Эгоизм и средства избавления от него

методы избавления от эгоизма

Всё счастье, которое есть в мире, происходит от желания счастья другим.

Всё страдание, которое есть в мире, происходит от желания счастья себе.

Шантидева

Как часто мы действительно задумываемся о других? Как часто мы делимся своим теплом, просто отдаём и не требуем ничего взамен? Почему нам кажется, будто человек это что-то особенное, отдельное от всего остального? К сожалению, вряд ли можно найти человека, который искренне ответит на первые два вопроса: «Всегда», и на третий — «Это не так». Причиной этому является эгоизм. В одних он ярко выражен, в других тщательно завуалирован, и отсутствует разве что у бодхисаттв, существование которых у многих вызывает сомнения. В данной статье мы попробуем понять, что такое эгоизм, зачем от него избавляться и рассмотрим несколько методов, позволяющих хоть немного поумерить наше эго.

Эгоизм — это…

Если в двух словах, то эгоизм — противоположность альтруизма. То есть проявление человеческого «мне», «моё», «я» и т.п. Эгоизм произрастает из самоотождествления человека с расой, профессией, какими-то качествами: умный, хороший, классный, дикий и другими ярлыками, приобретаемыми в социуме, а также со своим физическим телом. Когда мы присваиваем себе какой-либо статус, мы сразу наделяем себя определённым набором отличительных признаков, т.е. выделяем себя из общей массы. Нам хочется особого отношения, статуса, или, наоборот, мы можем занижать свои достоинства, что также является в какой-то степени проявлением эгоизма. Ведь не важно, какие этикетки на себя клеить: позитивные или негативные.

На мой взгляд, эгоизм — яркое проявление страха, страха что-то потерять, будь то жизнь, деньги, дети, машина, собака и т. д. и т. п. Это проявление привязанности, желания всё контролировать, жадности, отсутствия сострадания. Эго оно хитрое и может прятаться за помощь неимущим, слабым и обездоленным. Человек сам может этого не осознавать и искренне верить, что он делает добрые дела, но в какой-то момент эго может вылезти в виде «я тут, значит, ради тебя… а ты!» Кто-то может сказать: «Почему я должен избавляться от эгоизма, да и вообще я человек, а человеку присуще эго, никуда от этого не деться!» Действительно человек характеризуется наличием ума и эго, и в некоторых ситуациях без этого не обойтись (по крайней мере, в сансаре). Однако всему есть предел. Попробуем понять, зачем же избавляться от эгоизма.

Что мы упускаем из виду, оставаясь эгоистами?

Эгоизм мешает нам увидеть реальность происходящего вокруг, так как мы привыкли всё примерять на себя, то есть видим любое явление, предмет или живых существ через призму себя любимого. «Это мне нравится, значит и другим должно нравиться», «Я хочу спать, поэтому всем тихо!», «Что за глупые люди вечно делают ремонт?», «Мне нужно повесить полку, поэтому я буду сверлить, и не важно, есть ли у кого маленькие дети, у которых обеденный сон, или нет», «Я хочу курить и буду курить здесь и сейчас!», «Он мне сделал хорошее, теперь и я ему сделаю», «Он мне сломал и я ему сломаю», «Хочу шубу в ней тепло, а я такая мерзлявая», «Хочу кожаную куртку — это тренд сезона». Ведь так происходит. Мы забываем о других, как только у нас возникает в чём-то острая необходимость. И ладно если острая; часто это просто прихоти, обусловленные сиюминутным настроением. Эгоизм обуславливает убийства живых существ, эгоизм позволяет нам хамить и гневаться, эгоизм причина войн и раздоров. Эгоизм превращает человека в чёрную дыру, раковую клетку, паразита. Мы вспоминаем о других, только когда нам от них что-то нужно. Эгоист считает другом того, кто удовлетворил очередную его страсть и прихоть.

Чем больше эго, тем дальше человек от Бога, то есть от своей изначальной природы. Из эгоизма произрастает потребительство, порабощение и уничтожение. Основные слова эгоиста: «Хочу» и «Дай». А если и отдают, то в обмен на что-то. Если прямо отвечать на вопрос: «Зачем избавляться от эгоизма?», так это для того, чтобы перестать деградировать и паразитировать, чтобы остановить разрушение природы, чтобы дать другим возможность жить и развиваться. Именно эго является основным препятствием на пути саморазвития. Если почитать жизнеописания реализованных личностей, будд и бодхисаттв, йогов и йогинь, их успех в практике заключается в преданности к учителю, в том, что они забывали себя и жили на благо всех живых существ, в альтруизме! Развитие качеств, присущих альтруистичному человеку, и есть основной ключ к уменьшению эгоизма. Как же от него избавиться? Рассмотрим несколько основных методов.

Простирания и поклоны

Самое, пожалуй, сильное и действенное средство от эгоизма — это простирания. Суть простираний заключается в том, что человек мало того, что выказывает своё почтение определённому божеству или бодхисаттве, но при этом указывает на своё смирение и преклонение перед ним, свою, если можно так выразиться, ничтожность. Смирение на уровне тела, речи и ума. В полном варианте простирание выполняется следующим образом: стоя сводим руки в намасте (ладони вместе, как для молитвы) над головой, при этом большие пальцы слегка направлены внутрь ладоней; затем опускаем намасте на макушку — преклонение на уровне тела; затем подносим ко лбу — преклонение на уровне ума; к горлу — преклонение на уровне речи; к середине груди, на уровне сердца; далее ладони, колени и лоб опускаются на пол, руки вытягиваются над головой (на полу) и сводятся в намасте, при этом грудь подаётся вперёд и тело как бы уезжает в позицию лёжа, т.е. мы вытягиваемся на полу; далее есть разные варианты, или остаться так, или руки согнуть в локтях и поднять намасте над затылком, или раскрыть ладони и как бы сделать подношение, потянувшись ими вперёд, или просто поднести намасте к макушке; затем снова ладони, колени, лоб на пол, после чего поднимаемся на ноги, намасте у груди. Желательно делать 108 таких подходов за один раз или любое количество, предпочтительно 9, 27, 54 или 108.

Суть простирания заключается в следующем. Сначала мы проходимся по первым четырём чакрам: сахасрара над макушкой, аджня на лбу, вишудха — горло и анахата — сердце. Таким образом, мы их очищаем и указываем на преклонение на уровне тела, ума и речи. Когда человек кладёт ладони, колени и лоб на пол, он ставит ум ниже сердца. Чем больше ум, тем больше эго, они находятся в прямой зависимости. Во время простирания сначала ум, т.е. эго, ставится ниже сердца, т.е. души. Человек как бы признаёт ничтожность своего «Я» и говорит, что душа, то есть божественное начало, выше. Когда же мы полностью простираемся (ложимся) на земле, мы сравниваем своё тело с землёй, указывая на его бренность, тем самым ставим себя ниже божества, признавая его величие.

На первых этапах может быть тяжело выполнять простирания, поэтому можно начать с обычных поклонов. Возможно, кому-то просто по религиозным соображениям ближе поклоны, нежели тибетские простирания. Поклон выполняется без прохождения по чакрам. Мы просто встаём на колени, соприкасаясь ладонями и лбом с полом. Довольно эффективно при этом представлять перед собой тех, кто больше всего нас задевает, кого мы не любим, тех, на кого наше эго очень бурно реагирует. Для тех, у кого перекос в другую сторону, например, человек не любит себя, можно выполнять эту технику перед зеркалом. Другими словами, кланяться себе. Но это только в том случае, если вы точно знаете, что у вас именно такая проблема, иначе существует опасность взрастить в себе эго ещё больше. В остальном поклоны работают также как и простирания.

Джняна мудра и Чин мудра

Джняна мудра и чин мудра отличаются лишь тем, что в джняна мудре ладонь направлена вверх, тогда как в чин мудре — вниз. Выполнять мудру можно двумя способами: первый, когда соприкасаются подушечки указательного и большого пальца; второй, когда ногтевая пластина указательного пальца упирается в первый суставной изгиб большого. Так как указательный палец выступает символом индивидуальности человека, а большой символизирует универсальное «я», для усмирения эго более эффективно выполнять второй вариант мудры. Мы часто используем указательный палец, чтобы указывать, то есть командовать, распоряжаться. Однако не обязательно непосредственно указывать пальцем, он в любом случае является символом и отражением стремления управлять. И если человеку тяжело даётся второй вариант джняна (чин) мудры, то это явный показатель величины его эго.

Данный жест можно часто встретить на изображениях различных будд и бодхисаттв, например, рука Будды, выполняющая джняна мудру на уровне сердца, является символом открытости по отношению ко всей Вселенной.

Помимо всего прочего, на кончиках пальцев рук находится множество нервных окончаний, а также выходят энергетические каналы, поэтому выполнение мудр позволяет «замкнуть» эти каналы и остановить «утечку» энергии, что благотворно влияет на общее состояние организма. Джняна и чин мудры часто сопровождают медитативные практики, а также асаны и пранаямы, помогают сосредоточиться и успокоить поток мыслей.

Выдохи длиннее вдохов

Считается, что вдох символизирует потребление, а выдох, соответственно, способность отдавать, делиться. Поэтому одной из практик по избавлению от эгоизма, следовательно, развитию альтруизма, является пранаяма, когда мы стараемся сделать выдох длиннее вдоха. Это не простая практика, особенно при добавлении растягивания дыхания. Можно выполнять эту практику в пранаяме апанасати хинаяна (полное осознавание дыхания). Апанасати хинаяна в «альтруистичной форме», когда мы стараемся максимально растянуть дыхание, словно цедим воздух носом, медленно-медленно, так, чтобы практически не замечать, как воздух проходит по каналам, при этом добавляем счёт и стараемся, чтобы количество счётов на выдох превышало количество счётов на вдох. При выполнении этой пранаямы в обычной форме вдохи и выдохи равны.

Мантра «Ом»

На мой взгляд, очень хорошо прорабатывается эго в практике мантры «Ом». Во-первых, звук «Ом» — это звук, из которого всё появилось и в котором исчезает, звук, содержащийся в каждой частице любого предмета и живого существа. Поэтому, произнося звук «Ом», мы как бы воссоединяемся со своей изначальной природой и со всем сущим — абсолютное равенство и приятие. Во-вторых, здесь также выдох получается длиннее вдоха, так как мы стараемся пропевать четыре звука «А», «О», «У» и «М» как можно длиннее, при этом вдох делается довольно быстро. Кроме того, не все могут петь в кругу, поэтому может быть очень полезным для проработки эго практиковать эту мантру не одному, а в кругу единомышленников. Например, Клуб Oum.ru регулярно проводит практику Мантры «Ом» как в Москве, так и в других городах России. Также можно собрать друзей и попеть с ними.

Перебирание чёток от себя

То, как практик перебирает чётки, тоже его характеризует. Перебирание чёток от себя символизирует отдачу, в то время как на себя — наоборот, желание брать, потреблять. Поэтому, если вы стремитесь к усмирению эгоизма и взращиванию бескорыстия, то чётки нужно перебирать от себя.

Помимо описанных практик можно научиться слушать, безвозмездно помогать другим, жертвовать как что-то материальное, так и время или свой труд, на благо тех, кто стремиться к развитию, попробовать наладить отношения с теми, кто, возможно, вас раздражает, помириться с теми, с кем в ссоре, или просто убрать в подъезде, в общем, взять и искренне от души сделать что-то на благо других, переступить через своё «Я». Если мы ежедневно будем избавляться от гордыни, зависти, злости, ненависти и других негативных качеств, то и мир начнёт проявлять по отношению к нам всё самое лучшее: добрые улыбки и слова, бескорыстную помощь в делах, душевное тепло, понимание — всё то, что не может пробиться через толстую броню эго.

Эгоизм является добровольным умерщвлением всего, что есть в человеке живого и хорошего.
Э. Золя

автор статьи преподаватель йоги Стёпочкина Варвара