Измени себя — изменится Мир вокруг

Основы йоги

Преподаватели нашего йога-клуба подобрали материал по основам хатха-йоги и на чем основывается йога.
Зачем русскому человеку заниматься йогой?

Зачем русскому человеку заниматься йогой?

Надеюсь, вы были в Индии и имеете представление об этой многообразной и мультикультурной стране. А кто-то даже практикует йогу. Какое-либо направление или стиль. Тогда вам наверняка будут интересны малоизвестные факты из прошлого, которые позволят более осознанно практиковать йогу современному человеку, познавая самого себя. А, возможно, кто-то захочет глубже разобраться в поднимаемой в этой статье теме.

Энергия человека. Изучаем азы

Энергия человека. Изучаем азы

Энергия. Она проявляется не только теплом или светом. Существует также более тонкая субстанция, которая в йоге называется санскритским словом «прана». Прана пронизывает всё наше тело. Согласно такому йогическому тексту, как «Хатха-йога прадипика», прана движется в нашем теле по 72 000 каналов. Основных таких каналов три: ида, пингала и сушумна. В зависимости от того, по какому каналу течёт энергия, человек будет проявлять те или иные качества. Течение энергии по тому или другому каналу определяет то, в какой «гуне» (качестве материальной природы) человек будет находиться.

Словарь йоги. Абхинивеша

Словарь йоги. Абхинивеша

Привязанность к какому-либо объекту порождает страдания. Это происходит по причине непостоянства и переменчивости этого мира. Ничто не может существовать вечно, поэтому формирование привязанности приводит к страданиям, когда объект привязанности разрушается или исчезает из поля зрения. Согласно «Йога-сутрам Патанджали», абхинивеша является одной из пяти клеш, которые приводят к страданиям. «Абхинивеша» в переводе с санскрита означает ‘стремление к жизни’, ‘жажда существования’. Более понятный перевод такого понятия, как абхинивеша, будет звучать как ‘страх смерти’. Страх смерти — глубинная инстинктивная программа каждого живого существа. Его испытывают как высокоразвитые существа, так и одноклеточные. Любое живое существо не хочет умирать и стремится всеми силами сохранить свою жизнь и максимально продлить своё существование. Однако именно страх смерти порождает и все остальные страхи, которые приводят живое существо к страданиям. Приобретая гипертрофированную форму, страх смерти в свою очередь приводит к формированию множества других страхов — необоснованных и нелогичных.

Словарь йоги. Двеша

Словарь йоги. Двеша

Ничто в мире не может существовать без причины. Любая причина приводит к последствиям, и любые последствия имеют свою причину. В то же время, всё, что происходит, является как причиной для будущего, так и последствием прошлого. У страданий также есть причина. И согласно сутрам Патанджали, одной из причин страданий является двеша. Двеша в переводе с санскрита означает ‘отвращение’ или ‘гнев’. Однако более точным переводом можно привести слово ‘неприятие’ — оно максимально точно отражает суть такой клеши, как двеша. Двеша далеко не всегда вызывает гнев или отвращение. Двеша — это реакция на нейтральные объекты и явления, как на болезненные и неприятные. То есть двеша — это искажение восприятия реальности, когда объект, не несущий ничего негативного, воспринимается как деструктивный или болезненный. Происходит это по причине ранее накопленного опыта, когда какой-то объект или ситуация привели к страданиям. Это может быть опыт как из текущей жизни, так и из прошлых жизней. Какая-либо неприятная ситуация, которая привела к страданиям, создаёт отпечаток в уме живого существа. Чем сильнее была интенсивность страдания, тем глубже эта деформация ума или сасмкара, как её называет Патанджали. Как происходит формирование таких самскар? Наиболее глубокие самскары, которые провоцируют возникновение двеши, образуются во время гибели живого существа.

Словарь йоги. Рага

Словарь йоги. Рага

Согласно сутрам Патанджали, причинами страданий являются клеши. Слово «клеша» так и переводится — ‘страдание’. Всего, согласно версии Патанджали, существует пять клеш. Одна из клеш — рага. «Рага» в переводе с санскрита означает ‘страсть’. Дословный же перевод слова «рага» — ‘окраска’. И в дословном переводе понятия такой клеши, как рага, кроется вся её суть. Ум, освобождённый от влияния клеш, прекращает создавать вритти — видоизменения или колебания, которые присущи уму. Именно эти вритти и окрашивают нейтральные объекты в различные цвета, разделяя их на приятные и неприятные. В процессе проецирования колебаний ума на объективную реальность возникает привязанность к приятному и отвращение к неприятному. Когда внешние объекты и явления облекаются в приятные для человека образы, возникает такая клеша, как рага. О том, что такое рага, пишет Патанджали в седьмой сутре второй главы. В переводе этой главы версии Свенссона рага определяется как «влечение к тому, что приносит удовольствие».

Словарь йоги. Асмита

Словарь йоги. Асмита

В «Йога-сутрах Патанджали» описаны пять клеш — пять причин страданий. Воздействуя на ум живого существа в той или иной степени (в зависимости от накопленной кармы), клеши приводят к накоплению новой кармы и, как следствие, — приводят к страданиям. Устранение пяти клеш является одной из главных целей на пути к йоге — единению с Высшим. Первопричиной страдания считается авидья — невежество, которая порождает вторичные причины страданий: асмиту, рагу, двешу, абхинивешу. Одной из вторичных причин страданий является асмита. Асмита — клеша, которая произрастает из невежества. Асмита, или эгоизм, — это ошибочное отождествление своего эго со своим истинным «Я», то есть с бессмертной и необусловленной душой. Об этом пишет Патанджали в шестой сутре второй главы. В версии перевода Свами Вивьекананды «асмита» определяется как «отождествление зрящего с орудием видения». Здесь речь идёт о том, что «зрящий» или, если выражаться более понятно, — наблюдатель, является свидетелем всего, что происходит. Это — истинное «Я» живого существа. И есть «орудие видения» — это Эго живого существа. Таким образом, асмита — это ложное представление о том, что Эго — это и есть наблюдатель. В чём же опасность такого отождествления? Эго сформировано самскарами, о которых также писал Патанджали. О том, как самскары формируют Эго, о том, как они обуславливают мысли и действия человека, Патанджали подробно описал далее во второй главе.

Словарь йоги. Авидья

Словарь йоги. Авидья

Страдание. Все живые существа, так или иначе, испытывают его. Существуют грубые и тонкие формы страданий, но страдание является неотъемлемой частью круговорота перерождений. Согласно «Йога-сутрам Патанджали», существует пять причин страданий, или пять «клеш»: невежество, эгоизм, привязанность, отвращение, жажда жизни. «Клеша» в переводе с санскрита переводится как ‘страдание’. Потому что причина страдания неотъемлемо связана с самим страданием и неотделима от него. За причиной неизменно следует следствие, а следствие невозможно без наличия причины. Поэтому, чтобы устранить страдание, нужно устранить его причину. Авидья, или невежество, считается корнем, то есть первопричиной всех страданий. И уже невежество, в свою очередь, порождает другие страдания. Об этом написал сам Патанджали в четвёртой сутре второй главы. В версии перевода этой сутры Свами Сатьянанда Сарасвати, невежество названо «полем для последующих клеш», в каком бы состоянии эти клеши ни находились. Клеши в той или иной форме присутствуют в каждом уме. Они могут быть в дремлющем или активном состоянии, либо же в промежуточных состояниях — быть ослабленными или подавленными. И только уровень и степень невежества, в котором пребывает живое существо, определяет то, насколько активно будут проявляться остальные клеши.

Влияние йогических техник на нервную систему

Влияние йогических техник на нервную систему

В практике йоги применяются три различных пути воздействия на мышцу: напряжение, растяжение и расслабление. Растяжение, достигая максимального предела, вызывает очень сильное раздражение рецепторов в местах прикрепления сухожилий. Далее это раздражение направляется по нервам в центральную нервную систему. Считается, что каждая отдельная асана йоги за счёт воздействия на определённую зону костно-мышечной системы активирует определённый участок центральной нервной системы.

О начале Пути. Взгляд изнутри

О начале Пути. Взгляд изнутри

Никогда ещё в моей жизни не было так много замечательных встреч с людьми, очень разными , но одинаково поразительно интересными, такими настоящими, одухотворёнными. Волнуясь по ту сторону экрана, они рассказывают, когда и как пришли в йогу, чем на сегодняшний момент является для них изучение философии йоги, практической её части. Делятся причинами, по которым решили стать на путь преподавания. Кто-то обратился по совету преподавателей, окончивших обучение на курсе. Кто-то впечатлён материалами сайта клуба : статьями, лекциями, онлайн-трансляциями. Очень много тех, кто, познакомившись в Интернет-пространстве с лекциями Андрея Верба, решил изменить собственную жизнь и начать наконец прилагать усилия для того, чтобы собственная жизнь и жизнь вокруг менялись к лучшему.

Одежда для йоги. Критерии выбора

Одежда для йоги. Критерии выбора

С каждым днём йога становится всё популярнее, вместе с тем увеличивается и количество фасонов йога-одежды. Собираясь на своё первое занятие, думаю, каждый задаётся одним и тем же вопросом: «Какая должна быть одежда для йоги, какую форму брать?». Если в двух словах, то одежда для йоги должна быть, во-первых, удобной, во-вторых, из натуральных материалов, однако есть свои нюансы.

Йога как спасательный круг

Йога как спасательный круг

Британская туристка заявляет: йога помогла ей держаться на воде в течение 10 часов. Эксперты объясняют, как так вышло

Раджа йога: эволюция через служение

Раджа йога: эволюция через служение

В современном мире под словом «йога» чаще всего понимается так называемая хатха-йога, то есть методики по работе с физическим телом: асаны, пранаямы, реже — шаткармы, мантры и другие практики. И чаще всего на работе со своим физическим телом вся йога и заканчивается. Но на самом деле подготовка физического тела — это только начальная ступень йоги, так сказать, предисловие, закладывание фундамента. А цель йоги совсем не похудение, здоровый позвоночник или состояние блаженства, которое можно почувствовать после хорошей практики пранаямы

Пропсы в йоге: что это такое и как их использовать

Пропсы в йоге: что это такое и как их использовать

Пропсы. Это определение вошло в йогический лексикон совсем недавно. Использовать пропсы в йоге стали последователи Айенгара, и со временем они обрели широкую популярность. Пропсы — это вспомогательные инструменты для практики асан. Это могут быть как обычные подушки для медитации, наполненные гречишной шелухой, так и более сложные приспособления, такие как деревянные бруски, валики, подставки, ремни и так далее.

Как работает йога. Одна из версий

Как работает йога. Одна из версий

Когда обычный среднестатистический человек слышит о йоге, в его сознании сразу всплывают образы различных трудновыполнимых асан, Поза лотоса или банальная стойка на голове, которая является, пожалуй, одной из самых известных асан. Однако если углубиться в тексты, на которых базируется йога, и в философию йоги, то становится понятно, что работа со своим телом на коврике, которая сейчас, собственно, и преподносится как йога, — это лишь незначительная часть древнейшей системы саморазвития.

Где заняться йогой

Где заняться йогой

Для практики йоги желательно выбрать клуб, который уже зарекомендовал себя и имеет какую-то историю, отзывы и так далее. Чтобы понять, насколько адекватно преподаётся йога в том или ином клубе, достаточно просто пообщаться с теми, кто давно в этом клубе практикует: по их результату будет понятно, желаете ли вы получить такой же результат или же он вас не устраивает.

Клеши. Обнаружить и обезвредить

Клеши. Обнаружить и обезвредить

По первопринципам йоги, описанным в сутрах, — базовом труде Патанджали, у обычного человека вся жизнь состоит из заблуждений, сквозь призму которых он смотрит на мир и действует. Во второй главе с третьей по девятую шлоку он знакомит нас с понятием «клеши» — фундаментальными загрязнениями сознания, сидящими глубоко на подкорке. Они тянутся с прошлых жизней, но приносят страдания в настоящем. Мешают они и получению нужных состояний в йоге.

Основы йоги

Основы йоги

Йога в современном мире. Понимание йоги в обществе

В наше время йога получила огромную популярность. Этому процессу послужили многие тенденции современного общества, а развитие интернета и исчезновение границ для распространения информации, смогли сделать йогу поистине доступной для каждого ищущего.

Давайте попробуем разобраться: что такое основы йоги, какова цель йоги, как йогу понимают большинство современных людей, что об этой науке самопознания говорили мудрецы прошлого, какие книги о йоге остались в качестве опоры в практике и что нужно знать начинающему свой путь.

Большинство современных людей считают, что йога – это эффективная гимнастика, обладающая оздоровительными и омолаживающими свойствами, занятие, снимающее стресс и дарующее гармонию.

Некоторые идут в фитнес центры на йога-классы, потому что хотят поправить фигуру, расслабиться после трудовых подвигов или подлечить спину.

Но, если мы с Вами познакомимся с основами йоги и возьмём в руки книги по йоге, которые остались для нас от мудрецов прошлого, то обнаружим, что йога понимается гораздо шире и польза йоги, искомая нашими современниками, скорее побочный эффект от регулярных занятий.

Философия йоги. Цель йоги

Само слово йога происходит от санскритского слова «юджин», означающего объединение, связь, союз или общность.

То есть цель йоги - объединение нашего «я», этой сформированной личности, которую мы ассоциируем, чаще всего, со своим телом, с более совершенной частью нашего существа.

Совершенная и мудрая часть нас самих в разных концепциях, культурах, религиях называется по-разному, но от этого её суть не меняется.

Это божественная энергия, душа, Бог, Атман, Абсолют, Внутренний мудрец, Вселенная или Высший разум. Эпитетов для выражения этой сущности очень много, но главным остаётся одно – йога указывает путь, который может привести от внешнего к внутреннему, позволит лучше понять абсолютные законы и своё место в них, став по-настоящему полезным этому миру.

Одна из целей йоги заключается в способности управлять своим умом и использовании этого совершенного инструмента по назначению. Если ум неконтролируем, то это делает нас эгоистичными, наполняя страхами и беспокойством, не даёт возможности быть счастливыми, спокойными и гармоничными.

Основы йоги описаны в книгах, оставленных нам из прошлого.

Вот некоторые книги по йоге, на наш взгляд, самые авторитетные и описывающие принципы и основы йоги, как с практической, так и с теоретической точки зрения:

  • Йога сутры Патанджали с комментариями
  • Хатха-йога Прадипика
  • Трёхтомник Бихарской школы йоги
  • Хатха-йога Дипика (Б.К.С. Айенгар)

Видео о первоисточниках йоги:

Философия йоги. Ступени йоги

Первой и самой известной книгой по йоге, конечно, по праву считаются Йога-сутры Патанджали. Это сочинение, записанное более 5 тыс. лет назад, включает в себя 196 сутр – коротких, законченных по смысловому наполнению строф. Уровни глубины смысла каждой из этих сутр – поражают.

Эта книга по йоге несёт в себе философские основы древней науки о самопознании и считается одним из наиболее авторитетных источников. В Йога-сутрах Патанджали описываются основы философии и йоги как целостной системы.

Нельзя сказать, что это книга о йоге, которую стоит брать сразу в руки новичку. Она, мягко говоря, не для чайников.

В Йога-сутрах скорее описана философия и основы йоги для практиков более высокого уровня. В данной книге приводятся ступени йоги, которые нужно пройти каждому, впервые расстилающему коврик. И, к слову сказать, об асанах, столь популярных в наше время, там упоминается лишь в одной сутре: «Асана ‒ это удобное, устойчивое положение».

В остальных из приведённого списка книг по основам йоги (их можно скачать здесь) описываются основы практики и философии йоги, и они могут использоваться, как самоучители для начавших изучать основы йоги.

Всего ступеней в йоге восемь, вот их последовательность с названиями на санскрите:

  1. Яма
  2. Нияма
  3. Асана
  4. Пранаяма
  5. Пратьяхара
  6. Дхарана
  7. Дхьяна
  8. Самадхи

На первых двух ступенях (Яма и Нияма) начинающему йогину предлагается выработать в себе набор морально-нравственных качеств, которые направлены на формирование личности осознанной, ответственной за свои поступки.

Пять Ям – это предписания практику йоги о том, как человеку должно себя вести в этом мире. Ненасилие (Ахимса), правдивость (Сатья), не укради (Астея), нестяжательство, ненакопительство (Апариграха), воздержание от чувственных наслаждений (Брахмачарья).

Пять Ниям – заповеди в отношении внутреннего мира самого практикующего. Чистота тела, речи и ума (Шауча), самодисциплина и аскетизм (Тапасья), удовлетворённость, скромность, оптимистичный настрой (Сантоша), самообразование (Свадхьяя), посвящение своей деятельности высшим целям, развитие альтруизма (Ишвара Пранидхана).

Как видите, все Ямы и Ниямы – это ориентиры для каждого человека, знакомые с детства и необходимые для адекватного взаимодействия с обществом и самим собой.

Здесь важно отметить, что ненасилие (ахимса) понимается как не причинение страданий всем без исключения живым существам, в том числе и себе самому.

Видео о яме и нияме:

Основные понятия йоги: карма, реинкарнация, аскеза и тапас

Чтобы идти к следующим ступеням йоги, осваивая основы йоги, необходимо усвоить следующие важные понятия: карма, реинкарнация, аскеза и тапас.

Они являются необходимым фундаментом для соблюдения Ям и Ниям ‒ условиями для продвижения по следующим ступеням йоги.

Карма – это всеобщий закон причины и следствия. В народной традиции ёмко выражающийся в пословице: «Что посеешь, то и пожнёшь».

Карма в переводе с санскрита означает «действие». Причём, результаты в этой жизни мы получаем от действий, которые совершили и в предыдущих наших воплощениях.

Как говорил Будда Шакьямуни: если ты хочешь посмотреть, как ты жил в прошлом, посмотри на своё нынешнее положение, если хочешь узнать, как будешь жить в будущем, посмотри на свои поступки и мысли сейчас.

И здесь важно ещё одно понятие – реинкарнация. Это процесс перерождения сознания из одного тела в другое. Реинкарнация напоминает нам, что это тело и эта жизнь – не единственное, через что мы накапливали опыт и что впереди нас ждут ещё огромное количество перевоплощений.

Закон кармы

Весь наш опыт, мудрость формировались безчисленное количество предыдущих жизней в разных телах и не только в человеческих.

Таким образом, мы сегодня ответственны за будущее, которое нас ждёт и после смерти. По закону кармы сегодня мы имеем результаты этого. Понимание реинкарнации крайне важно для практиков йоги, изучающих основы йоги. Это налагает определённую ответственность на совершаемые действия и привносит в жизнь осознанность.

Аскеза ‒ осознанный выход из зоны комфорта, требующий приложения усилий через развитие терпения и самодисциплины. Без аскезы нет практики йоги. Именно через адекватные аскезы возможен прогресс в йоге.

Кто из Вас реализовывал проект или выполнял сложное, объёмное задание, требующее новых знаний, умений и навыков, наверняка знаком с аскезой. Это нахождение в контролируемом дискомфорте, выход в который мы сами принимаем как необходимость для достижения результатов.

Тапас – это благодарности, накопленные человеком, преобразованные посредством аскез в универсальную, свободно конвертируемую энергию.

Таким образом, чтобы обладать каким-либо количеством тапаса, нам необходимо взаимодействие с другими людьми, оказание им услуг, приносящих благодарности. Затем, накопленный объём благодарностей сможет работать в универсальном приложении, при условии его трансформации через аскезы. А самый быстрый и эффективный способ аскезы – это занятия йогой!

Почему занимающемуся йогой важно это понимать? Потому что практика йоги даёт много энергии, чтобы её правильно использовать, необходим набор морально-нравственных норм (Яма и Нияма), понимание, что мы не должны здесь и сейчас брать от жизни всё (реинкарнация и ответственность за содеянное, карма).

Видео лекция об этом:

Виды йоги

Поговорим о том, какие бывают виды йоги. Не путать с разновидностями йоги, которые появились в последние несколько столетий. Сейчас создано огромное количество авторских стилей, созданных выдающимися учителями современности (Аштанга Виньяса йога, Вини йога, Дживамукти йога, Йога Аейнгара и т.д.).

Мы же поговорим именно о больших подразделах йоги, отличающихся сутью качеств, уровнем развития личности практика, выбирающего тот или иной вид йоги.

Карма йога

Как мы говорили выше, «карма» ‒ это действие. Соответственно, этот вид йоги подразумевает выполнение определённых действий, а именно физического или прочего активного труда, что важно, не привязываясь к его результатам.

Способствует развитию альтруизма, уменьшает привязку к собственному «я», развивает осознанность и умение находиться в потоке деятельности. В большинстве Ашрамов современной Индии европейцам сразу предложат именно этот вид йоги: мыть полы в Ашраме или помогать по кухне.

Бхакти-йога

Это йога преданного служения. Развивает такие качества как преданность, служение высшему (Ишвара Пранидхана), умение жертвовать своими желаниями на благо других и любовь к Богу (Абсолюту, высшему разуму). Практика Бхакти-йоги подразумевает чтение священных писаний, повторение имён бога, пение священных гимнов. Думаю, многим из Вас она знакома по принятым обрядам в христианских традициях и традициях других мировых религий.

Видео:

Джняна йога

Йога, подразумевающая работу с умом и постижение высшего состояния сознания через аналитические практики осознанности, концентрации внимания и размышления на духовные темы. Джняна – знание, это более подходящий вид практики для людей, кому сложно через прямое и открытое сердце служить высшему, она позволяет проходить этот путь через усмирение концептуального ума и открытие его новых граней.

Видео:

Раджа-йога

Королевская йога. Это работа с омрачениями. В самом общем смысле этот вид йоги можно сопоставить с восьмеричным путём Патанджали. Высшей ступенью Раджа-йоги является соединение с Абсолютом ‒ достижение состояния самадхи и освобождение.

Основы хатха-йоги

Первые четыре ступени из восьми ступенчатого пути Патанджали – это и есть Хатха-йога. Яма, нияма, асана и пранаяма. В техники Хатха-йоги также входят бандхи, крийи, мудры.

Термин Хатха состит из двух корней:

«ха» - силовой аспект, внешнее, мужское, телесное начало;

«тха» - гибкостный аспект, внутреннее, женское, интуитивное.

Таким образом, Хатха-йога ‒ это практика, сочетающая силу и гибкость, динамику и статику, активность и внутренний аспект. Хатха-йога наполнена техниками работы с телом, сознанием и дыханием.

Бандхи – это энергетические замки. Крийи – очистительные методики, наиболее популярные и хорошо представленные здесь: книга основы йоги скачать.

Мудра – печать, знак. Это особые положения пальцев рук, имеющие различные воздействия на ментальное и физическое тело.

Также, для более глубокого ознакомления с техниками Хатха-йоги можете ознакомиться с книгой: Основы миросозерцания индийских йогов.

Основы йоги
<

Рекомендации для начинающих свой путь в йоге

  • Режим дня. Ранний подъём и соблюдение режима дня. Это первое и обязательное условие для достижения результатов в практике йоги.
  • Питание. Лёгкая, здоровая еда, отсутствие убойной пищи в рационе если не обязательно на начальных этапах, то станет естественной потребностью при правильной регулярной практике йоги.
  • Чтение. Читать книги по основам йоги, её философии и принципам, жизнеописания великих учителей, йогинов прошлого и настоящего. Это прекрасная мотивация и поддержка в практике йоги.
  • «Информационная диета» – отсутствие телевизора крайне важно. Концентрация внимания на информации, способствующей развитию.
  • Регулярная практика Хатха-йоги и совмещение её с деятельностью, предполагающей служение. Это позволит достичь гораздо больших результатов в йоге за аналогичный период. Начинающему можно порекомендовать самостоятельные занятия по одной из приведённых выше книг по йоге, либо занятия онлайн. Также можете постараться найти опытных преподавателей йоги у Вас в городе.
  • Практиковать йогу лучше всего с пустым желудком. Если не хватает сил, то можно выпить перед занятием стакан сока или молока.
  • После лёгкой еды, например фруктов, до начала занятия асанами должен пройти как минимум час. Если был плотный обед, то рекомендуется подождать не менее четырёх-пяти часов. Есть можно начинать спустя полчаса после завершения уроков Хатха йоги.
  • Лучше и удобнее заниматься босиком, тогда ноги не будут скользить по коврику и будет хорошая сцепка с поверхностью.
  • Для занятий йогой подойдёт любая свободная и удобная одежда. Желательно чтобы она была из натуральной ткани и не стесняла движений.

Некоторые виды травмобезопасных и эффективных асан для начинающих

Наиболее травмобезопасными асанами, которые можно смело включать в свою каждодневную практику начинающим, и при этом не теряющими свою эффективность, бесспорно, являются асаны стоя. Они прекрасно описаны и детально отрабатываются на занятиях по основам йоги Айенгара. Однако следует понимать, что тела у всех разные и у каждого асана может получаться в соответствии с физиологическими особенностями.

Это набор поз воина и вариации триконасаны:

Также, балансовые асаны, которые тренируют наше внимание, успокаивают ум, делают более уравновешенными и устойчивыми

Для утренних практик и разминочных комплексов отличный вариант – Видео - Сурья намаскар – практика Приветствия солнца.

Успехов в практике!

Ом!

Автор статьи: Мария Евсеева


Поделиться с друзьями
Ваша помощь проекту

Благодарности и пожелания