Измени себя — изменится Мир вокруг

Малая сутра Кашьяпы

В былые времена жили в местности Урувила Джатилы - огнепоклонники, а Кашьяпа был их предводитель. Кашьяпа был известен во всей Индии, и имя его окружала повсеместная слава, ибо был он человеком великой мудрости, авторитетом в делах духа.

Будда направился к нему в Урувилу, к Джатилам и произнес:

- Позволь мне провести ночь в жилище, где хранится ваш священный огонь.

Кашьяпа, видя Будду во всех его красоте и величии, подумал:

- Наверняка это великий Мудрец, и достойный учитель.Если останется на ночь в храме, где находится наш всепоглощающий огонь, дракон, живущий там, напав на него, неминуемо умертвит.

И сказал ему:

- Не смею ничего против того, чтобы вы остались на ночь при нашем священном огне, но дракон, живущий там, наверняка умертвит вас, и нам будет бесконечно жаль видеть, что вы потеряли жизнь.

Но Будда повторил просьбу, и Кашьяпа проводил его в жилище где находился этот огонь.

Благословенный присел и погрузился в созерцание.

Посреди ночи внезапно появился большой дракон, и, приблизившись к Будде, яростно дохнул огненной отравой, наполняя пространство огнем, но это совсем не причинило вреда Благословенному, а огонь сам догорел и остыл, в то время как Всеблагой оставался неподвижным в своем средоточии.

А в ядовитом драконе запылала такая ярость, что тот испустил дух.

Кашьяпа, видя великий свет, исходящий из пещеры, сказал себе:

- Ах, какое несчастье ! Облик Готамы, Великого Шакьямуни, действительно прекрасен, но дракон наверняка его погубит.

Поутру, когда Благословенный показал Кашьяпе мертвое тело дракона и изрек:

- Его огонь был побежден моим пламенем, - Кашьяпа себе подумал: - Шакьямуни - подлинный благородный Мудрец, и обладает великой мощью, но не такой могучий как я.

Вскоре должно было пройти большое праздничное шествие и Кашьяпа подумал:

- Здесь собрались люди со всех сторон края, и если Шакьямуни обратится к ним с проповедью, то люди уверуют в него, а меня покинут.

И ревность закралась в его сердце.

Когда подошел день шествия, Будда отошел и не появился при Кашьяпе, а тот подошел к Благословенному.

- Почему же великий Шакьямуни не пришел на праздник ?

Татхагата ответил:

- Разве не помышляешь, о Кашьяпа, что было бы лучше когда б я на том празднике не показывался ?

Изумился Кашьяпа и помыслил:

- Воистину мудр Шакьямуни, но не настолько мудр как я.

А Благословенный обратился к нему и произнес:

- Зришь истину, но не хочешь не хочешь ее принять, ибо зависть свила гнездо в твоем сердце. Разве ревность есть величие духа ? Эта ревность - проявление еще остающейся в тебе самости. Ты еще не достиг святости, о Кашьяпа, еще не вступил на Путь.

Тотчас же сопротивление Кашьяпы исчезло, как и ревность его, он склонился перед Благословенным и сказал:

- О, Господин и Учитель, пускай же я получу посвящение с твоих благословенных рук.

И будда отвечал:

- Ты Кашьяпа, являешся наставником и руководителем Джатилов, поэтому пойди и расскажи им о своем намерении, и пусть поступят так, как считают наилучшим.

Джатилы ответили:

- Мы ощутили большую любовь к тому отшельнику и если вы, Наставник вступаете в его Братство- Святую Сангху, мы поступим таким же образом.

И Джатилы из Урувилы бросили в реку все свои ритуальные принадлежности для поклонения огню и направились к Будде.

Когда Нади Кашьяпа и Гая Кашьяпа, братья великого Кашьяпы из Урувилы, оба люди могучие и наставники других, пребывая над рекой в низшем ее течении, увидели уносящиеся в даль на ее волнах разные предметы для поклонения огню, сказали:

- Что-то необычное должно было произойти с нашим братом, и как можно скорее вместе со своими последователями направились в Урувилу.

Там им рассказали, что произошло и они также поспешили к Будде.

А Благословенный, увидев джатилов с Нади и Гаи, которые там предавались строгой аскезе и все поклонялись огню,начал говорить им об огне.

И произнес:

- Все, о джатилы, пылает. Глаз горит и мысли наши себя сжигают, и чувства горят огнем вожделения.
Живет в нас гнев, неведение и ненависть, до тех пор, пока огонь находит в нас то, что может его поддерживать и раздувать, до тех пор будет пылать, будут безпрестанно повторяться воплощения, рождения и смерть, мучения и боль, старость и уничтожение, страдание и отчаяние, и тоска.
Распознав все это человек ищущий Освобождения, постигнет Четыре Благородные Истины и вступит на Благородный Восьмеричный путь.
Будет следить за своим зрением и за чувствами, а также внимательно исследовать свои мысли.
Освободится он от старости и станет свободным.Искоренит он полностью самость и постигнет благословенное счастье Нирваны.

И возрадовались джатилы и приняли своим прибежищем Будду, Дхарму и Сангху.