Содержание
«Для оздоровления тела, ума и души нет лучше теории, чем Йога, и что её преподавание и распространение — это высшая форма служения человечеству» Шри Йогендра
Шри Йогендра
Йога много внимания уделяет работе с телом. Хотя она есть система духовного совершенствования, на первых этапах этого пути основной упор делается на работу с телом.
Здоровое тело, а особенно здоровая нервная система, это основа для сбалансированного эмоционального фона, устойчивой концентрации, беЗпрепятственного потока энергии, чистого сознания, осознанности. Как для строительства дома нужен прочный фундамент, так и последующим этапам йоги нужно опереться на правильно функционирующий организм.
И практика йоги начинается с очищения.
Невероятно, но как минимум 2-3 тысячелетия тому назад йогины-отшельники пользовались методами глубокого очищения тела. Да что там 2-3 тыс. лет назад. Гигиена йогов, или шаткармы на санскрите, до сих пор во многом превосходит современные западные подходы к чистоте тела, которые с высоты новых йогических навыков кажутся неполными, если не сказать минимально допустимыми.
В чём основные отличия? Кроме «внешней», знакомой каждому среднестатистическому человеку, гигиены (зубы, кожа, волосы, ногти и пр.), йога включает в себя ещё и гигиену внутренних контактных органов – верхних дыхательных путей и органов ЖКТ. И цель такого глубоко очищения не только в «стерильности» материи, но и в энергетических эффектах.
Наиболее известный трактат по йоге - «Йога-сутры» (написанный около 2500 лет тому назад мудрецом Патанджали). Йога-сутры структурируют практику йоги в 8 этапов. Первый этап – Яма – правила для гармоничного взаимодействия с внешним миром. Второй этап – Нияма – правила самодисциплины для личной трансформации. Первая нияма – шауча – чистота.
Шаткармы относят к практикам, помогающим обрести и поддерживать Шаучу. Но сами техники в Йога-сутрах не описаны. Как и какие-либо асаны.
Более поздний трактат по йоге «Хатха-Йога-Прадипика» (написанный около 600 лет назад), автором которой считается Свами Сватмарама, намного больше внимания уделил асанам и очистительным практикам. Что-то вроде краткого конспекта лекций. Информация в тезисах.
Свами Сатьянанда Сарасвати (Бихарская школа йоги), уже наш современник, прокомментировал Хатха-Йогу-Прадипику и предположил, что в наше непростое время шаткармы и практика асан становятся даже более актуальными, чем Яма и Нияма.
И скорее всего, очищение физического тела и практика асан - это даже не первый этап практики, а нулевой, базовый и обязательный. Потом уже становятся актуальными 8 классических этапов по патанджали: Яма-Нияма-Асана-Пранаяма-Пратьяхара-Дхарана-Дъяна-Самадхи.
Очевидна тенденция: чем позже написан трактат, тем больше внимания уделяется подготовке тела, его оздоровлению, очищению.
На первый взгляд новичка в йоге может показаться, что техники йогической гигиены доступны лишь некоторым избранным. И хотя шаткармы являются секретными практиками, которые ранее передавались исключительно от учителя ученику, для их освоения не требуется значительный опыт в йоге, особые таланты, способности, посвящения или мужество.
Основные очистительные приёмы доступны любому человеку, который не имеет противопоказаний. Хотя и существуют сложные для практического выполнения шаткармы, базовые техники просты и доступны.
И это только часть доступных эффектов. Сфера влияния шаткарм выходит за пределы физиологии. Энергетические, духовные результаты меньше фигурируют. О них узнают или от учителей, или по опыту.
И да, и нет. Некоторые шаткармы покажутся очень лёгкими, другие потребуют время на освоение. А некоторые могут так и остаться невостребованными в виду своей сложности или неприемлемости. Как правило, практикующий йог осваивает основные техники шаткарм, но «рабочими» и «любимыми» становятся 2-3. И практикуются по надобности.
Но насиловать себя освоением обязательно всех шаткарм не стоит. Некоторые практики получаются тогда, когда есть внутренняя готовность. Например, кому-то засунуть шнурок в нос покажется делом странным. Или рвоту вызвать. Это индивидуально.
Сохраняйте, пожалуйста, ненасилие по отношению к себе (принцип ахимсы в йоге), но и не застревайте надолго в зоне своего комфорта. Мягко, но уверенно продвигайтесь в освоении новых йоговских инструментов.
Шаткармы – это более углубленный вариант чистки зубов, умывания, очищения тела. Даже если в детстве мы не сразу правильно начали чистить зубы, никто не сказал: я никогда не научусь чистить зубы. Все этот навык освоили. Вопрос времени.
Т.е. шаткармы – это просто непривычная нам форма гигиены. А с практикой и опытом и они станут как родные и даже будете с недоумением вздыхать: как я раньше не чистил язык или обходилась без шанка-пракшаланы на смене времён года?
Ощутив истинную чистоту тела, трудно возвращаться к прежнему состоянию.
Идеальное здоровье навряд ли достижимо. Сделайте сейчас одно небольшое практическое упражнение. Пожалуйста, отойдите от компьютера и сделайте любую балансовую позу. Например, постойте на одной ноге.
Понаблюдайте за тем, как ведёт себя опорная стопа. Какие там ощущения? Чувствуете микродвижения мышц стопы? Это залог баланса. Для того, чтобы устоять, тело постоянно совершает микродвижения в поисках баланса.
Организм тоже всегда находится в поиске баланса. Человеческое тело – саморегулирующая система, которая учитывает массу внешних и внутренних факторов – давление, влажность, температура, свет, оценка опасности для жизни, общение с другими людьми и т.д. Это информация нужна для сохранения гомеостаза, постоянства внутренней среды. Тело находит баланс по принципу неваляшки, по чуть-чуть отклоняясь вправо-влево. Как и нога приспосабливается к ситуации, ловя баланс. Т.е. мы всегда по чуть-чуть отклоняемся от нормы, чтобы эту норму определить.
Часто идеал здоровья становится навязчивой идеей. И практики в погоне за недостижимым могут увлечься очищением и правильным питанием с завидным рвением. Здесь главное не перестараться и вовремя вспомнить, что тело – инструмент для реализации своего предназначения в материальном мире и помощник в работе над сознанием. Тогда всё становится на свои места.
Не стоит возводить его на пьедестал и баловать, но пренебрегать материальным миром тоже неразумно.
«Иногда становилось модным презирать тело как нечто бездуховное, но никому ещё не удавалось отрицать его и то, что физическое удовольствие и боль неотделимы от самой жизни. Если же мы пренебрегаем или, наоборот, слишком потакаем телу, приходит болезнь и привязанность к нему растёт ещё больше» Б.К.С.Айенгар
Существуют 6 групп очистительных практик, которые в свою очередь могут подразделяться на различные подвиды (перечислены лишь основные):
Глаза, мышцы и нервные волокна, которые ими управляют, имеют связь с сознанием человека.
Вспомните, как дрожат ресницы у человека, который спит и видит сны.
Или вспомните физиогномистику, которая по движению глаз определяет, к какому участку головного мозга обращается сейчас мысль собеседника. Так называемые глазодвигательные реакции, или непроизвольные движения глаз, могут рассказать о том, врёт человек или вспоминает прошлое. Это свидетельствует о связи мысли или сознания, с положением мышц глаз.
Более того, малоизученная шишковидная железа, по мнению йогов, отвечает за тонкое восприятие действительности (так называемый «третий глаз»). С помощью зрительного сосредоточения в тратаке шишковидная железа пробуждается и достигается глубокое сосредоточение и более высокие состояния сознания.
На занятиях хатха-йогой при выполнении балансовых асан фиксация взгляда на одной точке позволяет стать более устойчивым. Фиксированный взгляд – спокойствие ума и повышение концентрации.
Таким образом, становится понятным взаимосвязь работы сознания и движения глаз. И раз это работает в одну сторону (деятельность мозга отражается в сокращении глазодвигательных мышц), то верно и обратное – с помощью волевого управления мышцами глаз мы можем изменять активность мозговой деятельности.
Суть тратаки – концентрация взгляда на неподвижном объекте. Это может быть как внешний объект (тогда практика называется бахир тратака), так и внутренний (антар тратака) – по сути, визуализация.
Бахир тратака легче для начинающих, антар тратака требует уже некоторого опыта в концентрации.
Третий вариант – это комбинация концентрации на внешнем объекте, после чего визуализация объекта с закрытыми глазами.
Тратака даже больше, чем шаткарма. Хотя она и оказывает очищающий эффект (слёзные каналы активно включаются в работу), главная её ценность выходит за рамки физиологии, позволяя вкусить столь желаемые для начинающих первые опыты повышения чувствительности к тонкому миру энергий.
Тратака – санскр. «фиксированный взгляд»
Разные вариации тратаки используются в практиках индуизма, христианства, буддизма, йоги, йога-терапии и многих других системах саморазвития и самосовершенствования. Объектом могут выступать религиозный символ, изображение божества, святого, учителя, мандала, янтра, стихия природы – вода, огонь, горы и многие другие.
Если вы делаете первые шаги в освоении тратаки, то рекомендуем начать с созерцания пламени свечи. За счёт яркости образа, вниманию легче будет зацепиться за него, и не так сильно будете отвлекаться.
Лучшее время для тратаки – вечером перед сном. Для начинающих достаточно 10-20 минут.
Приёмы ухода за носовой полостью очищают воздушные пазухи, стимулируют мозг, тонизируют зрительные нервы и таким образом улучшают зрение. «Хатха-Йога-Прадипика»
Капалабхати – санск. «очищение головы/сияющий череп», практика воздушного очищения лобных пазух.
Носоглотка – это «врата в мозг». Ежедневно мы вдыхаем более 7000 литров воздуха! И он должен отфильтроваться от пыли, микробов и пр. и согреться на пути к лёгким. Поэтому чистота носа важна, это верный блок-пост на страже здоровья.
К сожалению, воздух больших городов лишь усугубляет ситуацию из-за отходов промышленности, транспорта, теплоэлектростанций и пр. Более 60% населения РФ живут в крупных городах с очень высоким уровнем загрязнения воздуха. Двигатели на бензине выделяют в атмосферу вредные вещества – углеводород, сажу, альдегиды. Эти вещества под влиянием солнечной радиации формируют знаменитые смоги мегаполисов.
Печальная экологическая ситуация может повлечь за собой заболевания дыхательной системы, сердечно-сосудистые недуги и даже онкологию.
С этой точки зрения очищение носовых пазух играет ключевую роль не только в жизни социальных йогов, но и каждого городского жителя.
Кроме физиологического эффекта очищения, манипуляции с носоглоткой позволяют воздействовать на центральную нервную систему и кровоснабжение мозга. Поверхность носоглотки устилают большое количество нервных окончаний, связанных с головным мозгом. Фактически, это самый быстрый способ «достучаться» до ЦНС.
Эту «уловку» используют в альтернативной медицине, когда необходимо «точечно» применить лекарственные субстанции. Кровоснабжение носоглотки и головного мозга осуществляется через одни и те же сосуды, а значит, лекарство в обход системы пищеварения попадёт в нужное место максимально быстро и без потерь.
И ещё один немаловажный аспект работы с носоглоткой: стимулируя внутреннюю поверхность носа воздушным потоком, осуществляется «массаж» головного мозга из-за колебательных движений задней стенки носоглотки. И соответствующего изменения циркуляции ликвора и внутричерепного давления. Это фактически «массаж» мозга.
Джала-вода, нети – очищение носа.
Это, вероятно, наиболее распространённая очищающая техника из арсенала йогов. Важность очищения носоглотки мы уже обосновывали.
Эпителий носовых ходов покрыт волосинками. Именно волосинки и сдерживают пыль и микробы. Слизистая также вырабатывает бактерицидную слизь, которая обволакивает инородные частицы и нейтрализует микробы.
Если вовремя не очищать слизистую носа от загрязнений, то свои функции он будет выполнять не на полную силу.
Так же, аналогично воздействию капалабхати, очищение носа подсоленной водой стимулирует слизистую и активирует нервные окончания, влияя тем самым на работу всего головного мозга и ЦНС.
С профилактической целью джала-нети очень полезно выполнять в периоды эпидемий гриппа, ОРВИ.
Соль играет важную роль в техниках шаткарм: она создаёт условия для осмотического давления, т.е. выведения жидкостей из клеток, если рядом оказывается более солёный раствор.
Вспомните, как овощи отдают сок, если их посыпать солью. Аналогично и клетки организма отдают жидкость туда, где более высокая концентрация соли.
Если клетку поместить в слабый соляной раствор, то она начнёт отдавать жидкость, сморщиваясь. И наоборот, клетка, помещённая в дистиллированную воду, впитывает её в себя.
Это общий принцип выведения токсинов: за счёт промывания организма солёным раствором, выводятся растворённые в крови или скопленные на стенках ЖКТ токсины. Есть мнение, что любая болезнь – это лишь попытка организма вывести накопленную массу токсинов, которая достигла пиковой отметки. Шаткармы предупреждают этот пиковый момент.
Наули – санскр. нала – «нить пупка»/прямые мышцы живота, (другое название – лаулики от лола – санскр. взбалтывать)
«Куда энергия, - туда и кровь, куда кровь – туда и энергия» Китайская пословица
Здоровье ЖКТ, его слаженное функционирование влияет на весь организм. Из-за нарушения пищеварения, несварения возникают токсины, которые, согласно альтернативной медицине, являются причиной развития всех болезней на физическом уровне (коренной причиной любого недомогания йоги называют, всё-таки, карму).
Болезнь на физическом уровне возникает по одной из 2-х причин – недостаток кровоснабжения и затруднённый лимфоток, т.е. недостаток питания для клеток и несвоевременное удаление отходов жизнедеятельности клеток. Это ослабляет орган и там начинают скапливаться токсины. Одна из наиболее вероятных причин этой проблемы – это мышечные блоки, недостаток движения.
Представьте бурную горную реку и застоявшееся болото. Это и есть разница между органами, которые омываются кровью и лимфой и застойными явлениями, которые создают все условия для недугов.
До нас дошла история, как Махатма Ганди проводил заседания чиновников. Перво-наперво, он интересовался, все ли посетили утром туалет. И если кто-то решался признаться в том, что не сделал этого, его просили покинуть заседание, т.к. неопорожнённый кишечник влияет на процесс мышления. И Ганди считал, что правильного решения такой человек принять не может.
Регулярная практика хатха-йоги помогает преодолеть болезненные склонности организма. Особенно асаны, направленные на скручивание области живота, наклоны вперёд, а также шаткармы, из которых особенно выделяют наули и агни-сара-дхаути, которые за счёт воздействия на брюшную полость создают мощное благотворное воздействие на внутренние органы.
«Специализация» наули – это усиление перистальтики кишечника, устранение несварения, выравнивание гормонального фона, облегчение при менструальных болях (избегать практики наули непосредственно во время месячных и за 1-2 дня до и после) и многое другое.
Некоторые практики осваивают наули легко, можно сказать, интуитивно чувствуют, какие мышцы необходимо включить в процесс. Другим требуется совершить много подходов и освоение может затянуться на месяц или более.
В основе успеха лежит настойчивость в попытках и понимание, как устроены мышцы живота.
Этап 1. Для освоения наули важно научиться делать вакуумное втягивание живота на выдохе (уддияна-бандха) и удерживать задержку как минимум 10 секунд.
Этап 2. Если данная техника освоена, то приступаем к следующему этапу: выделению срединного жгута (мадхъяма-наули); т.е. при вакуумном подтягивании брюшины необходимо вытолкнуть прямые мышцы живота за счёт их напряжения.
Наилучшее положение для освоения наули – поза рыбака. В позиции стоя ноги поставьте на ширине плеч, упритесь руками в бёдра, что позволит расслабить мышцы пресса. В этом положении сделайте уддияна-бандху (вакуумное втягивание живота) и джаландхара-бандху (подбородок тянется к подъярёмной ямке, что не позволит внутричерепному давлению подняться).
Из такого положения упираемся руками в бёдра за счёт напряжения мышц живота. Если у вас получилось это сделать, то на животе проявится валик напряжённых мышц.
Этап 3. Освоение вама-наули (левосторонняя) и дакшина-наули (правосторонняя).
В позе рыбака на задержке дыхания надавите на бедро только правой рукой, чтобы напряглась только правая прямая мышца живота. То же самое на левую сторону.
Этап 4.
Соедините 4 точки: уддияна-бандха — вама-наули — мадхъяма-наули — дакшина-наули
Или уддияна-бандха — дакшина-наули — мадхъяма-наули — вама-наули (круг в обратную сторону).
Если это успешно получилось, то у вас получится 1 цикл наули.
Количество циклов индивидуально. Стремитесь в среднем совершить совокупно 100 вращений наули.
При освоении наули можно воспользоваться зеркалом.
Если присутствует лишний вес на животе, то практики с вакуумным втягиванием живота будут даваться чуть сложнее. Людям с худощавой комплекцией удастся сделать более глубокую уддияну и более выраженные «валики мышц».
И ещё один нюанс: самые эффективные «волны» — последние, когда чувствуете, что задержка дыхания подходит к концу. Сделайте тогда пару вращений.
Обратите внимание, что хронические напряжения в области живота могут привести к тугоподвижности тазобедренных суставов. Если у вас пока плохо получаются такие асаны как баддхаконасана (бабочка), упавишта конасана (наклон сидя к прямым разведённым ногам), падмасана (лотос) и пр., то в своей практике уделяйте внимание различным манипуляциям с животом.
Основная функция толстого кишечника – всасывание воды. Если пища остаётся в кишечнике дольше, чем это необходимо из-за различных причин – малоподвижного образа жизни, рафинированной пищи без необходимого количества клетчатки и пр., то она обезвоживается и происходит задержка стула.
Если ситуация хроническая, то часть кала может приставать к стенкам кишечника и формировать идеальную среду для размножения различных микроорганизмов и паразитов, которые продуктами отходов своей жизнедеятельности отравляют организм человека. Сами остатки кала могут разлагаться, а толстая кишка продолжает это всасывать в кровь.
Кроме того, ворсинки, которые выстилают внутреннюю поверхность толстой кишки, слипаются, покрываются слизью и не могут качественно выполнять свои функции.
Аюрведа считает, что именно клизма является самым важным методом очищения. И большинство болезней начинаются с дисфункции кишечника.
В отличие от слабительных и обычной клизмы басти не нарушает перистальтику кишечника и не растягивает его, а наоборот «тренирует».
Басти мне кажется намного более удобным вариантом клизмы, который не вызывает неприятных ощущений, часто возникающих при обычной клизме, выполняемой с помощью кружки Эсмарха.
Для выполнением басти предварительно необходимо освоить центральный жгут (мадхъяма-наули). А также подготовить полую трубочку длиной около 10-15 см, в диаметре приблизительно соответствующую вашему указательному пальцу. Это может быть специальная трубочка для басти (в Индии их изготавливают из бамбука). Либо можно воспользоваться наконечником от клизмы.
Трубочка должна быть простерилизована перед процедурой.
Диаметр трубочки является решающим фактором, определяющим, сколько времени вы потратите на процедуру. Узкая трубочка будет очень долго пропускать воду. А это значит, придётся долго держать задержку после выдоха и центральный жгут. Если есть возможность, используйте широкую трубочку.
Т.к. основой техники басти является центральный жгут, то противопоказания идентичны противопоказаниям к наули.
Дхаути (санскр.) – очищение, ваман (санскр.)– рвота.
Желудок представляет из себя полый орган, который в пустом состоянии напоминает носок. Его внутренняя слизистая оболочка формирует складки, которые при наполнении желудка увеличивают его размеры. В этих складках могут оставаться непереваренные остатки пищи, слизь, желчь и пр. Для очищения данных веществ и стимуляции моторики желудка, полезно выполнять йогическую рвоту.
Кому-то сама мысль о специальном вызове рвоты может показаться неприятной. Но т.к. процедура совершается на пустой желудок, и со рвотой выходит, в основном, вспененная вода, то кунджала не приносит неприятных эмоций, как бывает с естественной рвотой. Ощущение тошноты тоже отсутствует.
Внутренние мышцы тренируются, стенки желудка и пищевода стимулируются, печень, поджелудочная и жёлчный пузырь также «мобилизируют» свои силы. Происходит в некотором роде «перезагрузка» верхней части желудочно-кишечного тракта.
Кроме физиологической необходимости поддерживать желудок и другие органы в здоровом состоянии, есть ещё энергетический аспект: рвота помогает поднять энергию выше манипура и анахата чакры. Т.е. блоки в чакрах и энергетических каналах прочищаются. Это похоже на работу вантуза, когда засоряется слив в раковине.
Хотите справиться с неконтролируемым потреблением пищи, привязанностью, жадностью и пр.? Попробуйте кунджалу. Дополнительный бонус – за счёт поднятия апана-вайю вверх, улучшается раскрытие тазобедренных суставов и человек может сидеть в медитативной асане намного дольше.
Во время кунджалы могут потечь слёзы и могут возникнуть сопли.
Повторять процедуру следует по необходимости, но не чаще 2-3 раз в неделю. С водой вымывается и слизь, которая устилает эпителий желудка и пищевода и призвана защищать стенки желудка. Восстановление слизистого защитного барьера ресурсозатратно для организма. Некорректное и частое выполнение кунджалы может навредить.
Обратите внимание на то, что из вас выходит. Как правило, выходит вспененная вода. Там могут быть частицы пищи, слизь. Горьковатый привкус допустим – это выделяется желчь.
Если вы обнаружили вкрапления крови, вероятнее всего, если вы здоровы, то это лопнувшие от напряжения капилляры. Но если вся вода окрашена в розовый цвет и это повторяется несколько раз, то это может свидетельствовать о нарушении целостности слизистой желудка (напр., при язве желудка) – тогда обратитесь к специалисту и проведите обследование своего желудка.
Обратите внимание, что на следующий день после первой кунджалы вы можете испытывать боли в мышцах грудной клетки. Это нормально и со временем пройдёт.
Когда почистите утром зубы и язык, стимулируйте слабый рвотный рефлекс 6-8 раз на пустой желудок. Без воды. Противопоказания те же, что и у кунджалы.
Если не получается выполнить рвоту, скорее всего, причина в блоке уровня анахаты. Если кунджала пока не получается, практикуйте хатха-йогу с акцентом на раскрытие грудной клетки и уддияна-бандху.
Агни (санскр.) – огонь, сара – сущность. Или очищение внутренним огнём.
Брюшные манипуляции (наули, уддияна-бандха, агни-сара-дхаути) – это драгоценнейшие методы по работе с органами брюшной полости и энергетической структурой человека. Они несложны в освоении и доступны даже новичкам.
По своему воздействию они многогранны: пищеварительная система, дыхательная, нервная, эндокринная, кровообращение тренируются, стимулируются и очищаются. Уходит подкожный и висцеральный жир, усиливается огонь пищеварения за счёт глубинного массажа внутренних органов, который невозможно совершить извне.
Акцент агни-сара-дхаути делает на проработку тонкого кишечника, желудка и 12-перстной кишки.
Для её выполнения необходимо сначала освоить уддияна-бандху (вакуумное втягивание живота). Для этого утром, на пустой желудок попробуйте в позе рыбака и на задержке дыхания после выдоха сделать ложный вдох (т.е. расширить рёбра при расслабленном животе и диафрагме). Если вы правильно сделали, то можете почувствовать подсасывающее движение в области желудка.
Удерживайте брюшной замок с закрытой голосовой щелью (джаландхара-бандха – голова опущена и подбородок касается подъярёмной ямки). Когда запас задержки иссякнет, делайте довыдох (это важно!) и возвращайтесь к обычному дыханию.
Освоив уддияна-бандху, можно приступать к освоению агни-сара-дхаути.
На задержке после выдоха, подтянутой вверх диафрагме и перекрытой голосовой щели, постарайтесь вытолкнуть живот вперёд, как будто надутый шарик, и сразу же втянуть его обратно. Повторите комфортное число раз. Не забудьте сделать довыдох перед возвращение к обычному дыханию.
Если агни-сара уже освоена в положении рыбака, попробуйте позу со крещенными ногами. Или в положении Собака-мордой-вниз или в кошке. Эффекты будут немного отличаться.
Другое название: варисара-дхаути. Вари (санскр.) – вода, сара (санкр.) - сущность, шанкха-пракшалана – действие раковины.
Человеческий организм можно сравнить с растением, корни которого метафорически ассоциируют с кишечником. Если здоровы корни (кишечник), то здоров и весь организм.
Шанкха-пракшалана – это процедура промывания всего ЖКТ подсоленной водой. Пьёте воду – делаете упражнения, которые проталкивают воду по тракту, – идёте в туалет и так по кругу, пока вода не будет выходить чистой.
Особенность пракшаланы – очищение водой тонкого кишечника. Ни кунджала, ни басти этого не сделают. Для очищения внутренним огнём для этой зоны актуальна агни-сара-дхаути.
Этап 1. Подготовка.
За 3-4 дня до выбранного дня проведения очищения начните придерживаться лёгкой диеты: исключите бобовые, мясо, если ещё употребляете, молочные продукты, выпечку, рафинированную пищу и пр. Каши, варённые, запечённые овощи, салаты из свежих овощей, фрукты поспособствуют более эффективному очищению.
Ужин последнего дня пропустите или съешьте намного меньше обычного.
Этап 2. Проведение очищения.
Несмотря на то, что само очищение занимает около 2 часов для опытных практиков или часа 3-4 для тех, кто впервые её делает, рекомендуется выделить для него целый день.
Утром выходного дня (не планируйте других дел) встаньте пораньше. Время активности кишечника – 5-7 утра. Постарайтесь на это время запланировать процедуру. Подготовьте воду. Тёплую, чистую и подсоленную из расчёта 1-2 ч.л. на 1 литр воды.
Если воду недосолить – она усвоится раньше, чем дойдёт до кишечника, если пересолить – отвращение и тошнота не позволят вам выпить достаточное количество воды для эффективного завершения.
Далее схема простая: пьёте сначала 3-4 стакана воды – делаете упражнения – 2 стакана воды – упражнения – 2 стакана воды и т.д.
Когда начнёт выходить вода, схема будет следующая: вода – упражнения – туалет – вода – упражнения – туалет и т.д.
Упражнения для ШП:
Для очищения на уровне физиологии достаточно продолжать до чистой воды. Ей будет предшествовать жёлтая вода (разбавленная желчь).
Если в планах почистить тонкие уровни - свадхистана, муладхара чакры, то количество воды выбираете соответствующее: 7-10 литров или на ваше усмотрение.
После последнего выпитого стакана, выполните лёгкий вариант кунджалы (пощекочите корень языка и добейтесь несильного рвотного рефлекса). Это позволить «закрыть» привратники ЖКТ.
Через 30-40 минут после кунджалы съешьте разваренную рисовую кашу без соли на воде, с топлёным маслом (если употребляете). Каши должно быть достаточно, чтобы заполнить желудок. Масло смажет внутреннюю слизистую поверхность, рис абсорбирует остатки соли и воды.
Если вы сыроед, то первый приём пищи может быть льняная каша (перемолотое семя льна залейте водой и минут 10-15 дайте настояться, чтобы семя набухло). Альтернатива – бананы. Будьте аккуратны! Слушайте своё тело. Сырая пища считается тяжёлой для ослабленного желудка и всего ЖКТ. А также грубой, т.к. может поцарапать сверхчувствительную слизистую.
Часа 2-3 после еды воздерживайтесь от питья воды. Жажда неизбежна. Потерпите, пожалуйста.
Важно: после шанка-пракшаланы нельзя спать! Процедура сильно истощает организм, вымывая большое количество токсинов и запуская мощную чистку, кроме того, организму нужно восстановить слизистую и микрофлору всего ЖКТ тракта. А это около 7-10 метров! Общая площадь внутренней слизистой по скромным подсчётам 30-40 метров квадратных, а согласно другим мнениям, может достигать 180 метров квадратных – это приблизительно площадь теннисного корта! Поэтому до конца дня отдыхайте, но не спите.
Можно поужинать разваристой кашей. Рис лучше всего подойдёт.
Этап 3. Восстановление микрофлоры кишечника.
После вымывания микрофлоры (как патогенной, как и полезной), её нужно восстановить. Это великолепный шанс заселить кишечник правильными бактериями. Лучше всего это делать за счёт правильного питания. Не нужно принимать дополнительные таблетки, витамины, пробиотики и пр. Организм сам справится.
Постарайтесь дней 5-6 после чистки не есть сырых овощей и фруктов (грубая клетчатка сырых продуктов может царапать чувствительную слизистую), кисломолочные продукты, тяжёлую белковую пищу (бобовые, рыбу, яйца, мясо), алкоголь, фаст-фуд, острое, солёное кислое (соления, маринады, квашеную капусту и подобное), сладкое, сахар и прочее. Надеюсь, после такой процедуры вы и не захотите возвращаться к эти продуктам. Очистится восприятие вкуса и микрофлора кишечника. Удивитесь, но предпочтения в еде тоже могут измениться!
Что можно есть: каши на воде (гречневая, рисовая, пшеничная, овсяная, пшённая и подобные), варённые овощи (свекла, морковь, тыква и т.д.), запечённые овощи и фрукты (яблоки, напр.)
Для профилактики и поддержания здоровья ЖКТ достаточно 2 раза в год – весной и осенью.
При энергетических показаниях или с целью оздоровления, сроки подбираются индивидуально. Но частить с подобными вещами неразумно. Организм тратит много сил на восстановление. Взвешивайте за и против.
Можно попробовать все методы или их комбинацию по вашему усмотрению.
Если нет серьёзных противопоказаний, напр., непроходимости кишечника, и вы не пропустили подготовительный этап, то вода без труда пройдёт.
Лагху (санскр.) – короткий, шанкха (санскр.) – раковина, пракшалана (санскр.) – промывать.
Это простой «укороченный» вариант шанкха-пракшаланы, который не требует много времени. Его эффекты не так впечатляющи, как эффекты полной версии, но выполнять его можно чаще.
Разница с полной ШП состоит в количестве воды. Достаточно выпить 1-2 л подсоленной воды (можно добавить сок пол-лимона, если нет противопоказаний к употреблению кислого), и сделать 1 подход к упражнениям. Также позитивно при «коротком» варианте подключать агни-сару и наули.
Время выполнения: с 5 до 7 утра.
После выпитой воды в течение около часа произойдёт дефекация. Время выхода воды индивидуально!
Через 30-40 минут после можно позавтракать.
Кому может быть полезен этот вариант: если вы страдаете от запора (лучше 1л солёной воды выпить, чем слабительное), тем, кто проводит регулярные 1-2х дневные голодания (вместо клизмы). В отличие от полного варианта, здесь акцент на стимуляцию кишечника к опорожнению. И не вымывает микрофлору.
Диета до и после процедуры не так важна. Хотя облегчённый ужин перед выполнением будет кстати.
Обратите внимание, что время выхода воды у всех индивидуальное. Планируйте очищение так, чтобы вам не нужно было сразу бежать на работу/в университет или идти по делам. Избегайте лишнего стресса.
По необходимости можно выполнять даже каждый день (если страдаете от запоров). Но лучше не чаще 1-2 раз в неделю или по необходимости.
Ограничения:
Язвы желудка, 12-перстной кишки.
Джихва (санскр.) – язык, мула (санскр.) – корень, дхаути (санскр.) – очищение.
Наиболее простая для освоения шаткарма в данном списке, которая доступна всем и каждому, а польза от её выполнения невероятная.
Обратите внимание на свой язык по утрам. Есть налёт? Это свидетельствует о том, что в теле присутствуют токсины и пищеварительная система не справляется с накопленными ядами. Налёт на языке – самая важная причина неприятного запаха изо рта и идеальная среда для размножения массы бактерий. Микроорганизмы выделяют токсины (отходы жизнедеятельности), организм всё это всасывает в кровь и разносит по телу. Академик Петров считал, что гигиена полости рта – один из элементов профилактики рака!
Другой учёный подсчитал, что за 2 суток при несоблюдении гигиены ротовой полости там скапливается такое количество бактерий, которое способно убить лошадь!
Возьмите маленькую ложечку и очистите налёт на языке до полного его удаления. Прополоскайте рот водой.
Вместо ложки можно использовать специальные скребки из магазинов товаров для йоги. Но не надейтесь на свою зубную щётку: рифлёная поверхность специальных зубных щёток для чистки языка с этой функцией не справляются. Они скорее «размазывают» налёт по всему языку.
Йога «подсвечивает» наш внутренний мир со всеми его уродствами и красотой, чистотой и грязью. Задача йога – успешно справляться с грязью, культивируя чистоту. Практика йоги – это возделывание целины – нужно и камни убрать и сорняки искоренить. И только потом засеять зерновой культурой, овощами и пр. Шаткармы – помощник в культивировании внутренней и внешней чистоты: как тела, так и сознания.
Как нельзя накормить голодного картинками с едой, так и чтение описания шаткарм не принесёт должного результата. Необходима практика.
Для первого шага, заведите себе ложечку для чистки языка и заварник для промывания носа. Пусть они хранятся на видном места в ванной комнате. И начните их использовать. Это самые доступные и простые шаткармы.
Осваивайте остальные техники постепенно. Одна техника за другой, не спешите, но и не откладывайте в долгий ящик. Для освоения всех практик шаткарм может понадобиться 2-3 месяца.
Успехов! Ом!
Автор статьи: Марина Лысяк