Йога в социуме. Шаткармы как инструмент эффективного развития

Йога в социуме. Шаткармы как инструмент эффективного развития
Возможно ли нести в общество здравомыслие, будучи самому в этом не уверенным? Возможно ли научить людей иначе взглянуть на привычные им элементы бытия, если сам сомневаешься в их сути? Вряд ли будет преувеличением сказать, что каждый практик сталкивался в определённые моменты с собственными сомнениями и мыслями: «А зачем мне всё это надо? А приведёт ли это к чему-то стоящему? А почему я вообще этим занимаюсь?». 

В начале курса нам давали тему для размышления – зачем я решил стать преподавателем йоги. Я не писала об этом, я выбрала наиболее нейтральное с моей точки зрения, чтобы не думать о том, что высокие альтруистические мотивы движут мной далеко не всегда. Так или иначе, сейчас я полностью готова себе признаться, что я не знаю, почему я вообще продолжаю заниматься йогой и это – факт. Факт также то, что рядом со мной не осталось практически ни одного человека из тех, кто окружал меня пару лет назад, а сидя за столом в обществе очень молодых, образованных и в целом перспективных с обыденной точки зрения людей, я ощущаю собственное бессилие найти с ними общий язык на тему йоги и саморазвития и покорно жую пиццу, хоть из без мяса. Допустимо ли совмещать вино и занятия йогой посередине рабочего дня? Недавно пришлось настаивать на перенесении занятий группы (где я не участвую) на время до или после работы, дабы не страдал рабочий процесс, за эффективность которого я так же отвечаю, и который, в конечном итоге, позволяет мне самой поддерживать собственную практику. 

В такие моменты возникает стойкое ощущение – или я их или они меня. При этом, считаю важным учитывать, что система ценностей йога и другого среднестатистического члена общества могут сильно отличатся. Человек вовсе не обязан заниматься йогой, что не исключает его адекватности и в целом высокого нравственного уровня. 

При полном осознании бесполезности «грузить» окружение здравым образом жизни в конкретной ситуации, часто присутствует какое-то эмоциональное расщепление, впереди маячит социальный аутизм или просто прекращение практики. Последнее страшит. И остаётся констатировать собственную неэффективность, именно в таких случаях помогают...шаткармы. 

С санскрита переводится как шесть (групп) действий – манипуляций, производимых с телом и имеющих терапевтический, энергетический и духовный результат. Исходя из описанного выше, остановлюсь именно на энергетическом аспекте перераспределения энергии в теле и своеобразном очищении. 

Для тренировки позитивного влияния в социуме, что необходимо любому учителю йоги, важна мощная энергия определённого уровня. В противном случае – даже слушать не станут. Взаимный обмен энергиями, часто неравноценный, приводит к опустошению в конце дня/недели/месяца, и моральной измотанности. Что делать для восстановления себя и избавления от чужих сомнений? Хорошо организовать здоровый сон, поход в баню и … практиковать очистительные техники. В Хатха-йоге Прадипике не рекомендуется приступать к практике пранаямы (обеспечивающей энергетический потенциал) до тех пор, пока тело не будет очищено. Причина простая – усиление имеющейся энергии сомнительного свойства в теле ведёт или к демонизму, или к сбою адаптации (думаю, что последнее работает в качестве предохранителя для защиты того же общества). 

Избавиться от лишнего помогут очистительные техники, их достаточно много. Здесь я хотела бы подробно остановиться на кунджале (кунджаре) крийе (или гаджа карани). Кунджала – выведение содержимого из желудка. Кунджар – слон, крийя – практика – получается практика очищения желудка. «То, что известно, как гаджа карани, и что делает тело невосприимчивым ко всем болезням, это – наполнение желудка водой и следующее за этим непринуждённое её срыгивание. Подобно слону, который, втягивая хоботом воду и через хобот же её выбрасывая, сохраняет свое тело от всяких недомоганий, так и человек может свое тело освободить от всяких болезней. Так же, как мы промываем сосуд с водой, точно так же мы можем промывать желудок теплой водой». Бхактисагара-грантхи/Аштанга-йогаварнана. 

Данную технику лучше выполнять по утрам на голодный желудок до завтрака, до водных процедур, но после туалета. 

Вода – минимум 3 литра для достижения очищающего энергетического эффекта, тёплая (выпивается беспрепятственно), может быть пресной или подсоленной. Морская соль имеет преимущество перед столовой, поскольку последняя достаточно грязная и весьма вредна, т.к. является продуктом промышленной обработки, морская же соль содержит помимо прочего массу полезных микроэлементов, что нельзя не учитывать, так как какая-то часть воды неизбежно останется в организме. Более того, некоторые отмечают, что от подсоленной воды столовой солью может начаться головная боль. Вода в идеале должна быть чистой и «живой», в городских условиях я бы отдала предпочтение родниковой воде, пропущенной через фильтр и прокипяченной. 

Техника выполнения достаточно простая – быстро выпить такое количество воды, которое вмещает желудок (в среднем 6 стаканов) и вызвать рвотный рефлекс (делается это стоя или сидя в позе какасаны). Далее, одновременно двумя или тремя пальцами правой руки (с хорошо обработанными ногтями) осторожно раздражаем корень языка. Если воды достаточно в желудке – вызывается быстро. Рекомендуется в процессе руку из горла убирать, что вполне логично, однако на моей практике – как только рука убирается – вода прекращает поступать наружу и приходится повторять манипуляции с горлом, что не очень полезно, так как нежный отдел пищевода потом реагирует болезненными ощущениями (даже без царапин и повреждений). 

Во время кунджалы поддерживается положение туловища в прямом угле по отношению к ногам, чтобы не повредить желудок. Рекомендуется также помогать левой рукой – нажимать на живот сверху. Это не срабатывает, когда область спазмирована и эффективно прожать живот невозможно в принципе. В идеале мышцы живота при данной процедуре должны находиться в расслабленном состоянии, это обеспечивает беспрепятственный выброс воды. Соответственно, если присутствует спазм в данной области – вода выходит плохо. Опытные практики могут спровоцировать кунджалу посредством брюшного замка. 

Допускается небольшое содержание крови в воде, остатков непереваренной пищи, желчи – вода получается розоватая или желто-зелёная. После кунджалы у некоторых может сохраняться горький вкус. Считается, что процедуру надо выполнять до исключения вышеперечисленного – т.е. до выхода чистой, немного вспененной воды. После окончания практики рекомендуется лёгкая еда через 30-40 минут – таким образом, чтобы успела восстановиться слизь для переваривания пищи. 

Относительно частоты повторений – объективно считаю нужным ориентироваться только на собственное тело, учитывая, что во время кунджалы вымывается полезная пищеварительная слизь и так как состояние ЖКТ у всех разное – чаще чем раз в неделю без критических показаний делать куджал крийю может быть вредно. В любом случае важно наблюдать за реакцией собственного организма. 

Практика имеет ряд противопоказаний – проблемы с сердцем, внутричерепное давление, слабый тонус сосудов, злокачественные новообразования – всё это показания к очень аккуратным манипуляциям, в идеале под присмотром опытного практика. 

Эффекты от систематических «упражнений слона» – очищение кожи, ликвидация болезней полости рта, нормализация сердечной деятельности (за счёт расслабления образовавшихся спазмов) и функции желудочно-кишечного тракта за счёт возбуждения блуждающего нерва и возбуждения парасимпатической нервной системы. Помощь при нарушении зрения, дисфункции желчных протоков, кашле, ангине, астме. 

Кунджала активирует манипура- , анахата-, вишудха чакры, устраняет проблемы эмоциональных привязок в чувственной сфере. Подготавливает носоглотку для проведения сутра нети. Как видно из описанных выше эффектов, процедура позволяет удалить образовавшиеся блоки в энергетических каналах, а сам факт активации верхних чакр (анахата, вишудха) путём поднятия апана вайю, значительно упрощает бытовую коммуникацию, что безусловно очень важно при донесении концепций здравого образа до оппонентов. В целом кунджал крийя полезно применять как в профилактических целях, так и в критических ситуациях, когда необходимо срочное изменение энергетического состояния.

Куприна Елена