Измени себя — изменится Мир вокруг

Панчакарма — индийский секрет долголетия

Слушать аудио 0:00 / 22:22
Текст читает: Мария Забайрачная

В древней медицинской науке аюрведе для очищения и лечения организма применяется панчакарма — комплекс терапевтических процедур.

«Аюрведа» звучит многообещающе, так как переводится с санскрита как ‘знание о жизни’ или ‘учение о долгой жизни’. Она уходит корнями в далёкое прошлое. Некоторым аюрведическим текстам более 3 500 лет, однако они и сегодня используются в качестве основополагающих учебных пособий для подготовки врачей аюрведы. В самих же писаниях говорится о божественном происхождении этой науки, а также о том, что это знание не имеет начала и существует вечно.

Современного материалистичного, прагматичного человека это может даже отпугнуть: мол, устаревшие какие-то знания, религиозность, мистика, бабушкины средства и т. п. Однако на деле аюрведические методы, в том числе и панчакарма, доказали свою эффективность в лечении, очищении, оздоровлении и омоложении организма человека, о чём в 2023 году свидетельствует большое количество исследований, литературы и отзывов людей, прошедших эту аюрведическую терапию.

Присоединиться к туру «Панчакарма-тур» в Керале (Индия)

Панчакарма: что это и как проводится

Слово «панчакарма» в переводе означает ‘пять действий’: панча — ‘пять’, карма — ‘действие’. Эти пять процедур направлены на очищение организма и приведение в баланс дош (в философии аюрведы — первичные жизненные силы, которые создаются в результате взаимодействия первоэлементов).

В «Чарака-самхите» (1500 г. до н. э.) приводится схема панчакармы, состоящая из насьи, ваманы, виречаны и двух басти — очистительной и питательной. Сушрута, будучи хирургом древности, много времени изучал кровь. К схеме Чараки он добавляет кровопускание (рактамокшану). Так, формируется классический набор процедур панчакармы:

  • вамана,
  • виречана,
  • басти,
  • насья,
  • рактамокшана.

На конец 2023 года в большинстве клиник, проводящих эту аюрведическую терапию, сформировалась программа лечения или оздоровления через панчакарму продолжительностью в 28 дней и более. Это оптимальный срок для получения хорошего результата. Однако в силу большой занятости современных людей мало кто может позволить себе оставить социальные обязанности на такое время, поэтому предлагаются и менее продолжительные курсы, больше профилактические, но тоже эффективные. Даже проводимые отдельно от панчакармы процедуры (как самостоятельная терапия) дают ощутимое облегчение людям, страдающим от застарелых недугов.

Все процедуры этого древнего метода должны проводиться стационарно в специализированной клинике и под наблюдением компетентного аюрведического специалиста.

В наше время, чтобы стать врачом аюрведы (вайдьей), нужно обучаться 5,5 лет, пройти интернатуру и сдать экзамены. Только после этого можно выбрать своей специализацией панчакарму, на что уходит ещё три года образования.

Панчакарма в Индии делится на северную (классическую) и южную (керальскую), или Кералию.

Северный подход за основу берёт пять классических процедур, а южная школа делает упор на процедуры промасливания (снехана) и прогревания (сведана) различными способами.

Южная школа больше внимания уделяет очищению головы.

Пять основных процедур в южном подходе:

  1. Широдхара (поливание тёплого масла тонкой струёй в область средней линии лба напротив переносицы).
  2. Каясека (всё тело или его проблемная часть непрерывно поливается тёплым лекарственным маслом определённое время).
  3. Широбасти (на голове пациента при помощи специальной высокой шапочки-колпака удерживается тёплое лечебное масло).
  4. Широлепа (нанесение лечебной пасты на голову и плечи).
  5. Пиндасведа (растирание всего тела горячими болюсами — тканевыми мешочками в виде шариков с разным наполнением).

Однако это не значит, что панчакарма в Керале ограничивается этими пятью методами; по необходимости вайдья может использовать любые аюрведические процедуры, в том числе и из классической схемы. Так же происходит и в северной традиции.

Южный подход использует более мягкие и простые процедуры и направлен на балансирование дош, а северный имеет очистительную направленность и применяет более истощающие организм процедуры.

Несмотря на некоторую разницу в подходах, эти две школы не противоречат друг другу.

Как работает панчакарма

Методы панчакармы выводят из тела избыточные доши и аму (токсины и шлаки), которые аюрведические специалисты считают одними из главных причин болезни. В переводе с санскрита ама означает ‘то, что не движется; незрелое, недопереваренное, сырое’. Также к ней можно отнести то, что в организм попало извне, например соли тяжёлых металлов, синтетические пищевые добавки, ксенобиотики и т. п.

Процедуры панчакармы воздействуют не на симптоматику, а на причину недуга — токсические отложения амы в теле. При этом учитываются природные циклы миграции дош, их активные фазы; рассматривается не только болезнь или нездоровый орган, а организм в целом. Но самое главное — это индивидуальный подход к каждому человеку через определение его аюрведической конституции — пракрити.

Индивидуальный подход к детоксикации и омоложению

Лечение или оздоровление в аюрведической клинике начинается с определения пракрити человека (соотношение дош от рождения), а также его викрити (дисбаланс дош на данный момент).

Доши — это нематериальные проявления в теле человека, образованные изначальными первоэлементами (эфиром, воздухом, огнём, водой и землёй). В нём они отвечают за определённые функции, имеют свои зоны сосредоточения; проявлены в определённое время года и суток, в период жизни человека (детство, взросление и зрелость, старость). Это знание — фундамент и уникальный элемент аюрведы в целом и панчакармы в частности.

Три доши:

  1. Вата — соединение элемента эфира и воздуха.
  2. Питта — соединение элемента огня и воды.
  3. Капха — соединение элемента воды и земли.

Вайдья, опираясь на знания о дошах, определяет конституцию, а также стадию заболевания, силу организма и пищеварения, тип кишечника; учитываются привычки, профессия, время года, возраст, пол, климатическая зона проживания, ментальное состояние; в идеале берётся в расчёт ещё и гороскоп. Далее он назначает необходимые процедуры, питание, лекарственные средства. Всё подбирается строго индивидуально на основе пракрити и викрити человека. Одинаковая процедура для разных людей может отличаться составом используемых препаратов, их количеством, числом самих процедур, их продолжительностью и т. д.

Первый приём проводит сам главный врач клиники, он же составляет протокол лечения. В процессе панчакармы состояние пациента отслеживает либо полностью сам главврач, либо его помощник (тоже вайдья), а главный на контроле. Все процедуры проводят специально обученные тераписты, по два на человека. Они тоже постоянно справляются о самочувствии подопечного. В зависимости от действия терапии её протокол могут корректировать.

Три доши в аюрведе

Предварительный этап панчакармы — пурвакарма

Из-за того, что ама находится не только в желудочно-кишечном тракте, но и залегает глубоко в дхату (тканях организма: в крови, мышцах, жировой прослойке, костях, нервных волокнах и даже в мозге), необходимо провести подготовительный этап — пурвакарму ‘преддействие’. Он направлен на разжижение, открепление амы от дхату и перемещение её в место выведения из организма.

В аюрведических источниках утверждается, что ама жирорастворима, поэтому первым делом назначают снехану (промасливание). Она бывает внешней (бахья снехана) и внутренней (авьянтар снехана).

Для промасливания используется множество различных лекарственных масел, в том числе и животного происхождения. Для наружного применения основой обычно служит кунжутное масло, а для внутреннего — гхрита, или ги (очищенное сливочное масло). В масла добавляют травы, которые помогают откреплять аму от дхату и побуждают ткани изгонять масло с амой в ЖКТ.

Промасливание помогает:

  • увеличить выделения, которые способствуют движению амы в ЖКТ;
  • смазывать ткани и защищать их от повреждения при отделении токсинов и шлаков;
  • успокаивать и питать вата-дошу;
  • обеспечивать проходимость шрот (соотносятся с сосудами кровеносной и лимфатической систем).

Внешнее промасливание — это традиционный аюрведический массаж, который довольно сильно отличается от современного западного. Он выполняется двумя терапистами, стоящими по обе стороны от тела пациента. Масло наносится определённо ориентированными движениями, соответствующими направлениям, по которым перемещается в теле вата-доша. Также при этом стимулируются определённые точки в теле — мармы, через которые гармонизируются нейрофизиологические процессы в организме.

Внутреннее промасливание — это ежедневный приём масла ги с травами (тикта гхрита) или тайлы (растительное масло) в течение нескольких дней. В зависимости от пракрити и викрити, заболеваний, времени года, достигаемого эффекта приём масла назначают:

  • утром, днём или вечером;
  • до, во время или после еды;
  • на голодный желудок вместо еды.

Дозу масла постепенно наращивают; она может достигнуть шестикратного увеличения. После приёма гхриты могут возникнуть неприятные симптомы, такие как головокружение, головная боль, усталость, раздражительность, быстрая утомляемость и ряд других; но после его переваривания они отступают и появляются лёгкость в теле, хорошее настроение, здоровый аппетит, бодрость.

Промасливание проводят семь дней подряд (это максимум). За это время масло достигает всех семи дхату тела, растворяя в них аму. Но в зависимости от индивидуальности возможен и меньший курс снеханы.

Вторая часть пурвакармы — это сведана ‘пропотевание’. Цель этой процедуры — не пропотеть, а прогреть. Это расширяет шроты организма и сами ткани; как бы расплавляет тяжёлую, холодную и липкую по своей природе аму; балансирует вата- и капха-дошу. Сведана может выступать в качестве самостоятельного терапевтического метода при лечении различных заболеваний.

Разновидностей сведаны много. В пурвакарме в основном используют два вида — нади-сведану и башпа-сведану.

Нади-сведана — это локальное прогревание. Нади переводится как ‘трубка’; по ней тепло в виде пара от травяного отвара подаётся к прогреваемому участку. Этот вид прогревания имеет более проникающее воздействие.

Башпа-сведана — это полное прогревание тела, кроме головы. Человек находится в закрытом ящике, ванне или бочке, в которые подаётся пар от закипания воды с добавлением необходимых трав.

Длительность обеих процедур подбирается индивидуально; один из показателей успешного прогревания — появление пота.

Дополнительно при подготовке к панчакарме наиболее часто используют широдхару. Она хорошо успокаивает вата-дошу, ум, устраняет последствия стресса.

Также в подготовительный этап входят процедуры по пережиганию амы (ама пачана) и разжиганию пищеварительного огня (агни дипана). Они осуществляются за счёт приёма субстанций, содержащих в себе большое количество элемента огня, например перца, имбиря, горчицы, асафетиды и т. д.

Важно во время подготовки и самой панчакармы вести размеренный образ жизни, максимально абстрагироваться от дел и снизить взаимодействие с гаджетами, соблюдать распорядок дня, придерживаться предписанного врачом питания. Успеху лечения способствуют занятия хатха-йогой и медитацией.

Процедура широдхара

Основной этап панчакармы – прадханакарма

Вамана (лечебная рвота)

Обычно эту процедуру применяют при проблемах, вызванных дисфункцией капха-доши, а также чтобы удалить избыток слизи из организма. Вопреки распространённым негативным ассоциациям с этим процессом, вамана при правильной подготовке происходит без напряжения и дискомфорта, как дефекация или чихание.

Её применяют при хронической астме, диабете, хронической простуде, аллергии, лимфатическом застое, хроническом несварении желудка, отёке и некоторых других.

Виречана (очистительное послабление)

Эта процедура направлена на очистку тонкой кишки и органов зоны питта-доши — желчного пузыря и печени. Виречана, в отличие от поноса при диарее, — это контролируемый процесс. Она восстанавливает функции питты, гармонизируя метаболические процессы, улучшает перистальтику кишечника.

Виречана показана при повышенной кислотности, болезнях печени и селезёнки, различных кожных заболеваниях, желтухе, подагре, почечных и носовых кровотечениях и др.

Басти (лечебная клизма)

Басти считается наилучшей среди процедур панчакармы и составляет половину всей пользы пяти очистительных действий. Всё потому, что воздействие оказывается на толстую кишку — место пребывания вата-доши, без участия которой не проходит ни одна болезнь.

В панчакарме в основном применяют наружные виды басти (когда лекарственное масло удерживается на какой-либо поверхности тела в кольце из теста) и паквашайягата-басти (лекарственные вещества вводятся в толстую кишку через анус). В панчакарме, как правило, используется очистительная и промасливающая ректальная басти. Она значительно отличается от обычной медицинской клизмы.

Нируха-басти (очистительная) проводится с помощью водных отваров очищающих трав с добавлением мёда, маслянистых субстанций, пасты или порошка из лекарственных растений и какой-либо солёной субстанции. Её объём зависит от возраста пациента, максимальный — 1200 мл. Введённый состав должен выйти не позднее чем через одну мухурту — 48 минут.

Анувасан-басти (промасливающая) особенно хорошо противодействует избыточной вата-доше благодаря введению масляных настоев лекарственных трав. Объём вводимого масла — 150 мл. Идеально, если оно будет находиться в кишечнике от 3 до 6 часов.

Аюрведические тексты рекомендуют проводить басти курсом (8, 15 или 30 дней). Начинается курс с промасливающей, далее идёт чередование с очистительной. Заканчивается серией анувасан-басти.

Басти может помочь при запорах, метеоризме, атонии кишечника, болях в позвоночнике и других суставах, артрите, ревматизме, подагре, мышечных спазмах и многих других проблемах.

Массаж с мешочками

Насья (введение препаратов через нос)

Насья — одна из процедур широверачаны ‘очищение головы’. Этот метод оказывает воздействие не только на носоглотку, придаточные пазухи и гортань, но и на уши, глаза, область шеи и плеч, а также на мозг, ведь нос — это ближайший к нему путь.

Обычно в качестве вводимых составов используют лекарственные масла или отвары, реже — порошки или пасты из лекарственных растений.

Насья классифицируется по действию:

  • очищающая (шодхана),
  • питательная (брухан),
  • успокаивающая (шамана).

Продолжительность курса насьи в рамках панчакармы — 3, 6 или 9 дней. Она, как и вид вводимого состава, дозировка и т. п., подбирается индивидуально.

Насья помогает при сухости носовых проходов, хронических ринитах, синуситах, гайморитах, тонзиллитах, катаракте и некоторых других болезнях глаз, болях в плечах, потере голоса, обоняния, слуха и звоне в ушах; приносит облегчение при мигренях, эпилепсии; положительно влияет на умственную отсталость и дегенеративные заболевания мозга. Показаниями для насьи также являются гингивит, стоматит, кариес, пародонтоз.

Рактамокшана (кровопускание)

Этот метод самый ограниченный по применению среди процедур панчакармы, но в некоторых случаях может радикально и быстро улучшить состояние больного. Облегчение наступает в силу избавления от загрязнённой токсинами крови.

Рактамокшана бывает двух видов — с использованием режущих хирургических инструментов (стерильный шприц) и без них. В зависимости от локализации недуга и его типа врач прокалывает вены в определённых местах. Например, при увеличении слюнных желёз прокалываются вены, расположенные на бёдрах.

Гирудотерапия — один из методов кровопускания, довольно подробно описанный в аюрведе. Указаны шесть видов медицинских и столько же ядовитых пиявок, их количество и места постановки, показания для того или иного заболевания и другие важные аспекты.

Рактамокшана показана при многих типах кожных заболеваний, болезнях и увеличении печени и селезёнки, подагре, головной боли, желтухе, гиперпигментации и др.

Заключительный этап панчакармы – пашаткарма

Пашаткарма, или пасчаткарма, — это набор восстановительных процедур. В силу того что во время панчакармы ЖКТ сильно нагружен очистительной деятельностью, пищеварительные возможности организма ослабевают. Для поддержания и восстановления пищеварения применяют самсараджана-карму — специальный градуированный режим питания. Вначале пациенту дают легкоусвояемый рисовый отвар (ма́нду) и постепенно «утяжеляют» пищу до кичари (каша из риса и лущённого мунг дала). Как только появляется устойчивый аппетит — значит, диета закончила свою работу.

Эту диету применяют не только в конце всей панчакармы, но и в процессе — непосредственно после виречаны, ваманы и басти.

По завершении панчакарма-тура рекомендуется соблюдать диначарью (распорядок дня) и размеренный образ жизни (хотя бы несколько дней), чтобы организм постепенно вошёл в обычные будни. На очищение затрачивается немало сил, поэтому важно не бросаться в активную деятельность, а несколько дней отдохнуть и восстановиться. Так, эффект от панчакармы будет максимальным.

После такого глобального очищения аюрведа предлагает принимать расаяны — препараты, омолаживающие и укрепляющие организм.

Присоединиться к туру «Панчакарма-тур» в Керале (Индия)