Измени себя — изменится Мир вокруг

Джатака о Нидане

Время всё поглощает...» — эту историю о Нидане, или звене причинно-следственной зависимости в цепи перерождений, где каждое звено обусловлено предыдущим и обусловливает последующее, Учитель рассказал неподалёку от Уккаттхи, в парке Субхагавана.

В то время пятьсот браминов, в совершенстве овладевших Тремя Ведами и достигших освобождения, занимались изучением Трёх Питак (Трипитака — свод раннебуддийских священных текстов, созданных в V-III вв. до н.э. — прим. пер.). Постигнув и их, брамины возгордились, думая про себя: «Почитаемый Будда знает Три Питаки, теперь и мы их тоже знаем. Так в чем же разница между нами?» Рассудив так, брамины решили больше не служить Будде, отказались его сопровождать и сами отправились в путь, набрав себе не меньшее количество последователей.

Однажды, когда брамины расположились перед Учителем с намерением послушать его речи, Благословенный рассказал им о причинно-следственной зависимости в цепи перерождений и Восьмеричном пути как средстве избавления от страданий. Брамины не поняли ни слова из сказанного. И тут их осенило:

— Как же так? Мы свято верили, что мудрее нас никого нет, и теперь выясняется, что мы много не понимаем. Воистину, мудрость Будд совершенна!

С пониманием непревзойдённости мудрости Будд пришло смирение. Брамины умерили свой пыл и успокоились, затихнув подобно змеям, выпустившим свои ядовитые клыки.

Из Уккаттхи Учитель отправился в Весали, где он повторил своё учение в святилище Готамаки. И тысяча миров содрогнулась! Услышав это, брамины стали святыми.

Тем временем братья-монахи, собравшись в зале для чтения дхармы, обсуждают визит Учителя в Уккаттху:

— Воистину, сила Будд велика, брат! Эти странствующие брамины, которые раньше так упивались своей гордыней, обрели смирение, услышав слова Благословенного о причинно-следственной зависимости в цепи перерождений!

Тут входит Учитель и спрашивает, о чём они говорят. Монахи рассказывают ему, и он сообщает им следующее:

— Братья, уже не в первый раз я вразумляю этих людей, которых просто распирало от гордыни; мне приходилось это делать и раньше.

И тут Почитаемый в мирах повествует о былом.

— Давным-давно, когда в Бенаресе царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва воплотился брамином. Когда он повзрослел и освоил Три Веды, то стал прославленным учителем и обучил священным писаниям пятьсот учеников. Эти пятьсот учеников, отдав все свои силы учёбе и достигнув в своих знаниях совершенства, возгордились и стали между собой поговаривать так:

— Мы знаем столько же, сколько и наш учитель, между нами нет никакой разницы.

Гордые и упрямые, они больше не желали слушать своего учителя и исполнять свои обязанности.

Однажды, когда Бодхисаттва сидел под деревом ююба, ученики решили посмеяться над ним и, постучав по дереву, заявили:

— Какое никчёмное дерево!

Бодхисаттва понял, что над ним насмехаются.

— Ученики мои, — сказал он, — хочу задать вам вопрос.
— Спрашивай, — обрадовались ученики, — мы ответим.

И учитель задал вопрос в виде первой гатхи:

Время всё поглощает, даже себя не щадит.
А кто поглотит само время? Кто задачу решит?!

Юноши внимательно выслушали вопрос, но ни один из них не смог на него ответить.

Тогда Бодхисаттва сказал:

— Не рассчитывайте, что найдёте ответ в Трёх Ведах. Вы думаете, что знаете всё, что знаю я, и тем самым уподобляетесь дереву ююба, плоды которого привлекательные снаружи, но полые внутри. Вам и в голову не приходит, что мои знания намного глубже ваших. Сейчас идите и хорошенько поразмыслите над вопросом. У вас есть семь дней, чтобы решить задачу.

Ученики поклонились и разошлись по домам. Целую неделю они размышляли, пытаясь ответить на вопрос Учителя, но все было тщетно, у них ничего не вышло. На седьмой день они пришли к Учителю, поприветствовали его и заняли свои места.

— Ну что, многообещающие ораторы, решили задачу?
— Нет, не решили, — ответили ученики.

И снова Бодхисаттва заговорил с упрёком, обращаясь к ученикам второй гатхой:

У вас есть головы, есть волосы и шеи,
Но есть ли уши? К вам вопрос имею.

— Ну и глупцы же вы, — Бодхисаттва продолжал упрекать своих горе-учеников, — у вас есть уши, а мудрости нет.

И тогда Бодхисаттва разъяснил гордецам, что именно Араханты, или те, кто разорвал цепь причинно-следственной зависимости и освободился от бесконечного цикла перерождений, могут уничтожить само время. Ученики внимательно выслушали преподнесённый им урок.

— Да, — согласились они, — велики наши Учителя!

И просили ученики прощения у своего Учителя, и, усмирив свою гордыню, снова стали почитать его, служить и следовать за ним.

Когда Учитель закончил повествование, он соотнёс перерождения, истолкованные в Джатаке, так:

— Брамины были тогда пятьюстами учениками, а их учителем был я сам.

Это интересно
Джатака о Гуттиле

«Был у меня однажды ученик...» — эту историю о Девадатте Учитель рассказал в Бамбуковой роще. Как-то раз братья-монахи сказали Девадатте: — Брат Девадатта, Почитаемый Будда — твой учитель; именно от него ты узнал о Трёх Питаках (Трипитака — свод раннебуддийских священных текстов, созданных в V–III вв. до н.э. — прим. пер.) и как достичь Четырёх уровней Самадхи; негоже тебе...