Как сохранить спокойствие? Работа с гневом

медитация, работа, йога
Согласитесь, друзья, жизнь полна неожиданностей. А нам так хочется стабильности и «обеспеченного завтра»! Настолько хочется, что когда что-то идёт не по плану, мы начинаем сердиться и злиться на обстоятельства, хотя, при пристальном изучении, выясняется, что мы сами своими руками, так сказать, и «творим» эти обстоятельства, совершая те или иные поступки. Чаще всего мы их совершаем под влиянием разных эмоций.

Не могу не вспомнить один яркий эпизод моей жизни, когда я, будучи выпускницей пединститута, вышла на «ниву просвещения» (в школе начала работать) и стала «сеять разумное, доброе, вечное». Конечно, сообразно своим «просвещённым взглядам». Забросила меня судьба в маленький районный городок, коих на просторах нашей бескрайней Родины великое множество. Работала я тогда в девятилетней школе, располагавшейся в крошечном здании бывшего строительного управления. От обычных школ наша отличалась тем, что в старших классах у нас учились все те, кто был неугоден по причине плохой успеваемости или дисциплины в других школах. Это была настоящая республика Шкид. Но можно представить себе дисциплину на уроках с таким контингентом учащихся. Так или иначе, но учителя работали. Иногда болели. Частенько приходилось объединять параллели, чтобы провести урок. Один такой объединённый урок запомнился мне на всю жизнь.

По плану была подготовка к проверочному диктанту. Его должны были прислать из аж из самого ГОРОНО. «Объединение» никак не входило в мои планы, но руководство настаивало: пришлось согласиться.

Всё шло хорошо. Ребята слушали объяснение, отвечали на вопросы, выполняли задание. Все, кроме одного. Он сидел сзади и не давал покоя не только рядом сидящим, но и всему классу: пулял бумажками из самодельной рогатки, дёргал за косы впереди сидящих девчонок и прятался под парту, писал записки и отправлял их «гулять» по классу. В результате начиналось ненужное «брожение» среди учащихся, всё, что я говорила, сводилось на «нет». На мои замечания Афанасьев реагировал фразой: «Да всё, Ирина Михайловна!». Садился прямо и через минуту что-нибудь снова вытворял. Чувство возмущения во мне росло, и в какой-то момент, не помня себя от злости,я закричала: «Афанасьев встань!». Он, наконец-то, успокоился и сидел, не шевелясь. А класс просто замер. Было настолько тихо, что слышалось урчание в животе особо проголодавшихся учеников. И всё. И ступор какой-то. То, что произошло дальше, не вписывается в нормальное русло жизни социума. Ведь это недопустимый для учителя поступок. Я осознавала это совершенно четко. Но за этим ничего не последовало. Имеется в виду то, что не было жалоб со стороны родителей, и руководство школы тоже меня не беспокоило. Ничего. Всё шло своим чередом, как будто ничего не случилось. Помню только своё тогдашнее состояние полнейшей опустошенности: тело моё ходило на работу, готовило еду, разговаривало, а меня самой с ним не было. Я будто где-то в сторонке находилась и наблюдала за ним. В голове - никаких мыслей. Продолжалось это где-то около двух дней. Потом всё «вернулось на круги своя».

Но я поменяла стиль работы. Стала «трудных» учеников привлекать к сотрудничеству, они у меня сидели или за учительским столом, или рядом и выполняли задания по силам. Просились на факультативы и дополнительные занятия. Эти самые «камчаточники». Постепенно проблемы с дисциплиной ушли. Я поняла, что это дети, лишённые внимания дома, и достаточно порой одного теплого участливого взгляда, чтобы наладить контакт с учеником.

Но вернемся к тому случаю. Что это было? Вспышка. Гнева? Злости? Ярости? Что заставило совершить поступок, который в другое время и в другой школе нанёс бы непоправимый урон по имиджу школы и, несомненно, изменил бы мою судьбу. И не в лучшую сторону. Как я понимаю, только какие-то благие заслуги в прошлой жизни помогли мне избежать самых печальных последствий.

Гнев, злость, ярость. Чем они отличаются друг от друга?

Только степенью интенсивности и разной степенью контроля над собой. Злость может осознанно или неосознанно подпитываться эмоциями раздражения, негодования, обиды. Гнев – последняя стадия возмущения. Злость – беспомощность. Ярость – желание борьбы. Гнев есть выражение злости. Когда кто-то желает причинить вред какому-нибудь живому существу, потому что испытывает по отношению к нему обиду, зависть или еще какое-нибудь негативное чувство. Ему хочется устранить несправедливость, которая была совершена по отношению к нему. Злость вырастает из мелких и на первый взгляд безобидных семян повседневной жизни. Проблемы в семье, неприятности на работе. Тревожные мысли о судьбе своих детей, о зарплате, которой ни на что не хватает, о проблемах с мужем. А тут ещё контрольная из ГОРОНО, как снег на голову. Плохо напишем – выговор и лишение премии. И на этом негативном фоне не вписывающееся в ситуацию поведение ученика. Он не подчинился моим правилам. Ведь эмоцию гнева можно выразить такой мыслью: «Ты не хочешь мне подчиниться? Тогда пусть тебе будет плохо!». То есть оказывается прямое воздействие на внешний мир по своему разумению. При этом совершенно всё равно, сообразуется ли это с этим внешним миром, хотят ли этого окружающие. Требуется удовлетворить свою потребность и всё тут. Проблема решается быстро. Или усугубляется. В зависимости от обстоятельств. В данном случае, постепенно аккумулируясь, злость во мне превратилась в гнев, который нарастал в течение урока, и произошел взрыв. Да, гнев имеет такое свойство. И далее, если его не обуздать или не трансформировать, он переходит в ярость. Классический случай. Гнев при желании ещё можно контролировать, а вот ярость… управлять ею почти невозможно.  Во время Великой Отечественной войны, когда люди воевали с немецко-фашистскими захватчиками, в них вскипала «благородная ярость», ведь они боролись за освобождение страны. Но насколько уместна эта ярость в жизни современного общества – вопрос открытый.

А ещё злость может накапливаться в людях, которые просто не способны прощать. Одни считают это слабостью, другие просто не знакомы с этим понятием. Работая в школе, я столкнулась с таким явлением: ведёшь урок и видишь светлые лица с широко раскрытыми от удивления глазами и вдруг натыкаешься на чей-то тяжелый ненавидящий взгляд. Кого-то тяготы жизни закаляют, а кто-то озлобляется и, став взрослым, идёт по жизни, расплёскивая обжигающую злость на окружающих.

Энергией, которая высвобождается при вспышке гнева, очень трудно управлять и ещё труднее её восполнить. Стоит вспомнить, какие невероятные усилия приходится нам прилагать, выполняя непосильные асаны на йога-коврике в зале.

Гнев – потеря контроля над ситуацией. Сражение начинается внутри нас. Если в нашем собственном сознании нет баланса, то и в общении с людьми у нас будут проблемы. Страх и гнев – наши враги, надо уменьшать их атаки. Если мы привыкнем находиться в гневе, то наше развитие остановиться. Почему? Объяснение простое: каждая вспышка гнева сопровождается огромным выбросом энергии, которую очень трудно восполнить и направить в нужное русло. И наступит момент, когда мы и знаем, в каком направлении развиваться, а сил идти дальше по избранному пути уже не осталось…

Наше сознание – это поле битвы, своеобразная Курукшетра. Но оружием в этой битве являются не луки и стрелы, обладающие великой божественной силой, а истинное знание, целостность видения мира, сострадание к любому живому существу. С их помощью можно создать не только здоровье, но и создать предпосылки для самосовершенствования. Не следует потворствовать своим чувствам.

Сейчас всё более модным становится такое направление лечения некоторых невротических состояний при помощи выплескивания всех своих негативных эмоций наружу. В некоторых учреждениях для снятия напряжения у сотрудников устанавливают приставки с играми, где они колотят, пинают своих недругов, вопят, кричат на своих начальников-обидчиков, высказывают мужу или жене всё, что они думают о них на самом деле. Некоторые психиатры считают это полезным и думают, что люди, которые дали волю своим чувствам, стали духовными, они освободились от негатива. Но разве привычка гневаться при каждом удобном случае ушла?

Если мы даём выход гневу, это ещё не решает проблему. Ведь гнев связан со стрессом. Это лишь на время решает проблему. Негативные эмоции только усиливаются, когда мы направляем свой гнев на конкретного человека или на предметы.

Слова «должны» и «виноваты» – это чека у гранаты нашего гнева. Но ведь каждый человек видит по-разному и мир, и ситуацию. Причиняя боль, он может и не осознавать это. Вы можете думать: « Меня оскорбили! Я должен отомстить!». Но это нездоровое чувство. Даже если боль причинена осознанно, начиная мстить, мы опускаемся до уровня того, чьи глаза ещё словно шорами прикрыты авидьей, невежеством. Это будет показателем нашей деградации и ослабления нашей духовной жизни, ведь мы позволяем кому-то повелевать нашей духовной жизнью.

Часто гнев возникает из-за того, что кто-то не вписывается в созданные нами стандарты. Мы уверенны, что люди должны поменяться, чтобы соответствовать им, ну, жить по нашим правилам. Может, они и хотели бы меняться, но у них свой опыт жизни, своё восприятие, своя карма, в конце концов. И у них свои правила, которые отличаются от ваших. Понимание этого может решить многие конфликты в жизни.

Насколько правильно мы оцениваем ситуацию?

Если вы попробуете проанализировать свои мысли и поведение, то можете увидеть, что 90% всего нашего времени мы думаем о себе и о своих проблемах, наши мысли не выходят за пределы нашего мирка. Давайте осознаем это. А теперь не логично ли будет предположить, что люди вокруг заняты тем же: каждый находится в своих мыслях. И если кто-то невежлив, груб по отношению к нам, то можно предположить, что у него, скорее всего, проблемы. Или дома, или на работе. Ведь если бы это было не так, он светился бы прямо, у него и в мыслях не было причинить кому-то боль. Поэтому нужно правильно оценивать ситуацию: то ли «наезд» на вас связан с неустроенностью в жизни человека, либо критика может быть справедлива или несправедлива. Проанализировав все, мы увидим, что часто наша оценка не соответствует действительности.

Почему мы злимся?

Неудовлетворенная потребность. Неудовлетворенное требование к миру, к людям, к себе. Вы торопитесь, а люди идут медленно.

Реакция на страх. Гнев – защитная реакция на какую-то угрожающую ситуацию, реальную или воображаемую. У животных это происходит автоматически, а у человека есть возможность выбирать, как реагировать на ситуацию и что переживать.

Неумение конструктивно защитить свои интересы, отстоять свои границы. Выразить свою позицию. Мы настаиваем на своём или отказываем кому-то, используя энергию гнева. Здесь надо сначала разозлиться , вместо того, чтобы просто сказать «нет». Психоэмоциональное напряжение, или попросту стресс. Напряжение надо снимать, иначе мы вспыхиваем, даже если повод несоразмерен нашей реакции.

Подавленная агрессия.
Агрессия – это энергия, целью которой является страх на мир вокруг нас и на людей и мир в нём. Это активность, амбициозность. Гнев – это неистовое проявление чувств, причинённое болью, которую мы испытываем, и заставляющее нас совершать какие-то действия против того, кто вызвал эту боль.

Вызванный увиденной несправедливостью гнев есть возмущение. Испытываемый в течение долгого времени даже после прекращения боли гнев называется озлобленностью. Именно она служит причиной мести. 

Как исправить?


Усмирять своё эго. По-настоящему духовный человек не будет довольствоваться чувством своей правоты. Гораздо лучше относиться к каждому человеку с пониманием того, что в его сердце есть такая же частица Творца, что и в вас.

Не стоит строить свои суждения, основываясь на своих воззрениях. Наш ум изворотлив, и эго нашим голосом сочиняет продолжение давно прошедшей истории, разжигая страсти и продолжая конфликт.

Если вы хотите повлиять на кого-то другого, посмотрите сначала на себя. «Что мне нужно поменять в своей жизни, чтобы вдохновить измениться кого-то другого?»,– вот так мы должны рассуждать. Действовать надо, не умаляя своих способностей и не обвиняя других.

Раньше считалось, что дать выход своему гневу – полезно для здоровья: это, якобы, предохраняет собственный организм от разрушительного действия "запертого" гнева. Но современные исследования здоровья и смертности показали, что сильный гнев вреден для сердца и иммунной системы независимо от того, "выпущен" он или нет. И, разумеется, миллионы людей погибли или получили увечья, потому что другие люди решили "дать волю" своему гневу, а не подавить его.

Постоянно давать выход своему гневу не означает избавления от него. Вопреки распространенным в семидесятых годах прошлого века психотерапевтическим идеям, "выпуск пара" делает людей более предрасположенными к ярости, а не менее.
Чем чаще Вы делаете что-то, тем вероятнее повторение этого действия.

Сильные и частые "выходы из себя" являются более надёжным предсказателем ранней смерти от сердечно-сосудистых заболеваний, чем курение, плохое питание и отсутствие физической активности вместе взятые. На деле, даже воспоминания о моментах, когда вы очень злились, уже приносят вред вашему сердцу.

Обучение людей приемам самоконтроля может спасти не только их собственные жизни, но и жизни тех, на кого направлены приступы их ярости.

Контролировать свой гнев и управлять им не означает, что вы начнёте гневаться "умело" и "технично" (выражать свое недовольство кем-либо или чем-либо всегда лучше уверенно и спокойно) или научитесь держать свой гнев в себе, что всё же негативно влияет на кровяное давление и работу сердца. Речь идёт о том, чтобы злиться меньше и реже.

К гневу можно пристраститься. Как и любая другая зависимость, эта тоже обещает определённые и реальные вознаграждения. Это может быть кайф от возбуждения – в противном случае день прошёл бы просто скучно. Появляется быстрый способ получать внимание других, теряя самообладание и наслаждаясь ощущением своей "праведности". И может показаться, что нам легче получить желаемое, запугивая других. Гнев произрастает из страхов. Прежде чем работать над ними, надо их принять. У таких людей существуют три основные негативные эмоции: страх, гнев и печаль. Большинство других проблем — лишь разные комбинации и интенсивности этих трех эмоций. Хотя если посмотреть глубже, то гнев и печаль также произрастают из страха смерти, из-за отождествления себя-индивида с телом и умом. Независимо от причины появления таких эмоций, нужно полюбить свои страх, гнев и печаль. Нужно принимать их существование, прежде чем эти эмоции можно будет изменить. Человек должен полностью прочувствовать их, прежде чем начнет преобразовать свои эмоции в противоположные. Сопротивление или подавление эмоций — причина психопатического поведения многих бездуховных людей и всех видов насилия и агрессии.


Большинство незрелых душ не хотят отказываться от своих нехороших привычек лишь потому, что пагубная привычка — это изощренный способ не «смотреть в глаза» страху, гневу и печали. Большинство некрасивых привычек человека предлагает ему временный «подъём» настроения, за которым непременно следует спад. Спад настроения стимулирует к повторению состояния подъёма, и начинается порочный цикл. Человек вертится, как белка в колесе, в своих грехах и грешочках. Нехорошие привычки могут быть и явными, и тонкими, в зависимости от уровня подавления и отрицания. Сейчас многие воплощенные души даже и не подозревают, что все их так называемые «добрые дела» являются самыми настоящими пагубными привычками. Это — и зарабатывание денег в ущерб духовности, и посещение спортивных мероприятий, и дружба с политикой, и просмотр материалов СМИ, и направленность мышления во внешний мир, и тому подобное. Что же произойдёт с вами, если вы сейчас узнаете, что «святое дело», которому вы посвятили всю свою жизнь — пагубная привычка? Произойдёт трагедия: к вам придут гнев и печаль. А что произойдёт в том случае, если вы сможете отказаться от своих пагубных привычек? Сначала вам станет очень больно. Потом станет ещё и стыдно. Потому что вам придётся иметь дело со своими негативными ощущениями: со страхом, с гневом и с печалью. Здесь же будет присутствовать и страх того, что произойдёт на Земле в ближайшие годы. Когда вы осознаете неотвратимость смены Полюсов и Квантового Перехода, то вам придётся столкнуться лицом к лицу со своими внутренними проблемами: со своей ленью, с нежеланием духовно расти и готовиться к Вознесению. Вы будете искать решение, чтобы кто-то за вас медитировал, писал стихи и картины, стоял на голове, голодал (в смысле постился), сочинял музыку, а вы бы только потребляли готовый духовный продукт и при этом ничего не делали внутри себя. Затем, в результате долгих раздумий, вы начнете осознавать проблему Перехода, проблему своей лени и неведения, проблему нежелания меняться, проблему выравнивания своего индивидуального сознания с сознанием Солнца. И в конце концов докопаетесь до причины авидьи — своего неведения.

Нам кажется, что самая главная на свете работа это работа над чем-нибудь видимым: строить дом, пахать поле, кормить скот, собирать урожай, работать в поле, заботиться о детях и друзьях, а работать над своей душой,  чем-то невидимым – это дело неважное: его можно делать, а можно и не делать. Вспоминаю своё детство. Моя мама выросла в крепкой крестьянской семье, в которой дети приобщались к крестьянскому труду с самого раннего детства. Все всегда были заняты каким-то делом от зари до зари, и только после позднего ужина вся семья ложилась спать. И когда я лежала на диване с книжкой в руках, мама начинала ворчать, что я бездельничаю, и грозилась отправить все мои книжки в печку, хотя её в нашей городской квартире не было. Между тем, я пыталась найти в книгах ответы на вопросы о смысле бытия, хотя потом поняла, что не там искала. Но смысл в том, что многие люди и не подозревают, как и моя мама, милая добрая женщина, что невидимая глазу работа над развитием своей души –- это и есть самая главная работа, которая делает вас с каждым днём лучше и добрее. Вся остальная видимая деятельность полезна только тогда, когда выполнена работа по постижению своей сути.

И последнее. Помните слова Будды: "Злиться – это как схватить раскалённый уголь, чтобы бросить им в кого-то – обожжешься сам".

Автор статьи преподаватель йоги Рима Чагаева