Философия зернового питания.Г. ФлотовЪ. 1914г.

Г. ФЛОТОВЪ

Съ нѣмецкаго перевелъ Н. ГАЛКОВСКІИ

Со статьей переводчика о результатахъ его двухлѣтняго питанія сырыми зернами и фруктами.

При зерно-фруктовомъ питаніи развивается колоссальная воля, умъ, память и самообладаніе., и достигается полнѣйшая свобода въ соціальной жизни".

БИБЛИОТЕКА СССР

МОСКВА—1914

ТОВАРИЩЕСТВО ТИПОГРАФИИ А. И. МАМОНТОВА

Леонтьевскій пер., д. № 5

ПРЕДИСЛОВІЕ ПЕРЕВОДЧИКА.

Вотъ сочиненіе, которое по многимъ основаніямъ можно назвать знаменитымъ, а появленіе его на русскомъ языкѣ — горячо привѣтствовать. Оно кратко, но отличается большой убѣдительностью, хотя было бы еще убѣдительнѣе, если бы разрослось въ толстую книгу; но Флотовъ хорошо понималъ, что для чтенія такихъ книгъ пока еще не подготовлены читатели, а потому оставилъ его сжатымъ: оно и такъ нашло себѣ много послѣдователей.

Прежде, чѣмъ перевести его на русскій языкъ, я рѣшилъ провѣрить лично на себѣ его принципы по возможности продолжительное время и только теперь, когда, послѣ двухлѣтняго опыта, я убѣдился въ его великой ЦѢННОСТИ, ТО перевелъ на русскій языкъ.

Все, чему онъ учитъ въ этой книгѣ, онъ выполнялъ самъ, т.е. былъ практическимъ философомъ, а не только учителемъ философіи (сырого зернового питанія),

Я надѣюсь, что всякій читатель, который испытаетъ режимъ Флотова, хотя бы одинъ мѣсяцъ, останется навсегда мнѣ глубоко-благодарнымъ: этотъ мѣсяцъ будетъ выдѣляться въ его жизні, какъ высокая гора среди долины.

Но даже и тѣмъ лицамъ, которыя не пожелаютъ воспользоваться совѣтами Флотова, я рекомендую прочесть его, чтобы познакомиться съ замѣчательнымъ міровоззрѣніемъ и жизнью нѣмецкаго Сковороды—Флотова. Оно заставитъ ихъ внимательнѣе относиться ко многимъ важнымъ вещамъ, которыя теперь нерѣдко дѣлаются безсознательно.

Зерновое питаніе—это новый путь къ счастью, горизонты котораго въ Россіи еще недостаточно прояснились, но можно надѣяться, что со временемъ прояснятся и здѣсь, и, вѣроятно, близко то время, когда Россія будетъ насчитывать сотни здоровыхъ тѣломъ и духомъ сыновъ, которые послужатъ ей вѣхами для урегулированія русской молодой жизни, очень склонной къ переходамъ отъ одной крайности къ другой.

А. Галковскій.

Москва. 1913.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Придерживаясь точки зрѣнія, что человѣческая жизнь должна быть, по возможности, проста и соотвѣтствовать природѣ живого человѣка, я прихожу къ выводу, что она, вопреки гордой наукѣ, должна развиваться на почвѣ зерно-фруктовой діэты. Только тогда, когда физіологи признаютъ физіологически- естественнымъ питаніемъ человѣка „зерно- яденіе“,—тогда они освободятся отъ ошибокъ и смогутъ вывести научные діэтическіе законы. Мнѣ возражали, что я много опираюсь на Библію, написанную заблуждающимися людьми. Я утверждаю: намъ извѣстно един- ственное, непогрѣшимое откровеніе — это почти всегда открыто - лежащая передъ нами книга Природы, изъ которой почерпали наставленія мудрѣйшіе изъ мудрыхъ всѣхъ временъ, и найденныя ими истины изложены въ Библіи и во всѣхъ такъ называемыхъ „священныхъ книгахъ". Я поставилъ себѣ задачей вычитать эти истины (перлы Библіи), но не ошибки, которыми, смотря по духу времени, хотѣли уменьшить цѣнность Библіи. И я нахожу, что Библія и теперь еще есть одна изъ совершеннѣйшихъ научно - естественныхъ книгъ. Современные культурные люди и креофаги это познаютъ, конечно, плохо, потому что такъ глубоко погрязли въ болотѣ своихъ бѣдствій, что объ этомъ едва ли въ состояніи размыслить.

Г. Флотовъ

О свойственной человѣку діэтѣ

На вопросъ, что свойственно человѣку и человѣческому существу, люди могутъ отвѣтить очень различно, но въ высшей степени важно—ясно это понимать. Свойственно человѣку то, что соотвѣтствуетъ его природѣ и особенностямъ, назначенію и задачѣ; и человѣкъ будетъ жить правильно только тогда, когда будетъ выполнять свое назначеніе и, какъ всякое чувствующее существо, будетъ жить согласно своему назначенію—въ гармоніи съ міровымъ порядкомъ,т.-е.,соблюдая естественные законы, будетъ здоровъ и счастливъ. Такимъ об- разомъ, когда человѣкъ стремится жить согласно своему назначенію, то пріобрѣтаетъ это величайшее благо—здоровье и счастье въ той мѣрѣ, какъ позналъ это назначеніе и какъ сообразно съ нимъ живетъ. Но прежде всего человѣку нужно познать, какое его назначеніе, и для этого ему данъ разумъ, которымъ онъ можетъ познать законы мірового порядка, въ выполненіи которыхъ и заключается его благоденствіе, если только онъ ясно ихъ понимаетъ. Если человѣкъ не стремится къ господству надъ собою (т.-е. своей волей) по этимъ законамъ, и, независимо отъ того, извѣстны они ему или нѣтъ, постоянно нарушаетъ ихъ, то онъ никогда не уйдетъ отъ наказанія. Послѣднее пробуждаетъ въ немъ сознаніе, и онъ понимаетъ—что это и откуда произошло. Это наказаніе есть предупрежденіе, чтобы опять привести его на вѣрный жизненный путь. Такимъ образомъ, человѣкъ учится различать, что для него добро и зло. Но если онъ не обратитъ вниманіе на это предостереженіе, то буде'гъ наказанъ сильнѣе. И человѣкъ долженъ приписать себѣ вину, если на него обрушиваются болѣзни, чума, нужда, война и всякія бѣдствія, такъ какъ міровые законы не только вѣчны, но неумолимы, и никакой человѣческій произволъ не можетъ ихъ обойти. Болѣзнь, какъ индивидуальная, такъ и общественная, есть необходимый единственный коррективъ, который приводитъ людей къ сознанію и ведетъ отъ зла къ добру. Это—бичъ, безъ котораго люди не могутъ притти къ разуму. Это —безконечная любовь Сверхприроды, которая, наказывая, учитъ людей разуму, т.-е. разсужденію и познанію причинъ своихъ бѣдствій; что они могутъ постигнуть только въ- нарушеніи вѣчныхъ законовъ, которымъ подчинены. Такъ у человѣка образуется понятіе о томъ, что есть добро и зло; онъ научается познавать и ненавидѣть грѣхъ; отъ этого образуется и его совѣсть. Изучить законы вѣчнаго мірового порядка можно и можно пріучиться къ порядку жизни, т.-е. жить, по возможности, въ чистой боже- ственной Природѣ. Это — то, что ведетъ человѣка къ Богу, а все, что ведетъ его къ Богу, есть религія.

Разсмотримъ нѣкоторые изъ этихъ законовъ,—прежде всего тѣ, которые учатъ, какъ болѣе свойственно питаться человѣческому тѣлу.

Разумъ и наука, вмѣстѣ съ преданіемъ древнихъ культурныхъ народовъ, древнихъ мудрецовъ, и священное писаніе приводятъ насъ къ познанію, что человѣку назначено быть на землѣ плодояднымъ. Если это— законъ вѣчнаго мірового порядка, то вполнѣ ясно его значеніе для человѣческаго благо- получія; и человѣкъ будетъ вести жизнь достойную человѣческаго существа или, по крайней мѣрѣ, достигнетъ правильныхъ діэтическихъ принциповъ, свойственныхъ ему, тогда, когда будетъ жить согласно съ этимъ пониманіемъ. Разсмотримъ эти законы немного лучше.

Молоко и яйца.

Если хотимъ пойти дальше, то на одномъ воздержаніи отъ мясояденія мы не должны останавливаться. Если быть послѣдовательнымъ, то молоко, масло, сыръ и яйца (и всѣ пищевые продукты, которые происходятъ отъ живыхъ звѣрей) также должны быть причислены къ отрицаемымъ этими законами. Ихъ также можно отнести къ „древу познанія добра и зла“. Эти вещи, правда,—съѣстные припасы, ибо состоятъ изъ жизненныхъ элементовъ, а не какъ мясо,—изъ разлагающихся (мертвыхъ) элементовъ (креатинъ, креатинусъ и т. д.), и потому съ чистой гигіэнической точки зрѣнія онѣ дозволяются людямъ въ крайнихъ случаяхъ скорѣе, чѣмъ мясо; но, съ нравственной точки зрѣнія, тоже не должны употребляться. Кто хочетъ вести разумный образъ жизни, тотъ долженъ задать себѣ вопросъ: какое естественное назначеніе молока (яицъ, меда и т. д.)? И онъ найдетъ простой отвѣтъ: молоко служитъ пищей ребенку, пока онъ сосетъ, т.-е. не имѣетъ зубовъ. Коровье молоко служитъ для питанія теленка, козье—для козленка и т. д., а человѣческое молоко—для сосущаго дитяти. Отговорка, что каждая корова имѣетъ молока больше, чѣмъ нужно теленку, неправильна, потому что этого нѣтъ; а гдѣ это случается, тамъ человѣкъ причиняетъ вредъ и коровѣ и теленку, ибо вполнѣ естественно, что живая корова даетъ молока столько, сколько нужно теленку. Объ этомъ, какъ и о многихъ другихъ случаяхъ, можно сказать: міръ вездѣ совершенъ, куда не пришелъ человѣкъ съ его муками.

Если мы осуждаемъ убійство звѣрей съ цѣлью ихъ пожиранія, то, по нашему мнѣнію, и молоко животныхъ нами не должно употребляться, чтобы его не грабить и не быть соучастниками въ убійствѣ сосуна (теленка и пр.), такъ какъ теленокъ часто рѣжется только для того, чтобы убійцѣ получить его молоко. Но неужели свойственно человѣку пить звѣриное молоко? Конечно, нѣтъ! Человѣку только свойственно пить человѣческое молоко и только въ томъ періодѣ, пока онъ сосетъ. Къ сожалѣнію, люди черезъ ихъ неразумный образъ жизни такъ „пошли внизъ", что безчисленное множество матерей сами не даютъ никакого молока, а потому должны употреблять молоко другихъ или коровье. Для взрослаго человѣка нѣтъ нужды въ питьѣ молока: всеблагая Природа, вмѣсто молока, назначила ему зерна (пшеницу, рожь, гречиху, ячмень, овесъ, рисъ, маисъ, просо и т. д.), которыя содержатъ почти такіе же элементы, какь и молоко. О нихъ будетъ рѣчь дальше *).

Поэтому если молоко — пища несвойственная человѣку, то и его продукты—масло, сыръ—вполнѣ правильно можно исключить; и такое же рѣшеніе можетъ быть примѣнено къ яйцамъ, которыя въ такой же степени, какъ и молоко, служатъ пищей для птицъ, когда онѣ высиживаются изъ зародышей.

Безъ уменьшенія употребленія молока, масла и сыра, регрессъ скотоводства не можетъ имѣть мѣста, и человѣкъ остается рабомъ скота, отъ котораго его не освободитъ даже дороговизна.

Теперь мы приступимъ поближе къ разсмотрѣнію законовь человѣческой діэты.

I. Моисея (I, 29). сказано: „Вотъ Я далъ вамъ всякую траву, сѣющую сѣмя, какая есть на всей землѣ, и всякое дерево, у *) Относительно пітья звѣринаго молока люди имѣютъ одно оправданіе: такъ долго они его употребляли, что ребенку нельзя дать другого годнаго молока; слѣдовательно. для нихъ ничего яе остается. какъ опереться на царство звѣрей, молоко которыхъ можетъ употребляться и взрослыми, когда они уже лишились зубовъ, хотя всѣ виды простыхъ кашицъ могутъ имъ принести такую же пользу.

Почему мы беремъ прямо молоко коровъ, козъ и т. д., т.-е. жвачныхъ? Почему человѣкъ такъ опустился, что думаетъ, что долженъ опереться на царство звѣрей, хотя, безъ сомнѣнія, раньше ими не жилъ? И почему бы ему не опереться прежде всего на обезьянъ? Пить обезьянье молоко, вѣроятно, изъ людей никто еще не гіробовалъ. Лошадь (и оселъ) имѣютъ желудокъ сходный съ человѣческимъ и зерноядныхъ и, слѣдовательно, стоятъ къ нему ближе, чѣмъ жвачные. Но мы воспитываемъ лошадей не для убоя, какъ тѣхъ, а для работы. (Кумысъ. котораго плодъ древесный, сѣющій сѣмя. Вамъ сіе будетъ въ пищу“. Итакъ, другого результата научныхъ изысканій нельзя вывести, кромѣ слѣдующаго: „человѣкъ—существо зерно-плодоядное“.

Картофель.

Картофель занимаетъ важнѣйшее мѣсто, а потому я остановлюсь на немъ немного подольше. Прошло уже болѣе 150 лѣтъ, какъ его привезли въ Европу и съ того времени онъ считается высшей яблагодатью“ человѣка. Разсмотримъ эту „благодать" по лучше. У кого есть желаніе объ этомъ подумать, тотъ найдетъ, что Господь, вѣчно создающая ІІрирода, въ безконечной добротѣ и любви къ человѣку даетъ ему пищу для его процвѣтанія въ совершенномъ состояніи, даетъ такую, какая для него подходитъ,' такъ что человѣкъ ничего въ ней не можетъ улучшить; что всякое искусственное измѣненіе ея, или дальнѣйшее приготовленіе съѣстныхъ припасовъ (жареніе, печеніе и т. д.) есть только фривольное вмѣшательство въ естественные законы. Ъсть сырой картофель никто не можетъ, даже совершенно неиспорченный человѣкъ, но вышеназванные фрукты, когда созрѣютъ,—представляютъ для него наилучшую освѣжаю- щую пищу. Развѣ трудно понять эту умнѣй- шую рѣчь Бога? Людямъ очень полезны тѣ фрукты, которые созрѣваютъ на солнцѣ и которые поддерживаютъ всякую жизнь на землѣ. Содержаніе питательныхъ веществъ картофеля, по сравненію съ зернами, очень незначительно; поэтому, чтобы имъ достаточно питаться, нужно поѣдать его большое количество, и, несмотря на это, никогда нельзя правильно чувствовать, когда, собственно, сытъ. Объ этомъ говорится во всѣхъ учебникахъ, и каждый можетъ испытать это на себѣ. Картофель доставляетъ чрезмѣрно - обременительный балластъ, который растягиваетъ внутренности и уменьшаетъ ихъ силу, что способствуетъ выращиванію картофельныхъ животовъ, обезображивающихъ людей. Ни одно растеніе не склонно такъ къ болѣзни, какъ картофель. Онъ принадлежитъ къ семейству ядовитаго паслена и содержитъ ядовитую матерію, которая, вѣроятно, при варкѣ исчезаетъ.

Теперь разсмотримъ, какую пользу принесло европейцамъ, вообще, употребленіе картофеля въ такихъ большихъ размѣрахъ. Бѣдный народъ, прежде ввоза картофеля, жилъ зерновыми плодами (хорошимъ хлѣбомъ, просомъ, гречневой кашей и т. д.); но когда постепенно народонаселеніе размножилось, то сталъ питаться картофелемъ, плохими кофейными суррогатами и водкою. Картофель имѣетъ такую же способность, какъ и свойственныя человѣку зерна, проникать всюду, такъ что иногда долго надо спрашивать, гдѣ можно найти хорошо испеченнаго хлѣба. Въ одной старой книгѣ 1768 года въ отдѣлѣ „Домашняя экономія“ я нашелъ слѣдующіе удачные стихи:

„Будь у меня всегда только хлѣбъ,

То не будетъ никакого голода.

*

„Лучше сухой хлѣбъ,

Чѣмъ смерть въ тѣлѣ.

* *

„Что Господь создалъ въ мірѣ,

Все хорошо и вполнѣ предназначено;

Употребляйте это только благоразумно

На то, къ чему Онъ предназначилъ".

Вегетаріанскія общества теперь опять стараются печь неподдѣльный, хорошій хлѣбъ, который вытѣсненъ обожаемымъ мясомъ и картофелемъ. Это соціальное зло распространено не только между бѣднотою, но и зажиточнымъ классомъ, находящимся въ хорошихъ условіяхъ. Во всякой европейской гостиницѣ, если посмотрѣть меню, то можно найти картофель скорѣе, чѣмъ всякую другую пищу. Мясо, и мясо, и мясо, и опять мясо, и картофель! Это сдѣлалъ ложный девизъ: „Мясо даетъ силу, а картофель полноту". Ёсли къ этому прибавить, въ какомъ колоссальномъ количествѣ изъ картофеля выкуривается крѣпкая водка, то станетъ вполнѣ ясно, что съ его ввозомъ моральный дефицить человѣчества также увеличился ).

Францъ Драке, доставившій картофель изъ Америки въ Европу, какъ „благодѣтель человѣчества" очень оцѣненъ и въ Оффенбургѣ ему поставленъ памятникъ. Но, на самомъ дѣлѣ, это облагодѣтельствованіе ложно, и дѣло въ томъ, что картофель— пища несвойственная человѣку, но представляетъ изъ себя скотный кормъ, особенно пригодный для свиней, у которыхъ рыло устроено для рытья. Быть-можетъ чрезвычайное размноженіе дичи, которою въ нѣкоторыхъ мѣстахъ тяготятся, можно объяснить тѣмъ, что этому много способствовало чрезвычайно большое размноженіе картофеля.

Вѣрнѣйшее средство противъ всякаго голода и какъ привести человѣка къ достойному существованію заключается въ обильной разводкѣ зеренъ и плодовъ. Но пока въ сельскомъ хозяйствѣ преобладаетъ скотоводство со скотнымъ кормомъ и разведеніе картофеля, деревни почти всегда стоятъ въ навозныхъ лужахъ, вмѣсто того, чтобы быть свойственными человѣку райскими, веселыми жилищами. Люди стали рабами скота и не могутъ надъ нимъ возвыситься.

СКАЧАТЬ КНИГУ