Измени себя — изменится Мир вокруг
Логотип клуба OUM.RU

Гедонизм — идеология общества потребления

Гедонизм — идеология общества потребления
Гедонизм — идеология общества потребления

Философия. У каждого свои ассоциации с этим словом. Кто-то видит Диогена, вещающего из своей легендарной бочки о принципах мироустройства. Кому-то представляется образ Христа, который принёс в западный мир базовые человеческие ценности и понятия о нравственности. Кто-то при упоминании философии вспоминает Учение Будды и его гениальные «Четыре Благородные Истины» о страданиях и причинах страданий. Кто-то видит пейзажи древнего Иерусалима и убелённого сединами легендарного царя Соломона. Кто-то вспоминает о нетленной мудрости наши предков, которые учили тому, что жить надо по совести и в ладу с природой.

Кто-то вспомнит бесценные жемчужины мудрости, блистающие в творчестве Льва Толстого, который ещё в XIX веке проповедовал этическое питание и сострадательное, а не потребительское отношение к окружающему миру. Таким образом, философия бывает разной. Слово «философия» в переводе означает ‘любовь к мудрости’. Но и мудрость — для каждого своя. Истина «умеренно пьющих» в том, что «градус не понижают», — это тоже своего рода мудрость, и, что самое интересное, основана она исключительно на жизненном опыте. На этом простом примере можно понять, что не всякая мудрость и не всякая философия ведёт человека к развитию.

Одной из таких деструктивных философских концепций является такая концепция, как «гедонизм». Что такое «гедонизм»? Это философское понятие, которое во главу угла ставит наслаждение. То есть наслаждение объявляется высшим благом, высшей ценностью и, в общем-то, ни много ни мало смыслом жизни. Как ни странно это прозвучит, но гедонизм вовсе не является производной нашего века. Основоположником гедонизма принято считать некоего Аристиппа. Какое там на него просветление снизошло и какими аргументами он руководствовался — история умалчивает, однако сей мыслитель настойчиво продвигал в массы идею о том, что вся человеческая деятельность так или иначе направлена на получение наслаждения и все остальные цели в жизни — это всего лишь промежуточные цели, то есть инструменты для получения наслаждения в дальнейшем.

То есть всё, что человек делает: получает образование, работает, познаёт мир и так далее — всё это направлено на то, чтобы в конечном счёте получить удовольствие. Те же люди, которые не понимают, что единственной достойной целью является наслаждение, по мнению Аристиппа, просто временно пребывают в невежестве и действуют по каким-то навязанным шаблонам — одним словом, подобны слепым неразумным котятам. А вот те, кто уже познали истинный смысл жизни, — те, естественно, разумные люди, которые знают, чего хотят.

Здесь стоит несколько углубиться в полумрак ушедших веков и вспомнить об устройстве ведического общества. Ведическое общество делилось на четыре варны: шудры, вайшьи, кшатрии и брахманы. Наиболее интересной варной, с точки зрения гедонизма, являются шудры. Получение удовольствия как раз является главной мотивацией представителей этой прослойки общества. Всё, что они делают, сводится исключительно к получению удовольствия. Как правило, эти люди тяжело работают, чаще всего на низкоквалифицированной работе, а затем «прожигают» все плоды своего труда, стремясь получить максимальное наслаждение. Затем снова тяжёлый труд. И так по замкнутому кругу. И что интересно, представители этой варны в ведическом обществе занимали, мягко говоря, незавидное положение и считались начальной ступенью эволюции разумного существа.

Теперь вернёмся к философу Аристиппу. Аналогия между шудрами и философией Аристиппа очевидна. Но стоит заметить, что в ведическом обществе шудры вовсе не являлись элитой общества, а, скорее, наоборот. Таким образом, мы можем видеть, что в более благостные времена поклонники подобного взгляда на жизнь были в не самом завидном положении. Отсюда можно сделать вывод, что философия Аристиппа — полностью ущербна. Почему так? Попробуем разобраться более подробно.

Гедонизм — путь в никуда

Рассматривать получение наслаждения как высшую цель жизни — это изначально проигрышная позиция. Потому что достижение счастья путём получения наслаждения невозможно по той простой причине, что вожделение человека просто не имеет конца. Вспомните в своей жизни ситуацию, когда вы сильно желали приобрести какую-либо вещь. Вы считали, что она вам очень нужна и прямо-таки счастья в жизни не будет, если эту вещь не приобрести. А теперь постарайтесь вспомнить, что вы испытали, когда приобрели её. Сначала — кратковременный восторг, а затем… опустошение. Полное душевное опустошение — вот что наступает, когда человек получает долгожданный объект своего вожделения. И если проанализировать то, как человек стремится к своей цели, и то, какие чувства он затем испытывает, то получается, что любое достижение в материальном мире приносит гораздо меньше удовольствия, чем было потрачено на это усилий.

Опыт показывает, что ни одно удовлетворённое желание не позволяет испытывать наслаждение от него дольше недели, максимум двух. Очень яркий пример — это отпуск, который в наше время весьма популярно проводить где-нибудь на дорогостоящем курорте. И это очень показательная ситуация: человек полгода (в лучшем случае) усердно работает, чтобы на недельку-другую поехать в отпуск. Совершенно очевидно, что усилия и количество полученного наслаждения просто неравносильны. И так, на самом деле, во всём.

Ещё Будда Шакьямуни говорил о том, что причина страданий — желания. Нет желаний — нет страданий. Речь, разумеется, не идёт о том, чтобы отказаться вообще от всех желаний, обернуться простынёй, сесть под ближайшим деревом и дышать носом, «созерцая внутренний мир». Во всем следует придерживаться принципа здравомыслия. Будда Шакьямуни говорил о желаниях как о жажде чувственных наслаждений, но вовсе не призывал отказываться от всех желаний. У него и у самого были желания: учиться, постигать истину, практиковать медитацию, достичь Освобождения. Надо сказать, что Будда в своё время тоже прошёл путь крайних аскез и понял, что это немногим лучше, чем погоня за наслаждениями. Поэтому и проповедовал — Срединный Путь.

Таким образом, в повседневной жизни можно наблюдать истинность слов Будды о том, что желания приносят страдания. Получая желаемое, человек испытывает кратковременное наслаждение, а затем понимает, что объект его вожделения несовершенен и нужно искать что-то ещё более совершенное — и снова начинается бег за миражами. Так устроена человеческая психика, что к любому даже самому умопомрачительному уровню наслаждения человек привыкает и начинает снова «задирать планку» и искать то, что сможет впечатлить его ещё больше.

эмоции, наслаждение, радость
эмоции, наслаждение, радость

Яркий пример — это люди, которые употребляют наркотики. Толерантность организма — это вполне медицинское понятие, и оно даёт полное понимание о том, что такое «наслаждение» и в чём его ущербность. К примеру, если человек употребляет наркотик, повышается толерантность его организма к этому наркотику, проще говоря, организм к наркотику привыкает и перестаёт выбрасывать тот самый гормон «дофамин», который и даёт нам чувство наслаждения. И чтобы снова спровоцировать выброс дофамина, человеку нужно уже большее количество наркотика. И на этом простом примере можно убедиться, что получая наслаждение, человек быстро к нему привыкает и начинает желать ещё большего наслаждения.

Что же делать

Не стоит, однако, впадать в депрессию по причине иллюзорности смысла получения наслаждения. Так или иначе, удовольствие — это важная составляющая нашей жизни. Тут с Аристиппом сложно поспорить. Но хитрый старик умолчал об одной важной детали: уровни-то удовольствия бывают разные. Он делал упор на физическом удовольствии, то есть получении сугубо чувственного наслаждения. А может быть (вовсе не исключено), что учение его было искажено последователями, как это часто мы можем видеть в различных религиозных движениях.

Итак, какие же бывают уровни наслаждения? Вспомните, быть может, в вашем детстве был эпизод, когда вы подобрали котёнка, накормили его, обогрели и спасли от печальной участи быть разорванным дворовыми собаками. Получили ли вы при этом удовольствие? И можно ли сказать, что это то же самое удовольствие, которое человек получает от употребления алкоголя? Вопрос риторический.

Вот это и есть та вещь, которую очень важно понять. Да, отчасти Аристипп была прав: удовольствие является важной мотивацией на пути развития человека. Но ради удовольствия можно употреблять алкоголь, а можно помогать окружающим и получать удовольствие от наблюдения за тем, как их жизнь меняется к лучшему. Можете ли вы себе представить, какое удовольствие получает, к примеру, преподаватель йоги, когда видит, как меняется жизнь тех, кому он преподаёт йогу? А жизнь меняется неизбежно. Практика йоги — кардинально меняет жизнь к лучшему. И, видя этот процесс, преподаватель йоги неизбежно получает моральное удовлетворение от того, что его деятельность приносит кому-то благо.

медитация, йога

И главный секрет в том, что удовольствие такого высшего уровня не идёт ни в какое сравнение с удовольствием от алкоголя, никотина, кофе, вкусного тортика, отдыха на Кипре и так далее. Потому что эгоистичное наслаждение заканчивается очень быстро. Удовольствие от интоксикантов — самое непродолжительное. Как только уровень наркотика снижается в плазме крови, всё удовольствие заканчивается. Как только заканчивается отпуск на Кипре, приходится возвращаться к ненавистной (чаще всего) работе. Чего нельзя сказать об удовольствии, которое получает человек от деятельности на благо окружающих. Тому, кто хоть раз испытал этот высокий уровень удовольствия, уже чаще всего просто не интересны те уровни, которые находятся ниже.

Что же касается гедонизма, то, помимо Аристиппа, философию гедонизма проповедовал ещё и некий Эпикур, и вот его взгляд является уже более приближенным к истине. Целью человеческой деятельности он объявлял не само получение наслаждения, а устранение боли, страданий, беспокойства, несчастья и так далее. И вот эта позиция уже более близка к Учению Будды, который также учил своих последователей, что нужно устранить страдание. Но тут важен тот способ, которым это страдание устраняется. Широко распространено мнение, что страдание, опять-таки, нивелируется получением наслаждения. То есть, чтобы устранить страдание, надо просто получить максимум наслаждения. Однако, как мы уже разобрали выше, это приведёт только к новым страданиям. Поэтому очевидно, что нужен иной способ избавления от страданий. И именно об этом говорил Будда.

Итак, Учение Будды также в какой-то мере учит тому, что цель жизни человека — избежать страданий. Только достигается это — путём успокоения своего ума. И главным инструментом для этого является практика йоги и медитации. Это и есть самый эффективный способ избавления от страданий и гармонизации своей жизни и пространства вокруг себя.