наш край становится страной ничтожных

нищих – заброшенной и беззащитной

Обителью голодных духов и неприкаянных призраков!

Когда я думаю об этом складе греховных дел,

Тоска снедает сердце.

И в этой тюрьме непостоянства я не останусь,

Я не хочу входить в вашу семью!"

Тогда они предложили найти для него девушку, чтобы он на ней женился и создал семью. На это предложение он ответил таким образом:

"Сначала женщина – ангел небесный:

йога и семья, семейная йога, йога по сути, поддержка на пути

Чем больше смотришь на нее,

тем больше хочется смотреть.

В среднем возрасте она становится демоном

с глазами трупа.

Вы говорите ей слово – она вам криком возвращает два,

Она треплет вас за волосы и тычет вас под коленку,

Вы ударяете ее своей палкой – она запускает в вас черпаком.

К концу жизни она превращается в старую корову без зубов.

Ее злые глаза горят дьявольским огнем,

Пронзающим ваше сердце!

Я держусь в стороне от женщин

во избежание ссор и неурядиц.

На вашу юную невесту у меня нет аппетита".

Подумав, они согласились с ним, но решили, что ему как мужчине, нужен продолжатель его рода, т.е сын. На что он им ответил:

"В юности, сын – принц небесный:

Вы его любите так, что трудно не выдать страсть.

В средние годы он становится подобен

безжалостному просителю,

Которому вы отдаете все, а он хочет еще больше.

йога и семья, семейная йога, йога по сути, поддержка на пути

И вот уже выставлены из дома дорогие родичи –

В дом вплывает любимая очаровательная пава.

Отец зовет его, а он – нет, не ответит.

Мать восклицает, а он – нет, не слышит.

Тогда за дело принимаются соседи,

распространяя клевету и сплетни.

Вот как я знаю, что ребенок чаще всего

превращается во врага.

Держа это в уме, я отвергаю путы Самсары.

На сыновей и племянников у меня нет аппетита".

Не отступая от своего намерения, пожилая пара спросила о дочери. Но и здесь Миларепа был непреклонен и сказал:

"В юности дочь – улыбающийся ангел небесный:

Она привлекательней и драгоценней самоцветов.

Взрослой она не годится ни на что.

Она открыто уносит вещи из-под носа у отца,

Она потихоньку таскает их за спиной у матери.

Если родители не превозносят ее

И не потворствуют ее прихотям,

Им придется терпеть ее колкости и норов.

йога и семья, семейная йога, йога по сути, поддержка на пути

В конце концов ее лицо краснеет и в руках появляется сабля.

Лучшее, что она может, –

прислуживать и отдавать себя другим,

Худшее, чего от нее можно ждать, – проблем и трагедий.

Женщина – это венный нарушитель спокойствия.

Держа это в уме, лучше избегать непоправимых несчастий,

На женщин, один из главных источников страданий,

у меня нет аппетита".

Услышав такое, как ни странно, супруги согласились с его доводами. Но они не унимались и спросили его мнение о родных.

Миларепа вновь ответил:

"Вначале, когда человек привечает свою родню,

Он счастлив и радостен.

С воодушевлением он им помогает,

развлекает их и беседует с ними.

Позже они делятся мясом и вином.

Он что-нибудь предлагает им, они предлагают в ответ.

Но в конце концов они – причина гнева, желчности

и пробуждения инстинкта стяжательства.

Они – неиссякаемый источник неудач и сожалений.

Держа это в уме, я отвергаю приятных

и общительных друзей.

На родню и соседей у меня нет аппетита".

йога и семья, семейная йога, йога по сути, поддержка на пути

Прочитав слова Великого Йогина, у обывателя может сложиться мнение, что все Йоги такие.

Но, дабы развенчать возможное недоразумение, хочу привести другой пример.

Мы рассмотрим пример из жизни Учителя Миларепы. Марпы из Лходрака. Марпа был мирянином. Он родился в зажиточной семье тибетских землевладельцев. Ничего не предвещало его тяги к йогической традиции. Но следуя своей карме, Марпа начал заниматься йогой по-взрослому. Он посетил Индию и Непал с целью улучшения своей практики. У него было три путешествия в Индию и Непал и только после третьего, он стал зажиточным семьянином, женившись на Догмеме. И стал отцом семерых детей. Следует добавить, что у него было несколько жён. Как видите, йогическая традиция не означает полного затворничества. И для того, чтобы полноценно заниматься Йогой можно, вполне комфортно, жить семейной жизнью.

Также сюда можно привести пример ещё одного Великого Йога- Мудреца- Васиштху. Будучи, величайшим Йогом, он содержал свою жену Арундхати. Также у него было сто сыновей. Это совершенно не мешало ему практиковать Йогу по-взрослому, в истинном её значении.

Был ещё один Великий Мудрец, современник Будды Шакьямуни. Будучи «отшельником» в высокодуховном смысле слова, Вималакирти, тем не менее, активно посещал в Вайшали питейные и игорные заведения, а также бордели, распахивая глаза посетителям на природу сжигающих их страстей. Он также успел повстречаться при разных обстоятельствах со всеми ближайшими учениками Будды, указав им в сугубо практических ситуациях на формальное истолкование и поверхностное следование Учению Победителя, продемонстрировав при этом колоссальную разницу в постижении и реализации. В результате Всемогущий не смог сподвигнуть ни одного из своих учеников (кроме Манджушри) навестить «больного» Вималакирти, поскольку каждый из них был «пойман» им на догматичности, неуверенности или самомнении.

Вызвав у себя болезнь физической оболочки, Вималакирти наглядно продемонстрировал большому собранию людей и нечеловеческих существ ограниченность телесно-ориентированных практик. Диалог-диспут с Манджушри о непостоянстве, как «корне всего, не имеющего собственного корня», проникает в самую суть недвойственности, центрального понятия используемого Вималакирти в своих разъяснениях. Будучи искуснейшим толкователем, Он направлял к просветлению благодаря простому слушанию Своих речей. Сила ума Его забирала тысячи окружающих в высшие сферы, где труднопостижимые концепции сами входили внутрь и освобождали.

Йога и семья, йога по сути, семейная йога

Взгляд на женское начало в отношениях начинается с Великой Матери, или Супруги. Этот аспект женственности упоминается в биографии Мачиг Лабдрон. Мачиг Лабдрон считается перерождением Еше Цогель, супруги Падмасабхавы, великого учителя принесшего учение Будды и Йоги в Тибет. Занимаясь практикой Чод это не мешало ей исполнять свое женское предназначение. В теле Мачиг Лабдрон она получила пророчество: «Ты должна соединиться с Топабхадрой. Это приведет к возникновению новой линии переемственности и распространению учения».

Мачиг получила наставления и еще многие предсказания и решила соединиться с Топабхадрой. Многие мирские люди считали это нарушением монашеского обета и осуждали ее. Лама в пророчестве сказал: «Ты не нарушила своих обетов. Топабхадра – человек благородного происхождения. Тебе следует выйти за него замуж и дать начало новому роду; это принесет благо множеству живых существ».

Исполняя свои обязанности и практикуя Мачиг отправилась с Топабхадрой в Тибет, она родила сына и назвала его Друбпа, что значит «исполнение», поскольку его рождение было исполнение пророчества. Переселяясь по Тибету и распространяя учение Мачиг родила второго сына которго назвали Конгпо Кьяб что значит «прибежище в Конгпо», также она родила дочь Ладума «спустившаяся с Вершин».

Еще взгляд на семейные отношения из биографии жизни Принцесы Мандаравы. Когда она была в подростковом возрасте, слава о ее красоте разнеслась по всему миру и к ней приходили свататься многочисленные женихи. Но она покинула дворец в сопровождении служанки. Скрывшись в лесу, она молилась о том чтобы ей довелось стать монахиней, а не замужней женщиной. Она рвала на себе волосы и царапала лицо чтобы обезобразить его, таким образом чтоб никто из женихов не пожелал ее. Затем она погрузилась в медитацию. По возвращению во дворец отец сообщил многочисленным женихам что принцесса приняла монашество. Для обучения Мандаравы к ней явился Падмасабхава, его пригласили в монастырь, чтобы он изложил учение. Падмасабхава дал Мандараве наставления в йоге и они приступили к практике. В царстве отец узнав о случившемся приказал сжечь Падмасабхаву, а Мандараву сбросить в яму. Был организован костер и во время ссожения земля содрагнулась и на месте костра появилось озеро. В центре находился маленький мальчик похожий на Падмасбхаву вокруг стояли восемь дакинь похожих на Мандараву. Царь просветлев умом, прося прощения выдал Мандараву замуж за Падмасабхаву. Через некоторое время Падмасабхава решил отправиться распространять учение в Китай, Тибет и Непал, сообщив Мандараве что собирается покинуть ее. Погруженная в печаль и отчаяние Мандарава покинула дворец. К ней явился Падмасабхава и сказал «Ты не владеешь своими чувствами как же мне обучать тебя тайнам высшей йоги?». Он взял ее с собой в пещеру, где они приступили к практике видьядхары бессмертия. Через какое-то время они обрели сиддхи видьядхары вечной жизни, так что стали неподвержены старению и смерти. Далее они отправились распространять учения принося высшее благо неисчислимому множеству живых существ.

Йога и семья, йога по сути, семейная йога

Рассмотрев семейные отношения в своей связи с Йогой, на примерах Великих Йогов и Йогинь, предлагаю вернуться в нашу реальность.

К большому сожалению, современные понятия слова «семья», совершенно далеки от истины. В этом не сложно убедиться, посмотрев статистику разводов по ЗАГСам. Большинство людей не понимают для чего нужно создавать семью и рожать детей. Они это делают по привычке. Потому что, так надо. Современная Йога также далека от той, первоначальной Йоги. Поэтому, связываясь вместе, к сожалению, они ещё больше разрушают друг друга, а не дополняют. Конечно, всегда есть исключения. Но, даже, вспомнив об истинных целях, одной из сторон, Йоги или Семьи, думаю, что это поможет осознать и подтянуть до должного уровня «отстающую сторону». Выбор каждого зависит от многих факторов. Нет каких-то догм. Все мы разные и у каждого свои уроки.

Подводя итог всему, выше изложенному, можно сказать , что мы имеем большие возможности изменить как самих себя, так и окружающий нас мир. Принося благо всем живым существам. И одним из направлений может служить семейная жизнь, где глубоко сочетается постижения взаимоотношений женского начала - энергия мудрости и любви и энергии благой активности - силы начала мужского. Что несомненно даст богатые плоды от приложенных Вами трудов!

Занимайтесь Йогой по- взрослому! Будьте по- настоящему счастливы в Семье! И это будет Великим Благом для Всех!

Косарев Роман и Бедункова Ольга