Буддизм

  • Собрание Джатак. Оглавление

    Собрание Джатак. Оглавление

    Джатаки — это комментарии к произнесённым Буддой строфам, о прошлых жизнях Будды, прожитых им в ходе долгого пути к Пробуждению. Эти истории воодушевляют читателей развивать в себе те же качества (щедрость, нравственность, отрешение, мудрость, усердие, терпение, правдивость, настойчивость, дружелюбие и беспристрастие), которые позволили Бодхисаттве в конечном счёте достичь Пробуждения и открыть для других этот путь.

  • Будда Шакьямуни. Места Будды

    Будда Шакьямуни. Места Будды
    Чтобы пресечь страдания, Будда стремился постичь природу рождения, старения, болезни, смерти, перерождения, печали и неведения. Первая встреча Будды с этими явлениями проявилась, когда он с возницей колесницы по имени Чанна совершал прогулку по городу. Тогда Будда впервые увидел больного человека, старика, мертвеца и аскета, и Чанна объяснил Будде, что это означает. Осознав это, Будда пришёл к ясному пониманию истины страдания, которое испытывает каждый, и возможности избавления от него.
  • Буддийские сутры

    Буддийские сутры
    Санскритское слово «сутра» означает буквально «путеводная нить». В широком смысле слова сутры - это писания, повествовательная форма, в которой раньше записывались различного рода знания и учения. В форме сутр также представлены источники различных систем саморазвития, в том числе и слова Будды, которые были записаны его учениками и последователями. Для современного человека сутра - это нить, на которую нанизаны жемчужины мудрости, связующие прошлое с настоящим; нить, которая, возможно, поможет нам вспомнить и о своём прошлом опыте, о том Пути, по которому мы движемся из жизни в жизнь.
  • Книги по йоге и буддизму. Что нужно знать начинающему практику и как выбрать литературу для чтения?

    Книги по йоге и буддизму. Что нужно знать начинающему практику и как выбрать литературу для чтения?
    Нам часто задают вопросы о том, с какой книги начать изучать учение Будды или как структурировать информацию о йоге? Какую литературу читать человеку, который встает на путь саморазвития и только знакомится с различными течениями и направлениями в мире самосовершенствования. С чего начинать изучение йоги и буддизма? В этой статье представлен краткий обзор литературы, которая была бы актуальна для начинающих или для тех, кто хочет разобраться в йоге и буддизме более детально. 
  • Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь Будды

    Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь Будды
    В этой статье мы рассмотрим одну из концепций саморазвития, которая была сформулирована 2500 лет назад Буддой Шакьямуни в Сарнатхе и получила название «четыре благородные истины и восьмеричный путь». Будда предлагал не брать услышанное на веру, а путем размышления, анализа и практики проверять эти концепции на личном опыте. Можно даже сказать: открыть их заново, пережить и прочувствовать, чтобы формальное знание от услышанного трансформировалось в истинное постижение и нашло применение в практической части жизни. 
  • Мудрость Будды в притчах

    Мудрость Будды в притчах
    Притча — это малый поучительный рассказ, представленный в форме иносказания, и заключающий в себе этическо - нравственное поучение (премудрость). Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ — облегчённый, потому что притчи — это искусство слов попадать прямо в сердце.
  • Бхавачакра или Пратитья Самутпада

    Бхавачакра или Пратитья Самутпада

    Размышление над этим изображением приносит многие благие плоды: помогает осознать пороки сансары и вред недобродетельных поступков, помогает порождатъ отречение от сансары.

  • Ангулимала сутта: Сутта о разбойнике Пальцеломе

    Ангулимала сутта: Сутта о разбойнике Пальцеломе
    Так я слышал[[1]]: Однажды Блаженный[[2]] пребывал в Саваттхи[[3]], в роще Джеты, в обители, подаренной [общине] Анатхапиндикой. И в то самое время в области, подвластной царю Пассенади Косальскому, жил разбойник по прозванию Ангулимала-кровопроливец[[4]] лютый, в смертоубийствах закоснелый, душегуб безжалостный. От него и деревни обезлюдели, и торжки обезлюдели, и обжитые области обезлюдели. А сам он носил на шее ожерелье из пальцев убиенных им людей.
  • Маха симханада сутта: Большая сутра о львином рыке

    Маха симханада сутта: Большая сутра о львином рыке
    Так я слышал. Однажды Благословенный проживал возле Весали в роще, что к западу от города. И в то время Сунаккхатта, сын Личчхави, не так давно оставил эту Дхамму и Винаю. В собрании [людей] из Весали он делал такое утверждение: «У отшельника Готамы нет каких-либо сверхчеловеческих состояний, какого-либо отличия в знании и видении, достойного благородных. Отшельник Готама учит Дхамме, выдуманной [собственным] размышлением, следуя собственному вопрошанию по мере того, как оно происходит в нём. [Однако] когда он учит кого-либо [этой] Дхамме, это ведёт того, кто практикует её, к полному уничтожению страданий».
  • Бхайа-бхерава сутта: Страх и ужас

    Бхайа-бхерава сутта: Страх и ужас
    Я слышал, что однажды Благословенный обитал в лесу Джеты, в монастыре, построенном Анатхапиндикой. Тогда брахман Джануссонин направился к Благословенному и, подойдя, обменялся с ним учтивым приветствием. После обмена приветствиями и учтивостью он сел в стороне. И, сидя там, он обратился к Благословенному: «Господин Готама, сыны добрых семей, которые из убежденности в Господине Готаме ушли из дома в бездомность – Господин Готама их лидер? Господин Готама их помощник? Господин Готама их вдохновитель? Господин Готама пример для них?
  • Чула хаттхипадопама сутта: Малый пример со следами слона

    Чула хаттхипадопама сутта: Малый пример со следами слона
    Я слышал, что однажды Благословенный пребывал рядом с Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. И тогда брахман Джануссонин выехал днём из Саваттхи на своей белоснежной крытой колеснице. Издали он увидел идущего странника Пилотику, и завидев его, сказал: «Откуда же это средь бела дня идёт Мастер Ваччхаяна?»1
  • Сутра о зле

    Сутра о зле
    "Я преподам вам, о братья, учение о победе над Злом. Послушайте внимательно, приникните к словам моим." — "Да будет так, Господин", — отвечали монахи Блаженному. И тогда Блаженный сказал: "Тот сокрушит злое, — говорю я, — кто видит, кто знает; и не тот, кто не видит, кто не знает. И о чём же я скажу, о братья? — о понимании мудрости и понимании неразумности.
  • Сутра о Постижении Истины (Сутра о познании изменений жизни и смерти)

    Сутра о Постижении Истины (Сутра о познании изменений жизни и смерти)
    В это время один монах, по имени Постижение Истины, который недавно принял Дхарму, в душе испытывал сомнения: "Будда говорит, что есть перерождение, но после смерти ещё никто не вернулся и не сказал об этом, тогда откуда об этом известно? Нужно спросить об этом Будду". Но он ещё ничего не успел произнести, как Будда узнал об его сомнениях и первым сказал:
  • Самадхираджа-сутра. Сутра о царственном сосредоточении (Царь самадхи)

    Самадхираджа-сутра. Сутра о царственном сосредоточении (Царь самадхи)
    «Самадхираджа-сутра» — каноническое сочинение буддизма Махаяны, входящее в состав буддийского канона на китайском, тибетском, монгольском языке, а также существующее в виде отдельных рукописей на санскрите. «Самадхираджа-сутра» также входит в число Девяти Дхарм, или Девяти Провозглашений Дхармы (санскр. Нава Дхарма, Нава Дхармапарьяя) — особого объединения сочинений, характерного для неварского буддизма в Непале.
  • Бодхисаттва Авалокитешвара. Внимающий звукам мира

    Бодхисаттва Авалокитешвара. Внимающий звукам мира

    Бодхисаттва Авалокитешвара – один из самых почитаемых в буддизме. Он олицетворяет присущую всем буддам и заложенную во всяком живом существе энергию сострадания.

    Бодхисаттва Авалокитешвара известен также как Внимающий Звукам Мира или Постигающий Звуки Мира.

  • Кайлас — гора Богов

    Кайлас — гора Богов

    Северное лицо Кайласа… Именно к его подножию приходят люди, ищущие более глубокого взаимодействия с великой святыней. Путь сюда не так прост. На высоте около 4000 тысяч метров нужно преодолеть достаточно крутой подъем вдоль стекающих вниз ручьев, а потом — несколько сот метров по леднику и снегу. Тибетцы, привыкшие к высоте, передвигаются здесь со скоростью горных ланей, но европейцам приходится останавливаться, переводить дыхание. Все это ради того, чтобы на несколько секунд прикоснуться к основанию Северного лица, испытать на себе загадочное воздействие Кайласа.

  • Сансара: определение, значение, перевод

    Сансара: определение, значение, перевод

    Термин «сансара» переводится с санскрита как «процесс прохождения, протекания». Под сансарой подразумевается перевоплощение души из жизни в жизнь, из тела в тело, из одного мира в другой мир, из одного состояния сознания в иное.

  • Колесо острого оружия

    Колесо острого оружия
    Почтение Трем Драгоценностям! Вот колесо оружия, поражающее уязвимые точки тела врага. Почтение гневному Ямантаке!