Измени себя — изменится Мир вокруг

Агнисара дхаути крийя

Слушать аудио 0:00 / 07:12
Текст читает: Наталия Подолян

Агнисара крийя относится к одной из шаткарм под названием «дхаути». «Дхаути» означает 'внутреннее очищение', «агнисара» — 'сущность огня' («Агни» — 'огонь', «Сар» — 'сущность'), «крийя» можно перевести как 'осознанное действие'. В «Хатха-йога Прадипике» описывается только одна практика дхаути, вастра дхаути, в основе которой лежит внутреннее очищение путём заглатывания материи. Агнисара дхаути же стоит искать в «Гхеранда-самхите», где описаны и другие техники внутреннего очищения. В данном тексте эта практика описывается так: «Тесно прижми узел пупа к позвоночнику (втягивая живот) 100 раз. Это — Агнисара Дхаути, которая приносит йогину успех в йоге, устраняет болезни желудка и усиливает огонь пищеварения». Итак, рассмотрим всё по порядку.

Эффект от выполнения агнисара крийи

Агнисара дхаути крийя — весьма полезная техника. Во-первых, не стоит забывать, что она является одним из очистительных упражнений, т. е. приводит к улучшению вывода накопившихся ядов из организма, разгоняет застоявшуюся кровь, улучшает перистальтику кишечника и способствует полному очищению желудка и кишечника. Агнисара крийя разжигает пищеварительный огонь, улучшая процесс пищеварения и метаболизм, стимулирует мышцы живота, способствует сжиганию жира в этой области, оздоровляет работу печени, селезёнки и почек, регулирует кислотно-щелочное равновесие. Также данная техника нормализует работу репродуктивной системы, поскольку способствует оттоку застоявшейся венозной крови из области малого таза.

Если говорить об энергетических аспектах, то агнисара дхаути уменьшает апана вайю, нисходящую энергию, что позволяет поднять энергию на высшие центры. Помимо этого происходит очищение и гармонизация муладхара-, свадхистана- и манипура-чакр; это выражается в развитии таких качеств, как терпение, воля, эмоциональный баланс. А также агнисара позволяет быстро согреться, что бывает актуальным при занятиях в холодных помещениях или на улице в утренние часы.

Агнисара крийя является прекрасной подготовкой к выполнению наули крийи, уддияна бандхи и таких пранаям, как капалабхати и бхастрика.

Агнисара дхаути крийя: техника выполнения

Существует несколько способов выполнения агнисара крийи; основное, что должно соблюдаться в любом из вариантов, это быстрые движения животом, максимальное втягивание и выталкивание пупка. Упражнение можно выполнять как стоя, так и сидя, как на задержке дыхания, так и без неё.

Варианты выполнения агнисара дхаути крийи

  1. Стоя без задержки дыхания. Поставьте ноги на небольшом расстоянии друг от друга (не шире плеч) и слегка их присогните, наклоните корпус вперёд и упритесь руками чуть выше коленей так, чтобы большие пальцы смотрели на корпус. Руки прямые. Откройте рот, высуньте язык, быстро дышите через рот, словно собака, и двигайте животом в ритм дыханию. Это упрощённый вариант, с которого можно начать.
  2. Сидя без задержки дыхания. Сядьте в одну из удобных для вас поз, это может быть поза ученика (ваджрасана), лотос (падмасана), полулотос (ардхападмасана), благоприятная поза или поза милосердия (бхадрасана, её рекомендуют в бихарской школе йоги). Далее выполняем всё, как в прошлом варианте.
  3. Стоя с задержкой дыхания. Стойка аналогична описанной в первом варианте. Сделайте полный выдох (можно согнуться вперёд, чтобы выдох был максимальным, и вернуть корпус, уперев руки выше коленей). Задержите дыхание. Зажмите горловой замок (джаландхара бандха), прижав подбородок к груди ближе к ямке между ключицами. Затем начинайте делать быстрые манипуляции животом, прижимая пупок к позвоночнику и выталкивая его в обратном направлении. Когда захочется вдохнуть, нужно сначала разжать горловой замок, затем желательно сделать довыдох и только после этого спокойно сделать вдох.
  4. Сидя с задержкой дыхания. Выбираем одну из сидячих поз, описанных во втором варианте, и выполняем всё, как в предыдущем пункте (за исключением стойки).

При выполнении агнисара крийи следует соблюдать некоторые правила:

  • Данная техника выполняется на голодный желудок или не ранее четырёх часов после приёма пищи;
  • Не обязательно выполнять упражнение 100 раз в один подход, можно выполнять по несколько подходов, например, по 15 раз на задержку, 30 или 50;
  • Задержка дыхания не должна вызывать сильного дискомфорта. Если после выполнения упражнения не хватает сил сделать довыдох и спокойный вдох, а происходит резкий самопроизвольный вдох, то интервал задержки нужно сократить.

Противопоказания к агнисара дхаути крийи

  • беременность и два месяца после неё;
  • гипертония;
  • нарушения нормального функционирования сердца;
  • болезни желудка в периоды обострения;
  • язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки;
  • год после операций на брюшную полость;
  • инфекционные заболевания, выраженные высокой температурой и диареей;
  • любые злокачественные опухоли;
  • очистительные дни у женщин.

В заключение

Как мы видим из всего вышесказанного, агнисара дхаути крийя является очень полезной практикой. Её регулярное выполнение улучшает самочувствие, поднимает бодрость тела и духа, предотвращает застои как на физическом, так и на энергетическом плане в теле человека. Постепенное включение агнисара дхаути в ежедневную практику позволяет существенно продвинуться в выполнении асан и в йоге в целом. Постепенно повышая уровень выполнения агнисара крийи, её можно комбинировать с другими практиками, например, с капалабхати пранаямой, что усилит эффект и от пранаямы, и от крийи.

Как ни странно, но в наше время не все люди чувствуют своё тело, и многие сперва даже не понимают, как управлять мышцами живота, поскольку привыкли либо постоянно держать их в тонусе, демонстрируя плоский живот, либо, наоборот, никогда их не напрягают. И когда мы начинаем практиковать агнисара крийю, мы расширяем восприятие своего тела и, как следствие, окружающего мира, у нас появляются новые нейронные связи, и это позволяет нам иначе взглянуть не только на себя, но и на многие вещи.