Содержание
Шесть парамит, или шесть далеко ведущих совершенств, — это качества, помогающие выйти за границы эго и раскрыть свой потенциал. В лотосовой сутре и других махаянских первоисточниках подчёркивается важность культивации этих качеств тем, кто движется путём бодхисаттв для обретения мудрости Будды12.
В статье рассмотрим первое из шести далеко ведущих состояний ума, которое служит базой для всех остальных, — щедрость. Практика щедрости позволяет накопить неисчислимые заслуги, не иметь нужду в материальных благах, создать причины для получения драгоценного человеческого рождения, а также обрести главное богатство — Просветление, к которому так стремятся все духовные искатели.
Что такое щедрость
Щедрость — это готовность отдать другим всё, что нужно для их блага и развития, исходя из своих возможностей и уместности оказания помощи.
Практика щедрости — это не слепое удовлетворение желаний и потребностей живых существ. Не стоит отдавать последнюю рубашку и самому побираться на улице, как и не стоит давать деньги алкоголику, потакая его страстям.
Цель практики щедрости — «перепрошить» собственный ум, взрастить в себе готовность отдавать, делиться с другими самым ценным и важным, тем самым избавляясь от одного из главных ядов ума — привязанности и цепляния.
Три формы щедрости
В зависимости от уровня духовного развития человека понимание «ценного и важного» будет отличаться, поэтому в буддизме традиционно выделяют три формы дана-парамиты.
Даяние вещей
Даяние вещей — это не просто их перемещение в пространстве, это взращивание готовности ума не привязываться к объектам материального мира. Эту форму даяния рекомендуется выполнять мирянам. Она включает даяние:
- пищи,
- одежды,
- денег,
- лекарств,
- физического труда (волонтёрство).
Важно, чтобы даяние сочеталось с мудростью и было уместно. Нельзя дарить вещи, причиняющие вред другим существам, оружие, яд.
Не стоит подавать деньги, если не уверены, что они будут использованы по назначению и человек не пустит их на удовлетворение страстей. Даже если сейчас ваше материальное положение затруднённое, можно учиться отдавать альтруистичным физическим трудом: посадить деревья или цветы, очищать природные места от мусора, помогать в строительстве полезных для общества объектов и т. п.
Даяние защиты
Второй тип даяния — защита от страха или опасности. Примером может стать спасение животного от верной гибели или помощь испугавшемуся ребёнку. Если в доме завёлся паук, вместо замахивания на него тапком, можно просто выпустить его на волю. Если прохожему на ваших глазах стало дурно — оказать первую помощь и вызвать скорую. Не проходить мимо нуждающихся в помощи и взращивать в своём уме эмпатию — ещё одна грань дана-парамиты.
Сюда же относят даяние любви, хотя в некоторых традициях оно выносится отдельно. Важно понимать, что речь идёт о высокой Любви: когда, подобно заботливому родителю, понимаешь все тяготы другого и без всякого осуждения окутываешь своей заботой и поддержкой, не ожидая взамен даже формального «спасибо». При этом важно сохранять беспристрастность: одарять любящей добротой и заботой всех существ, а не только узкий круг избранных.
Даяние Дхармы
Третий тип — даяние наставлений и советов. Сюда также относится мотивация людей к саморазвитию, перевод и публикация материалов на духовные темы, произнесение мантр и молитв вслух для других существ. Например, во время буддийской практики цетар (выкуп и спасение от убоя живых существ) ламы читают специальные мантры животным, чтобы зародились благие отпечатки и следующая жизнь стала более осмысленной.
В традиции сакья также признаётся даяние самадхи. Это прямое введение в опыт недвойственности, а также передача тонкостей медитативной практики, обучение искусству работы с умом.
Из всех перечисленных типов даяний, даяние Дхармы — наивысший. Однако обучать следует только тех, кто открыт, восприимчив, и ровно в том объёме, который сможет усвоить человек. Не стоит обрушивать весь имеющийся багаж знаний, ведь, в конце концов, цель Учителя — вдохновить и подвести ученика к самостоятельной практике, к мудрости, лежащей вне концепций.
Чем отличается парамита щедрости от обычного даяния
Практика дана-парамиты отличается от обычных подарков на Новый год, подаяния нищим или кормления уточек в пруду глубиной мотивации. Обычная мирская щедрость направлена на доставление мгновенного счастья, радости и полноты вкуса этой жизни, а также на получение общественного признания и благодарностей. Но эффект от такой помощи кратковременный и в итоге всё равно ведёт к неудовлетворённости, а иногда даже и к деградации одаряемого.
Парамита щедрости основана на сострадании, различающей мудрости и бодхичитте. Это означает, что, вовлекаясь в помощь другому существу, следует сфокусировать своё намерение на решении корня проблемы, мешающей приблизиться к источнику настоящего, а не временного счастья; не теряя эмоциональной уравновешенности, использовать те инструменты помощи, которые позволят пробудить в другом духовный потенциал и будут способствовать его эволюции.
Совет Будды тем, кому отдавать нечего
Однажды к Будде подошёл нищий и спросил: в чём причина его страданий? Будда объяснил, что в прошлой жизни тот был слишком эгоистичным и жадным, поэтому в этой жизни он беден. Опечалившись, нищий попросил у Будды совет: что же ему делать? Татхагата ответил: «Жертвовать».
Но нищий возразил: «Как я могу жертвовать, если у меня самого нет ни гроша?» Тогда Будда сказал ему: «У тебя есть руки и ноги, которыми ты можешь помогать другим. Есть обаятельная улыбка, которой ты можешь поддерживать других. А ещё у тебя есть язык, которым ты можешь говорить добрые слова и дарить людям хорошее настроение». И человек, вдохновлённый мудрым советом, стал практиковать парамиту щедрости.
Как следует практиковать дана-парамиту
Важно интегрировать практику щедрости с другими парамитами, а именно:
- парамитой терпения — не обращать внимание на трудности, не ожидать благодарностей и похвал;
- парамитой радостного усердия — отдавать не из чувства долга, а наслаждаясь самим процессом;
- парамитой нравственности — не преследовать скрытые мотивы;
- парамитой медитации — совершать даяние осознанно, сосредоточенно, присутствуя в моменте «здесь и сейчас»;
- парамитой мудрости — осознавать, что на базовом уровне дающий, одаряемый и сам объект даяния — части Единого.
При совершении даяния рекомендуется:
- отдавать лично — не пользоваться услугами помощников и посредников;
- не давать задний ход — не стоит забирать вещь обратно, даже если подарок не оценили или им пренебрегли;
- следить за качеством — не дарить того, что не нужно;
- не «отмывать» деньги и вещи — дарить только деньги и вещи, полученные правильным, нравственным образом жизни;
- совершать даяние вовремя — в нужный в срок, пока дар или оказание помощи актуальны.
Пять ошибок при практике щедрости
- Ожидание чего-то взамен: от почётной таблички и фанфар до слова «спасибо» и простой улыбки.
- Надежда впечатлить людей, получить признание и статус хорошего человека в обществе.
- Последующая манипуляция постоянными напоминаниями об оказанной услуге или помощи.
- Даяние из чувства соперничества (дать столько же или чуть больше, чем другой) или долга (все дают, значит, и я должен).
- Недальновидность: совершение действий, хоть и приятных для существа сейчас, но усиливающих его страдания потом.
Правильная мотивация
- Заботиться о благе одаряемого как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной.
- Не делать из даяния шоу, не привлекать лишнего внимания, не совершать даяние напоказ.
- Делать без привязки к результату, без ожиданий какой-либо позитивной оценки и благодарности.
- Оставаться чутким и внимательным. Слушать интуицию, не быть равнодушным к чужой боли и страданиям.
- Отбросить гордыню и чувство превосходства. Любую помощь нужно оказывать не «с барского плеча», а проявляя уважение и относясь к другому как к равному.
Польза выполнения практики щедрости
- Практики щедрости и нравственности — одни из основных причин получения драгоценного человеческого рождения.
- Она помогает преодолеть цепляющийся за «я» и «моё» ум.
- Совершенство щедрости — противоядие от привязанности, одной из основных причин самсары.
- Практика способствует раскрытию метты — любящей доброты и каруны — сострадания.
- Дана-парамита — базовая из шести парамит, помогающих утвердиться на Пути бодхисаттв.
- Правильное даяние создаёт благую карму и причины не иметь нужду в материальных ресурсах. В «Ламриме» сказано, что бодхисаттва, утвердившийся в бодхичитте и шести парамитах «во всех жизнях будет обретать неистощимое богатство».
- Совершенство щедрости помогает накопить заслуги, необходимые для достижения Просветления, и ощутить настоящее счастье.
Резюме
На самом деле практика щедрости — это не столько сам процесс отдавания, сколько взращивание готовности ума отдавать. В «Ламриме» дана-парамита сравнивается с драгоценным камнем, потому что она помогает избавляться от собственных привязанностей и омрачений, параллельно удовлетворяя потребности других существ. Делать счастливее других — обретать собственное счастье.
При этом важно отдавать людям и другим существам то, в чём у них действительно есть нужда и от чего будет польза как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Универсальным объектом даяния всегда будут знания, помогающие существу быстрее эволюционировать.
Помогая кому-то или даже спасая чью-то жизнь, не стоит надевать на себя корону, ожидая почёта и благодарностей.
Ценность дана-парамиты в самой возможности оказать помощь, накопить неисчислимые заслуги, ведущие к Просветлению и закреплению альтруистичных тенденций ума.
Даже обретя мудрость недвойственности — осознание, что всё в этом мире уже совершенно и справедливо и каждый получает свой урок, необходимый ему на данном этапе развития, важно не уйти в чёрствое созерцание и концепцию невмешательства; в абстрактную помощь «всем живым существам», не будучи способным даже просто первым улыбнуться прохожему или соседу, а опираться на оба крыла бодхичитты — мудрость и сострадание.
P.S. Понимание автором данной концепции обусловлено текущим этапом развития. И возможно, в будущем она изменится.