Измени себя — изменится Мир вокруг

Стремление к миру во всём мире: причём здесь еда

Мы живём в такое время, когда, казалось бы, люди всё больше стремятся к миру во всём мире, но многие считают едва ли возможным его достижение. СМИ переполнены фактами человеческой жестокости, а большинство правительств даже пытаются оправдать насилие и неравноправие. Как же нам заложить этот фундамент для мира, справедливости и развития? Да и возможно ли это?

Ключ к ответу на эти ставящие в тупик вопросы кроется в понимании далеко идущих последствий нашего типа питания и мировоззрения. На первый взгляд может показаться маловероятным, что такой важный ключ к разгадке можно найти прямо на полке супермаркета, но если присмотреться, мы начинаем понимать, что наша общая культурная действительность глубоко связана с отношением, убеждениями и обычаями, касающимися еды. Есть удивительные непризнанные социальные, психологические и духовные выводы потребления той или иной пищи, которые охватывают все аспекты нашей жизни.

Еда, на самом деле, — наша самая личная и явная связь как с законами природы, так и с нашим культурным наследием. Посредством употребления в пищу растений и животных этой земли мы буквально соединяемся с ними, также через этот акт еды мы разделяем ценности и парадигмы нашей культуры на большинстве примитивных, бессознательных уровнях.

Поместив людей на вершину пищевой цепи планеты, наша культура исторически увековечила конкретное мировоззрение, которое требует от его участников отказа от некоторых врождённых чувств и осознанности; и именно этот процесс лишения чувств мы должны осознать, если мы стремимся постигнуть первопричины притеснения, эксплуатации и духовной разъединённости. Когда мы практикуем потребление пищи для душевного здоровья и гармонии, мы учимся устанавливать важные связи, которые были заблокированы в результате навязанных нам обществом пищевых привычек, обычно требующих отключить осознанность. Такая практика потребления пищи — существенная предпосылка для развития состояния сознания, где мир и свобода возможны.

Мы сейчас находимся в процессе глобального культурного преобразования. Становится всё более очевидно, что старая концепция, лежащая в основе нашей культуры, разрушается. Мы понимаем, что её основные убеждения устарели, и если они сохранятся, то приведут нас не только к экологическому опустошению сложных и хрупких систем нашей планеты, но и к нашему собственному уничтожению.

Новая концепция, провозглашающая сотрудничество, свободу, мир, жизнь и единство, всеми усилиями пытается проявиться здесь на замену старой, основанной на конкуренции, разобщённости, войне, исключительности и идее, что сила правит всем. Еда же — основной фактор для рождения новой концепции, потому что наши пищевые привычки глубоко обусловливают наш менталитет, и потому что еда — основной способ, которым наша культура провозглашает свою систему ценностей через нас. Будет ли успешным рождение новой концепции, а также возникновение более развитой духовности и осознанности, будет зависеть от того, сможем ли мы трансформировать наше понимание еды и потребление тех или иных продуктов.

Один из способов, к которому мы можем прибегнуть, чтобы поставить под вопрос пронизывающую нашу культуру концепцию, — пробуждение сострадания в наших сердцах к страданиям других. По сути, это зарождение веганства в нас, которое, как сказал Дональд Уотсон, изобретший это слово в 1944 году, является желанием жить так, чтобы минимизировать вред, оказываемый другим. Мы начинаем понимать, что наше счастье и благосостояние взаимосвязаны с благосостоянием других. По мере того как сострадание развивается в нас, мы отказываемся от заблуждения, что мы можем когда-либо достигнуть нашего собственного благосостояния, вредя кому-то ещё, и вместо этого начинаем стремиться быть силой, помогающей другим и всему миру.

Просыпаясь от старого сна про видовое доминирование, мы видим, что чем больше мы заботимся о других и помогаем им, тем больше в нашей жизни становится радости, смысла и любви к миру; мы чувствуем себя более живыми.

Мы начинаем понимать, что наш выбор в пользу продуктов животного происхождения становится причиной прямого страдания, проявлением жестокости по отношению ко многим: к животным, которых держат в неволе и убивают; к диким животным, которых отлавливают и убивают как «вредителей» и чьи среды обитания стирают с лица земли в результате уничтожения лесов и экосистем для выпаса животных и выращивания огромного количества зерна, необходимого, чтобы прокормить их; к голодающим людям, которые умирают от недоедания или страдают от недостатка пищи, потому что почти всё доступное зерно скармливается животным, предназначенным для столов более состоятельных людей; к работникам скотобоен и больших фермерских хозяйств, которые выполняют ужасную работу по содержанию в неволе и убийству миллиардов сопротивляющихся животных; к экосистемам и дикой природе, разрушаемым загрязнениями, глобальным потеплением и другими эффектами животноводства; к будущим поколениям всех существ, которые унаследуют опустошённую и погрязшую в войне и жестокости планету; и к самой Земле. Осознавая нашу взаимосвязь с другими, мы естественно приходим к пониманию, что наше наибольшее счастье проистекает из открытия нашего уникального способа помощи другим и содействия их счастью, свободе и здоровью.

Практика соединения

Разрастание нашей «культурной ямы» по факту множества на вид нерешаемых проблем, окружающих нас, таких как непрекращающиеся войны, терроризм, геноцид, голод, распространение заболеваний, экологические проблемы, исчезновение видов, жестокое обращение с животными, консюмеризм, наркомания, психозы, стресс, расизм, притеснение женщин, жестокое обращение с детьми, корпоративная эксплуатация, материализм, бедность, несправедливость и социальное неблагополучие, кроется в одной существенной причине, которая так очевидна, что почти полностью упускается из вида. В попытке решить социальные, экологические и личностные проблемы, с которыми мы сталкиваемся при игнорировании первопричины, создающей их, мы всего лишь лечим симптомы, не обращаясь к корню болезни. Такие усилия в конечном счёте обречены на неудачу. Вместо этого мы должны соткать сеть понимания и осознанности, помогающую нам видеть связи между нашим питанием, здоровьем каждой отдельной личности и культуры в целом, нашей экологией, нашей духовностью, нашими представлениями и убеждениями, и качеством наших отношений. Когда мы будем поступать так и концентрироваться на обретении этого понимания, мы будем способствовать эволюции более гармоничного и свободно распространяемого опыта жизни на этой красивой, но недооценённой планете.

Призыв к саморазвитию

Хотя я и провёл первые 22 года своей жизни, поедая животную пищу, типичную для нашей культуры, я посвятил следующие 30 лет исследованию захватывающих связей и причинно-следственных отношений между нашими личными и общекультурными пищевыми привычками, напряжением и трудностями, которые мы создаём друг для друга и для себя самих. Я обнаружил, что насилие, которые мы осуществляем на наших тарелках, удивительным образом возвращается к нам бумерангом.

Однако тут же становится очевидно, что наше коллективное чувство вины по поводу плохого обращения с животными и использования их в качестве пищи делает чрезвычайно трудным признание этой основной связи между нами. Употребление в пищу продуктов животного происхождения является фундаментальной причиной наших дилемм, но мы продолжаем увиливать всеми возможными способами, чтобы не признавать эту проблему. Это определённо наша мёртвая точка или недостающий пазл к разгадке обретения внутреннего мира и свободы. По причине нашего культурно унаследованного поведения по эксплуатации животных, которых мы используем для еды, и игнорирования этой эксплуатации, мы никак не решаемся отодвинуть завесу нашего отрицания, поговорить друг с другом о последствиях нашего питания и изменить наше поведение в соответствии с тем, что мы видим и знаем. Это нежелание горячо поддерживается и всё время подкрепляется в обществе.

Наше сознание говорит нам, как поступать, но в то же время наши поступки определяют то, какого уровня сознания мы сможем достичь.

Та новая концепция, которой очень хочется проявиться с нашей помощью, требует, чтобы наши души умели любить и были достаточно живыми, чтобы услышать и признать боль, причиной которой мы становимся ввиду наших устаревших пищевых привычек. Её призыв — позволить нашему врождённому милосердию и доброте засиять и противостоять общепринятым убеждениям, которые продвигают жестокость. В то время как нам предоставляются различные степени привилегий, зависящие от нашего биологического вида, расы, класса и пола, мы все страдаем, когда страдает хоть один из нас; ведь страдание всех в конечном счёте взаимосвязано, поскольку мы все взаимосвязаны, и эти социально обусловленные привилегии служат только тому, чтобы скрыть от нас эту правду о единстве.

Как и Золотое правило нравственности, которое ясно формулирует принцип, поддерживаемый всеми религиозными традициями в мире и интуитивно принятый людьми всех культур и религиозных убеждений, принципы, описанные в этой статье, универсальны. И могут быть поняты и осуществлены всеми нами, независимо от религиозной принадлежности или отсутствия таковой. Достаточно открытый ум и готовность устанавливать связи — это всё, что необходимо, чтобы прочувствовать эти принципы и увидеть, что они никогда не противоречат нашему более глубокому религиозному учению или нашим духовным устремлениям, но всегда соответствуют им и даже наполняют светом.

Представление о культуре нового времени — это представление о совершенно иной культуре, где мир берёт начало уже в наших взглядах и поступках, где мы освобождаемся, освобождая других, и развиваемся не путём консюмеризма и войны. Каждое усилие, прилагаемое нами, жизненно важно для этого масштабного преобразования, которое способно заменить наш устаревший менталитет доминирования радостным менталитетом доброты, созидания и сотрудничества. Благодарю вас за обретение своей уникальной роли в этой благостной революции ради мира и развития, за вашу вовлечённость, за ваше содействие. У нас у всех главная роль в совершении этих перемен. Как сказал Ганди, «Может казаться, что Ваш вклад не так важен, но крайне важно, чтобы Вы ВНЕСЛИ его». Вместе мы меняем наш мир.

Из книги Уилла Таттла «Питание как основа мира на земле» (The World Peace Diet by Dr.Will Tuttle)