Измени себя — изменится Мир вокруг

Буддизм

Собрание Джатак. Оглавление

Собрание Джатак. Оглавление

Джатаки — это комментарии к произнесённым Буддой строфам, о прошлых жизнях Будды, прожитых им в ходе долгого пути к Пробуждению. Эти истории воодушевляют читателей развивать в себе те же качества (щедрость, нравственность, отрешение, мудрость, усердие, терпение, правдивость, настойчивость, дружелюбие и беспристрастие), которые позволили Бодхисаттве в конечном счёте достичь Пробуждения и открыть для других этот путь.

Будда Шакьямуни. Места Будды

Будда Шакьямуни. Места Будды

Чтобы пресечь страдания, Будда стремился постичь природу рождения, старения, болезни, смерти, перерождения, печали и неведения. Первая встреча Будды с этими явлениями проявилась, когда он с возницей колесницы по имени Чанна совершал прогулку по городу. Тогда Будда впервые увидел больного человека, старика, мертвеца и аскета, и Чанна объяснил Будде, что это означает. Осознав это, Будда пришёл к ясному пониманию истины страдания, которое испытывает каждый, и возможности избавления от него.

Буддийские сутры

Буддийские сутры

Санскритское слово «сутра» означает буквально «путеводная нить». В широком смысле слова сутры - это писания, повествовательная форма, в которой раньше записывались различного рода знания и учения. В форме сутр также представлены источники различных систем саморазвития, в том числе и слова Будды, которые были записаны его учениками и последователями. Для современного человека сутра - это нить, на которую нанизаны жемчужины мудрости, связующие прошлое с настоящим; нить, которая, возможно, поможет нам вспомнить и о своём прошлом опыте, о том Пути, по которому мы движемся из жизни в жизнь.

Книги по йоге и буддизму. Что нужно знать начинающему практику и как выбрать литературу для чтения?

Книги по йоге и буддизму. Что нужно знать начинающему практику и как выбрать литературу для чтения?

Нам часто задают вопросы о том, с какой книги начать изучать учение Будды или как структурировать информацию о йоге? Какую литературу читать человеку, который встает на путь саморазвития и только знакомится с различными течениями и направлениями в мире самосовершенствования. С чего начинать изучение йоги и буддизма? В этой статье представлен краткий обзор литературы, которая была бы актуальна для начинающих или для тех, кто хочет разобраться в йоге и буддизме более детально. 

Основные принципы буддизма

Основные принципы буддизма

Принципы буддизма кратко изложены в «Сутре запуска колеса Дхармы», в которой лаконично описана суть первой проповеди Будды Шакьямуни. В этой сутре изложены базовые принципы буддизма, которые объединяют в себе три базовые концепции.

Бодхгая — центр буддийского мира

Бодхгая — центр буддийского мира

Для буддистов со всего мира Бодхгая — это своеобразный пуп земли, центр, вокруг которого вращается их мироздание, место, сконцентрировавшее вокруг себя память о Будде Шакьямуни. Место, хранящее память о событиях прошлого… Память о том моменте, когда Сиддхартха Гаутама, наследный принц рода Шакьев, смог осознать себя как Будду — полностью просветлённое существо.

Лотос в буддизме

Лотос в буддизме

Лотос в буддизме символизирует чистый ум, чистое сознание — состояние Будды. Пробиваясь сквозь грязную болотную тину омрачений, лотос раскрывается тысячей лепестков так же, как тысячей совершенных качеств Будды раскрывается наше сознание в процессе духовного развития.

Духовные сокровища Ташилунпо

Духовные сокровища Ташилунпо

Монастырь Ташилунпо находится в Шигадзе, втором по величине городе в Тибете. На протяжении веков Шигадзе был экономическим, политическим и культурным центром. Город расположен на высоте 3800 метров. Для равнинного жителя это очень большая высота, которая без акклиматизации переносится с трудом. Через город проходят дороги, соединяющие Лхасу, Непал и Западный Тибет.

Парпинг: пещеры Асуров и Янглешо

Парпинг: пещеры Асуров и Янглешо

Пещера Асуров расположена в 500 метрах к северо-западу от Парпинга, на склоне холма. Вся дорога, ведущая к ней, украшена молитвенными флажками, создающими особую атмосферу. Под ними и проходят паломники, направляющиеся к пещере Асуров. Сейчас пещера находится на территории небольшого монастыря. Чтобы попасть в неё, надо пройти через несколько переходов внутри монастырских зданий.

Вайшали ― город забытых легенд

Вайшали ― город забытых легенд

Расположенный в месте слияния рек Гандаки и Вишалы, с северной стороны город граничит с холмами Непала. Места эти всегда были плодородны и благоприятны для проживания. Город был окружён банановыми и манговыми рощами, которые сохранились и до наших дней, о них упоминает и один из средневековых путешественников, Сюань-цзан: «Это царство занимает около 5000 ли. Почва богата и плодородна, цветы и фрукты произрастают в изобилии. Плоды āmra (манго) и мокка (банан) очень многочисленны и ценны. Климат приятный и умеренный».

Дхармапалы — воины света

Дхармапалы — воины света

Дхармапалы призваны исполнять великую миссию: защищать тех, кто встал на путь Дхармы от их собственных врагов — вездесущих клеш. Никакие беды и несчастья в проявленном мире не смогут принести столько страданий, сколько приносят живым существам три яда ума: привязанность, ненависть и неведение. Всё, происходящее вовне, пустотно по своей природе и влияет на нас лишь в силу той интерпретации тех или иных событий, которую создаёт наш беспокойный и омрачённый ум. Поэтому, устранив три яда ума, можно избавиться от страданий и достичь Освобождения. Именно с нашими внутренними врагами и помогают бороться бесстрашные воины Будды — Дахармапалы.

Бодхисаттва Тара

Бодхисаттва Тара

«Тара» в переводе с санскрита означает ‘Спасительница’. Рождённая из слезы бодхисаттвы Авалокитешвары в момент, когда тот оплакивал страдания всех живых существ, она воплотилась из лотоса, который вырос на том месте, где упала слеза Авалокитешвары. Существует 21 форма проявления Тары, среди них: Зелёная, Белая, Красная, Жёлтая, Голубая и многие другие.

Бодхисаттва Майтрея

Бодхисаттва Майтрея

Бодхисаттва Майтрея — грядущий учитель человечества. «Майтрея» переводится с санскрита как ‘любящий’. Также Майтрея обладает эпитетом «Аджита», что значит ‘Непобедимый’. Согласно пророчествам, он станет преемником Будды Шакьямуни и принесёт в наш мир более усовершенствованную версию Дхармы — учения Будды Шакьямуни.

Бодхисаттва Акашагарбха

Бодхисаттва Акашагарбха

В переводе с санскрита «Акашагарбха» — ‘источник пространства’ или ‘сущность пространства’. Бодхисаттва Акашагарбха сочетает в себе добродетели и мудрость подобия Татхагат. Сторона света Акашагарбхи — юг. Он принадлежит к семейству Ретнасамбхавы и выражает собой аскпект даяния.

Бодхисаттва Ваджрапани

Бодхисаттва Ваджрапани

«Ваджрапани» в переводе с санскрита означает ‘держащий Ваджру’. Ваджрапани — проявление одной из трёх добродетелей Будды: могущества, наряду с Манджушри, который символизирует мудрость, и Авалокитешварой, который символизирует сострадание. Бодхисаттва Ваджрапани упоминается в «Сутре золотого блеска», где он назван «великим генералом якшей». Ваджрапани является символом суровой решимости и стойкости в борьбе против неведения и омрачений.

Бодхисаттва Самантабхадра

Бодхисаттва Самантабхадра

«Самантабхадра» в переводе с санскрита означает ‘всеблагой’ или ‘всевеликодушный’. Бодхисаттва Самантабхадра — это воплощение чистого сострадания, бодхисаттва Дхармы, её защитник и покровитель. Самантабхадра осуществляет защиту и покровительство всех, кто идёт по пути изучения Дхармы и следует за Буддой. Самантабхадра является также воплощением мудрости и символизирует гармоничное постижение истины, которое включает в себя не только постижение философских аспектов, но также их применение в жизни, практику и медитацию.

Бодхисаттва Манджушри

Бодхисаттва Манджушри

«Манджушри» в переводе с санскрита означает ‘великолепная слава’. Бодхисаттва Манджушри считается воплощением и символом парамиты мудрости. Манджушри является сподвижником самого Будды Шакьямуни. Манджушри постоянно пребывает в самадхи «пустоты, отсутствия обликов и желаний». Он представляет собой воплощение высшей мудрости, разума, воли, всеведения и полного просветления.

Буддизм. Основные моменты

Будда Шакьямуни
Будда Шакьямуни

Этим текстом мы открываем цикл статей по буддизму. Для тех читателей, кто уже продвинулся на пути познания буддизма как философского учения, возможно, эта статья будет полезна тем, что в ней мы не просто рассмотрим буддизм как явление, религию, философию или систему мышления отдельно от других мировых религий и учений, но прежде всего мы постараемся показать, каким образом те вещи, что проповедует буддизм, неразрывно связаны с другими течениями философской и религиозной мысли. Мы рассмотрим буддизм как философское учение, а также покажем, каким образом оно трансформировалось в культ и стало считаться одной из главных мировых религий. Мы посмотрим на то, что лежало в основе буддизма, и его взаимосвязь не только с учением веданты и йоги, но также и с авраамическими религиями.

В этой статье, которая предполагает анализ темы, т. е. «препарирование» материала (разделение его на составные части для того, чтобы сделать доступным для понимания), мы тем не менее будем использовать синтетический подход — сравнивая, казалось бы, несравнимое и перекидывая мосты между теми понятиями, которые с течением времени почему-то стали восприниматься в качестве независимых и несвязанных между собой явлений. Однако это далеко не так, и сами корни буддизма (история его происхождения) указывают на это.

Так что перед тем как читать статью дальше, очистите ум, сделайте его более открытым для принятия новых взглядов, а вернее забытых старых истин. Возможно, тогда у вас не возникнет желание вести внутреннюю дискуссию с автором статьи, потому что диалоги любого типа свидетельствуют только об одном — мы по-прежнему находимся в парадигме исключительно дуального восприятия мира, где наше Эго — это наши взгляды, мнения, жизнь, а чужое мнение — это то, что нам не принадлежит. Следовательно, есть «Я» и «не-Я». Конфликт возникает именно из-за того, что умозрительно мы привыкли разделять абсолютно всё. Отсюда происходит и наша привычка наклеивать ярлыки. Под ними нужно понимать закрепление определённого мнения, касающегося того или иного явления.

Будда
Будда

Назвав вещь, мы тем самым отчуждаем её от себя. Если мы настроены положительно по отношению к этому явлению, то и ярлык будет соответствующим, и наоборот. Но одно остаётся неизменным: эти вещи и явления находятся вокруг нас, вне нас, а тот, кто выносит решение, раздающий названия и принимающий решения относительно принятия или непринятия того или этого, находится внутри нас — наше Я, или иначе эго. Эго стремится всё каталогизировать, разделить и назвать, забывая о том, что, прикрепив табличку, мы лишаем вещь или явление жизни.

Она умирает для нас в тот момент, когда мы дали ей описание, назвали и положили в свой «шкаф» атрибутов, принадлежностей, которые мы старательно накапливаем в жизни. По сути, жизнь каждого из нас — это накопление, коллекционирование чего-либо, будь то: машины, ювелирные украшения, книги или даже воспоминания. Именно так, воспоминания — это тоже те самые «вещи», на которые наш ум повесил ярлычок и разместил в положенном месте, в ряду воспоминаний. Даже знания, которые мы ставим так высоко, на самом деле относятся к той же категории атрибутов, которыми мы себя окружаем, и при помощи них мы стараемся заполнить ту пустоту внутри нас, которая не даёт спокойно жить. В действительности любая внешняя деятельность сводится к этому самому заполнению пустоты. Ум не настроен на то, чтобы выяснять, кто же мы есть на самом деле без внешней атрибутики.

Буддизм как раз и пытается понять, кто мы есть на самом деле, при этом отбросив внешние, привычные понятия, расставшись со своим мнением и наконец-то увидев вещи такими, какие они есть. Буддизм погружается внутрь явлений, сознания и действительно идёт по пути понимания сути человека. Притом делает он это исключительно опытным путём, в чём и состоит преимущество буддизма относительно других религиозно-философских систем. В буддизме нет бога. Его называют религией, из него сделали религию, потому что человек склонен к тому, чтобы чему-то или кому-то поклоняться, но изначально идеи Будды никоим образом не подразумевали создания какого-либо культа. Совсем наоборот.

Будда (первый человек, полностью осознавший себя), что в переводе значит ‘просветлённый’, пришёл к тому выводу, озарению, что только наше «Я» создаёт иллюзию разделённости, таким образом генерируя желания и страдания (дукху). Из-за невозможности удовлетворения желаний возникает страдание. В дальнейшем понятие о страдании займёт центральное место в учении буддизма и будет названо учением о «Четырёх благородных истинах». Но, в отличие от многих других философских и тем более религиозных систем, происхождение страдания не может быть найдено извне.

Оно не обозначено термином «дьявол», не имеет ничего общего с посыланием проклятий богами и т. д., что хорошо известно нам из основ, на которых базируются другие религиозные течения. Поиск «зла» извне равносилен снятию ответственности с самого человека. Но когда мы говорим об ответственности, то её нужно понимать совершенно другим образом, ни в коем случае не проводя параллели с чувством вины. Ощущение провинности и греха широко внедрялось в сознание западного человека благодаря многовековому доминированию христианских догматов на территории Европы, которые, в свою очередь, находят себе основу в иудаизме.

Буддизм. Основные идеи

Поиск себя, самопознание — вот чем занимается буддизм, если говорить кратко. Осознавать себя от момента к моменту, быть ежедневно в этом состоянии, т. е. изменять состояние сознания, идти к Пробуждению, ведь «Будда» ещё означает ‘пробуждённый’, — в этом практическая цель буддизма. Нужно выйти из состояния сна, в котором находится большинство из нас. Когда человек осознаёт, то он начинает воспринимать вещи и окружающий мир по-другому. Спадает пелена — то, о чём говорится в сутрах этого философского течения и в текстах Махаяны. Просветление, которого достиг Будда, произошло в результате устранения завес ума. А что значит «устранение завес»? Это значит увидеть мир таким, какой он на самом деле. Мы только тогда можем видеть вещи в истинном свете, когда устранены разделения, когда между наблюдателем и наблюдаемым больше нет барьера.

Эта истина ведёт нас в глубь веков, к самим Ведам, откуда и происходит этот постулат о равности Атмана («Я») Брахману (всему что есть, источнику). Наблюдая за тем что есть, или по-другому этот процесс можно назвать медитацией, мы устраняем внутренние завесы и в конечном итоге приходим к состоянию единства с Сущим, с мирозданием. Иначе это состояние известно как Самадхи.

Здесь мы начинаем понимать, что учение веданты, йоги и буддизма неразрывно связаны. Для многих из наших читателей понятие самадхи знакомо из текстов о йоге. И вы правы. Восьмеричный путь, аштанга йога, известная нам со времён основателя йогической традиции Патанджали, уходит своими корнями в традицию Вед. Сидхартха Гаутама, позднее ставший Буддой, родился в обществе, где господствовало учение веданты. Он был индийским принцем, ограждённым, насколько это возможно, от познания обратной стороны жизни с её превратностями, болью, несчастьями. До 29 лет он не имел понятия о том, что другие люди страдают и что между людьми нет равноправия.

С тех пор как Сидхартха узнал об этом, он встал на путь монашества. После многих лет Будда пришёл к собственному пониманию того, что есть реальность, из чего она состоит и цели человека в этой жизни. В результате долгих размышлений, медитации Сидхартха Гаутама стал Буддой — Просветлённым — и стал передавать свои знания о сути бытия людям.

королевство Бутан, Бутан религия, фото Бутан, Бутан достопримечательности
королевство Бутан

Веданта и ее влияние на буддизм

Тут мы снова сталкиваемся с влиянием Вед на философию буддизма. Ведь перед нами закономерный вопрос: почему Будда решил выйти за пределы учения о Брахмане и других постулатов ведантизма? Дело в том, что в те времена в индийском обществе уже сложилась непростая иерархическая система, регулирующая отношения между людьми, определяющая их статус и обязанности. Это полностью отрицало равноправие между ними. Поэтому Будда не мог принять существующего тогда положения вещей, оттого в учении, позднее названном в честь него, произошло преодоление кастовости и исключились какие-либо намёки на место человека в обществе.

Позднее мы находим в одном из направлений буддизма, хинаяне, деление «благородных личностей» на 4 типа: те, кто встал на тропу; те, кто вернутся ещё раз (подразумевается реинкарнация); невозвращающиеся и совершенные (архаты) — это уже нововведения последователей Будды. Сам же Просветлённый ни о каких разделениях не говорил. Даже то, что изложено в сутрах, записано гораздо позднее, поэтому мы не можем положиться на какой-то определённый канонизированный текст. Хотя последователи Тхеравады и признают основным Палийский канон, написанный на языке Пали (язык, сходный с санскритом, на котором говорил Будда), но официально в буддизме нет священных текстов, как это традиционно положено в христианстве, иудаизме и исламе. Точно так же как нет и идеи бога, а следовательно, даже если называть буддизм религией, то это не теизм.

Будда, осознавший ложность следования канонам, традициям и концепциям, всячески предостерегал от этого и своих последователей. Таким образом, мы можем сказать, что буддизм появился на почве критики кастового общества древней Индии. Идеология буддизма была разработана уже после того, как Будда перешёл в паринирвану (смерть физического тела), и если мы и имеем дело в настоящее время со строгими концепциями этого течения, то это дело рук учеников Будды, но не его самого.

Философия буддизма: кратко и понятно

Основы буддизма кратко можно выразить следующим образом: изменение состояния сознания, происходящее в процессе самопознания через практику дхьяны (медитации), приводит к просветлению, освобождению из круговорота сансары и переходу в нирвану. Смысл этой реинкарнации состоит в том, чтобы приблизиться к самореализации через практику медитации, переходу в состояние самадхи, а затем и к освобождению, нирване. Принятие, недвойственность, самоосознание и полное осознание своего «Я», а также его ложности, понимание иллюзорности окружающей нас действительности, осознание «майи» приведут вставшего на путь буддизма к ещё более глубокому, истинному пониманию сущего — к идее шуньяты. Однажды осознав, что такое шуньята, человек уже не сможет вернуться назад. Его осознание выйдет на другой, качественно новый уровень, а это и есть то, о чём Будда учил во время второго поворота Дхармы: шуньята как основополагающее понятие философии буддизма.

Сложно объяснять словами то, что не может быть объяснено с их помощью, тем более мы говорим о пустоте. Поэтому-то Будда и подчёркивал важность личного опыта. Буддизм — это не умозрительная концепция, а изначально практическое учение и философия. Без личного исследования нельзя быть ни последователем буддизма, ни тем более его учителем. Чтение книг по этим темам вряд ли поможет, потому что буддизм — это не накопление теоретических знаний, а практическое экспериментирование, применение и исследование собственной жизни и осознание себя.

королевство Бутан, Бутан религия, фото Бутан, Бутан достопримечательности
королевство Бутан

Основы буддизма. Направления

Основы буддизма можно выразить следующим образом. Буддизм является философским учением, от которого берут начало несколько направлений. Среди главных можно выделить течение Хинаяны, иначе известное как Тхеравада (в переводе ‘учение старейших’), ещё его называют «Малой колесницей», и Махаяны, «Большой колесницы», а также Ваджраяны, «Алмазной колесницы», и Дзен. По большей части страны Юго-Восточной Азии следуют по пути Тхеравады. Суть здесь состоит в том, что Тхеравада признаёт в качестве основы только Палийский канон. В то время как Махаяна опирается по большей части на махаянские сутры и Палийский канон. Дискуссии между представителями двух направлений ведутся относительно достоверности изложенной информации в сутрах Махаяны. Представители Махаяны утверждают, что слова Будды есть в обоих источниках, в то время как тхеравадцы принимают только Палийский канон.

Конечно, с течением времени слова Будды могли быть изменены, поэтому можно понять последователей Тхеравады, которые принимают за основу единственный Палийский канон. Ваджраяна — это самостоятельное течение буддизма, но и оно происходит из уже сложившегося к тому времени (V век н. э.) направления Махаяны. Считается, что Ваджраяна, «Алмазная колесница», берёт за основу тантру, а в ней, как известно, большое значение придаётся прохождению Пути. В этом случае Ваджраяна уделяет большое внимание передаче традиции от учителя непосредственно к ученику. Таким образом, отличие от Махаяны очевидно, т. к. в ней фигура учителя не считается обязательной.

В Ваджраяне для достижения просветления ученик должен не только почитать учителя, но и практиковать джапу (чтение мантр), медитацию и визуализацию образов божеств. Хотя буддизм и отрицает идею бога, но таких существ, как дэвы и архаты, в учении принимают.

Дзен-буддизм. Основные идеи кратко

Отдельно из множества конфессий буддизма хочется подробней остановиться на так называемом дзен-буддизме. Это ещё одно из ответвлений Махаяны. Главная отличительная черта этой ветви буддизма состоит в получении возможности мгновенного просветления. В отличие от других конфессий, где для просветления требуются годы практики и прикладывание больших усилий, то дзен-буддизм занимает кардинально противоположную позицию. Он говорит, что просветление может быть достигнуто сию минуту.

Не отрицают и получение просветления через упорство и старание, посвящение многих лет практике медитации, но в дзен-буддизме подчёркивается возможность мгновенного просветления. Практики говорят так: «Возможно, ты просветлишься через 3 секунды, а возможно, тебе понадобится для этого 30 лет».

Эта форма буддизма сложилась в V–VI веках н. э. в Китае, но постепенно вышла за границы этого государства и к XII веку стала распространяться в Японии, где дзен-буддизм и обогатился знаниями из практики мистицизма. Неслучайно в этом направлении буддизма возможно настолько быстрое просветление, потому что тут не исключена роль мистического вмешательства.

В целом в практике дзен-буддизма на первый план выходит медитация, дхьяна. Здесь нет поклонения Будде, из него не делают божества, как в других ответвлениях буддизма, включая «Большую колесницу». Так же как и в Ваджраяне, большая роль отводится гуру, передаче знаний «от сердца к сердцу». В гораздо меньшей мере, чем последователи тхеравады и махаяны, в дзен-буддизме опираются на текст, скорее здесь даже не стремятся постигать сутры и тантры, всё идёт через познание самого себя, интроспекции — отсюда большая роль практики дхьяны, более известной как дзен-медитация. На самом деле последователи дзен практикуют чистую медитацию, а западные исследователи и популяризаторы назвали её дзен-медитацией, обособив и преподнося, как экзотический фрукт.

1e37dc4429e1a6f8a4f98b3a8755920f.jpg

Буддизм как философское учение может быть охарактеризован словами А. А. Долина:

«Истина сокрыта вне письмён,
В знаках и словах не передать Закон.
К сердцу обратись, внутрь и вспять,
Чтоб, себя постигнув, Буддой стать!»

Это четверостишие характеризует, пожалуй, не только дзен-буддизм, но и буддизм в целом, ведь он по большей части может быть рассмотрен и как направление психологии. Изучение своего внутреннего мира и пространства вокруг ведёт к гармонии с самим собой и миром в целом. Среди современных направлений психологии немало тех, которые взяли на вооружение многие приёмы из практики дхараны и дхьяны, такие как: визуализация, видение со стороны, разделение индивида на наблюдателя и наблюдаемое. Это не достижения современного знания, а всего лишь заимствование из хорошо забытого прошлого.

Доступный буддизм. Основные идеи кратко

Как понять буддизм? С таким вопросом сталкивается едва ли не каждый, кто хотя бы однажды полюбопытствовал о том, что значит учение буддизма. В нём основные идеи могут быть сведены к следующему:

— «Четыре благородные истины», суть которых может быть выражена в понимании того, что есть дукха, т. е. страдание. Это первый постулат осознания присутствия дукхи.
— Второй постулат гласит, что у дукхи есть причина.
— Третий говорит о том, что дукха может быть прекращена, т. к. она основана либо на желаниях, либо на неправильном понимании вещей.
— Четвёртая благородная истина сообщает, каким образом, каким путём мы подойдём к просветлению и избавимся от страдания. Это путь, который приведёт к нирване. Этот постулат «Четырёх благородных истин» можно назвать ключевым, потому что в дальнейшем направления и школы буддизма будут отличаться именно по способу и методам достижения просветления и нирваны.

Буддизм признает понятие кармы. Здесь-то и находится взаимосвязь с учением Вед. Также он разделяет веру в реинкарнацию. Философскую часть буддизма можно охарактеризовать как изучение и постижение «Четырёх благородных истин» и практику «Восьмеричного пути». Именно через него можно уничтожить дукху и достичь нирваны. «Восьмеричный путь» состоит из трёх разделов: мудрости, нравственности и духовной дисциплины.

  • Мудрость — это правильные воззрения и правильные намерения;
  • Нравственность — это правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни;
  • Духовная дисциплина — это правильное усилие, правильное памятование, правильное сосредоточение.

Нужно заметить, что в буддизме его философская концепция органично переплетается с практикой. Изучая «Восьмеричный путь», у ученика нет другого варианта кроме того, чтобы начать применять теоретическое знание на практике. Для того чтобы практиковать буддизм, совсем не нужно рождаться буддистом. Одним из аспектов бытия буддиста, становления на этот духовный путь служит понимание и принятие трёх драгоценностей, под которыми подразумеваются:

  • Будда. Изначально так называли принца Сиддхардху Гаутаму, а позднее и любого другого Просветлённого, т. к. известно, что Буддой может стать кто угодно.
  • Дхарма, или учение Будды — принятие вещей, мироздания таким, какое оно есть. Иначе это учение называют «учением о «таковости». Здесь опять мы видим корни буддизма, уводящие нас в веданту и понятие Брахмана.
  • Сангха — принятие буддийского сообщества в целом.
9f954103bd0a50a3bbe4450b54a1a113.jpg

Что значит буддизм. Основы учения

Продолжая разговор об основах учения буддизма, следует рассмотреть так называемую доктрину о трёх поворотах колеса Дхармы. В ней заключены основные понятия буддизма. Эта доктрина довольно проста для описания, но гораздо более сложна в отношении практики. Смысл её сводится к трём положениям, осознав которые, вы уже в какой-то мере продвинетесь на пути к просветлению.

После первого поворота Дхармы Будда учил о «Четырёх благородных истинах». Этот поворот напрямую связан с направлением Хинаяны, или Тхеравады. Во время второго поворота Будда учил о пустоте, или шуньяте. Это основоположное понятие, которое рассказывает о том, что у человека нет собственного «Я», а у вещей и явлений отсутствует собственная природа, потому что все они относительны и взаимозависимы. Метод тантры также повествует о шуньяте. Когда ученик хотя бы на один момент приоткрыл завесу и «увидел» пустоту, то это становится одним из ярчайших опытов на пути к просветлению, но по сравнению с истинным и окончательным избавлением от иллюзий это всего лишь искра. Однако даже она даёт понять ученику действительное состояние вещей, «такие, какие они есть».

Во время третьего поворота Дхармы речь шла о природе Будды, или о сознании. Представители некоторых течений иногда рассматривают третий поворот Дхармы не как самостоятельный, но как производный от второго поворота, потому что даже логическое мышление способно нас привести к пониманию того, что осознание шуньяты, пустоты, самым прямым образом связано с природой Будды, сознанием и, как следствие, Осознанием.

Кто основал буддизм

Первый человек, ставший Просветлённым, или Буддой, был Сиддхартха Гаутама, позже известный как Будда Шакьямуни. Но не ему принадлежит честь основания буддизма как религиозно-философского учения. «Учение Просветлённого», как переводится буддизм, было записано гораздо позднее, со слов учеников Будды, и если говорить прямо, то само основание школ буддизма изначально противоречит тому, чему учил Будда. Он говорил о непринятии каких бы то ни было авторитетов, подчёркивал важность собственного опыта и познания истины, видение вещей «таким, какие они есть».

Невозможно увидеть вещь/явление таким, какое оно есть, следуя догмату или давлению извне, а любое учение — это и есть авторитет, но очевидно люди не могут жить без принятия авторитета, они нуждаются в нём, поэтому и не смогли удержаться и основали буддизм. Для тех из вас, кто действительно планирует стать на путь буддизма, при этом не записываясь ни в какие сообщества и школы, полезно знать, что именно таким образом вы более всего приблизитесь к сути буддизма, которая состоит в том, чтобы самостоятельно, опытным путём, через размышления, медитацию исследовать своё сознание и его взаимодействие с окружающим миром. Приёмы для исследования могут отличаться, но зная и понимая основы учения Будды, выраженные в «Четырёх благородных истинах» и «Восьмеричном пути», практикующий уже имеет всё, что ему нужно для исследования реальности. Медитация в самом широком смысле этого слова (в переводе означает ‘размышление’) откроет двери на пути к освобождению из колеса Сансары и даст возможность проникнуть в глубины сознания, чтобы в конце концов понять, что вас не существует, что «Я» просто нет.

Поделиться с друзьями
Ваша помощь проекту

Благодарности и пожелания