Измени себя — изменится Мир вокруг

Дана-парамита — совершенство Щедрости

Шесть парамит, или шесть далеко ведущих совершенств, — это качества, помогающие выйти за границы эго и раскрыть свой потенциал. В лотосовой сутре и других махаянских первоисточниках подчёркивается важность культивации этих качеств тем, кто движется путём бодхисаттв для обретения мудрости Будды.

В статье рассмотрим первое из шести далеко ведущих состояний ума, которое служит базой для всех остальных, — щедрость. Практика щедрости позволяет накопить неисчислимые заслуги, не иметь нужду в материальных благах, создать причины для получения драгоценного человеческого рождения, а также обрести главное богатство — Просветление, к которому так стремятся все духовные искатели.

Что такое щедрость

Щедрость — это готовность отдать другим всё, что нужно для их блага и развития, исходя из своих возможностей и уместности оказания помощи.

Практика щедрости — это не слепое удовлетворение желаний и потребностей живых существ. Не стоит отдавать последнюю рубашку и самому побираться на улице, как и не стоит давать деньги алкоголику, потакая его страстям.

Цель практики щедрости — «перепрошить» собственный ум, взрастить в себе готовность отдавать, делиться с другими самым ценным и важным, тем самым избавляясь от одного из главных ядов ума — привязанности и цепляния.

Подношение на уровне тела, речи и ума

Три формы щедрости

В зависимости от уровня духовного развития человека понимание «ценного и важного» будет отличаться, поэтому в буддизме традиционно выделяют три формы дана-парамиты.

Даяние вещей

Даяние вещей — это не просто их перемещение в пространстве, это взращивание готовности ума не привязываться к объектам материального мира. Эту форму даяния рекомендуется выполнять мирянам. Она включает даяние:

  • пищи,
  • одежды,
  • денег,
  • лекарств,
  • физического труда (волонтёрство).

Важно, чтобы даяние сочеталось с мудростью и было уместно. Нельзя дарить вещи, причиняющие вред другим существам, оружие, яд.

Не стоит подавать деньги, если не уверены, что они будут использованы по назначению и человек не пустит их на удовлетворение страстей. Даже если сейчас ваше материальное положение затруднённое, можно учиться отдавать альтруистичным физическим трудом: посадить деревья или цветы, очищать природные места от мусора, помогать в строительстве полезных для общества объектов и т. п.

Даяние защиты

Второй тип даяния — защита от страха или опасности. Примером может стать спасение животного от верной гибели или помощь испугавшемуся ребёнку. Если в доме завёлся паук, вместо замахивания на него тапком, можно просто выпустить его на волю. Если прохожему на ваших глазах стало дурно — оказать первую помощь и вызвать скорую. Не проходить мимо нуждающихся в помощи и взращивать в своём уме эмпатию — ещё одна грань дана-парамиты.

Сюда же относят даяние любви, хотя в некоторых традициях оно выносится отдельно. Важно понимать, что речь идёт о высокой Любви: когда, подобно заботливому родителю, понимаешь все тяготы другого и без всякого осуждения окутываешь своей заботой и поддержкой, не ожидая взамен даже формального «спасибо». При этом важно сохранять беспристрастность: одарять любящей добротой и заботой всех существ, а не только узкий круг избранных.

Даяние Дхармы

Третий тип — даяние наставлений и советов. Сюда также относится мотивация людей к саморазвитию, перевод и публикация материалов на духовные темы, произнесение мантр и молитв вслух для других существ. Например, во время буддийской практики цетар (выкуп и спасение от убоя живых существ) ламы читают специальные мантры животным, чтобы зародились благие отпечатки и следующая жизнь стала более осмысленной.

В традиции сакья также признаётся даяние самадхи. Это прямое введение в опыт недвойственности, а также передача тонкостей медитативной практики, обучение искусству работы с умом.

Из всех перечисленных типов даяний, даяние Дхармы — наивысший. Однако обучать следует только тех, кто открыт, восприимчив, и ровно в том объёме, который сможет усвоить человек. Не стоит обрушивать весь имеющийся багаж знаний, ведь, в конце концов, цель Учителя — вдохновить и подвести ученика к самостоятельной практике, к мудрости, лежащей вне концепций.

Даяние Дхармы от Будды

Чем отличается парамита щедрости от обычного даяния

Практика дана-парамиты отличается от обычных подарков на Новый год, подаяния нищим или кормления уточек в пруду глубиной мотивации. Обычная мирская щедрость направлена на доставление мгновенного счастья, радости и полноты вкуса этой жизни, а также на получение общественного признания и благодарностей. Но эффект от такой помощи кратковременный и в итоге всё равно ведёт к неудовлетворённости, а иногда даже и к деградации одаряемого.

Парамита щедрости основана на сострадании, различающей мудрости и бодхичитте. Это означает, что, вовлекаясь в помощь другому существу, следует сфокусировать своё намерение на решении корня проблемы, мешающей приблизиться к источнику настоящего, а не временного счастья; не теряя эмоциональной уравновешенности, использовать те инструменты помощи, которые позволят пробудить в другом духовный потенциал и будут способствовать его эволюции.

Совет Будды тем, кому отдавать нечего

Однажды к Будде подошёл нищий и спросил: в чём причина его страданий? Будда объяснил, что в прошлой жизни тот был слишком эгоистичным и жадным, поэтому в этой жизни он беден. Опечалившись, нищий попросил у Будды совет: что же ему делать? Татхагата ответил: «Жертвовать».

Но нищий возразил: «Как я могу жертвовать, если у меня самого нет ни гроша?» Тогда Будда сказал ему: «У тебя есть руки и ноги, которыми ты можешь помогать другим. Есть обаятельная улыбка, которой ты можешь поддерживать других. А ещё у тебя есть язык, которым ты можешь говорить добрые слова и дарить людям хорошее настроение». И человек, вдохновлённый мудрым советом, стал практиковать парамиту щедрости.

Как следует практиковать дана-парамиту

Важно интегрировать практику щедрости с другими парамитами, а именно:

  • парамитой терпения — не обращать внимание на трудности, не ожидать благодарностей и похвал;
  • парамитой радостного усердия — отдавать не из чувства долга, а наслаждаясь самим процессом;
  • парамитой нравственности — не преследовать скрытые мотивы;
  • парамитой медитации — совершать даяние осознанно, сосредоточенно, присутствуя в моменте «здесь и сейчас»;
  • парамитой мудрости — осознавать, что на базовом уровне дающий, одаряемый и сам объект даяния — части Единого.

При совершении даяния рекомендуется:

  • отдавать лично — не пользоваться услугами помощников и посредников;
  • не давать задний ход — не стоит забирать вещь обратно, даже если подарок не оценили или им пренебрегли;
  • следить за качеством — не дарить того, что не нужно;
  • не «отмывать» деньги и вещи — дарить только деньги и вещи, полученные правильным, нравственным образом жизни;
  • совершать даяние вовремя — в нужный в срок, пока дар или оказание помощи актуальны.

Пять ошибок при практике щедрости

  1. Ожидание чего-то взамен: от почётной таблички и фанфар до слова «спасибо» и простой улыбки.
  2. Надежда впечатлить людей, получить признание и статус хорошего человека в обществе.
  3. Последующая манипуляция постоянными напоминаниями об оказанной услуге или помощи.
  4. Даяние из чувства соперничества (дать столько же или чуть больше, чем другой) или долга (все дают, значит, и я должен).
  5. Недальновидность: совершение действий, хоть и приятных для существа сейчас, но усиливающих его страдания потом.

Правильная мотивация

  • Заботиться о благе одаряемого как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной.
  • Не делать из даяния шоу, не привлекать лишнего внимания, не совершать даяние напоказ.
  • Делать без привязки к результату, без ожиданий какой-либо позитивной оценки и благодарности.
  • Оставаться чутким и внимательным. Слушать интуицию, не быть равнодушным к чужой боли и страданиям.
  • Отбросить гордыню и чувство превосходства. Любую помощь нужно оказывать не «с барского плеча», а проявляя уважение и относясь к другому как к равному.

Польза выполнения практики щедрости

  • Практики щедрости и нравственности — одни из основных причин получения драгоценного человеческого рождения.
  • Она помогает преодолеть цепляющийся за «я» и «моё» ум.
  • Совершенство щедрости — противоядие от привязанности, одной из основных причин самсары.
  • Практика способствует раскрытию метты — любящей доброты и каруны — сострадания.
  • Дана-парамита — базовая из шести парамит, помогающих утвердиться на Пути бодхисаттв.
  • Правильное даяние создаёт благую карму и причины не иметь нужду в материальных ресурсах. В «Ламриме» сказано, что бодхисаттва, утвердившийся в бодхичитте и шести парамитах «во всех жизнях будет обретать неистощимое богатство».
  • Совершенство щедрости помогает накопить заслуги, необходимые для достижения Просветления, и ощутить настоящее счастье.
Белый Будда

Резюме

На самом деле практика щедрости — это не столько сам процесс отдавания, сколько взращивание готовности ума отдавать. В «Ламриме» дана-парамита сравнивается с драгоценным камнем, потому что она помогает избавляться от собственных привязанностей и омрачений, параллельно удовлетворяя потребности других существ. Делать счастливее других — обретать собственное счастье.

При этом важно отдавать людям и другим существам то, в чём у них действительно есть нужда и от чего будет польза как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Универсальным объектом даяния всегда будут знания, помогающие существу быстрее эволюционировать.

Помогая кому-то или даже спасая чью-то жизнь, не стоит надевать на себя корону, ожидая почёта и благодарностей.

Ценность дана-парамиты в самой возможности оказать помощь, накопить неисчислимые заслуги, ведущие к Просветлению и закреплению альтруистичных тенденций ума.

Даже обретя мудрость недвойственности — осознание, что всё в этом мире уже совершенно и справедливо и каждый получает свой урок, необходимый ему на данном этапе развития, важно не уйти в чёрствое созерцание и концепцию невмешательства; в абстрактную помощь «всем живым существам», не будучи способным даже просто первым улыбнуться прохожему или соседу, а опираться на оба крыла бодхичитты — мудрость и сострадание.

P.S. Понимание автором данной концепции обусловлено текущим этапом развития. И возможно, в будущем она изменится.