Краткий комментарий на начальные шлоки «Йога-сутр» Патанджали

Махариши Патанджали говорит в начальных шлоках первой части (именуемой «Самадхи-пада») своих «Йога-сутр»:

АТХА ЙОГАНУШАСАНАМ ||1||
ЙОГАХ ЧИТТА ВРИТТИ НИРОДХАХ ||2||
ТАДА ДРАШТУХ СВАРУПЕ АВАСТХАНАМ ||3||
ВРИТТИ САРУПЬЯМ ИТАРАТРА ||4||

Правильное понимание этих шлок очень важно, так как в них выражена сама суть Йоги, и все последующие шлоки вырастают из них, как дерево из своих корней.

Разберём приведённые выше шлоки дословно, чтобы лучше понять их общий смысл:

АТХА — «теперь», «благословение»;
ЙОГА — «единение»;
АНУШАСАНАМ — «наставление», «руководство».
Общий смысл: «Вот — наставление по Единению (Йоге)».

ЙОГАХ — «единение»;
ЧИТТА — «сознание»;
ВРИТТИ — «колебания, беспокойство ума»;
НИРОДХАХ — «остановка», «прекращение».
Общий смысл: «Йога — это сознательное прекращение колебаний (беспокойства) ума».

ТАДА — «тогда», «в то время»;
ДРАШТУХ — «созерцающий Духовный субъект»;
СВАРУПЕ — «сам в себе», «форма себя самого»;
АВАСТХАНАМ — «пребывает».
Общий смысл: «Тогда созерцающий пребывает сам в себе».

ВРИТТИ — «колебания, беспокойство ума»;
САРУПЬЯМ — «схожесть»;
ИТАРАТРА — «в остальное время», «где-либо ещё».
Общий смысл: «В остальное время [созерцающий пребывает] в колебаниях (беспокойстве) ума».

Учение Йоги говорит о пяти «оболочках» (санскр. коша) Духовной сущности человека. Оные суть:

  1. Аннамайя-коша — плотская оболочка, стихия — Земля (Притхиви);
  2. Пранамайя-коша — оболочка жизненной силы (прана), стихия — Вода (Апас);
  3. Маномайя-коша — оболочка ума, стихия — Огонь (Агни);
  4. Виджнянамайя-коша — оболочка Разума, стихия — Воздух (Вайю);
  5. Анандамайя-коша — оболочка Блаженства, стихия — Эфир (Акаша).

На уровне маномайя-коши склонности ума, самоперсонифицируясь, образуют «эго», или ложную самость (ахамкара), противостоящую Высшей Самости (Атман, Истинное — Духовное — Я человека) и тем самым создающую иллюзию двойственности внутри человеческого существа.

Йога — это преодоление иллюзии этой двойственности, описываемое иногда как «слияние индивидуальной души (джива) со Вселенской Душой, или Самим Всесущим Духом (Шива)».

Знаменитая махакавья (буквально: «великое речение») из Упанишад говорит: «Атман (Дух живого существа) есть Брахман (Вселенский Дух)». О том же говорит и Шайва-Адвайта-Дхарма (Учение Недвойственного Шиваизма): «Шиво’хам» (буквально: «Шива есть Я»).

Дух человека относится ко Вселенскому Духу как волна на поверхности моря — к самому морю, или как узел на верёвке — к самой верёвке. То есть человек не отделён от Вселенского Духа, так как является Его непосредственным проявлением, и потому говорить о «соединении» или «слиянии» души человека с Богом — по меньшей мере, некорректно.

Смысл Единения (Йога), о котором говорит Патанджали, заключается в преодолении иллюзии разделения, возникающей и существующей исключительно в уме самого человека.

Выходя за пределы колебаний ума, растворяя иллюзию ахамкары, садхака (практикующий) постигает свою Истинную природу — Истинного Себя (Шиватма), пребывающего за пределами всех пяти кош, достигая тем самым Высшей Цели Йоги — Духовной Свободы в Изначальной Недвойственности Сущего.

Примечание: Речь идёт не о растворении «оболочек» (и тем более не об отвержении Природы, являющейся своего рода «Телом Всебога», и Природных составляющих человеческого существа), а именно о преодолении ложной самости, или «эго» (ахамкара), — то есть того, что, существуя лишь в уме самого человека, создаёт в нём иллюзию разделения и отчуждения человека от Вселенского Духа.

ОМ ТАТ САТ НАМАХ ШИВАЙЯ