Измени себя — изменится Мир вокруг

Что такое цифровая гигиена

Чтобы сохранить способность здраво мыслить и рассуждать, необходимо знать, что такое цифровая гигиена и как её применять. С развитием интернет-технологий люди всё больше времени проводят перед экранами электронных устройств. Большая часть всего объёма информации поступает в сознание человека через сеть Интернет. К 2022 году Интернет превратился в поле битвы за внимание пользователя. В этой битве в ход идут любые средства и методы, даже самые деструктивные. Из этой статьи вы узнаете об основах цифровой гигиены — средстве защиты вас и ваших детей от вредной информации.

Тенденция в любую свободную секунду брать в руки телефон и включать экран — это симптом цифровой зависимости. Пожалуйста, осмотритесь вокруг, находясь в общественном транспорте или стоя в пробке, чтобы оценить, как много людей зависимы от гаджетов. Мозг «цифрового наркомана» работает без отдыха.

Он беспрерывно поглощает информацию из мессенджеров или «залипает» на ролики в социальных сетях и видеохостингах. При этом вредоносные сайты и приложения ярко оформлены и хорошо разрекламированы. Если не применять правила цифровой гигиены, легко стать жертвой рекламы и недобросовестной пропаганды.

Скрытая или явная пропаганда в социальных медиа работает в коммерческих интересах заказчиков. Большая часть информации разрушительна и направлена:

  • на продвижение моделей поведения, характерных для общества потребителей;
  • дебилизацию (оглупление) пользователей;
  • борьбу с традиционными семейными и нравственными ценностями;
  • распространение фейков и ложной информации для выгоды заказчика;
  • нагнетание тревожности и ощущения социального неблагополучия;
  • вывод подростков «на баррикады» и прочее.

Изучив основные правила цифровой гигиены, вы сможете избежать разрушительного влияния медиаконтента на свою жизнь и здоровье.

Влияние Интернета на работу мозга

Человек состоит из контента, который потребляет. При этом пользователи Сети имеют тенденцию выбирать самую простую информацию, на обработку которой не нужно тратить много энергии. Продавцы товаров и услуг во всём мире соревнуются в том, чтобы донести до потребителя наиболее простой материал. Потребляя фото и видеоконтент в Интернете, пользователи Сети всё больше переходят к мышлению зрительными образами. Они перестают читать тексты, из-за чего теряют способность к системному и аналитическому мышлению.

Для того чтобы понять, почему важно соблюдать цифровую гигиену, предлагаем обратиться к научным исследованиям. В этом разделе приведены данные из выступления психотерапевта Андрея Курпатова на деловом завтраке Сбербанка России в Давосе 23.01.2020.

Исследования профессора Университета Джорджа Вашингтона Маркуса Рейчела показали, что мозг человека функционирует в трёх режимах.

  1. Default mode network — рабочий режим оперативного покоя, отвечающий за мышление.
  2. Salience Network — режим распознавания, который отвечает за ориентацию в ситуации.
  3. Central Executive Network — центральный исполнительный режим, включающийся при считывании данных.

В режиме оперативного покоя (Default mode network), то есть в относительно расслабленном состоянии, мозг всё же продолжает работать. В этом состоянии человек анализирует ранее полученную информацию, строит планы, просчитывает варианты развития событий и т. п. В режиме оперативного покоя к людям приходят открытия и озарения.

Из-за привычки постоянно смотреть в телефон «цифроголики» в течение дня вообще не переходят в состояние покоя. Потребляя контент, мозг такого человека непрерывно работает в исполнительном режиме (Central Executive Network). Таким образом заядлый пользователь Сети лишается возможности размышлять, ставить цели и планировать свою жизнь. Такой человек мыслит стереотипами и не хочет развиваться.

Отметим, что к цифровой гигиене относятся не только методы ограничения потребляемого контента, но и выработка полезных привычек, таких как прогулка, физические нагрузки и медитация. Так мозг больше времени будет находиться в режиме оперативного покоя.

Согласно исследованиям профессора Калифорнийского университета Глории Марк, для того чтобы мозг человека перешёл в режим выполнения серьёзной задачи (Default mode network), должно пройти 23 минуты. Всё это время решающий задачу не должен отвлекаться. При частом включении телефона, проверке мессенджеров и т. п. отвлечениям, зависимый от гаджета человек становится неспособным решать сложные задачи. Теряется способность к обучению. К сожалению, таких людей становится всё больше. Это проблема глобального масштаба и серьёзный вызов для человечества.

За первые 25 лет жизни в мозге молодого человека активно формируются нейронные сети. Таким образом, в молодости человек фактически «программирует» себя на всю последующую жизнь. Поэтому жизненно необходимо, чтобы понятие «цифровая гигиена» вошло в обиход. Эти принципы поведения должны стать нормой жизни для подрастающего поколения.

Что такое цифровая гигиена

В контексте данной статьи термин «цифровая гигиена» рассмотрен как свод правил, направленных на защиту психического и нравственного здоровья человека. Опасность исходит от вредной и бесполезной информации, распространяемой в сети Интернет. С этой точки зрения всё, что нужно знать о цифровой гигиене, можно выразить несколькими простыми словами — не нужно выходить в Интернет просто так от скуки или для развлечения. Важно помнить, что расслабленный ум наиболее подвержен деструктивному влиянию.

Что принято понимать под «цифровой гигиеной»

Этот термин встречается в трёх значениях.

  1. Меры, направленные на защиту психики человека:
    • ограничение времени, проводимого в социальных сетях и мессенджерах;
    • проверка и критический анализ данных, получаемых из новостных ресурсов;
    • умение выбирать источники получения информации.
  2. Свод этических правил для предотвращения нарушений закона и оскорблений.

    Ограничения распространяются:

    • на использование в Сети матерных слов;
    • критику людей по религиозному или расовому признаку;
    • споры, проявление агрессии в Сети;
    • публикацию провокационных изображений и видеороликов и т. п.
  3. Меры предосторожности для защиты от действий мошенников:
    • создание сложных паролей в личных кабинетах;
    • отказ от размещения в Сети личных данных;
    • отказ от скачивания сомнительного программного обеспечения и т. п.

Почему полезно соблюдать цифровую гигиену

Психотерапевт Андрей Курпатов считает, что в обществе развивается цифровой аутизм — состояние, при котором человек не способен поддерживать длительный психологический контакт с кем-либо, не интересуется внутренним миром других людей. Даже находясь на свидании, молодые люди часто уделяют больше внимания своим телефонам, чем живым собеседникам.

В своём выступлении в Давосе 23.01.2020 Андрей Курпатов поделился результатами научных исследований.

  1. При увеличении времени использования телефона возрастают: агрессия, напряжение, насторожённость и конформизм.
  2. Создаются внутренние модели поведения, при которых человек меняет своё мнение под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого источника информации, человека или группы людей.
  3. У людей, которые проводят с телефоном в руках больше 2,5 часов в день, резко возрастает количество депрессивных и суицидальных мыслей.
  4. Объём подвижного интеллекта и рабочей памяти мозга человека увеличивается, когда его телефон находится за стеной, в соседнем помещении.

В глобальной Сети содержится огромное количество токсичного контента: порнография, кадры реальных убийств, суицидов и прочее. То, что запрещено в реальной жизни, в Интернете размещено практически в открытом доступе. Дети и подростки по природе любопытны, у них нет иммунитета к подобным материалам. Взрослые, подписывающиеся без разбора на множество каналов, также попадают в эту ловушку. Здоровье психики таких людей под угрозой.

Все фильмы, сериалы, клипы, музыка и т. п., которые потребляет человек, оставляют отпечаток в подсознании. Личностные качества человека, жизненные цели и принципы зависят от того, что он «загружал» в себя в течение жизни. Поэтому необходимо избирательно подходить к выбору потребляемой информации.

Практикующим йогу особенно важно поддерживать своё подсознание в чистоте. Чтобы достичь целей йоги, нужно научиться успокаивать ум в медитации и глубоко погружаться во внутренний мир. Если не соблюдать правила цифровой гигиены и постоянно загружать в своё подсознание «модный» контент, успеха в йоге достичь практически невозможно. В процессе погружения в себя яркие впечатления от развлекательных или новостных материалов будут проявляться перед внутренним взором практикующего, препятствуя успокоению мыслей.

Правила цифровой гигиены

  1. В течение дня не проверяйте телефон просто так. Если берёте его в руки, вы должны чётко понимать, что именно вы хотите сделать. Иначе телефон нужно отложить. Так ваш мозг сможет переходить в рабочий режим оперативного покоя (Default mode network) и более оперативно решать возникающие проблемы.
  2. Отключите звук на телефоне, хотя бы переведите его в виброрежим. Отключите уведомления в приложениях. Вы не должны 24 часа в сутки сразу же отвечать на все сообщения во всех мессенджерах. Отвечать на сообщения можно, к примеру, два раза в день — утром и вечером. Это убережёт вас от постоянного стресса.
  3. Не носите телефон с собой по квартире. Определите для мобильника специальное место, к примеру тумбочку, где он заряжается. Не заглядывайте в телефон перед сном: ваши сны будут зависеть от того, что вы смотрели за два часа до засыпания.
  4. Начинайте утро без телефона. Для того чтобы вовремя проснуться, используйте стационарный будильник. Проверяйте телефон только после всех утренних гигиенических процедур.
  5. Удалите все бесполезные приложения. Развлекательные приложения убивают ваше время и тратят энергию.
  6. Проверяйте информацию, встречающуюся в новостных лентах. Не верьте кричащим заголовкам, прочитав которые, вы чувствуете резкий всплеск тревоги или негодования. Если всё-таки ощущаете сильное беспокойство, поищите источники с альтернативной точкой зрения. Проведите тщательный анализ полученных данных.
  7. Ограничьте число источников информации. Перестаньте использовать ресурсы, которые уже запятнали свою репутацию ложью, оскорбительными постами, призывами к насилию, призывами к снятию всех денег со счёта и т. п.
  8. Соблюдайте правила этикета в Сети:
    • не оскорбляйте,
    • не будьте навязчивыми,
    • будьте вежливы, не игнорируйте вопросы собеседников,
    • не участвуйте в коллективной травле,
    • не отвечайте на троллинг и хамство,
    • не привлекайте излишнее внимание эпатажем.
    Соблюдение этих правил в Сети убережёт вас от эмоционального напряжения и исключит вероятность негативных последствий в реальной жизни.
  9. Заведите полезные привычки: йогу, медитацию, чтение духовной литературы и прочие. Займите своё время созидательным трудом. Когда человек занят полезным делом, он находится вне токсичной информационной среды.

Цифровая гигиена для детей

  1. Установите программу «родительский контроль» на телефон ребёнка. Сведите к минимуму время нахождения ребёнка в Интернете.
  2. Обратите внимание на игры, в которые играет ваш ребёнок в Сети. Практически все игры вредят психике и нравственному здоровью детей. Кроме того, злоумышленники могут манипулировать детьми, которые вовлечены в онлайн-игры, игровые команды, тематические сообщества и т. п.
  3. Обратите внимание на мультфильмы, которые смотрит ребёнок. Ответьте на вопрос: «Чему они учат подрастающее поколение?» Практически все современные мультфильмы негативно влияют на детскую психику. Команда психологов проекта «Научи хорошему» рекомендует показывать детям советские мультфильмы. Сегодня развивающие мультфильмы для детей создаёт проект «Общее дело».
  4. Дети часто копируют поведение родителей, поэтому своим примером доказывайте детям, что реальная жизнь заслуживает больше внимания и интереса, чем виртуальная.

Признаки деструктивной информации

В подавляющем большинстве фильмов и сериалов присутствует скрытая пропаганда алкоголя и других наркотиков. В целом работа мировых массмедиа направлена на формирование общества безвольных и беспринципных потребителей.

Эта беда не обошла стороной и современные мультфильмы. В лекции социального проекта «Научи Хорошему» из серии «Управление информационными потоками» перечислены основные недостатки популярных мультфильмов, а именно:

  • обилие агрессии и насилия;
  • размытость представлений о добре и зле;
  • полная безнаказанность героев;
  • переизбыток глупых шуток (приводит к дебилизации);
  • повышенная динамичность, формирующая клиповое мышление;
  • наделение женщины мужскими чертами внешности и характера, и наоборот, приводит к разрушению института семьи и ослаблению защитных механизмов общества в противодействии внешним угрозам;
  • подчёркивание у героев вторичных половых признаков, раннее половое воспитание приводят к ухудшению развития и общей деградации подрастающего поколения.

В «Методическом пособии по выявлению признаков риска поведения в социальных медиа» авторы Н. Касперская, И. Ашманов приводят данные опасных движений, сформированных в Рунете по состоянию на 2019 год, среди которых:

  • ультрадвижения (футбольные хулиганы и проч.) — вовлечены более 6 млн пользователей, из них более 1 млн — подростки;
  • анархия — 697 тыс. человек;
  • шок-контент — более 630 тыс. пользователей;
  • массовые и серийные убийства, самоубийства, пытки — более 300 тыс.;
  • сатанизм — более 150 тыс.;
  • наркомания — более 80 тыс.;
  • нацизм — более 48 тыс.;
  • массовые расстрелы в школах (скулшутинг) — более 18 тыс.

При регулярном просмотре подобного контента шокирующие и пугающие сцены глубоко укореняются в подсознании человека. Со временем они начинают восприниматься как должное, а впоследствии начинают доставлять удовольствие.

Под воздействием деструктивных материалов в поведении подростков проявляются следующие паттерны:

  • социопатия,
  • отсутствие желания учиться, развиваться, работать,
  • желание деградировать,
  • восприятие родителей и учителей как отсталых и глупых людей,
  • обесценивание нравственных принципов общества,
  • стремление бороться, разрушать,
  • отрицание ответственности за совершаемые действия,
  • симпатия к антигероям, «тёмной стороне», всему, что можно назвать злом.

Список использованных источников:

  1. Пособия и обучающие программы по формированию навыков цифровой гигиены. Тема 8. URL: gimnazia133.my1.ru/Roditelyam/lekchii/tema_8.pdf.
  2. 15 правил безопасного поведения в Интернете. URL: ucheba.ru/project/websafety.
  3. А. В. Курпатов «Важные правила цифровой гигиены, которые должен знать каждый». URL https://www.youtube.com/watch?v=Shv-CBipaH8.
  4. Н. Касперская, И. Ашманов Методическое пособие по выявлению признаков риска поведения в социальных медиа.
  5. Социальный проект «Научи хорошему». Лекция: «Управление информационными потоками. Воспитание детей мультфильмами».
  6. Руденкин Д. В. Уровень развития навыков цифровой гигиены современной российской молодежи: итоги социологического исследования // Социодинамика. – 2022. – № 1. DOI: 10.25136/2409-7144.2022.1.37487. URL: nbpublish.com/library_read_article.php?id=37487.
  7. Статья «Фундаментальное открытие о работе мозга, которое в корне изменит наше мышление и способность к обучению». URL: dzen.ru/media/knigikratko/fundamentalnoe-otkrytie-o-rabote-mozga-kotoroe-v-korne-izmenit-nashe-myshlenie-i-sposobnost-k-obucheniiu-5e43e038d3f8624cf90db788.
#adv-1#