Измени себя — изменится Мир вокруг

Духовная пища

Слушать аудиоверсию 0:00 / 10:26
Текст читает: Павел Каминский

Для чего живёт человек?

Наверное, на этот вопрос каждый сам даёт себе ответ и каждый получает затем последствия этого ответа. Можно жить, как цветочек, — дышать воздухом, впитывать водичку и греться под солнышком. Но то, что подходит для цветка, совершенно не подходит для человека.

Счастье и удовольствие на уровне физического тела всё-таки оставляют какую-то пустоту, которую не заполнить ни едой, ни деньгами, ни развлечениями. Потому что человек — это в первую очередь духовное существо. И, если человек живёт на уровне удовлетворения инстинктов, он ничем не отличается от животного. И это такая же нелепость, как пытаться электромобиль заправить дизелем.

Конечно, во всём должен быть баланс. Пища духовная и материальная одинаково важны для человека. Человек — это в первую очередь душа, но без физического тела душа не сможет действовать в материальном мире. Существует и такая проблема, когда человек увлекается духовной пищей, но при этом в плане телесной пищи ест что попало. Физическая пища влияет на сознание, поэтому все продвинутые духовные практики и святые люди отказывались от убойной пищи. Потому что нельзя говорить о сострадании, жуя котлету. Вернее, говорить-то, конечно, можно, только смысла в этом нет никакого.

Поэтому пища и духовное развитие неразрывно связаны. Если мы питаемся простой естественной пищей, значит, мы едины с природой, наше питание никому не причиняет вреда и насилия, и в первую очередь нам самим. Потому что жареная картошка — это тоже насилие. Над своей печенью. И добром это не кончится.

Но правильное питание — это далеко не всё. Не менее важно духовное развитие. Как же питаться духовной пищей? Когда Иисус 40 дней постился в пустыне, однажды Сатана сказал ему: «Если ты Сын Божий — преврати камни в хлеб». На что Иисус ответил искусителю: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». И далее Иисус учил во время «Нагорной проповеди»: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо насытятся». То есть он давал наставления о том, чтобы всё время искать правду, и ищущему она обязательно откроется.

Виды духовной пищи

В «Нагорной проповеди» Христа много сказано о духовной пище. Во-первых, говорится о том, что знания нужно не только получать, но и ими делиться. Он говорил так: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но — на подсвечнике, и светит всем в доме». Это очень важный момент: потребляя духовную пищу, можно стать таким же эгоистом, как и в случае с материальными благами. Поэтому важно помнить, что знанием, которое мы получили, нужно поделиться. Тут, опять же, и закон кармы можно упомянуть: чем больше мы чем-то делимся, тем больше нам возвращается. И, если мы хотим получать знания и дальше, ими нужно делиться.

Это интересно
Иисус Христос - истинный йог

Многие ученые и искатели со всего мира утверждают, что Иисус Христос, основатель христианской религии, не умер, когда был распят. Согласно их взглядам, Иисус достиг «самадхи» посредством силы йоги. Эти ученые имеют точку зрения, что в юности Иисус мистическим образом исчез из поле зрения людей на 18 лет. Этому времени не дается никакого описания в Библии. Согласно некоторым ученым, в этот период Иисус путешествовал в различные страны и также жил в Индии.

Что касается самой духовной пищи, в первую очередь это знания о мироустройстве, философия, практики и так далее. Знание — оно как лекарство, как противоядие от иллюзий. Считается, что наше питание должно не только не загрязнять, но и очищать организм. С духовной пищей тоже самое. Даже если мы 40 раз прочитали какой-то священный текст, но ничего из него не поняли, как минимум такое чтение очистит нас, да и какие-то частички истины всё-таки осядут в сознании. С другой стороны, конечно, читать, совсем не понимая о чём, тоже не стоит. Это как в спортзале: не стоит сразу гнаться за большими нагрузками. Если пока какие-то трудные философские тексты не по силам, можно почитать классику. Лев Толстой, Пауло Коэльо, Ричард Бах — они пишут о самых главных вещах простыми словами, интересными рассказами и притчами.

Но читать мало, надо уметь применять в жизни. Есть люди, которые наизусть знают все заповеди, но в жизни друзей у них немного, потому что в реальной действительности общаться с ними — сплошная аскеза, ведь все заповеди для них остаются на бумаге. И лучше прочитать одну книгу и хотя бы что-то из неё понять, чем прочитать сто, но не понять ничего.

Не нужно гнаться за шедеврами мировой литературы, стремясь вот прямо сейчас стать начитанным и умным. Можно начать даже с самого простого — с русских сказок. В культуре наших предков сокрыто множество наставлений, и даже простая сказка, если прочитать её вдумчиво, может стать полноценной духовной пищей. Светлое будущее открывается перед теми, кто не забывает культуры своих предков. Говорят, министр пропаганды Третьего Рейха Йозеф Геббельс хватался за пистолет при слове «культура», потому что управлять и манипулировать можно только невежественными людьми. А там, где есть культура, нет места тем, кто хватается за пистолет при её упоминании.

Поэтому даже простые русские народные сказки могут многому нас научить. И в них можно найти гораздо больше, чем в различных религиозно-философских трактатах, которые часто неизвестно кем и неизвестно как переведены и порой несут в себе какие-то странные концепции.

Второй формой духовной пищи можно считать творчество. Здесь речь идёт как об изучении творчества других людей, так и о собственном творчестве. Конечно, творчество творчеству рознь. Современная музыка и по смыслу, и по музыкальному сопровождению чаще всего направлена на деградацию. Чего нельзя сказать о классической музыке, пользу которой можно ощутить буквально мгновенно. Бах, Моцарт, Шуберт и многие другие гениальные композиторы оставили нам не просто музыку — они оставили нам лекарство для души. И менять его на современную попсу — это просто кощунственно.

Тоже самое можно сказать про поэзию. Стихи суфийских поэтов, даже в переводе, позволяют ощутить духовный экстаз от той глубины познания мироздания, которой обладали поэты-мистики. Глубокие философские посылы можно увидеть и в творчестве наших соотечественников: Пушкина, Лермонтова, Есенина. Важно уметь видеть второй смысловой ряд — за простыми образами часто кроются совсем не простые размышления.

Это интересно
Русские народные сказки: всё ли так просто?

«Что ты мне сказки рассказываешь?» - часто можно слышать в ответ на откровенную ложь. В массовом сознании понятие «сказка» стало едва ли не синонимом слова «ложь». Разве что в сознании ребёнка словосочетание «рассказывать сказки» является чем-то приятным и интересным, а вот в сознании у большинства взрослых это означает «бессовестно врать». Если понаблюдать за окружающим миром, то можно понять, что в нём ничего не происходит «просто так» или «само по себе». Даже листья с деревьев падают лишь потому, что это кому-то нужно. В данном случае самому дереву, чтобы подготовиться к зимней «спячке». Тоже самое касается и всех процессов в нашем обществе. И если что-либо активно высмеивается, либо же просто формируется некое пренебрежительное или снисходительное отношение к тому или иному явлению, значит кому-то нужно, чтобы это явление не воспринималось всерьёз.

Трансформация через творчество

Жизнь человека подобна строительству храма, где храмом является он сам. И речь не только о здоровье физического тела — это лишь половина успеха. Но, учитывая, что на этой половине часто всё развитие и заканчивается, можно считать, что это и вовсе только начало пути. Как ни прискорбно признать, но тело — временная субстанция, и только душа — вечна. Как бы мы не совершенствовали своё тело, мы его оставим, как старую одежду. Поэтому здоровый организм — это лишь инструмент для совершенствования души, и не более того. Как писал Лев Толстой: «Единственный смысл жизни человека — это совершенствование своей бессмертной основы. Все остальные формы деятельности бессмысленны по своей сути в связи с неотвратимостью гибели». Это, надо полагать, писатель всё же преувеличил — все остальные формы не то чтобы бессмысленны, а, скорее, должны быть инструментом для выполнения основной задачи — совершенствования своей бессмертной основы.

Однажды одного духовного учителя спросили: «Что будет с вашим учением, когда вы умрёте?», на что он ответил: «Я никогда не умру, я останусь жить в своих книгах». Именно творчество — делает нас бессмертными. И духовная пища высшего качества — это проявление себя через творчество. Увлечённые художники и поэты порой сутками забывают о физической пищи. И это для них не аскеза, просто в этот момент они питаются своим вдохновением, и физическая пища им не нужна. Поэтому лучшее, что мы можем сделать, — это проявить себя через творчество. И это будет одновременно духовной пищей и для нас, и для окружающих. И вот это очень интересный момент — в материальном мире, если мы отдали еду другому, то себе осталось меньше. В духовном мире всё наоборот: если мы отдаём кому-то духовную пищу, то в этот момент насыщаемся и сами. Об этом и была та история, когда Иисус накормил всех пятью хлебами. Речь-то не о еде была. А о том, что он одной лишь проповедью смог накормить духовной пищей всё собрание.

Важно понимать, что духовная и физическая пища важны, но физическая пища и физическое тело — не самоцель, а только лишь инструмент, фундамент для обретения духовной пищи. Об этом и сказал Иисус в «Нагорной проповеди»: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи и тело — одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, но Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?». А дальше поясняет, что искать прежде всего нужно истину, а всё остальное — приложится. И, если мы живём в гармонии со Вселенной, она даст нам всё, что нужно для нашего развития.

Именно духовная пища — и даёт смысл нашей жизни. Погоня за материальными благами даёт лишь по итогу жизни только одну возможность — пышные похороны. Но разве ради этого стоило приходить в мир? Только ради того, чтобы обеспечить себе красивый уход? Скорее всего, смысл в том, чтобы сеять разумное, доброе, вечное. А чтобы сеять, нужно самому быть в изобилии. Чтобы иметь семена разумного, доброго и вечного, нужно именно эти культуры возделывать на поле своего сознания. А если там сорняки, то что мы сможем дать другим?

Таким образом, нужно уделять внимание духовной пище в той же мере, в какой мы уделяем внимание пище физической. Это как минимум. А в идеале эта забота должна быть для нас приоритетной. Вспомните, сколько раз в день вы думаете о том, что приготовить, что купить, что покушать и так далее. А теперь соотнесите это с тем, сколько раз в день вы думаете о том, что почитать, послушать или в какой форме творчества себя проявить? Какое получилось соотношение? То-то же…