Обобщающая статья о пранаяме

Обычное определение пранаямы — управление дыханием. Хотя с точки зрения используемых техник такая интерпретация может показаться правильной, она не передает полного значения пранаямы. Если помнить то, что мы уже говорили о пране и о биоплазменном теле, можно понять, что основная цель пранаямы — обретение контроля над чем-то гораздо большим, чем дыхание. Хотя кислород представляет собой одну из форм праны, пранаяма в большей степени касается воздействия на более тонкие виды праны. Поэтому не следует ошибочно считать пранаяму всего лишь дыхательными упражнениями. Конечно, практики пранаямы действительно улучшают поступление кислорода в физическое тело и удаление из него углекислого газа. Это не вызывает никаких сомнений и само по себе оказывает чудесное благотворное действие на физиологическом уровне. Но, в действительности, пранаяма использует процесс дыхания как средство для манипуляции всеми видами праны в человеке — как грубыми, так и тонкими. Это, в свою очередь, сказывается на уме и физическом теле.

Мы не заинтересованы в терминологических спорах о значениях слов. Однако, нам хотелось бы указать, что слово «пранаяма» обычно переводят совершенно неправильно. Как мы уже объясняли, прана означает гораздо больше, чем просто дыхание. Обычно считают, что термин «пранаяма» образован соединением слов «прана» и «яма». В действительности,это полностью неверно. Ошибка возникает из-за неадекватности английского алфавита, а также изза того, что это слово переводят учёные, не знакомые с основными целями пранаямы. В английском алфавите всего двадцать шесть букв, тогда как в санскрите их пятьдесят две. Это часто приводит к неверной транскрипции слов, поскольку для большого числа букв санскрита нет эквивалентов.

Слово «яма», которое использовал Риши Патанджали, написавший традиционный толковательный текст «Йога Сутра», вовсе не означает «управление». Он использовал это слово для обозначение различных этических норм или правил. Слово, которое прибавляется к «пране», образуя термин «пранаяма», это не «яма», а «айаама». Другими словами, «праана» + «айаама» дает «праанаайаама». Слово «айаама» имеет гораздо больше значений, чем «яма». В словаре санскрита вы обнаружите, что слово «айаама» означает: растяжение, протяжение, ограничение, расширение (измерений во времени и пространстве).

Таким образом, «пранаяма» означает — расширять и преодолевать естественные ограничения. Она дает метод, посредством которого можно достигать более высоких состояний вибрационной энергии. Иными словами, можно активировать и регулировать прану, образующую основу человека, и, тем самым, становиться более восприимчивым к вибрациям в космосе и внутри себя. Пранаяма — это метод совершенствования конституции своего пранического тела, своего физического тела, а также своего ума. Таким образом, человек может начать осознавать новые измерения бытия. Когда ум делается спокойным и неподвижным, он больше не искажает свет сознания.

Пранаяма приносит новые уровни осознания, прекращая или сдерживая отвлечения ума. Другими словами, именно постоянный конфликт в уме не дает нам переживать более высокие состояния или измерения осознания. Практики пранаямы сводят к минимуму мысли, конфликты и т.п. в уме и даже могут полностью останавливать мыслительные процессы. Это ограничение умственной деятельности позволяют познавать более высокие уровни бытия. Возьмем такую аналогию. Если мы стоим в комнате и смотрим на солнце через грязное окно, мы не можем видеть и чувствовать лучи солнца во всей их чистоте. Если вымоем стёкла, то увидим солнце в его подлинном блеске. Обычное состояние ума подобно грязному окну. Пранаяма очищает ум и позволяет сознанию беспрепятственно проникать через него. Это ясно показывает, что пранаяма означает нечто гораздо большее, чем управление дыханием.


Упоминания в древних текстах

Пранаяма составляет важную часть практик йоги, и, потому, упоминается почти во всех традиционных текстах йоги. Мы не собираемся цитировать все эти упоминания, и ограничимся лишь некоторыми из них, имеющими непосредственное отношение к общим аспектам пранаямы, оставив более конкретные тексты до того времени, когда мы будем подробно обсуждать отдельные практики.

Обратимся к авторитетному тексту Хатха Йога Прадипика — древнему классическому труду по практической йоге. В нашем предыдущем обсуждении праны, мы подчеркивали взаимосвязь между праной и жизнью. Это ясно утверждается следующим образом: «Когда в теле есть прана, это называется жизнью, когда она покидает тело, это приводит к смерти».

Именно это достоверно установили современные учёные — органические объекты пронизаны биоплазменной энергией (которую древние называли праной) и когда эта энергия покидает тело, происходит смерть организма. То, что древние йоги могли знать о пране без помощи изощрённой аппаратуры, очень многое говорит об их осознании жизни и бытия. Следующая шлока (стих) также весьма показательна: «Когда возмущается прана, читта (ум) тоже покоя не знает, Когда установится прана, читта также покой обретает» (гл. 2:2)

Это означает, что когда праническое тело не функционирует должным образом, то одновременно возмущается ум; когда течение праны гармонизируется, ум также приходит в состояние невозмутимости. И в этом случае исследования также неопровержимо показали справедливость древних предсказаний о тесной взаимосвязи между этими двумя аспектами. Практики пранаямы предназначены для того, чтобы вызывать спокойствие ума путем гармонизации течения праны в теле.

Пранаяма занимается устранением заторов в пранических каналах (нади), чтобы прана текла свободно и без помех. Об этом упоминается в разных шлоках. Мы процитируем одну из них в качестве примера:

«Если пранаяму выполнять, как должно, То всё тело праны будет воедино слито, Сквозь сушумну прана потечёт свободно, Потому что все преграды, что мешают Пране течь свободно, пранаяма удаляет, И даёт спокойствие уму». (Гл. 2:41, 42)

(Сушумна – наиболее важный нади во всём теле.) Цель здесь в точности та же, что в акупунктуре: устранение неравномерностей в течении праны. Цель одна и та же, но средства различны.

Однако даётся предостережение: «Если пранаяму выполнять как должно, все болезни ею излечимы. И она же может вызвать все болезни, если делаешь её неверно». (Гл. 2:16) Вот почему следует медленно и систематически развивать способность выполнять техники пранаямы в течение определённого времени. В этом курсе мы будем знакомить вас с различными практиками шаг за шагом, чтобы вы получали максимальную пользу без каких-либо неприятных побочных эффектов.

В йоге для "обуздания" праны используются практики пранаямы и асаны. Асаны управляют энергиями в физическом и праническом теле, а также в уме, приводя их в состояние гармонии. Если асаны выполняются правильно, то пранаяма автоматически делается без всяких усилий. Таким образом оказывается непосредственное влияние на конституцию человека через его физическое и праническое тела. С другой стороны, в пранаяме регуляция ума и тела осуществляется путём манипуляции праническим телом через посредство дыхания. И пранаяма и асаны имеют одну и ту же цель. Однако пранаяма оказывает наибольшее влияние на ум, поскольку она действует через праническое тело, которое более тесно связано с умом, чем физическое тело.

Модальности практик пранаямы

При управлении дыханием в практиках есть четыре важных действия. 

Это: 

1. пурака (вдох)

 2. речака (выдох) 

3. антар или антаранга кумбхака (задержка дыхания после вдоха, то есть с наполненными воздухом лёгкими)

 4. бахир или бахиранга кумбхака ( задержка дыхания после выдоха, то есть с максимально опустошёнными лёгкими).

 Различные практики пранаямы включают в себя разнообразные техники, но все они основаны на использовании перечисленных выше четырёх действий. Кроме того, существует еще одна модальность пранаямы, которую называют кевала кумбхака. 

Это усложнённая стадия пранаямы, которая автоматически наступает во время высших состояний медитации. В этом состоянии давление в лёгких уравнивается с атмосферным. Дыхание исчезает и лёгкие прекращают свою работу. При таких обстоятельствах завеса, не дающая нам заглянуть в глубинные аспекты бытия, поднимается и мы обретаем интуитивное постижение высших истин. В действительности, самой важной частью высших практик пранаямы является кумбхака, или задержка дыхания – именно под таким названием известны древние тексты о пранаяме. Однако, чтобы быть способным более или менее успешно выполнять кумбхаку, необходимо постоянно совершенствовать свой контроль над дыхательной функцией. По этому в большинстве практик пранаямы уделяется так много внимания вдоху и выдоху, которые также очень важны для восстановления энергии физического и пранического тел.

Роль пранаямы в техниках медитации

Пранаяма представляет собой необходимую предпосылку и неотъемлемую часть крийя йоги и различных других медитативных практик. Управление дыханием ведёт к управлению праной. В свою очередь, управление праной подразумевает управление умом. Регулируя поток праны в теле, можно успокаивать ум и, по крайней мере, на время освобождать его от непрекращающихся конфликтов и мыслей, которые затрудняют более высокое осознание. Посредством манипулирова ния праной в психическом теле возможно сделать ум подходящим сосудом для медитативного опыта. Пранаяма – незаменимый инструмент. Медитацию можно переживать и без пранаямы, но пранаяма служит усилителем, который делает медитацию возможной для большинства людей. Чтобы подтвердить это, сошлёмся на авторитет Раманы Махарши. Он говорил: «Принцип, лежащий в основе системы йоги, состоит в том, что источник мысли, с одной стороны, и источник дыхания и жизненных сил, с другой – это одно и то же. Другими словами, дыхание, жизненные силы, физическое тело и даже ум – это не более чем формы праны или энергии. Поэтому, если эффективно управлять любой из них, то другие также автоматически попадают под контроль. Йога стремится влиять на манолайю (состояние ума) посредством праналайи (состояния дыхания и жизненных сил), вызываемого практикой пранаямы».

Основные правила при выполнении пранаямы

Позой для пранаямы может быть любое удобное сидячее положение, предпочтительно – на одеяле, постеленном на земле. Для этого начального этапа лучше всего подходят две медитативные асаны – сукхасана и ваджрасана. Позднее, когда ваше тело станет более податливым, мы познакомим вас с самыми лучшими медитативными асанами для практики пранаямы – падмасаной, сиддхасаной и т.д.. Помните, что тело должно быть расслабленным, а спину нужно держать прямо, но без всякого напряжения.

Одежда для занятий должна быть как можно более легкой и свободной, насколько это позволяют обстоятельства. Очень важно, чтобы живот мог беспрепятственно расширяться при глубоком вдохе. В особенности, не следует надевать какие-либо пояса, корсеты и т.д. Постарайтесь, чтобы во время занятий вам было тепло. Хотя усиленное дыхание способствует разогреву тела, обычно неплохо укутать себя одеялом.

Место, где проводятся занятия, должно быть чистым, тихим и хорошо проветриваемым, чтобы воздух был насыщен кислородом и не содержал неприятных запахов. Однако не следует допускать сильных сквозняков. В помещении недолжно быть никаких насекомых. Если возможно, постарайтесь заниматься каждый день в одном и том же месте, чтобы постепенно создавать спокойную атмосферу, способствующую вашей ежедневной практике йоги. Лучше всего заниматься пранаямой ранним утром, после асан и перед медитацией. Следует заниматься, по меньшей мере, за полчаса до, и спустя четыре часа после приема пищи. По этой причине лучше всего подходит время до завтрака. Пранаяму можно выполнять и в другое время в течение дня, но тогда труднее соблюсти все ограничения. Вполне приемлемо заниматься вечером, при условии соблюдения ограничений, касающихся пищи. В том, что касается пищи, очень трудно правильно практиковать пранаяму при полном желудке и кишечнике. Это мешает сокращению и расширению живота при глубоком дыхании. Существует поговорка древних йогов: «Наполняй свой желудок на половину пищей, на четверть – водой, а на оставшуюся четверть – воздухом».

Чтобы получить от пранаямы максимум пользы, необходима разумная умеренность в еде. Лучше всего, по возможности, опорожнить кишечник. Это также позволяет уменьшить ограничения и увеличить диапазон движения живота при дыхании. Очень трудно выполнять пранаяму с заложенным носом. Ни в коем случае не следует дышать через рот, если только этого не требует конкретная практика пранаямы. Поэтому при необходимости перед началом занятий нужно делать джала нети.

пранаяма, практика пранаямы

Необходимую часть пранаямы составляет осознание. Очень важно осознавать всю механику практики и не позволять ей становиться автоматической. Если ум начинает отвлекаться, а это может произойти, не расстраивайтесь и не пытайтесь подавлять его склонность к блужданию; просто постарайтесь понять, что ваше внимание находится гдето в другом месте. Это нелегко, так как если наше внимание отвлекается на что-либо, мы обычно бываем настолько увлечены этим, что не отдаем себе отчета в том, что перестали осознавать практику пранаямы. Мы забываем обо всем, пока несколько позже не осознаем, что ум занят вовсе не практикой.

Простое осознание факта отвлечения будет снова возвращать наше внимание к механизму пранаямы. Во время пранаямы нежелательно форсированное дыхание. Многие люди преподают пранаяму так, будто легкие – это мощные механические меха. Легкие сильны, но также и уязвимы, и к ним следует относиться с уважением. Дыхание должно происходить контролируемым образом и без всякого напряжения. Если вам приходится использовать чрезмерные усилия или напрягаться, значит вы делаете пранаяму неправильно. Начинающим, в особенности, необходимо медленно и постепенно вырабатывать все больший контроль над дыхательными функциями. Если кто-то пытается овладеть пранаямой за неделю, силой заставляя себя вдыхать, задерживать дыхание и выдыхать, от этого будет больше вреда, чем пользы. Следует руководствоваться девизом: «Медленно, но верно». Если во время выполнения пранаямы возникает какой-либо дискомфорт, следует немедленно прекратить занятия. Если это будет продолжаться, обратитесь за советом к опытному учителю йоги.

вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ