Измени себя — изменится Мир вокруг

Великий род Будды Шакьямуни

Слушать аудиоверсию 0:00 / 16:01
Текст читает: Дмитрий Сундырев

В массовом сознании Будда – это некий мифический персонаж то ли китайского, то ли индийского эпоса, который к нашей стране и нашей культуре не имеет никакого отношения. Но есть мнение, что это совсем не так. Достоверно известно, что род Будды в своё время обитал на территории современной Украины, в районе Запорожья, а затем в силу разных политических причин был вынужден сместиться в сторону Индии. Итак, кто такой Будда и чем могут быть полезны для нас знания и истины, открытые Буддой людям?

  • Будда и Мара.
  • История рода Будды Шакьямуни.
  • Величие рода Будды.
  • История воплощений Будды.
  • Почему учение Будды актуально сегодня.

Попробуем разобраться в том, откуда произошёл Будда и действительно ли он сам и его учение связаны с нашими территориями и нашей культурой? Или, может быть, это совершенно чуждая для нас философия, которая подходит лишь для Индии и Китая?

Будда и Мара

История Будды на самом деле удивительна и поучительна. Можно воспринимать её в буквальном смысле, можно – как набор метафор. Одной из самых эпичных страниц в истории Будды является его схватка с Марой – царём страстей, плотских желаний, который подстерегает всех искателей истины, стремясь помешать им. И Будде также пришлось вступить с ним в схватку.

Прежде чем явиться лично, тот для начала подослал к нему своих дочерей в надежде нарушить медитацию аскета и соблазнить его. Затем Мара наслал на него свою армию и уже после появился сам, желая лично расправиться с дерзнувшим шагнуть за пределы привычного материального мира. Можно воспринимать историю схватки с Марой как метафору: вполне возможно, что это были лишь иллюзии, галлюцинации и воплощения различных сущностей из внутреннего мира, которые мешали Будде (а точнее, на тот момент просто отшельнику Сиддхартхе) постичь истину.

Встреча с Марой. Автор: Сергей Пидгайко

В пользу этой версии также свидетельствует ещё один интересный момент. В конце всех испытаний, успешно пройденных Сиддхартхой, Мара принял его облик, сел перед ним и говорит: «Это я Сиддхартха, а ты иллюзия». И далее стал убеждать Сиддхартху, что тот должен исчезнуть, потому что его не существует. И тогда Сиддхартха дотронулся до земли и сказал: «Я призываю землю в свидетели, что я Сиддхартха, а ты Мара». И земля задрожала в подтверждение его слов.

Как можно понять данную метафору? Можно сказать, что в ту ночь под деревом Бодхи Сиддхартха столкнулся с самим собой, но с самой тёмной своей стороной. И сказав ей, что она является иллюзорной, победил самого себя. И это свидетельствует о том, что Мара всегда внутри нас. А победа над Марой – это победа над тёмной частью себя.

Согласно легенде, Мара – царь страстей и плотских желаний, который преследовал Будду на всём его пути, начиная с момента его ухода из дворца. Впервые они встретились именно в ту ночь, когда принц Сиддхартха решил покинуть дворец в поисках истины. Мара убеждал его, что в этом нет смысла, обещал ему великое будущее и чуть ли не власть над всем миром, но тот не соблазнился, потому что уже знал о существовании старости, болезни и смерти, и чтобы победить этих врагов, ему следует найти то, что Мара ему дать не сможет.

Важно понимать, что Мара – это вовсе не воплощение зла. Добро и зло – это вообще понятия весьма относительные. Ведь именно Мара стал тем учителем, который проявлял Будде различные испытания. Можно провести аналогию и с нашей жизнью: если тот же Мара проявляет и нам какие-то испытания, то вовсе не для того, чтобы нас наказать, сбить с пути и так далее. А для того, чтобы мы стали сильнее. И именно в этом была функция Мары. И таковой она остаётся для всех, кто идёт по этому пути. Как говорится, на то и щука, чтобы карась не дремал. А то ведь жиром заплывёт от неподвижного образа жизни.

История рода Будды Шакьямуни

Таким образом, история Будды – это яркий пример успешного движения по пути саморазвития. Однако не менее интересна предыстория воплощения Будды в мире. Он родился в непростой семье. Его предками были арии – выходцы из Арктеи – страны на далёком севере. И в силу неких климатических причин арии были вынуждены переместиться на территорию между Днепром и Доном – это территория современной Украины.

Существует версия, что с Арктеей случилась некая тектоническая катастрофа, в ходе которой она ушла под воду: современные карты океанического дна подтверждают, что есть некая область, очень похожая на материк, который когда-то был изображён на древних картах. По другой версии, Арктея вступила в некую кровопролитную войну, по итогам которой арии вынуждены были покинуть свою территорию.

Впрочем, обе эти версии могут быть верны одновременно. Вполне возможно, что в ходе противостояния было использовано некое тектоническое оружие, и в процессе этого наступила климатическая и тектоническая катастрофа.

Далее на территории Северного Кавказа арии разделились, и часть ариев ушла в Индостан, а часть – в Европу. И некоторая часть ариев осела на территории современного Запорожья. Далее, в ходе различных политических интриг, между ними был посеян раздор, и часть из них была вынуждена покинуть эти земли. Они переместились на территорию современного Непала, где было обетованное место мудреца Капилы, с которым у них, видимо, были некоторые родственные связи.

Здесь род Шакья стал смешиваться с местным населением. У одного из царей рода была наложница, которая родила ему дочь, а у неё, в свою очередь, родился сын, и ему было суждено уничтожить весь род Шакья. Уже позднее сам Будда описывает этот процесс в так называемых джатаках – коротких притчах-рассказах о прошлых своих жизнях и их связи с настоящим.

Сам Будда трижды пытался препятствовать этому процессу: он просто садился на дороге, по которой шло войско, направленное, чтобы уничтожить род Шакья. И затем пытался убедить нападающих этого не делать. Но в итоге род Шакья всё-таки был уничтожен, и сам Будда впоследствии объясняет, что этому были кармические предпосылки, то есть род Шакья своими поступками сам создал себе такую тяжёлую карму.

Величие рода Будды

В так называемой китайской «Синей летописи» описывается, что род Шакья был очень древним. Будда также говорил о том, что Род Шакья был очень великим. Так в сутрах описывается, что Будда попросил своего ученика Маудгальяну войти в самадхи и рассказать о том, что из себя представлял род Будды.

Самадхи – это состояние, в котором можно видеть и прошлое, и будущее. И Маудгальяна по очереди перечислял всех царей из рода Шакья, упомянув, что среди них было четыре так называемых «чакравартина», – это правители Вселенского масштаба. И даже было упомянуто, что сам Рама и Будда являются выходцами из одного рода.

История воплощений Будды

В джатаках описывается, как Будда и Ананда (его будущий ближайший ученик) вместе родились в касте неприкасаемых, то есть самой низшей касте, которой даже были недоступны знания. И их род деятельности заключался в том, чтобы окуривать благовониями отхожие места. Они не смирились со своей судьбой, переоделись брахманами (мудрецами) и пошли учиться этому мастерству в одном известном ашраме. Однако авантюра была раскрыта, в ходе чего оба были сильно избиты.

Это, на самом деле, очень любопытная и поучительная история. Её мораль, наверное, можно отразить в одной очень точной поговорке: «Нет святого без прошлого, и нет грешника без будущего». Каждая живатма накапливает опыт с безначальных времён, и даже у Будды были не самые лицеприятные эпизоды в его истории воплощений. Более того, есть такая версия, что, не накопив самый неприятный и негативный опыт, нельзя стать Буддой, потому что это совершенно просветлённое существо, у которого уже накоплен весь возможный опыт. Поэтому иногда, чтобы всплыть на поверхность, нужно оттолкнуться от дна.

Эта история позволяет нам понять, что, во-первых, не стоит никого осуждать: кто знает, может, именно какой-то условно негативный опыт позволит человеку многое осознать, а во-вторых, понять, что неважно, сколько раз человек упал, важно, сколько раз он поднялся.

Сутра Лотоса. Автор: Сергей Пидгайко

Почему учение Будды актуально сегодня

Итак, Будда – это не какой-то китайский полумифический Бог, который нарисован в храмах Тибета с соответствующими местным национальным признакам чертами. Естественно, что художники Тибета и Китая будут видеть в нём черты лица, которые им знакомы и понятны. Но это – не более, чем рисунки. Что же касается исторических источников, то они подтверждают, что Будда был родом с территории между Днепром и Доном.

И об этом, как ни странно, свидетельствуют сами тибетцы. Так школа тибетского буддизма «Карма Кагью» заявляет, что Будда был родом из «саков» – одного из скифских племён. Стоит заметить созвучие названия племени и рода Будды – Шакья.

Родство Будды со скифами подтверждает лама Оле Нидал, который, в свою очередь, ссылается на великого Ламу Тибета 17-го Кармапу Тхае Дордже. Так, согласно утверждениям их обоих, род Будды долгое время пребывал в районе реки Днепр, после чего, в силу различных материальных сложностей, переместился в сторону современной Индии, где уже и появился на свет принц Сиддхартха, которому суждено было стать Буддой.

Поэтому утверждения о том, что учение Будды не актуально для нас, – необоснованные. Будда – потомок древних ариев, это подтверждается также в текстах сутр. Часто после записи какой-либо прочитанной Буддой лекции внизу пишется: «Так Будда разъяснил арийские истины». Также существует версия перевода одной из базовых сутр буддизма – «Сутры Запуска Колеса Дхармы», в которой всемирно известные «четыре благородные истины» названы «четырьмя арийскими истинами».

И именно эти четыре истины – о существовании страдания, причине страдания, возможности это страдание прекратить и Пути, ведущем к прекращению страдания, – стали основой учения Будды. Собственно, именно название этих истин как арийских и является более верным переводом, ведь в оригинале их название выглядит так: cattāri ariyasaccāni.

К сожалению, сегодня понятие «арии» ассоциируется с понятием «арийцы». Этим мы обязаны французскому литератору Артюру де Гобино, который стал спекулировать этим термином в контексте превосходства одних рас над другими. И уже впоследствии эта теория была взята на вооружение Гитлером, который и дискредитировал само понятие «ариев», так же как и символ свастики, который изначально нёс в себе символ солнца, правды, силы, плодородия и так далее.

На самом же деле, арии – это древние прародители всего человечества. В переводе с древнеирландского это слово означает «знатный» или «свободный», а в переводе с древнескандинавского означает «знатнейшие». И именно арии обладали всеми знаниями о мироустройстве и величайшей мудростью, которая и по сей день остаётся актуальной.

Сангха. Будда и его сын Рахула. Автор: Сергей Пидгайко

Таким образом, рассуждения о величии рода Будды никоим образом не призваны назвать какую-либо религию, учение или народ более достойным или совершенным по отношению к остальным. Напротив, арийское происхождение Будды и его арийские истины призваны объединять людей по принципу поиска единой истины, которая одна для всех, независимо от национальности, верования или места жительства.

И анализ учения Будды позволяет понять, что оно остаётся актуальным и по сей день, потому что и по сей день в мире остаются всё те же страдания, всё та же причина страдания, а если есть причина, то, устранив её, можно устранить и страдание. И о том, как это сделать, Будда рассказал в своей первой проповеди, назвав этот путь «Благородным восьмеричным путём».

И Будда рекомендовал никому не верить на слово, а просто попробовать то, что испытал он сам на себе и предлагает другим. В этом и есть принцип здравомыслия: не отвергать поступающую информацию лишь потому, что она окружена символикой якобы чужой для нас культуры. Суть – везде одна.

Есть одна притча про слона, которая говорит о единстве всех религий. Слона ощупывали четверо слепых людей. И один, который ощупал хобот, сказал, что слон – это верёвка, другой, который ощупал бивень, сказал, что слон – это копьё, третий, который ощупал бок слона, сказал, что слон – это стена, четвёртый, который ощупал ногу слона, сказал, что слон – это столб.

То же самое и с истиной: её нельзя постичь, изучая по частям и отвергая те части, которые кажутся неправильными или «чуждыми нашей культуре». Чтобы познать суть, нужно найти то, что всё объединяет.