Измени себя — изменится Мир вокруг

Четыре составляющих кармы в буддизме

Слушать аудио 0:00 / 09:41
Текст читает: Павел Каминский

В нашем мире всё обусловлено принципом причинно-следственной связи. Это отражено, в том числе, и во множестве народных поговорок: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Как аукнется, так и откликнется», «Как ударишь, так и получишь» и так далее. Но это — лишь вершина айсберга, так сказать, упрощённое понимание закона кармы, и именно по этой причине часто возникают некоторые вопросы и сомнения в том, что закон кармы работает. К примеру, одно и то же действие, но совершённое в разных обстоятельствах, может привести, порой, даже к противоположным результатам. Попробуем разобраться, почему так происходит.

Понятие кармы в буддизме

В буддизме карма означает намеренное действие, совершенное с определенным помыслом. Каждое действие можно оценивать, рассматривая его четыре составляющих:

  • объект действия;
  • мотивация;
  • само действие;
  • отношение к уже завершённому действию.

И только по совокупности всех этих четырёх составляющих можно полноценно определить, какого качества совершено действие, к каким последствиям может привести, и даже предположить, как скоро человек получит воздаяние за свой поступок.

1. Объект действия

Это первое, что мы оцениваем, когда пытаемся анализировать то или иное действие. Есть мнение, что наше взаимодействие с людьми, и вообще с живыми существами, обусловлено кармическими связями. Согласно ведическим знаниям, мы даже не можем увидеть живое существо, с которым у нас нет кармической связи. Все, с кем мы, так или иначе, взаимодействуем, имеют с нами кармическую связь из прошлого. Просто интенсивность этих связей разная. К примеру, человек, с которым мы просто переглянулись на улице, имеет с нами слабую кармическую связь, а наши родители — это души, с которыми кармическая связь формировалась на протяжении многих жизней.

Именно поэтому в буддизме считается, что самое активное и полное воздаяние мы получаем за действия, совершённые в отношении трёх категорий существ — наших родителей, наших учителей в широком смысле слова, а также просветлённых существ. То есть, что это значит? Речь идёт о том, что действия, совершённые в отношении этих трёх категорий существ, окажут максимальное на нас воздействие. Если мы совершаем благо, это благо приумножится многократно и, скорее всего, воздаяние будет быстрее, чем в иных случаях. Если мы совершим зло, это зло умножится многократно и воздаяние также настигнет нас быстрее.

В сутрах описывается, случай когда женщина пожертвовала Будде последнее, что у неё было, — свою накидку. И Будда сказал присутствовавшим на том собрании великим царям и правителям: «Пожертвование этой женщины превосходит все ваши пожертвования, ибо она отдала последнее». И тут же женщина получила воздаяние за свой поступок — все, кто присутствовал на собрании, сделали женщине множество драгоценных подарков.

Таким образом, если мы совершаем действие в отношении тех людей, с которыми у нас сильная кармическая связь, воздаяние за такой поступок будет в гораздо большем объёме и настигнет нас быстрее. Считается, что за действия, которые мы совершаем в отношении родителей, учителей и просветлённых существ, мы получим воздаяние уже в этой жизни. И если мы совершаем неблагие поступки, это не позволит нам развиваться, даже если мы столкнёмся с самыми мощными практиками йоги.

2. Мотивация

Вторая, не менее важная, составляющая — мотивация. Как ни парадоксально, но действия часто могут выглядеть одинаково, но именно мотивация определяет то, как можно охарактеризовать данный поступок. К примеру, такой буддийский учитель, как Вималакирти, посещал игорные дома, питейные заведения и бордели, но вовсе не для того, чтобы развлекаться, а чтобы наставлять присутствующих там в Дхарме особыми методами, используя так называемые уловки.

На более бытовом уровне можно привести пример с наказанием ребёнка: если родитель действует из чувства сострадания и при этом не испытывает гнева и раздражения, то такая мотивация является благородной. Если же наказание ребёнка — это просто месть за его неприятное для родителей поведение, то это уже совсем другая мотивация. Таким образом, мы можем видеть, что форма действия одна и та же, но мотивация кардинально отличается. И, следовательно, воздаяние за, казалось бы, одинаковые по форме поступки будет совершенно разное.

3. Действие

Далее само действие. Оно бывает завершённым или незавершённым. Существует мнение, к примеру, что если человек не совершил действие по причинам от себя не зависящим, то от ответственности за это действие он освобождается, ведь оно не совершено.

Однако Иисус во время Нагорной проповеди говорил: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт — подлежит суду. А я говорю вам, что всякий, кто гневается на брата своего, — подлежит суду». Таким образом, если человек имеет желание убить кого-либо, но не совершает убийства, например, по причине физической слабости или из-за страха наказания, — это вовсе не его заслуга, это просто стечение обстоятельств. И если бы обстоятельства были иными, он вполне мог бы привести в исполнение свою затею.

Также Иисус говорил: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём». Снова-таки речь идёт о том, что невозможность совершить порок вовсе не освобождает человека от ответственности. Считается, что карма накапливается на трёх уровнях: уровне тела, речи и ума. И если человек в своих мыслях «казнит» обидчика — это то же самое, что он сделал бы это на физическом уровне. Это подтверждает даже современная наука — по словам нейробиолога Джереми Беннетта, наш мозг не отличает реально происходящих событий от наших фантазий и на всё реагирует одинаково.

4. Отношение к совершённому действию

«Повинную голову меч не сечёт». Речь идёт о том, что раскаявшийся человек достоин снисхождения. И это завершающий этап совершения действия. Есть мнение, что даже если человек совершил самый недостойный поступок в отношении, например, своих родителей и мотивация его была самая, что ни на есть гнусная, но после совершения поступка он осознал, что был не прав, и искренне раскаялся — это уже облегчит воздаяние за совершённый поступок.

Но это правило работает и в обратную сторону. К примеру, если человек сделал какое-то пожертвование, но при этом мотивация его была эгоистичная, например, он узнал о законе кармы и чисто из коммерческих интересов решил пожертвовать деньги, чтобы к нему вернулось ещё больше, то в этом случае такое отношение к совершённому действию повлияет на конечный результат: либо воздаяние за поступок наступит намного позже, либо же в гораздо меньшем объёме.

Таким образом, само действие — это лишь вершина айсберга, это лишь форма, за которой скрывается суть. И судить о поступках лишь по форме — это очень поверхностное восприятие вопроса, которое и порождает многие сомнения в том, что закон кармы существует.

Философия кармы в буддизме

Есть много примеров того, как просветлённые существа и великие учителя совершали, на первый взгляд, безнравственные и ужасные поступки, но важно понимать, что они видят реальность несколько шире и действуют, исходя из сострадания к своим ученикам, поэтому порой применяют различные радикальные средства, чтобы помочь им развиваться.

К примеру, история о том, как великий йогин Марпа «издевался» над своим учеником Миларепой. И на первый взгляд может показаться, что Марпа был просто садистом. Но смотреть на ситуацию с позиции самой ситуации — это то же самое, что оценивать общую картину по одному пазлу. Если же рассмотреть всю историю жизни Миларепы, то становится понятно, что своими жестокими, на первый взгляд, поступками Марпа освобождал Миларепу от его кармы, чтобы тот мог развиваться.

И самое, пожалуй, главное в вопросе оценки действия — это мотивация. Если мы действуем из благих побуждений, то наши поступки всегда будут приносить пользу окружающим и уже не так важно, какими будут объекты наших действий и как будут выглядеть наши поступки по форме. Также важна собственная оценка своих действий. Недаром считается, что гордыня — это самая последняя ловушка на пути духовного развития. Когда человек совершает много благих дел, именно этот недостаток может его одолеть.

И если всё же мы совершили плохой поступок, именно четвёртая составляющая действия (отношение к совершённому действию) — это то, что может облегчить накопленную карму. Важно, чтобы раскаяние было искренним и приводило не просто к посыпанию головы пеплом, а к действиям, которые позволят максимально нейтрализовать последствия своих недостойных действий. Даже если мы совершили зло, практически всегда есть возможность всё исправить.

Именно от вышеописанных составляющих и зависит, каким будет воздаяние за наши поступки, как быстро результат наших поступков к нам вернётся, в какой форме он придёт и так далее. И, анализируя свои поступки с позиции этих четырёх составляющих, можно управлять своей жизнью.