Буддизм

  • Собрание Джатак. Оглавление

    Собрание Джатак. Оглавление

    Джатаки — это комментарии к произнесённым Буддой строфам, о прошлых жизнях Будды, прожитых им в ходе долгого пути к Пробуждению. Эти истории воодушевляют читателей развивать в себе те же качества (щедрость, нравственность, отрешение, мудрость, усердие, терпение, правдивость, настойчивость, дружелюбие и беспристрастие), которые позволили Бодхисаттве в конечном счёте достичь Пробуждения и открыть для других этот путь.

  • Будда Шакьямуни. Места Будды

    Будда Шакьямуни. Места Будды
    Чтобы пресечь страдания, Будда стремился постичь природу рождения, старения, болезни, смерти, перерождения, печали и неведения. Первая встреча Будды с этими явлениями проявилась, когда он с возницей колесницы по имени Чанна совершал прогулку по городу. Тогда Будда впервые увидел больного человека, старика, мертвеца и аскета, и Чанна объяснил Будде, что это означает. Осознав это, Будда пришёл к ясному пониманию истины страдания, которое испытывает каждый, и возможности избавления от него.
  • Буддийские сутры

    Буддийские сутры
    Санскритское слово «сутра» означает буквально «путеводная нить». В широком смысле слова сутры - это писания, повествовательная форма, в которой раньше записывались различного рода знания и учения. В форме сутр также представлены источники различных систем саморазвития, в том числе и слова Будды, которые были записаны его учениками и последователями. Для современного человека сутра - это нить, на которую нанизаны жемчужины мудрости, связующие прошлое с настоящим; нить, которая, возможно, поможет нам вспомнить и о своём прошлом опыте, о том Пути, по которому мы движемся из жизни в жизнь.
  • Книги по йоге и буддизму. Что нужно знать начинающему практику и как выбрать литературу для чтения?

    Книги по йоге и буддизму. Что нужно знать начинающему практику и как выбрать литературу для чтения?
    Нам часто задают вопросы о том, с какой книги начать изучать учение Будды или как структурировать информацию о йоге? Какую литературу читать человеку, который встает на путь саморазвития и только знакомится с различными течениями и направлениями в мире самосовершенствования. С чего начинать изучение йоги и буддизма? В этой статье представлен краткий обзор литературы, которая была бы актуальна для начинающих или для тех, кто хочет разобраться в йоге и буддизме более детально. 
  • Четыре Благородные Истины. Восьмеричный Путь Будды

    Четыре Благородные Истины. Восьмеричный Путь Будды
    В этой статье мы рассмотрим одну из концепций саморазвития, которая была сформулирована 2500 лет назад Буддой Шакьямуни в Сарнатхе и получила название «четыре благородные истины и восьмеричный путь». Будда предлагал не брать услышанное на веру, а путем размышления, анализа и практики проверять эти концепции на личном опыте. Можно даже сказать: открыть их заново, пережить и прочувствовать, чтобы формальное знание от услышанного трансформировалось в истинное постижение и нашло применение в практической части жизни. 
  • Мудрость Будды в притчах

    Мудрость Будды в притчах
    Притча — это малый поучительный рассказ, представленный в форме иносказания, и заключающий в себе этическо - нравственное поучение (премудрость). Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ — облегчённый, потому что притчи — это искусство слов попадать прямо в сердце.
  • Бхавачакра или Пратитья Самутпада

    Бхавачакра или Пратитья Самутпада

    Размышление над этим изображением приносит многие благие плоды: помогает осознать пороки сансары и вред недобродетельных поступков, помогает порождатъ отречение от сансары.

  • Совет Джамгона Конгтрула

    Совет Джамгона Конгтрула
    Если ум не очищен, то хотя он и Будда,
    Он считается несовершенным,
    Человек гневается даже на своих любимых,
    Большинство ситуаций становятся неблагоприятными,
    Беспрестанно возникают надежда и страх, желание и отвращение,
    Бесполезно проходят годы, и заканчивается его человеческая жизнь.
  • Дхаммапада (выдержки)

    Дхаммапада (выдержки)
    Выдержки из палийского текста Дхаммапады, который состоит из 26 глав, включающих 423 изречения Будды Шакьямуни. Каждое высказывание освещает достаточно глубокие вопросы, и в то же время все они изложены максимально просто, чтобы быть доступными даже необразованному читателю или слушателю.
  • Сутра Сравнений

    Сутра Сравнений
    Так я слышал. Однажды бхагаван находился в городе Шравасти, в роще Джетавана в саду Анатхапиндады. Окруженный великим собранием [его учеников] Почитаемый Миром сказал царю Прасенаджиту: «О великий царь! Ныне я расскажу тебе короткую притчу, в которой повествуется о том вреде, который приносит привязанность к сансарным явлениям. Ныне, ты, о царь, должен внимательно выслушать ее и хорошо обдумать!
  • Махамангала сутта: Сутта о Высшем благе

    Махамангала сутта: Сутта о Высшем благе
    Когда ночь была почти на исходе одно божество, явилось в рощу Джеты, озарив её своим сиянием, Подойдя к Бхагаванту, оно почтительно поприветствовало его и стало подле. И, стоя подле, божество то обратилось к Бхагаванту стихами:
  • Ангулимала сутта: Сутта о разбойнике Пальцеломе

    Ангулимала сутта: Сутта о разбойнике Пальцеломе
    Так я слышал[[1]]: Однажды Блаженный[[2]] пребывал в Саваттхи[[3]], в роще Джеты, в обители, подаренной [общине] Анатхапиндикой. И в то самое время в области, подвластной царю Пассенади Косальскому, жил разбойник по прозванию Ангулимала-кровопроливец[[4]] лютый, в смертоубийствах закоснелый, душегуб безжалостный. От него и деревни обезлюдели, и торжки обезлюдели, и обжитые области обезлюдели. А сам он носил на шее ожерелье из пальцев убиенных им людей.
  • Маха симханада сутта: Большая сутра о львином рыке

    Маха симханада сутта: Большая сутра о львином рыке
    Так я слышал. Однажды Благословенный проживал возле Весали в роще, что к западу от города. И в то время Сунаккхатта, сын Личчхави, не так давно оставил эту Дхамму и Винаю. В собрании [людей] из Весали он делал такое утверждение: «У отшельника Готамы нет каких-либо сверхчеловеческих состояний, какого-либо отличия в знании и видении, достойного благородных. Отшельник Готама учит Дхамме, выдуманной [собственным] размышлением, следуя собственному вопрошанию по мере того, как оно происходит в нём. [Однако] когда он учит кого-либо [этой] Дхамме, это ведёт того, кто практикует её, к полному уничтожению страданий».
  • Бхайа-бхерава сутта: Страх и ужас

    Бхайа-бхерава сутта: Страх и ужас
    Я слышал, что однажды Благословенный обитал в лесу Джеты, в монастыре, построенном Анатхапиндикой. Тогда брахман Джануссонин направился к Благословенному и, подойдя, обменялся с ним учтивым приветствием. После обмена приветствиями и учтивостью он сел в стороне. И, сидя там, он обратился к Благословенному: «Господин Готама, сыны добрых семей, которые из убежденности в Господине Готаме ушли из дома в бездомность – Господин Готама их лидер? Господин Готама их помощник? Господин Готама их вдохновитель? Господин Готама пример для них?
  • Индрия-вибханга Сутта

    Индрия-вибханга Сутта
    Существуют Пять Способностей. Какие пять? Способность Веры, Способность Усилия, Способность Сосредоточения Внимания, Способность Самадхи, Способность Различающей Мудрости.
  • Чула хаттхипадопама сутта: Малый пример со следами слона

    Чула хаттхипадопама сутта: Малый пример со следами слона
    Я слышал, что однажды Благословенный пребывал рядом с Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. И тогда брахман Джануссонин выехал днём из Саваттхи на своей белоснежной крытой колеснице. Издали он увидел идущего странника Пилотику, и завидев его, сказал: «Откуда же это средь бела дня идёт Мастер Ваччхаяна?»1
  • Сутра о зле

    Сутра о зле
    "Я преподам вам, о братья, учение о победе над Злом. Послушайте внимательно, приникните к словам моим." — "Да будет так, Господин", — отвечали монахи Блаженному. И тогда Блаженный сказал: "Тот сокрушит злое, — говорю я, — кто видит, кто знает; и не тот, кто не видит, кто не знает. И о чём же я скажу, о братья? — о понимании мудрости и понимании неразумности.
  • Сутра о Постижении Истины (Сутра о познании изменений жизни и смерти)

    Сутра о Постижении Истины (Сутра о познании изменений жизни и смерти)
    В это время один монах, по имени Постижение Истины, который недавно принял Дхарму, в душе испытывал сомнения: "Будда говорит, что есть перерождение, но после смерти ещё никто не вернулся и не сказал об этом, тогда откуда об этом известно? Нужно спросить об этом Будду". Но он ещё ничего не успел произнести, как Будда узнал об его сомнениях и первым сказал:



Буддизм. Основные моменты

Будда Шакьямуни

Этим текстом мы открываем цикл статей по буддизму. Для тех читателей, кто уже продвинулся на пути познания буддизма как философского учения, возможно, эта статья будет полезна тем, что в ней мы не просто рассмотрим буддизм как явление, религию, философию или систему мышления отдельно от других мировых религий и учений, но прежде всего мы постараемся показать, каким образом те вещи, что проповедует буддизм, неразрывно связаны с другими течениями философской и религиозной мысли. Мы рассмотрим буддизм как философское учение, а также покажем, каким образом оно трансформировалось в культ и стало считаться одной из главных мировых религий. Мы посмотрим на то, что лежало в основе буддизма, и его взаимосвязь не только с учением веданты и йоги, но также и с авраамическими религиями.

В этой статье, которая предполагает анализ темы, т. е. «препарирование» материала (разделение его на составные части для того, чтобы сделать доступным для понимания), мы тем не менее будем использовать синтетический подход — сравнивая, казалось бы, несравнимое и перекидывая мосты между теми понятиями, которые с течением времени почему-то стали восприниматься в качестве независимых и несвязанных между собой явлений. Однако это далеко не так, и сами корни буддизма (история его происхождения) указывают на это.

Так что перед тем как читать статью дальше, очистите ум, сделайте его более открытым для принятия новых взглядов, а вернее забытых старых истин. Возможно, тогда у вас не возникнет желание вести внутреннюю дискуссию с автором статьи, потому что диалоги любого типа свидетельствуют только об одном — мы по-прежнему находимся в парадигме исключительно дуального восприятия мира, где наше Эго — это наши взгляды, мнения, жизнь, а чужое мнение — это то, что нам не принадлежит. Следовательно, есть «Я» и «не-Я». Конфликт возникает именно из-за того, что умозрительно мы привыкли разделять абсолютно всё. Отсюда происходит и наша привычка наклеивать ярлыки. Под ними нужно понимать закрепление определённого мнения, касающегося того или иного явления.

Будда

Назвав вещь, мы тем самым отчуждаем её от себя. Если мы настроены положительно по отношению к этому явлению, то и ярлык будет соответствующим, и наоборот. Но одно остаётся неизменным: эти вещи и явления находятся вокруг нас, вне нас, а тот, кто выносит решение, раздающий названия и принимающий решения относительно принятия или непринятия того или этого, находится внутри нас — наше Я, или иначе эго. Эго стремится всё каталогизировать, разделить и назвать, забывая о том, что, прикрепив табличку, мы лишаем вещь или явление жизни.

Она умирает для нас в тот момент, когда мы дали ей описание, назвали и положили в свой «шкаф» атрибутов, принадлежностей, которые мы старательно накапливаем в жизни. По сути, жизнь каждого из нас — это накопление, коллекционирование чего-либо, будь то: машины, ювелирные украшения, книги или даже воспоминания. Именно так, воспоминания — это тоже те самые «вещи», на которые наш ум повесил ярлычок и разместил в положенном месте, в ряду воспоминаний. Даже знания, которые мы ставим так высоко, на самом деле относятся к той же категории атрибутов, которыми мы себя окружаем, и при помощи них мы стараемся заполнить ту пустоту внутри нас, которая не даёт спокойно жить. В действительности любая внешняя деятельность сводится к этому самому заполнению пустоты. Ум не настроен на то, чтобы выяснять, кто же мы есть на самом деле без внешней атрибутики.

Буддизм как раз и пытается понять, кто мы есть на самом деле, при этом отбросив внешние, привычные понятия, расставшись со своим мнением и наконец-то увидев вещи такими, какие они есть. Буддизм погружается внутрь явлений, сознания и действительно идёт по пути понимания сути человека. Притом делает он это исключительно опытным путём, в чём и состоит преимущество буддизма относительно других религиозно-философских систем. В буддизме нет бога. Его называют религией, из него сделали религию, потому что человек склонен к тому, чтобы чему-то или кому-то поклоняться, но изначально идеи Будды никоим образом не подразумевали создания какого-либо культа. Совсем наоборот.

Будда (первый человек, полностью осознавший себя), что в переводе значит ‘просветлённый’, пришёл к тому выводу, озарению, что только наше «Я» создаёт иллюзию разделённости, таким образом генерируя желания и страдания (дукху). Из-за невозможности удовлетворения желаний возникает страдание. В дальнейшем понятие о страдании займёт центральное место в учении буддизма и будет названо учением о «Четырёх благородных истинах». Но, в отличие от многих других философских и тем более религиозных систем, происхождение страдания не может быть найдено извне.

Оно не обозначено термином «дьявол», не имеет ничего общего с посыланием проклятий богами и т. д., что хорошо известно нам из основ, на которых базируются другие религиозные течения. Поиск «зла» извне равносилен снятию ответственности с самого человека. Но когда мы говорим об ответственности, то её нужно понимать совершенно другим образом, ни в коем случае не проводя параллели с чувством вины. Ощущение провинности и греха широко внедрялось в сознание западного человека благодаря многовековому доминированию христианских догматов на территории Европы, которые, в свою очередь, находят себе основу в иудаизме.

Буддизм. Основные идеи

Поиск себя, самопознание — вот чем занимается буддизм, если говорить кратко. Осознавать себя от момента к моменту, быть ежедневно в этом состоянии, т. е. изменять состояние сознания, идти к Пробуждению, ведь «Будда» ещё означает ‘пробуждённый’, — в этом практическая цель буддизма. Нужно выйти из состояния сна, в котором находится большинство из нас. Когда человек осознаёт, то он начинает воспринимать вещи и окружающий мир по-другому. Спадает пелена — то, о чём говорится в сутрах этого философского течения и в текстах Махаяны. Просветление, которого достиг Будда, произошло в результате устранения завес ума. А что значит «устранение завес»? Это значит увидеть мир таким, какой он на самом деле. Мы только тогда можем видеть вещи в истинном свете, когда устранены разделения, когда между наблюдателем и наблюдаемым больше нет барьера.

Эта истина ведёт нас в глубь веков, к самим Ведам, откуда и происходит этот постулат о равности Атмана («Я») Брахману (всему что есть, источнику). Наблюдая за тем что есть, или по-другому этот процесс можно назвать медитацией, мы устраняем внутренние завесы и в конечном итоге приходим к состоянию единства с Сущим, с мирозданием. Иначе это состояние известно как Самадхи.

Здесь мы начинаем понимать, что учение веданты, йоги и буддизма неразрывно связаны. Для многих из наших читателей понятие самадхи знакомо из текстов о йоге. И вы правы. Восьмеричный путь, аштанга йога, известная нам со времён основателя йогической традиции Патанджали, уходит своими корнями в традицию Вед. Сидхартха Гаутама, позднее ставший Буддой, родился в обществе, где господствовало учение веданты. Он был индийским принцем, ограждённым, насколько это возможно, от познания обратной стороны жизни с её превратностями, болью, несчастьями. До 29 лет он не имел понятия о том, что другие люди страдают и что между людьми нет равноправия.

С тех пор как Сидхартха узнал об этом, он встал на путь монашества. После многих лет Будда пришёл к собственному пониманию того, что есть реальность, из чего она состоит и цели человека в этой жизни. В результате долгих размышлений, медитации Сидхартха Гаутама стал Буддой — Просветлённым — и стал передавать свои знания о сути бытия людям.

королевство Бутан, Бутан религия, фото Бутан, Бутан достопримечательности

Веданта и ее влияние на буддизм

Тут мы снова сталкиваемся с влиянием Вед на философию буддизма. Ведь перед нами закономерный вопрос: почему Будда решил выйти за пределы учения о Брахмане и других постулатов ведантизма? Дело в том, что в те времена в индийском обществе уже сложилась непростая иерархическая система, регулирующая отношения между людьми, определяющая их статус и обязанности. Это полностью отрицало равноправие между ними. Поэтому Будда не мог принять существующего тогда положения вещей, оттого в учении, позднее названном в честь него, произошло преодоление кастовости и исключились какие-либо намёки на место человека в обществе.

Позднее мы находим в одном из направлений буддизма, хинаяне, деление «благородных личностей» на 4 типа: те, кто встал на тропу; те, кто вернутся ещё раз (подразумевается реинкарнация); невозвращающиеся и совершенные (архаты) — это уже нововведения последователей Будды. Сам же Просветлённый ни о каких разделениях не говорил. Даже то, что изложено в сутрах, записано гораздо позднее, поэтому мы не можем положиться на какой-то определённый канонизированный текст. Хотя последователи Тхеравады и признают основным Палийский канон, написанный на языке Пали (язык, сходный с санскритом, на котором говорил Будда), но официально в буддизме нет священных текстов, как это традиционно положено в христианстве, иудаизме и исламе. Точно так же как нет и идеи бога, а следовательно, даже если называть буддизм религией, то это не теизм.

Будда, осознавший ложность следования канонам, традициям и концепциям, всячески предостерегал от этого и своих последователей. Таким образом, мы можем сказать, что буддизм появился на почве критики кастового общества древней Индии. Идеология буддизма была разработана уже после того, как Будда перешёл в паринирвану (смерть физического тела), и если мы и имеем дело в настоящее время со строгими концепциями этого течения, то это дело рук учеников Будды, но не его самого.

Философия буддизма: кратко и понятно

Основы буддизма кратко можно выразить следующим образом: изменение состояния сознания, происходящее в процессе самопознания через практику дхьяны (медитации), приводит к просветлению, освобождению из круговорота сансары и переходу в нирвану. Смысл этой реинкарнации состоит в том, чтобы приблизиться к самореализации через практику медитации, переходу в состояние самадхи, а затем и к освобождению, нирване. Принятие, недвойственность, самоосознание и полное осознание своего «Я», а также его ложности, понимание иллюзорности окружающей нас действительности, осознание «майи» приведут вставшего на путь буддизма к ещё более глубокому, истинному пониманию сущего — к идее шуньяты. Однажды осознав, что такое шуньята, человек уже не сможет вернуться назад. Его осознание выйдет на другой, качественно новый уровень, а это и есть то, о чём Будда учил во время второго поворота Дхармы: шуньята как основополагающее понятие философии буддизма.

Сложно объяснять словами то, что не может быть объяснено с их помощью, тем более мы говорим о пустоте. Поэтому-то Будда и подчёркивал важность личного опыта. Буддизм — это не умозрительная концепция, а изначально практическое учение и философия. Без личного исследования нельзя быть ни последователем буддизма, ни тем более его учителем. Чтение книг по этим темам вряд ли поможет, потому что буддизм — это не накопление теоретических знаний, а практическое экспериментирование, применение и исследование собственной жизни и осознание себя.

королевство Бутан, Бутан религия, фото Бутан, Бутан достопримечательности

Основы буддизма. Направления

Основы буддизма можно выразить следующим образом. Буддизм является философским учением, от которого берут начало несколько направлений. Среди главных можно выделить течение Хинаяны, иначе известное как Тхеравада (в переводе ‘учение старейших’), ещё его называют «Малой колесницей», и Махаяны, «Большой колесницы», а также Ваджраяны, «Алмазной колесницы», и Дзен. По большей части страны Юго-Восточной Азии следуют по пути Тхеравады. Суть здесь состоит в том, что Тхеравада признаёт в качестве основы только Палийский канон. В то время как Махаяна опирается по большей части на махаянские сутры и Палийский канон. Дискуссии между представителями двух направлений ведутся относительно достоверности изложенной информации в сутрах Махаяны. Представители Махаяны утверждают, что слова Будды есть в обоих источниках, в то время как тхеравадцы принимают только Палийский канон.

Конечно, с течением времени слова Будды могли быть изменены, поэтому можно понять последователей Тхеравады, которые принимают за основу единственный Палийский канон. Ваджраяна — это самостоятельное течение буддизма, но и оно происходит из уже сложившегося к тому времени (V век н. э.) направления Махаяны. Считается, что Ваджраяна, «Алмазная колесница», берёт за основу тантру, а в ней, как известно, большое значение придаётся прохождению Пути. В этом случае Ваджраяна уделяет большое внимание передаче традиции от учителя непосредственно к ученику. Таким образом, отличие от Махаяны очевидно, т. к. в ней фигура учителя не считается обязательной.

В Ваджраяне для достижения просветления ученик должен не только почитать учителя, но и практиковать джапу (чтение мантр), медитацию и визуализацию образов божеств. Хотя буддизм и отрицает идею бога, но таких существ, как дэвы и архаты, в учении принимают.

Дзен-буддизм. Основные идеи кратко

Отдельно из множества конфессий буддизма хочется подробней остановиться на так называемом дзен-буддизме. Это ещё одно из ответвлений Махаяны. Главная отличительная черта этой ветви буддизма состоит в получении возможности мгновенного просветления. В отличие от других конфессий, где для просветления требуются годы практики и прикладывание больших усилий, то дзен-буддизм занимает кардинально противоположную позицию. Он говорит, что просветление может быть достигнуто сию минуту.

Не отрицают и получение просветления через упорство и старание, посвящение многих лет практике медитации, но в дзен-буддизме подчёркивается возможность мгновенного просветления. Практики говорят так: «Возможно, ты просветлишься через 3 секунды, а возможно, тебе понадобится для этого 30 лет».

Эта форма буддизма сложилась в V–VI веках н. э. в Китае, но постепенно вышла за границы этого государства и к XII веку стала распространяться в Японии, где дзен-буддизм и обогатился знаниями из практики мистицизма. Неслучайно в этом направлении буддизма возможно настолько быстрое просветление, потому что тут не исключена роль мистического вмешательства.

В целом в практике дзен-буддизма на первый план выходит медитация, дхьяна. Здесь нет поклонения Будде, из него не делают божества, как в других ответвлениях буддизма, включая «Большую колесницу». Так же как и в Ваджраяне, большая роль отводится гуру, передаче знаний «от сердца к сердцу». В гораздо меньшей мере, чем последователи тхеравады и махаяны, в дзен-буддизме опираются на текст, скорее здесь даже не стремятся постигать сутры и тантры, всё идёт через познание самого себя, интроспекции — отсюда большая роль практики дхьяны, более известной как дзен-медитация. На самом деле последователи дзен практикуют чистую медитацию, а западные исследователи и популяризаторы назвали её дзен-медитацией, обособив и преподнося, как экзотический фрукт.

1e37dc4429e1a6f8a4f98b3a8755920f.jpg

Буддизм как философское учение может быть охарактеризован словами А. А. Долина:

«Истина сокрыта вне письмён,
В знаках и словах не передать Закон.
К сердцу обратись, внутрь и вспять,
Чтоб, себя постигнув, Буддой стать!»

Это четверостишие характеризует, пожалуй, не только дзен-буддизм, но и буддизм в целом, ведь он по большей части может быть рассмотрен и как направление психологии. Изучение своего внутреннего мира и пространства вокруг ведёт к гармонии с самим собой и миром в целом. Среди современных направлений психологии немало тех, которые взяли на вооружение многие приёмы из практики дхараны и дхьяны, такие как: визуализация, видение со стороны, разделение индивида на наблюдателя и наблюдаемое. Это не достижения современного знания, а всего лишь заимствование из хорошо забытого прошлого.

Доступный буддизм. Основные идеи кратко

Как понять буддизм? С таким вопросом сталкивается едва ли не каждый, кто хотя бы однажды полюбопытствовал о том, что значит учение буддизма. В нём основные идеи могут быть сведены к следующему:

— «Четыре благородные истины», суть которых может быть выражена в понимании того, что есть дукха, т. е. страдание. Это первый постулат осознания присутствия дукхи.
— Второй постулат гласит, что у дукхи есть причина.
— Третий говорит о том, что дукха может быть прекращена, т. к. она основана либо на желаниях, либо на неправильном понимании вещей.
— Четвёртая благородная истина сообщает, каким образом, каким путём мы подойдём к просветлению и избавимся от страдания. Это путь, который приведёт к нирване. Этот постулат «Четырёх благородных истин» можно назвать ключевым, потому что в дальнейшем направления и школы буддизма будут отличаться именно по способу и методам достижения просветления и нирваны.

Буддизм признает понятие кармы. Здесь-то и находится взаимосвязь с учением Вед. Также он разделяет веру в реинкарнацию. Философскую часть буддизма можно охарактеризовать как изучение и постижение «Четырёх благородных истин» и практику «Восьмеричного пути». Именно через него можно уничтожить дукху и достичь нирваны. «Восьмеричный путь» состоит из трёх разделов: мудрости, нравственности и духовной дисциплины.

  • Мудрость — это правильные воззрения и правильные намерения;
  • Нравственность — это правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни;
  • Духовная дисциплина — это правильное усилие, правильное памятование, правильное сосредоточение.

Нужно заметить, что в буддизме его философская концепция органично переплетается с практикой. Изучая «Восьмеричный путь», у ученика нет другого варианта кроме того, чтобы начать применять теоретическое знание на практике. Для того чтобы практиковать буддизм, совсем не нужно рождаться буддистом. Одним из аспектов бытия буддиста, становления на этот духовный путь служит понимание и принятие трёх драгоценностей, под которыми подразумеваются:

  • Будда. Изначально так называли принца Сиддхардху Гаутаму, а позднее и любого другого Просветлённого, т. к. известно, что Буддой может стать кто угодно.
  • Дхарма, или учение Будды — принятие вещей, мироздания таким, какое оно есть. Иначе это учение называют «учением о «таковости». Здесь опять мы видим корни буддизма, уводящие нас в веданту и понятие Брахмана.
  • Сангха — принятие буддийского сообщества в целом.
9f954103bd0a50a3bbe4450b54a1a113.jpg

Что значит буддизм. Основы религии

Продолжая разговор об основах учения буддизма, следует рассмотреть так называемую доктрину о трёх поворотах колеса Дхармы. В ней заключены основные понятия буддизма. Эта доктрина довольно проста для описания, но гораздо более сложна в отношении практики. Смысл её сводится к трём положениям, осознав которые, вы уже в какой-то мере продвинетесь на пути к просветлению.

После первого поворота Дхармы Будда учил о «Четырёх благородных истинах». Этот поворот напрямую связан с направлением Хинаяны, или Тхеравады. Во время второго поворота Будда учил о пустоте, или шуньяте. Это основоположное понятие, которое рассказывает о том, что у человека нет собственного «Я», а у вещей и явлений отсутствует собственная природа, потому что все они относительны и взаимозависимы. Метод тантры также повествует о шуньяте. Когда ученик хотя бы на один момент приоткрыл завесу и «увидел» пустоту, то это становится одним из ярчайших опытов на пути к просветлению, но по сравнению с истинным и окончательным избавлением от иллюзий это всего лишь искра. Однако даже она даёт понять ученику действительное состояние вещей, «такие, какие они есть».

Во время третьего поворота Дхармы речь шла о природе Будды, или о сознании. Представители некоторых течений иногда рассматривают третий поворот Дхармы не как самостоятельный, но как производный от второго поворота, потому что даже логическое мышление способно нас привести к пониманию того, что осознание шуньяты, пустоты, самым прямым образом связано с природой Будды, сознанием и, как следствие, Осознанием.

Кто основал буддизм

Первый человек, ставший Просветлённым, или Буддой, был Сиддхартха Гаутама, позже известный как Будда Шакьямуни. Но не ему принадлежит честь основания буддизма как религиозно-философского учения. «Учение Просветлённого», как переводится буддизм, было записано гораздо позднее, со слов учеников Будды, и если говорить прямо, то само основание школ буддизма изначально противоречит тому, чему учил Будда. Он говорил о непринятии каких бы то ни было авторитетов, подчёркивал важность собственного опыта и познания истины, видение вещей «таким, какие они есть».

Невозможно увидеть вещь/явление таким, какое оно есть, следуя догмату или давлению извне, а любое учение — это и есть авторитет, но очевидно люди не могут жить без принятия авторитета, они нуждаются в нём, поэтому и не смогли удержаться и основали буддизм. Для тех из вас, кто действительно планирует стать на путь буддизма, при этом не записываясь ни в какие сообщества и школы, полезно знать, что именно таким образом вы более всего приблизитесь к сути буддизма, которая состоит в том, чтобы самостоятельно, опытным путём, через размышления, медитацию исследовать своё сознание и его взаимодействие с окружающим миром. Приёмы для исследования могут отличаться, но зная и понимая основы учения Будды, выраженные в «Четырёх благородных истинах» и «Восьмеричном пути», практикующий уже имеет всё, что ему нужно для исследования реальности. Медитация в самом широком смысле этого слова (в переводе означает ‘размышление’) откроет двери на пути к освобождению из колеса Сансары и даст возможность проникнуть в глубины сознания, чтобы в конце концов понять, что вас не существует, что «Я» просто нет.