Нравственные устои Ведической культуры

Нравственные устои Ведической культуры

Сейчас нам пытаются навязать определенные стереотипы, например, рассказать о ведической культуре в контексте моральной распущенности и разврата, царившего в том обществе. Делается это весьма настойчиво. Например, как свидетельство разнузданного образа жизни древних ариев приводятся изображения публичного совокупления на стенах храма Кандарья-Махадева. Они широко гуляют в интернете, в социальных сетях. Фотографиями стен храма пользуются люди, ориентированные на «секс как образ своего развития», они апеллируют к ним, дабы уверить себя и убедиться самим в своем психическом здоровье, в своей адекватности.

«Арии совокуплялись публично» - и это звучит из их уст как самооправдание. Такие спекуляции — всего лишь результат общего невежества, никто, например, не указывает, что храм Кандарья-Махадева был построен в рамках тантрической традиции уже в середине XI века нашей эры, династией Чандела, что значительно отодвигает время его создания от времени арийской и ведической культуры, он посвящен Шиве и культу шестидесяти четырех йогинь.

Из-за такой недобросовестной информации множество людей современности путают «йогу» с «оргией», и, прикрываясь идеями «тантры», оправдывают свою распущенность, вписывая ее в парадигму своего «нравственного развития» или «духовного пробуждения».

Но как же в действительности в ведические времена относились к сексуальной распущенности? Дабы не быть голословными обратимся к ведическим текстам. В них мы увидим наставления, рекомендующие воздерживаться от сексуальных утех. Можно привести множество цитат, говорящих о том, как увлекаясь похотью, люди губят сами себя: «…человек, стремящийся за вожделением, идя за страстями, гибнет» («Махабхарата»); «Люди сжигают себя дотла огнем вожделения» (Удхава-Гита).

Люди сами сокращают срок своей жизни через невоздержанность в сексе, самоконтроль в утехах такого рода жизнь продлевает. В «Шива-самхите» говорится: «Когда семя выходит из тела, смерть приближается; сохранение семени сохраняет жизнь и продлевает ее, поддерживая тело. Поэтому семя нужно тщательно сберегать. Нет никакого сомнения, что люди, которые сохраняют семя, живут здоровой жизнью и что те, кто растрачивает семя, умирают до срока» (Шива-самхита).

В «Шрингара-шатаке» тексте, относящемуся к более позднему периоду (VII век нашей эры), сохранена память о нравственных устоях ведического общества и рисуется весьма неприглядный образ человека, увлеченного похотью: «Пёс измождённый, слепой, хромой, оглохший, лишившийся хвоста, покрытый гнойными ранами, в которых копошатся сотни червей, истощённый голодом, старый, с болтающимся вокруг шеи горловиной разбитого кувшина, следует за сукой. Так, Мадана (Купидон) убивает уже убитого» (Бхартрихари-шрингара-шатака).

русская красавица, родные просторы, девичья скромность

Если мы сейчас посмотрим вокруг себя, то увидим нечто очень похожее на описанную картину, наши современники, «подсевшие» на сексуальные удовольствия, выглядят не лучше этой собаки. В обмен на наслаждения люди готовы отказаться от всего. И образ ободранного пса в этой цитате появляется не случайно.

Ведические мудрецы знали, какое перевоплощение ждет человека, излишне увлекшегося сексуальными утехами – в следующем воплощении он получит тело собаки. Взглянув на безпризорные своры, наполняющие улицы всех больших городов, можно оценить все преимущества такого перевоплощения, а заодно задуматься о том, почему это стаи дворовых бродяг так безудержно растут в последнее время, почему душ, заслуживших такое перевоплощение, становится все больше и больше?

Такое воплощение получают те, кто не смог адекватно распорядится своей жизненной энергией, будучи в человеческом теле, те, кто разменял свою жизнь впустую, растратил её на наслаждения. Энергия должна быть направлена на выполнение того, что предназначено человеку на этой земле.

Человек, сильно увлеченный страстями, желающий их реализовать не может с полной отдачей вкладываться в какое-то дело, его энергия не собирается в одном русле, а растекается на много мелких ручейков: «Язык влечёт человека в одном направлении, жажда в другом; сексуальное побуждение тянет его куда-то ещё, в то время как кожа, живот и уши – в другие стороны; нос влечёт его в одном направлении, своенравные глаза – в другом, в то время как стремление к деятельности тянет куда-то ещё, и всё это подтачивает человека, подобно многим жёнам домохозяина (Удхава-Гита). То, что могло обладать мощью реки, вращающей турбину, становится всего лишь жалкими струйками, без толку впитанными землей или испарившимися в небо.

В целом, Веды формируют ценностное отношение к энергии. Согласно древнему знанию, каждый день, с утра, в момент восхода солнца мы получаем необходимый нам на день запас жизненной энергии. Есть любопытная теория, объясняющая утренние сексуальные видения.

В тот момент, когда солнце пересекает линию горизонта, то есть на рассвете, человек получает от Сурьи максимальное количество необходимых ему жизненных сил. Если в этом момент вы обратите внимание на природу, на птиц, например, — то заметите, буквально на несколько мгновений всё живое замирает и ловит космическую энергию. Русская пословица говорит: «Кто рано встаёт — тому Бог подаёт». На рассвете — живым существам раздается положенная им на день жизненная энергия. Если в этот момент человек практикует или хотя бы не находиться в тамасе от сна, то эта энергия поднимается к верхним чакрам, и он может использовать её во благо. Если же он спит, то апана-ваю (нисходящая энергия) стягивает всю эту энергию вниз, и она, зачастую, тут же бывает растрачена, через соответствующего характера помыслы или сны (обычно эротического содержания). Но на самом деле важно даже не то, получаем ли мы в этом момент энергию Солнца, это может быть и не так принципиально. Важно, чтобы в сознании чётко сформировалось впечатление о том, что ежесекундо и ежеминутно мы распоряжаемся огромными запасами энергии. И очень важно ощутить ответственность за то, куда мы их направляем. Согласно универсальным вселенским законам энергия свыше, в любом её эквиваленте, денежном, например, даётся в руки тому, кто может адекватно ей распорядится.

В этом плане  сексуальные мечтания или реальный секс, без идеи зачатия детей — это абсолютно пустая и безсмысленная растрата доверенного вам актива. В «Махабхарате», например, одном из важнейших ведических писаний, можно прочитать, что его герои «занимаются сексом» только с одной целью – зачатие детей – такова была норма ведического общества.

русская красавица, девичья честь

Каждый день мы получаем определённый кредит сверху, выданный нам для того, чтобы мы могли реализовать своё предназначение. У всех оно разное: кому-то суждено осваивать материальный план бытия, учиться распоряжаться деньгами и материальными активами, кто-то должен научиться служить и выполнять чёрную работу, кто-то пришёл сюда служить Богам, кто-то должен изучать этот мир.

Веды говорят о том, что для любой деятельности в этом мире нужна энергия, которую мы можем накопить с помощью воздержания («брахмачарьи»): «Утверждением в воздержании приобретается энергия» (Йога-сутры Патанджали, перевод Вивекананды). И этой энергией человек может распорядиться потом так, как считает нужным: «При помощи брахмачарьи и усердия царь охраняет царство; учитель при помощи брахмачарьи снискивает ученика-брахмачарина. При помощи брахмачарьи и усердия Боги отвратили смерть; при помощи брахмачарьи Индра одарил их раем» (Атхарваведа)

Понимание цели своего существования формирует бережное отношение к энергии. У таких людей на уровне подсознания уже сформирована идея о том, что они не имеют право вкладывать свои силы во что-то иное, что это своеобразное преступление перед собой и перед миром. Некая глобальная цель позволяет отказаться от сиюминутной радости. В буддизме мы встречаем такую формулировку: «Если отказ от маленького счастьица позволяет увидеть большое счастье, пусть мудрый откажется от маленького счастьица, размышляя о большом счастье» (Дхаммапада).

Тут надо отметить — что именно секс — это один из самых мощных выбросов энергии, сильнее энергетически растратится можно только через гнев. Если человек преимущественно теряет энергию на этом уровне — он уже не сможет ни выстроить свой бизнес, ни создать семью, ни иметь здоровье или здоровых детей, ни тем более близких и доверительных отношений с кем-то, все эти уровни формируются выше, туда энергия будет просто не дотягиваться.

В ведическом обществе выделялись разные слои, или варны, и для каждого из этих слоев вводились свои нормы поведения. Шудры относились к классу существ, не способных самостоятельно контролировать свои зависимости. Удовольствия, в частности сексуальные, могли слишком увлечь их, и это становилось своеобразной болезнью («пристрастие к удовольствиям есть “Великое помрачение”» (Махабхарата). Для таких существ предполагался своеобразный стиль жизни – они должны были постоянно трудиться, дабы ум их не оставался праздным и не увлекался непотребными вещами.

Вспомним, когда наше сознание наиболее часто увлекается потоком похоти — тогда когда оно свободно и ничем не занято, то есть тогда, когда вы свои силы никуда не вкладываете, когда вам направлять их некуда и незачем, они начинают тратиться впустую.

Например, перед сном, когда вы уже легли спать, но ещё не заснули, или с утра — когда проснулись, но еще не встали. Или днём, в том момент, когда ни руки, ни голова не заняты позитивной деятельностью. С давних времён лекарством от всех энергетических проблем считалась трудотерапия. Применение тяжелого физического труда в воспитательных целях, на самом деле, при адекватном формировании системы, достаточно эффективно. Если человек не может распоряжаться сам своей жизненной энергией адекватно — у него её просто не должно быть, он должен всю её отдавать, например, через физических труд.

русская красавица, девичья скромность

Действенность такой системы можно объяснить через энергетический уровень. За каждое действие и каждую мысль в нашем энергетическом теле отвечает определённый канал, в иной терминологии, нади. Те каналы, которыми мы пользуемся, — раскрыты, они широкие и по ним свободно течёт энергия. Те, которые долгое время остаются не востребованными — пересыхают, так же как зарастают заброшенные мелиоративные каналы. Когда человек погружается с головой в физический труд он, конечно, не «поднимает» энергию к верхним чакрам, и возможно, не живёт в этот момент на уровне высоких осознаний, но он и не пользуется системой «слива» энергии на низких уровнях, и эти каналы, управляемые апана-ваю (нисходящей энергией, отвечающей в частности, за сексуальное наслаждение), начинают постепенно сужаться. В этом плане, человеку, сидящему и размышляющему о том, как можно ему справиться с порывом похоти, о том, как он низко пал, и какие мысли его посещают в каком-то смысле, стоит просто взять в руки лопату, метлу, стамеску или потаскать на своем горбу мешки с цементом. В этот момент похотливые мысли вряд ли будут его посещать.

Ведические писания не только не рекомендуют увлекаться плотскими утехами, но предостерегают даже от общения с людьми, зависимыми от собственных страстей. В ведической концепции развития очень большое внимание уделялось тому кругу общения, в котором вращается человек. Трудно концентрироваться на возвышенном и вкладывать силы во благо, если все вокруг вас думают и говорят только о сексе, а вы сами начинающий практик и ещё не очень твёрдо стоите на духовном пути. На некоторое время  общение «с дурными друзьями» стоит ограничить. Когда ребёнок попадает в дурную компанию, например, употребляющую наркотики, разумные родители, пытаясь использовать «последний шанс», просто берут, собирают вещи и — переезжают в другой город, просто закрывая таким образом для сына или дочки возможность общаться с традиционным для него кругом друзей. «С кем поведёшься — от того и наберёшься» — говорит русская пословица. Эту же мысль поддерживают ведические писания: «Тот, кто стремится к высочайшему покою, должен искать общения с людьми умудренными, зрелыми, благополучными, добрыми, предающимися подвижничеству… общение с такими (людьми) предпочтительнее даже, нежели (изучение) шастр» (Махабхарата). Общение с «грязными» людьми напротив, не рекомендуется: «Человек никогда не должен иметь связи с плохими людьми, которые жаждут единственно удовлетворения своих животных инстинктов. Тот, кто следует даже за одним из них, падает в бездонную тьму, будучи похожим на слепого, ведомого слепым» (Уддхава-гита).

Особенно воздержание важно в период, когда человек пытается понять окружающий мир, найти своё место в нём. В ведическом обществе в жизни каждого человека выделялся этап обучения, или познания себя, когда он не должен был смешивать свою энергию с чьей либо еще, этот период назывался «брахмачарья». В этот период брахмачарин должен «общаться с женщинами или с теми, кто находится у них в подчинении… лишь по необходимости, и при этом он должен строго держать в узде свои чувства» (Шримат-Бхагаватам). Точно так же женщин рекомендуется избегать начинающему практику: «Начинающий йог должен избегать… женщин» (Гхеранда-Самхита).

Веды рассматривают трату сексуальной энергии в аспекте нарушения целостности, целостности энергии, целостности деятельности. Нарушившему эту целостность становится не доступна мудрость. Недаром русское слово соединяет в себе два корня – «Целомудрие». Прашна упанишада рассматривает брахмачарью вместе с тапасом и верой (шраддха) как условие для познания истины. Похоть затмевает сознание и не даёт видеть мир таким, какой он есть. В «Сканда-пуране» говорится о «любви»: «Этот Кама (вожделение) является великим огнем великой страсти. Знание (Джнана) заслоняется этим вечным врагом мудрого. Поэтому этот Кама должен быть отвергнут святым мужем как змея» (Сканда-пурана).

Бхагават-гита рисует страшную цепочку, одним из начальных звеньев которой является вожделенье: «Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, из вожделения возникает гнев. Гнев порождает полное заблуждение, заблуждение затмевает память. Когда память в затмении, пропадает разум, а когда разум потерян, человек падает на дно материального мира» (Бхагават-гита). Увлекшись похотью, человек попадает во мрак невежества, а уж никак не идёт к просветлению.

автор статьи преподаватель йоги клуба OUM.RU Евдокимова Ольга