Измени себя — изменится Мир вокруг

Буддийские Учителя о вреде табака и наркотиков

Гуру Падмасамбхава

Из терма Сангье Лингпа.
Составлено и переведено Тулку Пема Тензином и Ургьеном Дролма

Это — ответ Гуру Падмасамбхавы на вопрос Царя Трисонг Децена, содержащий предсказания будущего.

В будущую эпоху вырождения вследствие совершения неблагих действий и недостатка заслуг препятствия Мары проявятся во множестве различных форм. От соединения крови демоницы и проклятия Мары на свет появились ядовитые зловонные наркотические растения. Они росли повсюду в большом многообразии и распространились в каждой стране. Из-за употребления табака и других наркотиков будут исчезать центры Дхармы, и боги и охранители будут разгневаны. Исчерпается удача, и счастье всех существ будет уменьшаться, а болезни, война и голод — усиливаться. В это время большинство существ будет рождаться в низших измерениях. В эпоху вырождения будут совершаться все виды неблагих действий. В частности, вместо принятия питательной пищи будет употребляться пища из ядовитых, плохо пахнущих варварских наркотиков.

Вы никогда не сможете ей насытиться, и всегда будете хотеть еще и еще. Ваша активность будет снижаться вследствие убийственной привязанности к яду.

У вас будет течь из носа и капать изо рта. Ваше тело начнет увядать. Появится множество болезней, таких как радикулит, заболевания крови, легких и печени.

Зубы будут чернеть и слабеть, и конечности потеряют силу. Вы точно пьяница будете терять зрение и память. Ваши тело и жилье будут источать зловоние. Яды ваших страстей усилятся, и ваша смерть будет внезапной. В частности, вы попадете в ады, и за время вашего пребывания там сменится сто поколений.

Из-за употребления наркотиков в мире проявится множество дурных знаков. Иногда небо будет становиться цвета крови. Будут затмеваться лучи солнца и луны. Звезды будут в беспорядке, и появится много новых звезд. Будет много гроз, молний и пыльных бурь. Земле будет недоставать питания, поэтому фрукты и урожай не будут созревать вовремя. Элементы превратятся во врагов, и дождь не будет выпадать вовремя. Не станет облаков, и засуха выжжет все подобно огню. Будет много землетрясений. Лекарства и мантры не будут иметь силы, пища не будет приносить насыщения, рост людей замедлится, и отчетливей всего станут дурные мысли. Из-за беспокойства охранителей и духов будет много психических заболеваний, проказы, а также ужасных неизлечимых ран. Большинство людей умрет преждевременной смертью, переродится злыми духами и станет снова вредить людям. Отцы и дети не найдут согласия, и братья будут враждовать. Люди и животные дадут жизнь ужасным существам. Вследствие жадности как ураган возникнет голод. Вследствие гнева как огонь разгорится война. Вследствие неведения подобно наводнениям обрушатся болезни. Люди будут страдать как зерна, жарящиеся на сковороде.

Как правило, это следствие дурной кармы, но особенно этот вред причиняется бесполезными, зловонными наркотиками. Страшно вспомнить, сколько грехов было совершено под их действием. Люди, преданные мне и желающие следовать мне, должны воздерживаться от употребления этих ужасных ядовитых наркотиков. Всякий, кто мудр, должен воздерживаться от их употребления. Всякий, кто хочет обрести постоянное счастье, должен воздерживаться от их употребления. Всякий, кто хочет жить долго и без болезней, должен воздерживаться от их употребления. Всякий желающий иметь богатство и детей, должен воздерживаться от их употребления. Всякий, кто хочет счастья и процветания, должен воздерживаться от их употребления. Я, Падмасамбхава, клянусь, что это так. Поэтому кем бы ни были мои последователи, как они могут употреблять наркотики? Пусть все существа станут воздерживаться от принятия наркотиков.

Из терма Великого тертона Дудула Дордже, открытого им в пещере в Сиккиме, называемой Тайный Канал Дакини:

Это - ответ Гуру Падмасамбхавы на вопрос Йеше Цогьял и Вайрочаны из книги «Яркий Светоч Предсказаний».

Они спросили Гуру Ринпоче, каковы причины всех страданий, которые придут в будущем в Тибет, почему будет столько войн во всех странах, и почему не будут почитаться и рано умирать великие учителя?

Гуру Ринпоче ответил: Из-за проклятия Мары появился на свет и был растерт в порошок ядовитый шар. Он был развеян ветром во всех направлениях. Из этого семени выросло множество растений. Некоторые люди превращали их в порошок и втягивали его, некоторые жевали его и некоторые — курили.

Несомненно, что уничтожение в Индии буддизма индуистами было вызвано этим растением. Король Дхармы Тибета Трисонг Децен жил недолго, и линия его преемственности была прервана из-за распространения в Тибете табака. Это растение привело к уничтожению Тибета монголами и китайцами. Этому растению мы обязаны существованием войн, эпидемий, голода, ураганов, морозов и неурожаев. Из-за этого растения недолгой становится жизнь великих держателей Учения Будды. Мощь шести королей Мары сосредоточена в этом дурном растении, и это главная причина уничтожения буддизма. Король Мара и его свита входят в любого, кто принимает это растение. Они подчиняют себе его тело, речь и ум. Поэтому даже практикующие Дхарму всегда будут вести себя вопреки Дхарме. Дым этого растения поднимется в небо, введя в заблуждение небесных божеств, и будут побеспокоены пребывающие на небе охранители. Из-за сплевывания на землю табака будут встревожены наги и восемь классов охранителей, что повлечет для всех существ ужасные последствия.

От одного только соприкосновения с табаком во всем мире наступит хаос. Боги на небе, наги под землей и пребывающие между небом и землей существа — все будут находиться в состоянии войны из-за табака, и мир будет раздроблен. Даже из-за вдыхания принесенного ветром запаха табака жизнь великих учителей сократится на один год. Сила табака может мгновенно уничтожить накопление заслуг и добродетели многих поколений. Корень заслуг будет нарушен, поэтому мои будущие последователи должны этого избегать. Если табак распространится в центрах Дхармы держателей традиции Падмасамбхавы, несомненно, что их существование не будет долгим.

В будущую эпоху вырождения большинство появляющихся на свет детей будут иметь дурные черты характера и плохо себя вести. Все это потому, что их родители вдыхали дурные семена растения Мары. Таким образом, телом, умом и речью овладеет Мара. Как может в таких обстоятельствах родиться хороший человек? Если, следуя совету Падмасамбхавы, вам удастся избегать этого растения, это принесет счастье вам и другим. Поэтому слушайтесь совета Гуру Ринпоче.

Вас никогда не введут в заблуждение слова Падмасамбхавы. Поэтому, мои будущие последователи, избегайте табака. Даже хотя Падмасамбхава сказал избегать табака — это подобно реке, несущей свои воды против течения. Это следствие влияния одолевшего всех Мары. В будущую эпоху вырождения живые существа станут сомневаться в словах Падмасамбхавы. Из-за этого они будут испытывать ужасные страдания. Даже малейшее сомнение в учениях Падмасамбхавы станет причиной исчерпания счастья людей, живущих в данной местности, и после смерти они будут долго страдать в аду. Поэтому никогда не сомневайтесь в глубоких учениях Победоносного. Помните, что слово Падмасамбхавы абсолютно истинно, и вы можете полностью на него положиться.

Его Святейшество Далай-Лама XIV

Из интервью в Бодхгайе:

В целом, человек должен воздерживаться от всех опьяняющих веществ, и, хотя в буддизме сигареты отдельно не оговариваются, все же лучше от них воздерживаться. Однако, несмотря на то, что от курения лучше отказаться, вы все же должны смотреть по конкретной ситуации. Например, если человек не может продержаться весь день, не выкурив хотя бы одной сигареты, если не куря он не может думать и действовать, то тогда гораздо лучше бросать курить постепенно. Главное заключается в том, чтобы обращать внимание на результаты или ценность своих действий.

Из книги «Вселенная внутри нас»:

Возникновение внешнего физического удовольствия создает иногда некое духовное удовлетворение, но оно не может быть продолжительным. Удовольствие и страдание не возникают от одних только внешних, поверхностных факторов, тому должны быть и внутренние причины.

Причины эти — подсознательные склонности ума к совершению добродетельных или дурных действий, они, в конечном итоге, и приводят к возникновению наслаждения и боли. Если такие причины не были бы заложены — ни то, ни другое не могло бы возникнуть — наслаждения и страдания берут начало из сознания, т.е. возникают в собственном уме индивидуума.

Сознание не является материальной субстанцией, не обладает формой, цветом, запахом или другими подобными характеристиками. По сравнению с телом и речью, сознание считается более важным, потому что управляет ими, поэтому без тренировки невозможно дисциплинировать собственный ум, и он будет накапливать причины, под действием которых произрастут плоды страдания. Буддийское учение называют Дхармой, что в переводе с санскрита означает «то, что держит». Религия — это Дхарма в том смысле, что она удерживает и защищает людей от бедствий. Возвышенные действия тела, речи и ума сейчас создают причины, которые удерживают от действий, создающих все виды несчастий в будущем.

Есть известная притча о знаменитом некогда в Тибете Ламе по имени Дромпа.

«Однажды Дромпа увидел человека, совершавшего обход священной ступы, что считается причиной накопления благих заслуг. Обход ступы — хорошее дело, — сказал Дромпа, — но практика лучше. Человек подумал: «Значит надо читать священные книги». Так он и поступил, но однажды Дромпа увидел его за чтением и сказал: — Чтение священной книги хорошее дело, но практика лучше. Человек подумал: «Похоже, и этого недостаточно. Займусь медитацией, это уж точно будет практикой». Застав его за медитацией, Дромпа сказал: — Медитация хорошее дело, но практика лучше. Человек изумился и спросил: «Как же надо практиковать?» Дромпа ответил: — Заставь свое сознание стать практикой. Дромпа сказал так потому, что практика есть процесс осознавания». Осознавание, присущее человеку — это нечто очень важное.

Среди множества проблем, с которыми сталкиваются люди в современном мире, кажется, что одни вызваны внешними факторами (например, стихийные бедствия, катастрофы), другие внутренними (вражда, войны, терроризм), но если заглянуть глубже, то можно понять, что любые, на первый взгляд, материальные причины катастроф — например, смерч или атомный взрыв, в сущности своей имеют энергетическую основу, а если идти еще глубже — они коренятся в сознании (или подсознании) отдельной личности или в коллективном сознании (или подсознании) и, накапливаясь, обретают силу движения и распространения. А поскольку в этом мире все взаимосвязано и взаимозависимо, человек должен осознавать меру своей ответственности не только перед самим собой, своей семьей, но и перед всем миром, вселенной.

Его Святейшество Дуджом Ринпоче

«Проводник, уводящий слепого с ложной тропы, которая заканчивается пропастью».

В данном сочинении, которое объясняет историю и вредящее действие наркотических веществ, Е.С. Дуджом Ринпоче приводит высказывания Гуру Падмасамбхавы, которые содержатся в терма, найденных великими тертонами, такими как Ригдзин Годем (1327-1387), Сангъе Лингпа (1340-1396), Ратна Лингпа (1403-1478), Дудул Дордже (1615-1672), Лонгсал Ньинто (1615-1672), Дродул Лингпа (XVII в) и Тугчхог Дордже (XVIII в.), а также пророчество Мачиг Лабдрон.

Пусть это принесёт благо!

Прежде чем начать объяснение истории табака, я оказываю глубокое уважение и почитание Великому Ургьену , который является воплощением мудрости всех Будд и Бодхисаттв и совокупностью всех Семейств Будд. Давным-давно, примерно через сто лет после ухода Будды в Нирвану, жила одна девушка из рода демонов, которая, помешавшись от чувственности, перед смертью произнесла следующие слова:

«Пусть через мое тело завлекутся все люди этой Земли в низшие области существования! Похороните его целым и невредимым, и через некоторое время из моего лона появится растение, которое будет совсем иным, чем все другие. От одного его запаха тело и дух будут чувствовать непередаваемое блаженство, гораздо большее, чем может быть при соединении мужчины и женщины. Это растение распространится повсюду, и почти все люди этой Земли будут им наслаждаться».

В настоящее время мы наблюдаем, как исполняется ее желание. Ведь пользующийся дурной славой опиум и другие подобные курительные вещества, принимаемые через рот и нос, не помогают человеку прогнать жажду и голод. Они не обладают изысканным вкусом, не увеличивают физическую и жизненную силу, не улучшают состояния тела, а, напротив, приводят к нервозности, повышению кровяного давления, вызывают рак и болезни лёгких. И все же в наши дни курит почти каждый. Живет ли он в хороших или не очень хороших условиях, почти каждый употребляет эти вещества, не в силах противостоять пагубному влечению (а многие и не пытаются этого делать). Желание демоницы исполнилось.

Вот что говорится в терма Чогьяла Ратна Лингпы: «Когда Великий Мастер Падмасамбхава связал клятвой девять братьев, нарушивших в прошлом свои духовные обеты самайя, младший из них сказал: «Братья, не отчаивайтесь! Послушайте! Я проявлюсь в будущем, как табак. Это вещество будет называться «черный яд», встречаться в пограничных странах и оттуда его привезут в Центральный Тибет. Тибетцы станут наслаждаться этим вкусным веществом, и таким образом распространятся «пять грубых ядов». Люди будут отвергать десять добродетельных поступков и совершать десять недобродетельных. Жизнь тех, кто является опорой Учения, станет короткой, они будут быстро покидать этот мир и удаляться в страны Будд.

Ядовитый запах этих веществ проникнет сквозь Землю и разрушит сотни тысяч городов нагов. Прекратятся дожди, не будет расти урожай и размножаться скот, начнутся войны, эпидемии и другие бедствия. Ядовитый дым поднимется до небес и осквернит миры богов, отчего произойдут неожиданные солнечные и лунные затмения, а также появятся кометы. Жизненные соки и кровеносные сосуды курильщиков высохнут, и это станет причиной 404 болезней. Каждый, кто курит, будет перерождаться в низших областях существования, а если он курит, заставляя других вдыхать этот дым, то это действие равносильно вырыванию сердца из тел шести миллионов живых существ».

В терма, открытом Сангье Лингпой говорится: «В это время упадка люди предадутся многочисленным вредоносным поступкам. Они будут вкушать вещества, которые не только ядовиты, но и дурно пахнут, вместо того, чтобы есть то, что вкусно. Во время отдыха от своих трудов они будут жадно вдыхать яд. Они станут плеваться, из их носа будет постоянно течь слизь, а здоровье и цвет лица ухудшатся».

В терма, открытом Ригдзин Годемом, есть следующее предсказание: «Во времена упадка люди будут вдыхать ядовитый дым. От одного его запаха можно попасть в ад Авичи. Поэтому немедленно прекратите курить!»

Из предсказания, которое обнаружил тертон Дудул Дордже: «Монахи и монахини будут наслаждаться, вдыхая дым от этого растения и нюхая порошок из него, Тибет попадет под власть нарушителей самайя. Так как в сердцах людей беспрерывно будет возникать неутолимое желание, их будет обольщать Мара. Часто будут неудержимо литься слезы, это признак того, что заслуги людей исчерпаны».

Предсказание, открытое Лонгсалом Ньингпо, звучит так: «Во времена, когда люди будут курить эти дурные вещества, даже близкие друзья станут отравлять друг друга».

В терма, открытом Тугчог Дордже, сказано: «На основе «Пяти грубых ядов» будут полыхать как адский огонь страсти, ненависть, мучения, ссоры, тревоги живых существ. Поскольку десять добродетелей будут отвергнуты, пороки станут свирепствовать подобно урагану. Люди будут пренебрегать благими действиями и распространятся извращенные, ошибочные практики. В это время Защитники исчезнут, а демоны захватят власть. Люди будут вдыхать дым табака и блокировать тем самым каналы различающей мудрости. Беспокойство и негативные эмоции усилятся. Блокирование центрального канала повлечет за собой уменьшение ясности человеческого сознания. Истощение всеобщей заслуги вызовет смятение, которое охватит весь мир. Священные предметы, носящие в себе благословение, будут постепенно разрушаться. Распространятся извращенные взгляды и ложные верования. Защитники Дхармы покинут человеческий мир, и лишь иногда их взгляды будут падать только на гору Меру. Иноземцы вторгнутся в Центральный Тибет, и коренные жители будут вынуждены переселиться в приграничные страны. Учение Мары будет распространяться, и Земля превратится в ад».

Из предсказания Мачиг Лабдрон: «Во время упадка и разлада появится нечто такое, что люди станут употреблять через рот, и что будет содержать в себе все «пять ядов». Его родина — Китай, оно распространится в Монголии, и тибетцы тоже будут это потреблять. Следствием же этого будут несвоевременные дожди, сильные морозы и град. Если к этому пристрастится медитирующий человек, то он не будет способен реализовать природу Будды, даже если будет практиковать сотни кальп. На протяжении многих будущих жизней он вынужден будет странствовать в низших областях существования и никогда сострадание Трех Драгоценностей не сможет дать ему защиту».

Все эти предсказания говорят о вредоносном действии табака, и многие великие Учителя новой и старой традиций категорически запрещают его употребление. Ваджрные слова Гуру Ринпоче из Уддияны верны! Поэтому остерегайтесь ложных взглядов, не думайте, например: «Может ли курение растения, встречающегося в живой природе, действительно быть таким вредным?» Ведь аконит — это тоже растение, и все же даже маленькое его количество может привести к физической смерти. Почему же плод губительного желания демоницы не может вызвать духовную смерть? Это разумно, и человек окажет себе большую услугу, если полностью откажется от табака.

Пусть добродетельные и разумные, желающие избежать тропы, ведущей в пропасть, испытывают радость и обретут блаженство в «Саду освобождения»!

Чогьял Намкай Норбу

Интернет-трансляция из Меригара, 22 июня 2003 г.

Опьянение бывает не только от алкоголя, но, например, и от курения. Особенно в наше время, когда такой большой выбор, чего покурить. Это куда хуже, чем выпить стакан вина. Ведь вино — разновидность пищи, а дым — не пища. Бросив курить, люди прекрасно выживают. От курения нет никакой пользы. Оно приносит лишь болезни и множество неприятностей. Конечно же, все мы знаем, что сегодня существует очень много тяжелых наркотиков, которые гораздо хуже сигарет. Если человек принимает что-то из этого, он получает опьянение. Даже если вы просто испытываете несколько необычные ощущения, это значит, вы опьянели. Вы прибегаете к наркотику снова и снова и, в конце концов, истощаете свою энергию, становитесь полностью зависимым от него. Так что вред любого наркотика совершенно очевиден.

На этот счет есть наставления Гуру Падмасамбхавы. В частности, есть одно важное учение-терма Ригдзина Годема. Ригдзии Годем был тем самым тертоном, который открыл, например, «Призывание Самантабхадры». Он очень знаменитый тертон. Он же открыл и терма, в котором содержится совет Гуру Падмасамбхавы. Гуру Падмасамбхава предсказал, что в будущем появится особая разновидность дыма, вдохнув который, люди будут переставать владеть собой. Будут терять свое присутствие. А особенно будет уменьшаться их ясность. И они станут пассивными.

Как вы можете убедиться, это действительно так. Съездите, например, в Индию. Вы увидите там, в парках и вообще повсюду, множество людей с Запада, спящих в полумертвом состоянии. Почему они едут в Индию? Потому что их интересуют наркотики. В Индии их достать очень просто. Они употребляют эти наркотики и радуются: «О, фантастика! Индия — это чудо!» Если бы вы считали Индию чудом, потому что там жил Будда Шакьямуни, было столько учений, — это было бы неплохо. Но вы же считаете ее чудом, потому что там легче достать наркотики! Это очень плохо.

Здесь, в наших западных странах, многие тоже, пусть это и не так просто, стараются достать хоть немного того или иного наркотика, который они употребляют. Когда они одурманятся, у них бывают кое-какие необычные переживания, отчего они делают вывод: «О! Это очень полезно для развития ясности и всего такого!» Понаблюдайте-ка за собой хоть несколько минут и тогда расскажите нам, насколько развилась ваша ясность! Всё это — сплошная подделка. Так что будьте осмотрительны! В особенности молодое поколение. Ведь у людей старшего поколения, возможно, и так уже есть на этот счет кое-какой опыт. Хотя некоторые представители старшего поколения продолжают и продолжают, считая, что это — нечто священное. Ничего священного, это полная противоположность учению. Мы делаем практики, делаем очищение, делаем всё возможное для развития ясности. Зачем же тогда делать то, что ослабляет ясность? Зачем делать то, из-за чего становишься пассивным? Ведь Гуру Падмасамбхава говорил именно об этом: «станут пассивными» и «уменьшится ясность». Значит, здесь полная противоположность учению. Так что, если вам интересно, поймите всё это и будьте осмотрительны. Не только здесь, в Америке, но и во всем мире, я слышал, многие употребляют эти вещи. Они пытаются изучать Дзогчен по-своему. Им хочется приспособить Дзогчен к своим фантазиям. С этим нужно быть чрезвычайно осторожным!

Из книги «Беседы в Конвее», том 1:

Что меня действительно убеждает — так это два важных момента, на которые Падмасамбхава обращает внимание в этих текстах. Падмасамбхава объясняет, что курение может иметь два вида последствий. При этом имеются в виду все разновидности курильщиков, независимо от того что они курят — от сильных наркотиков до совсем легкого табака.

Первое последствие: из-за курения и интоксикации, отравления, являющегося его следствием, снижается ваша ясность, а это очень серьезно. Ведь если мы практикуем, наша практика всегда нацелена на развитие ясности. Поэтому постоянная практика, направленная на развитие ясности, и, с другой стороны, действия, омрачающие эту ясность, — это несколько странно.

Во-вторых, Падмасамбхава отмечает: если вы курите, в особенности много, и занимаетесь какой-то деятельностью, то становитесь все более и более пассивны. Здесь пассивность имеет много значений. Из-за курения и разных наркотиков вы становитесь пассивны, то есть уязвимы для отрицательных сил. В учении традиции бонпо мы тоже находим очень четкое разъяснение на этот счет. Там сказано, что человек всегда обладает положительной и отрицательной силой. Если положительная сила повреждена или ослаблена, человек становится пассивным. Он становится уязвимым и легко может стать добычей всевозможных отрицательных влияний и посягательств. И вы сами можете заметить это, по крайней мере, на том минимальном уровне, когда все у вас начинает не ладиться. Тогда мы говорим: «Ох, пошла плохая полоса» или «Для меня настали плохие времена». Еще иногда говорят: «Просто выдался несчастливый день» или что-то в этом роде.

Говоря о пассивности, следует отметить, что при ослаблении положительной энергии человек не только становится пассивным по отношению к отрицательным энергиям и силам — он становится пассивным и по отношению к повседневным обстоятельствам и ко всем ситуациям, с которыми ему приходится иметь дело в повседневной жизни.

И это действительно так. Когда я недавно был в Индии — в Нью-Дели и других местах — то видел там целые толпы западной молодежи. Люди спали на скамейках, прямо на улице. Сначала я подумал: «Может быть, они подражают индийцам — ведь индийцы так живут». Но потом я обнаружил, что они никому не подражают: они впали в полную пассивность и ничего не делают. В какой-то момент все становится труднее и труднее, и они оказываются абсолютными рабами тех снадобий, которые курят, принимают и т. д.

Понятно, что я говорю не только о табаке. Я говорю о более сильных препаратах. Возможно, некоторые не начинали сразу с сильных наркотиков: сначала у них просто вошло в привычку слегка взбадривать себя наркотиками. Но дело в том, что доза, которая сначала производила нужное действие, постепенно становится недостаточной — приходится ее увеличивать. Ведь человек обладает определенным уровнем или количеством энергии, мерой энергии. Предположим, можно измерить нормальное количество энергии по десятичной шкале как десять. Вы принимаете какой-то наркотик или еще как-нибудь взбадриваете себя и свою энергию — и поднимаетесь до тринадцати. Вы выходите за пределы обычного состояния, чувствуете себя немного необычно.

На завтра вам захочется повторить: ведь это было довольно приятно. Предположим, что вчера одной дозы, какой бы она ни была, хватило, чтобы подняться до тринадцати. Через некоторое время, чтобы подняться до тринадцати, вам потребуется уже две дозы. А когда вы снова вернетесь в нормальное состояние, то окажетесь не на десяти, а на восьми. И вот вы уже на пути к состоянию пассивности. Вы уже больше не можете жить нормально, потому что нормальная жизнь требует энергии, равной десяти. И вот у вас снова возникает побуждение подняться до тринадцати, как вы делали раньше. Теперь для этого потребуется три дозы. А когда вы снова опуститесь, то это будет шесть или даже пять. Вы стали еще пассивнее. И так, подзаряжая свою энергию все снова и снова, вы продолжаете выходить за пределы нормального. Предположим, что наше материальное, человеческое тело не может принять более пяти доз. Когда для того, чтобы подняться до тринадцати, вам требуется шесть доз, что-то отказывает, что-то взрывается. И приходит конец. Так обычно и бывает. Этим чаще всего кончается.

Из книги «Голос пчелы»:

«Куря табак и принимая возбуждающие снадобья. Они заявляют, что испытывают состояние воссоединения. Стоит же им проголодаться и не выспаться, Как тотчас начинают жаловаться, не умея с этим объединяться. Не лучше ли наслаждаться пространством свободного измерения, где не нужно избавляться от пагубного воздействия этих веществ, отравляющих энергию и ясность?»

Из книги «Янтра-йога — йога движения»:

«Полное йогическое дыхание (кумбака) или «бутылочное» дыхание. Курение сигареты является полной противоположностью этого упражнения (бутылочного дыхания или кумбаки)! Не только потому, что курить плохо, но и потому, что куря сигарету, вы начинаете затягиваться с верхней, а никогда не с нижней части грудной клетки. Таким образом, курение сигареты — это способ выучиться неправильному вдоху».

Чатрал Ринпоче

«Коротко о вреде курения»

Выражаю почтение Будде Шакьямуни и Гуру Падмасамбхаве, нераздельному с моим коренным гуру Нгаги Вангпо (Повелителем Речи).

Хочу вкратце рассказать о ядовитом наркотике, именуемом табак:

Есть пять цветущих растений разного цвета, причиной появления которых являются пять ядов. Пары их дыма несут загрязнение всюду — на небе и на земле и между небом и землей. Это вызывает гнев богов, ослабление нагов, смерть охранителей и исчезновение благородных защитников. Если люди будут употреблять табак, ими овладеют демоны, и на них падут злые чары. В их местности проявятся дурные знаки. Ослабеет святость священных мест, монастырей и статуй. Благословения Дхармы постепенно исчезнут с лица земли. Демоны со всех концов света соберутся в центре земли, смешавшись со злыми духами, и завладеют мыслями людей. Духовные существа будут жить недолго, и буддизм исчезнет. Расцветет множество ошибочных воззрений и религий. Люди будут умирать от неизвестных болезней.

Лекарства, пуджи и лечение утратят свою силу. Полнота сосуда и его содержимого (земли и живых существ) будет иссякать, и люди будут страдать от голода. Не только Тибет, но и весь мир будет взбудоражен. У тех, кто употребляет табак, иссохнет корень бодхичитты, и они падут в ваджрный ад. Табак распространится по венам, и усилится действие ядов пяти страстей. Свет осознавания будет скрыт. Путь центрального канала будет заблокирован. Даже пхова Будды не возымеет действия в момент смерти. Даже практика не принесет результата. Не сможет помочь даже сила Трех Драгоценностей. Не говоря уже о покупке и продаже, даже после его вдыхания необходимо помыться и побрызгать на тело мендруб (благословляющее лекарство). Вы также не должны пользоваться посудой и одеждой курильщиков.

Вас никогда не уведет на ложный путь совет Падмасамбхавы; поэтому никогда осознанно не пейте смертельный яд. С сегодняшнего дня вы должны всегда этого избегать. Если вы сумеете этого избежать, цель этой и следующих жизней будет достигнута, и вы переродитесь в Земле Будды Великого Блаженства. Демонические препятствия будут устранены. Нет лучшего способа для установления в мире покоя и процветания, чем отказ от табака. Это — моя главная миссия. Поэтому очень важно убедить в этом всех.

Благодаря этой заслуге пусть все существа, находящиеся в неведении,

Откажутся от употребления этого ядовитого вещества.

Следуя истинному пути Трех Драгоценностей Пусть все существа достигнут спонтанного просветления.

Геше Джампа Тинлей

Ответы на вопросы после лекции в Новосибирске 14 сентября 2002 года.

Вопрос: Правда ли то, что в буддизме разрешено пить, курить и т.д.? Что это просто помешает при следующем перерождении? Хотелось бы узнать, что можно, а что нельзя?

Ответ: В буддизме строго осуждается употребление алкоголя и курение. Об этом говорится во многих священных текстах. В частности, Падмасамбхава говорил, что алкоголь и курение усугубляют омраченность нашего сознания. Мы все и так достаточно омрачены, зачем же нам еще больше замутнять свой ум этими веществами? И в будущей жизни из-за этого наш ум будет тупее, у нас будет больше омрачений. Нам будет труднее практиковать, и наши последующие воплощения будут все более неблагоприятными.

Сейчас, когда мы обрели столь редкую возможность — драгоценную человеческую жизнь, нам нужно стараться развивать свои мыслительные способности, оттачивать свой ум, а не омрачать его еще больше курением и употреблением различных наркотиков. Те, кто так поступает, достойны сожаления, так как упускают предоставившийся им редчайший шанс. Поэтому мне хотелось бы попросить российскую молодежь стараться воздерживаться от употребления алкоголя и курения — в особенности, от наркотиков, которые крайне вредны для здоровья. Вам может показаться, что маленькие дозы не страшны, но постепенно вам захочется все больше, и вы впадете в зависимость от этих веществ. Не омрачайте свое светлое будущее!

Дисциплинируйте себя, самодисциплина приносит покой и удовлетворение. С другой стороны, наркотики и алкоголь никогда не принесут вам покоя — лишь временное успокоение. Когда же действие этих веществ пройдет, вы будете еще более омрачены и несчастны.

Я слышал, что в России некоторые люди пьют водку, утверждая, что это часть их тантрической практики. Будьте осторожны: такие вещи недопустимы и повлекут для вас очень негативные последствия.

Что же касается того, что разрешено и что запрещено, то в буддизме нет строгих, догматичных запретов. В буддизме говорится о том, какие действия полезны и добродетельны для вас, а какие вредны и недобродетельны, и о том, к каким последствиям приводят первые и последние действия. Но выбор должны сделать вы сами. Если вы хотите иметь хорошее будущее, если вы хотите счастья, вы должны создавать для этого причины. Если же вы предпочитаете страдать — дело ваше. Поэтому можно сказать, что в буддизме рекомендуются и ценятся те действия, которые приносят счастье вам самим и другим. А те действия, которые вредны для вас и других, которые ведут к страданиям, осуждаются и не ценятся. Мы такие действия называем неискусными.

Итак, если вы страдаете, не думайте, что вы плохой и вас кто-то наказывает... Если вы приняли яд, вы не плохой, а глупый, так как тем самым вредите себе. Поэтому поймите, что подобные действия причиняют вам вред. Осознайте последствия этих действий и обуздайте себя, твердо сказав себе: «Мне этого не нужно».