Измени себя — изменится Мир вокруг

Сутра восьми великих прозрений человека

Все ученики Будды днем и ночью должны памятовать о великих прозрениях человека и повторять вслух нижеследующее:

  • Первое прозрение: Все явления этого мира непостоянны. Все государства и страны постоянно подвергаются [различным] опасностям. Четыре великих элемента таят в себе [многочисленные] страдания. Пять скандх лишены индивидуального «я». Рождение и уничтожение постоянно чередуются между собой; они ложны, фальшивы и не имеют какого-либо повелителя. Сознание является источником зла. Тело является скопищем болезней. Взирая на мир таким образом, постепенно покинешь сансару.
  • Второе прозрение: Многочисленные желания приносят [бесчисленные] страдания. Алчность и вожделение порождают чередование жизней и смертей, изнуряющих всех, кто рождается и умирает. Уменьшай желания и отказывайся от деяний; представь тело и ум самим себе.
  • Третье прозрение: Сознанию [человека] не присуще чувство меры. Чем более он обретает, тем более порождает зло. Бодхисаттва не таков. Он постоянно помнит о необходимости знать меру [во всём]. Он живет в покое и бедности, соблюдая Путь и стяжая мудрости.
  • Четвертое прозрение: Ленность порождает многочисленные падения. Постоянно культивируй усердие, уничтожай клеши. Так укротишь четырех Мар, покинешь темницу скандх.
  • Пятое прозрение: Неведение и глупость порождают череду жизней и смертей. Бодхисаттва постоянно помнит об этом. Он стремится непрерывно учиться и много слышать, умножать мудрость, упражняться в красноречии. Он обучает всех окружающих, дабы они обрели великую радость.
  • Шестое прозрение: Нищета и страдания порождают гнев. Преждевременная или насильственная смерть людей порождает бесчисленное зло. Бодхисаттва [постоянно] исполняет [парамиту] даяния. Ко всем людям он относится как к своим родственникам. Он не помнит причененного ему раньше зла и не презирает плохих людей.
  • Седьмое прозрение: Пять видов желаний не приводят ни к чему, кроме несчастий. Если даже ты и мирянин, не стремись запачкаться грязью мирских удовольствий. Памятуй о монахах, у которых нет ничего, кроме «трехсоставного одеяния», сосуда и чаши для подаяний. Стремись к тому, чтобы принять монашеские обеты и соблюдать Путь Чистоты и Ясности, исполнять высокую и далекую [от всего мирского] практику брахмачарьи, культивируя сострадание ко всем живым существам.
  • Восьмое прозрение: Жизнь и смерть подобны яростному пламени. Страдания и омрачения бесчисленны. Стремись развить в себе сознание махаяны, а именно желание спасти все до одного живые существа. Прими обет принять на себя все тяготы, которым они подвергаются. Стремись к тому, чтобы все живые существа обрели великую радость.

Каждый из Будд, бодхисаттв и великих людей неизбежно осознает справедливость этих восьми истин. Если будешь усердно следовать по пути, культивировать сострадание [ко всем живым существам] и накапливать мудрость, то воссядешь на корабль дхармакаи и достигнешь берега нирваны. Никогда более не испытаешь страдания, претерпеваемые в бесчисленных жизнях и смертях, спасешь всех живых существ. Возвещай вышеизложенные восемь истин всем живым существам, да бы они постигли, что сансара полна страданий, избавились от пяти видов желаний и совершили благородный Путь.

Если ученик Будды будет декламировать вышеперечисленные восемь пунктов и постоянно памятовать о них, то уничтожит бесконечные виды зла, обретёт бодхи и вскоре достигнет истинное пробуждение. Он на веки прекратит круговращение жизней и смертей и постоянно будет пребывать в блаженстве и радости.