Измени себя — изменится Мир вокруг

Джатака о гнилом дереве

Боишься ветра ты…?» — это рассказал Учитель, пребывая в роще Джеты, по поводу одного бхикшу (монаха), который жил в постоянном состоянии тревоги. Он же, будучи жителем Шравасти, родом из благородной семьи, услышал проповедь и стал бхикшу. Однако он также всегда пребывал в страхе за свою жизнь, день и ночь. Лёгкий шум ветра, шелест опахала, крик птицы или зверя рождали в нём чувство такого ужаса, что он пронзительно кричал и бросался прочь.

Он никогда не задумывался, что смерть рано или поздно придёт к нему. Хотя если бы он практиковал концентрацию на неотвратимости смерти, он бы не боялся её прихода. Ведь только те, кто не практикует таким образом, боятся смерти.

Однажды его постоянный страх стал известен Сангхе (общине), и бхикшу встретились и приняли место в зале для слушания Дхармы, обсуждая его страх и допустимость для каждой общины брать неотвратимость смерти в качестве объекта для созерцания. Войдя в зал, Учитель поинтересовался о предмете беседы, и ему рассказали тему их обсуждения. Учитель послал за этим бхикшу и спросил его, действительно ли он живёт в таком страхе, и тот рассказал всё как есть.

Учитель сказал:

— Не будьте строги, о бхикшу, с этим бхикшу. Страх смерти, что живёт в его груди, был силён и в былые времена.

И он поведал о былом.

— Однажды, когда в Варанаси правил царь Брахмадатта, Бодхисаттва был духом леса рядом с Гималаями. В те дни царь поручил своего слона дрессировщику, чтобы приучить его крепко стоять на ногах. Слона привязали к столбу и заострёнными шестами стали дрессировать. Не в силах терпеть боль, пока он был вынужден подчиняться приказам палок, слон сломал столб, вынудив дрессировщиков бежать, сам же скрылся в Гималаях. А люди, будучи уже не способными его догнать, вынуждены были вернуться с пустыми руками.

Слон жил в Гималаях в постоянном страхе быть убитым. Дуновение ветра наполняло его ужасом, и он бежал во всю прыть, раскачивая хоботом. И это действовало на него так, будто он всё ещё был привязанным к столбу для тренировок. Покой тела и духа был утрачен, он скитался в постоянном страхе.

Наблюдая за ним, дух леса, стоя в кроне своего дерева, произнёс такую гатху:

«Боишься ветра ты, что непрестанно рвёт гнилые сучья?
Однако этот страх в конце концов тебя погубит!»

Такими были ободряющие слова духа леса, обращённые к слону. И с того момента слон больше не испытывал страха. Закончив это наставление в Дхарме и разъяснив арийские Истины, Учитель так связал нынешние рождения с прошлыми:

— Тогда слоном был тот бхикшу, духом леса же был я сам.

В конце разъяснения истин тот бхикшу стал сротапанной (обрёл плод вошедшего в поток).

Это интересно
Сутра Арья-Тары, спасающая от восьми страхов

Обретя этот рай, подобный драгоценности, Поймите действия и их последствия: Следуйте добру и оставьте зло! Ибо каждый, кто вершит злые деяния, Падёт в следующей жизни.