Измени себя — изменится Мир вокруг

Деградация мышления. Что делать?

Слушать аудиоверсию 0:00 / 12:02
Синтезированная речь

Современная агрессивная информационная среда оказывает на наше сознание довольно пагубное воздействие. Это приводит к такому явлению, как шаблонное мышление. Человек начинает мыслить стереотипно. Сделав однажды какой-то вывод, он далее подгоняет под этот шаблон все аналогичные ситуации. Как деградирует наше мышление и как этому противостоять? Попробуем разобраться. В статье мы затронем следующие темы:

  1. Промывание мозгов через постоянное повторение.
  2. Как СМИ отучивают нас логически мыслить.
  3. Дети — наиболее уязвимая мишень для СМИ.
  4. Логика — наше самое мощное оружие.
  5. Практический навык для развития логического мышления.

Эти и другие вопросы рассмотрим ниже и постараемся выяснить, что такое логическое мышление и зачем оно нужно.

1. Повторение — мать учения

Эта поговорка в данном случае как нельзя кстати. Только применяется этот принцип в негативном ключе. К примеру, одни из популярных шаблонов-мифов: «русские всегда пили», алкоголизм — это национальная черта нашего народа. Практически никто из тех, кто поддерживает этот миф, не сможет привести ни одного внятного аргумента в пользу того, почему он так думает. Откуда же взялось это убеждение? Обратите внимание, что сторонники мифа так рьяно убеждают в том, что наши предки всегда пили, как будто у них есть эликсир бессмертия, и они видели это своими глазами. Иначе откуда такая непоколебимая уверенность в событиях, которых они лично-то и не видели?

Это яркий пример шаблонного мышления, когда вывод делается не на основании логических доводов, а вбивается в сознание многократным повторением. И такой шаблон разрушить невероятно трудно. Убедить сторонника концепции «русские всегда пили» в том, что его просто научили так думать, а наши предки были трезвым народом, — задача невероятно сложная. Потому что эта мысль, помимо многократного повторения, подаётся с подкреплением эмоциями — чаще всего через юмор. Обращали ли вы внимание, сколько шуток на тему алкоголизма русских присутствует в различных юмористических шоу? Неужели это случайно?

2. Логику на помойку

В данном случае парадокс заключается в том, что если какая-либо догма, в которую верит человек, вбита в его сознание не методом логического убеждения, то логическими доводами разрушить её будет непросто. Поэтому современное «промывание мозгов» действует не через логику (их задача наоборот — заставить нас перестать думать вообще), а через эмоции, образы и многократное повторение.

Современная подача информации через СМИ имеет формат, мягко говоря, «для недалёких». Это нужно для того, чтобы отучить нас логически мыслить. Человеку не предлагается подумать, поразмыслить над чем-то, в лучшем случае ему создаётся иллюзия выбора, когда есть выбор из заранее неправильных вариантов. Или человеку и вовсе не предлагают альтернативы, грубо навязывая какую-либо точку зрения.

Главное при этом — подкрепить информацию эмоциональной реакцией, чтобы подаваемая концепция сразу легла в подсознание. Обращали ли вы внимание, с какой яркой эмоциональной окраской вещает диктор новостного выпуска? Это, можно сказать, визитная карточка новостей и различных телешоу. Чаще всего задача в данном случае — запугать зрителя, поэтому закадровый голос постоянно принимает устрашающие интонации, чтобы информация была воспринята как нужно.

3. Дети — самая уязвимая мишень для СМИ

Если со взрослыми, которые в большинстве своём ещё успели получить качественное образование, всё обстоит не так плохо, то современная молодёжь и дети, в первую очередь, оказываются в зоне риска. По мнению психологов, современные дети, подростки, да и большинство взрослых, просто не способны усваивать информацию длиннее четырёх коротких абзацев. Примерно такой формат сегодня имеют большинство статей в интернете, а особенно постов в соцсетях.

Обратите внимание на то, какие комментарии можно увидеть под этими постами. Они ещё более примитивны, чем сами посты. И если убрать весь мат и оскорбления, оставив квинтэссенцию смысловой нагрузки, то чаще всего это либо лишённое адекватной аргументации недовольство автором, либо просто бессвязный всплеск эмоций, который к конкретному посту или статье не имеет никакого отношения.

Эта ситуация — яркий пример клипового мышления, полностью лишённого логики. Общение в соцсетях наглядно иллюстрирует деградацию мышления. Подавляющее большинство пользователей, особенно юного возраста, не только не умеют выражать свои эмоции, но и мысли. Их сообщения пестрят смайлами, которые, похоже, скоро вовсе заменят живое общение между людьми. И если ещё 20-30 лет назад обычный среднестатистический подросток мог адекватно выразить радость, грусть, печаль, восхищение, то сегодня эти чувства заменяются смайликами. И можно возразить: дескать, что плохого, мы экономим время. Но по итогу такая экономия заканчивается тем, что растёт целое поколение аутистов, которые не способны не только выражать свои эмоции, но, что самое печальное, и переживать их.

Навык логического мышления формируется у ребёнка примерно в возрасте 7-12 лет. И, если раньше в это время ребёнок активно познавал мир и накапливал опыт, то в современных реалиях в этом возрасте его внимание увлечено гаджетами и интернетом, которые выливают на неокрепшее сознание уйму вредоносной информации. Ни о каком адекватном развитии навыка логического мышления говорить не приходится.

Уже в самом раннем возрасте человек впитывает определённые концепции, которые затем и будут им управлять. Опасность этого процесса в том, что эти шаблоны мышления очень сложно корректировать. И если ребёнку внушили, что быть безнравственным эгоистом это круто, современно, выгодно и очень удобно, то переубедить уже взрослого человека в том, что это не так, крайне сложно.

По мнению психологов, до трёх лет ребёнку вовсе противопоказаны мультики и тем более контент, который несёт в себе ещё большую информационную нагрузку. Дело в том, что мультики и фильмы несут в себе определённые модели поведения и чаще всего деструктивные. Восприимчивая психика ребёнка впитывает это как губка. Часто родители замечают, что дети, насмотревшись мультиков или фильмов, начинают в точности копировать поведение героев от каких-то повадок до моделей поведения и мировоззрения, которые транслирует главный персонаж.

Есть ещё один аспект, касаемый вреда гаджетов для детей. До трёх лет процесс познания мира у детей происходит через несколько информационных каналов. И ребёнок, чтобы изучить тот или иной предмет должен не только посмотреть на него (как в случае с образами, которые показывает экран), но и задействовать в процессе познания все остальные органы чувств. И если этого не происходит — ребёнок развивается неполноценно.

Итак, попробуем тезисно перечислить вред, который причиняет ребёнку познание мира через гаджеты:

  • Быстрая смена образов, которая не позволяет обдумывать, обрабатывать информацию и делать выводы.
  • Поверхностные эмоциональные реакции на происходящее на экране. Как следствие, развивается эмоциональная тупость, которая не позволяет испытывать эмоции вообще либо эмоции становятся неадекватными по отношению к раздражителю.
  • Невозможность обрести социальные навыки, навыки общения с другими людьми. Использование гаджетов приводит ребёнка к замкнутости и одиночеству. Нет цели выходить в реальный мир, если любимая игрушка может и дать ответ на любой вопрос, и развлечь, и повеселить.

4. Логика — наше самое мощное оружие

Что же такое логика? Логика — не противоречивое, обоснованное, последовательное мышление. А само логические мышление — это система навыков, которая позволяет чётко и ясно выражать свои мысли. Именно оно по итогу приводит к формированию устойчивых выводов, которые основаны не на бесконечном повторении, а на адекватных аргументах, личном опыте, размышлениях и так далее.

И тут возникает вопрос: почему современные СМИ так настойчиво стремятся искоренить логическое мышление? Проблема в том, что людьми, которые умеют логически мыслить, очень сложно управлять. Подумайте сами, стал бы здравомыслящий человек травиться алкогольным ядом только потому, что ему сказали, что это нормально, современно и вообще совсем не вредно. Суть в том, что если сегодня все люди по мановению волшебной палочки начнут логически мыслить, то ими невозможно будет управлять и делать на них деньги. Управление людьми в деструктивном плане станет невозможным, потому что вся реклама, которая сегодня заставляет покупать, покупать и покупать, просто перестанет действовать. В ответ на каждый рекламный тезис и лозунг человек будет выстраивать логическую цепочку и понимать, что то, что ему предлагают, в большинстве случаев ему совсем не нужно.

5. Как развить логическое мышление

Главный секрет логического мышления состоит в том, что вывод нужно делать не на основании услышанного или увиденного (проще говоря, не верить слепо всему, что говорят и пишут), а на основании анализа.

Сейчас много говорят об осознанности, что нужно быть осознанным и так далее. Но что на самом деле это значит? Речь именно об анализе поступающей информации. Рассмотрим яркий пример из практической психиатрии: при параноидной шизофрении больной настолько убеждён в своих бредовых идеях, что не отказывается от них, когда они начинают противоречить элементарной логике. Почему так происходит? К примеру, пациент, страдающий шизофренией, может утверждать, что случайный прохожий на улице сегодня идёт в красной шапке специально для того, чтобы намекнуть больному, что тот должен покраснеть от стыда. Для любого здравомыслящего человека такой аргумент представляется совершенно абсурдным, но пациент так вовсе не считает. Почему? Потому что в случае с параноидной шизофренией, бредовая идея может настолько захватывать сознание, что любые доводы, которые противоречат бредовой идее, даже не поступают на рассмотрение и отметаются без всякого анализа по принципу «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».

И как ни странно, по этому же принципу (пусть с меньшей степенью абсурдности) действует сознание большинства людей. То, что не вписывается в привычную картину мира, просто отметается без рассмотрения. Но такую позицию никак нельзя считать здоровым и адекватным мышлением. Отсутствие логического мышления — это дефект, это проблема, которая не позволяет человеку объективно смотреть на мир.

Как же развить логическое мышление? Ответ: научиться анализировать поступающую информацию. И практический навык этому можно приобрести прямо сейчас: попробуйте тезисно изложить информацию, которая подана в этой статье, что позволит вам научиться анализировать информацию. По этому принципу следует принимать или отвергать любую информацию, которая к вам поступает. Ничего слепо не отвергать и ничего слепо не принимать — вот главный принцип здравомыслия и осознанности. И главный инструмент в этом процессе — логика.