Измени себя — изменится Мир вокруг

Джатака об остальной оставшейся еде

Горячий сверху...» — эту историю о монахе, которого обуревала страсть к умершей жене, Учитель поведал в Джетаване.

Однажды Учитель спросил того самого монаха, действительно ли он так сильно томится от любви. Ответ был утвердительным. Тогда Учитель задал ему ещё один вопрос:

— По кому ты тоскуешь?

— По моей покойной супруге.

— Брат, — обратился к нему Учитель, — в прежние дни эта женщина была грешной и безнравственной — она кормила тебя остатками трапезы своего любовника.

И тут Почитаемый в мирах поведал о былом.

— Давным-давно, во времена правления в Бенаресе царя Брахмадатты, Бодхисаттва родился в семье бедных акробатов, живших подаянием. Повзрослев, он продолжил влачить нищенское существование, клянча милостыню в неряшливом и неопрятном виде, — тем и жил.

В то время в некой деревне королевства Каши жил брахман, чья жена была скверной и нечестивой и вела неправедную жизнь. Как-то раз брахман уехал за пределы королевства по делам, а любовник его супруги, уличив подходящий момент, пришёл к ней в гости. Проведя время со своей возлюбленной, мужчина проголодался.

— Я бы чего-нибудь съел перед уходом — сказал он.

Женщина приготовила еду — горячий рис с соусом и карри и пригласила своего возлюбленного к столу. Сама же встала в дверях, высматривая, не едет ли супруг. Пока любовник трапезничал, Бодхисаттва подошёл и встал снаружи дома в ожидании получить хоть кусочек чего-нибудь съестного.

Тем временем брахман был на пути домой. Увидев его уже совсем неподалеку, женщина бросилась в дом с возгласом: «Вставай! Муж приехал!» В такой ситуации ей ничего не оставалось, как только спрятать любовника в кладовой. Тут заходит муж. Женщина тут же приготовила ему место для трапезы и подала воду для омовения рук, а на рис, что её любовник не успел доесть, положила сверху немного горячего риса и поставила перед супругом. Брахман запустил руку в рис и почувствовал, что он горячий только сверху, а снизу совсем холодный.

— Это, должно быть, чьи-то объедки, — подумал он и спросил жену об этом словами первой гатхи:

Горячий сверху, холодный снизу — так быть не должно.
Поведай мне, моя госпожа, как такое случиться могло?

Снова и снова он задавал один и тот же вопрос, но жена, боясь, что правда выйдет наружу, хранила молчание. И тут нашему акробату пришла в голову мысль: «Тот человек в кладовой, должно быть, любовник, а тот, который только-что пришёл, — хозяин дома. Жена ничего не говорит из страха, что о её прелюбодеянии станет известно мужу. Идея! Я их выведу на чистую воду: покажу брахману, кто прячется у него в кладовой».

Так он и поступил: рассказал брахману, что, как только он уехал из дома, к его жене пришёл мужчина, с которым она прелюбодействовала; потом тот самый мужчина ел рис, а женщина стояла в дверях, следя за дорогой; и как потом спрятала того мужчину в кладовой. Проговорив всё это, попрошайка произнёс вторую гатху:

Я акробат, достопочтенный, за милостыней сюда пришёл;
Тот, кого ты ищешь, прячется в кладовой, туда он ушёл!

Затем акробат выволок любовника за волосы из кладовой, обратился к нему со словами не делать так больше и отправился восвояси. Брахман же устроил обоим нагоняй, побил их и преподал такой урок, чтобы не повадно было впредь нечестивыми делами заниматься. После этого он умер и получил по своим заслугам.

Когда Учитель закончил повествование, он провозгласил Истины и соотнёс перерождения, истолкованные в Джатаке. Обретя плоды того Учения, сгорающий от любви брат ступил на Первую Стезю.

— Твоя покойная супруга была тогда женой брахмана, ты, томящийся от любви брат, был брахманом, а я — акробатом.