Измени себя — изменится Мир вокруг

Гордыня и как от неё избавиться

Слушать аудио 0:00 / 16:19
Текст читает: Павел Каминский

В этой статье речь пойдёт о том, что такое гордыня и откуда она берётся, а также о том, как высокомерному человеку стать более смиренным. Народная мудрость гласит: «Гордым быть — глупым слыть». Гордиться можно своими способностями, внешностью, положением в обществе да и много чем ещё. Поставив себя выше других, воображала отгораживается от окружающего мира.

Уязвлённое эго гордого человека часто страдает от зависти, обиды и раздражения. До тех пор, пока зазнайка не поймёт, как сильно гордыня отравляет ему жизнь, избавиться от негативных переживаний не получится.

…Не гордись богатством, друзьями и юностью. Время в один момент всё отнимает. Оставь всё то, что полно иллюзий, оставь скорее и вступи в место Брахмана…

«Мохамуджару», Шанкара.

Что такое гордыня

Если говорить простыми словами, гордыня — это та черта характера, что заставляет нас считать себя лучше других. Высокомерный человек живёт с установкой, что есть люди первого и второго сорта, причисляя себя, конечно же, к первому. Такой человек не способен воспринимать окружающих людей беспристрастно. Человек, свободный от гордыни и предрассудков, напротив, будет одинаково приветлив и внимателен ко всем людям, вне зависимости от их социального статуса и прочих качеств.

Чем обычно гордятся:

  • силой;
  • интеллектом;
  • красотой;
  • здоровьем;
  • богатством;
  • статусом;
  • принадлежностью к социальной группе, которая «лучше остальных».

Конечно, это неполный перечень. Гордыня может принимать разные формы. Одна из крайних форм гордыни — нарциссизм. Она означает расстройство личности, нарушение психической деятельности, от которого страдает как сам больной, так и его окружение. Для того чтобы найти способ, как проработать гордыню, сначала нужно поглубже заглянуть в свой внутренний мир и распознать все формы проявления этой проблемы.

Гордыня от принадлежности к социальной группе

С гордыней из-за своих личностных качеств всё более-менее понятно. Однако заносчивость и снобизм, основанные на гордости своей страной и цветом кожи, — это тоже психологические проблемы. Расизм, будь он «белым» или «чёрным», во всех его самых неприглядных формах также проистекает из нездоровой гордыни.

Представители разных религий, традиций и школ искренне верят в то, что только их воззрения о Боге «правильные». А всё остальное, что называется, от лукавого. Войны и локальные конфликты на религиозной почве на протяжении всей истории человечества несут людям смерть и страдания. Высокомерие — это почва, на которой произрастают подобные явления.

Гордыня делает ум догматичным и закостенелым. Сознание теряет естественную спонтанность. Человек превращается в хранилище стереотипов и мыслительных шаблонов. Для практиков йоги гордыня может стать серьёзным препятствием на пути к более высоким состояниям сознания. Однако до того как полностью избавиться от гордыни и высокомерия, возможно, придётся столкнуться с более тонкими формами этого порока.

Духовная гордыня

Продвигаясь по духовному пути, люди, в зависимости от своих личностных качеств, в той или иной степени попадают в ловушку «духовной гордыни». Обретая некоторый тонкий опыт, духовные искатели могут становиться эгоцентричными и самовлюблёнными. Они считают, что стоят на ступеньку выше «обычных людей» и других «менее продвинутых» практиков. Последствия попадания в эту ловушку обусловлены личной кармой конкретного человека. К примеру, критикуя своего духовного наставника, можно «вылететь» с пути самосовершенствования на много воплощений.

Большую опасность на пути самосовершенствования представляют мысли, что всё уже достигнуто. Духовный искатель может вообразить, что достиг высшей точки и увидел истину. Теперь он «знает всё»! Однако это было просто переживанием периода тишины, не более того. Эту иллюзию породило невежество и гордыня. Это бхрантидаршана — ошибочное представление. Рано или поздно оно приведёт к разочарованию.

Гордыня и сверхспособности

В «Йога-сутрах» Патанджали говорится, что на определённом этапе практик йоги, или «садхака», обретает различные чудесные сверхспособности — сиддхи. Их много — от возможности летать по небу до исполнения любых желаний.

Человек может получить сиддхи пятью способами:

  1. Получить от рождения благодаря карме предыдущих воплощений. В таком случае «в комплекте» с сиддхами присутствует стремление достичь совершенства.
  2. Через тонкий опыт, полученный с применением духовных «костылей»: лекарственных снадобий, специальных трав и т. д.
  3. Путём чтения мантр тому или иному божеству, заклинаний, магических формул.
  4. Через практику аскез, или тапас.
  5. В глубокой медитации, или самадхи.

Первые три пути могут привести садхаку к гордости и небрежности. Тогда как последних два — тапас и самадхи — ведут к духовной эволюции. Если сверхспособности получены незаслуженно, то есть неправедным путём, такая «одарённость» может превратиться в настоящее проклятие. Если таланты и способности станут использоваться в эгоистических целях, велика вероятность падения и духовной деградации.

Личность ученика должна быть очищена от нездоровых амбиций и себялюбия. Восьмиступенчатая система йоги позволяет подготовить ум к обретению сиддх, предохраняя садхаку от неприятных последствий.

Когда человек задаётся вопросом «Как работать с гордыней?», — это очень хороший признак. Такой человек, по крайней мере, способен видеть в себе качества, с которыми нужно бороться. Йога — отличный инструмент для устранения подобных проблем.

Гордыня с позиции йоги

Патанджали указывает на то, что у страданий есть всего пять причин — клеш. Слово «клеша» с санскрита переводится как 'страдание', 'бедствие'.

Клеши — это препятствия на пути к расширенному сознанию и достижению целей йоги. Вот они:

  1. Авидья — невежество, отсутствие мудрости.
  2. Асмита — эгоизм и гордыня.
  3. Рага — привязанность.
  4. Двеша — неприязнь, отторжение.
  5. Абхинивеша — страх смерти.

Асмита — это отождествление индивидуального эго («я») с душой. Это ложная идентификация эго с созерцателем.

Б. К. С. Айенгар, «Йога-сутры» Патанджали. Прояснение.

Гордыня — одна из пяти фундаментальных причин страданий. Первые две клеши — авидья и асмита — относятся к области интеллекта. При отсутствии мудрости и духовной зрелости интеллект усиливает эгоистические качества личности и порождает тщеславие.

Патанджали предлагает путь избавления от клеш. Это восьмиступенчатая система раджа-йоги. По мере углубления в йогу устраняется невежество, благодаря чему приходит понимание, как избавиться от причин страданий — тщеславия, гордыни и прочих.

Патанджали описывает гордыню как одно из препятствий на пути к достижениям целей йоги. Эти препятствия, или антарайи, подобны камням, лежащим на дороге и преграждающим путь. Всего в этой классификации девять препятствий:

  1. болезнь;
  2. апатия;
  3. сомнения;
  4. поспешность или нетерпение;
  5. вялость или утомление;
  6. рассеянность;
  7. невежество или гордыня;
  8. неспособность сделать новый шаг;
  9. потеря уверенности.

Жалость к самому себе — один из часто возникающих симптомов появления этих препятствий. У человека могут возникать мысли о том, что его жизнь более тяжёлая и несчастная, чем у других. На самом деле это проявление привязанности к собственному «я». Эффективный способ работы с проблемой гордыни заключается в развитии у себя сострадания. При перенаправлении внимания со своих проблем на проблемы окружающих для жалости к себе попросту не остаётся места.

Причины развития гордыни

Гордыня тесно связана с понятием «эго», что соответствует санскритскому термину «ахамкара». Ахамкара — это чувство «я», функциональный центр личности. Ощущение «я» и работа ума обеспечивают связь сознания с телом. При этом происходит связь субъекта — созерцателя — с видимыми объектами. В самой грубой форме осознавание «я» проявляется как эгоизм и гордыня, а в наиболее тонкой — приближается к переживанию космического сознания, универсального «я». Соединение маленького «я» с большим «я» происходит посредством совести — антахкараны. Если совести нет, это значит, что связь с универсальным «я» потеряна.

Эго, или ахамкара, является самой большой проблемой для практиков йоги, которые хотят осознать свою истинную природу и ответить на вопрос «Кто я?» Эго постоянно требует самоутверждения, поддержки и признания со стороны окружающих.

Когда человек:

  • сияет и гордится, выслушивая похвалу;
  • злится, слыша осуждение в свой адрес;
  • радуется чужим неудачам;
  • завидует при виде успехов других людей.

Эти негативные состояния ума являются всего лишь результатом работы его маленького иллюзорного «я», его эго. Тщеславие и гордыня берут начало именно в раздутом эго. Забывая свою истинную природу, тщеславный человек вовлекается в погоню за признанием других людей, отчего перестаёт беспристрастно и целостно воспринимать реальность.

…Мы словно носим поверх лица маску и гордо думаем, что эта маска и есть действительно мы сами…

Дзонгсар Кхьенце. Отчего вы не буддист.

Проблема в том, что аппетит эго невозможно удовлетворить. Эго всегда будет просить новых порций «пищи» для самоутверждения. Любые негативные состояния сознания — будь то раздражение, тревожность, или депрессия — основаны на эгоизме и желании счастья для «себя любимого».

Как избавиться от гордыни

Практикуя йогу и повышая уровень осознанности, человек постепенно учится отличать голос совести от голоса своего маленького «я». Ниже перечислены конкретные техники и советы, позволяющие работать как с самой гордыней, так и с её причиной — чувством эго.

Преданная практика, осуществляемая на всех ступенях йоги, смывает загрязнения, и венец мудрости сияет в своей славе.

Патанджали. Йога-сутры.

Методы избавления от гордыни

  1. Один из вариантов буддийских простираний — простирания тела. Исходное положение — стоя. Соедините ладони рук и поочерёдно коснитесь ими макушки, межбровья, горла и сердца. Опустите сначала колени, потом сложенные руки на пол и вытянитесь всем телом по полу вслед за руками. Взгляд направляйте вниз. Затем вернитесь в исходное положение. Повторите доступное количество раз. Это замечательный способ устранения гордыни. Простирания символизируют смирение, а также принятие предстоящей трудной работы на пути духовного развития.
  2. Медитация помогает укротить гордыню и устраняет другие препятствия на пути эволюции сознания. По мере развития внимательности человек становится более чувствительным к негативным проявлениям своего ума. Регулярная практика медитации повысит степень честности с самим собой и поможет осознать свои ошибки. Внимательность и осознанность перенесутся на повседневные дела, что со временем позволит отслеживать любые мысли и эмоции ещё в зародыше.
  3. В течение дня следует осознавать свои мысли и эмоции. Нужно замечать негативные проявления ума и акцентировать на них своё внимание. Когда в уме возникают малейшие проявления гордыни, зависти или ревности, нужно перестать вовлекаться в эти эмоции, чтобы тем самым не усиливать их. Но и не стоит отталкивать эти мысли, ведь тогда они просто скроются в подсознании на какое-то время. Нужно позволить этим мыслям быть, наблюдая за ними с осознанием, будто со стороны.

    …Мы просто покоимся в возникшем чувстве, не отвлекаясь. С этого момента гордость, сравнимая с горой, естественным образом сглаживается. «я» теряет завышенную самооценку...

    Калу Ринпоче. Углубленный буддизм. От Хинаяны к Ваджраяне.
  4. Когда ум критикует кого-либо, будь то члены семьи, друзья или коллеги по работе, нужно остановиться и постараться вспомнить хорошие качества критикуемых людей. При этом нужно воспроизвести в памяти собственные оплошности и недостатки.
  5. Любые действия, обусловленные эгоистическими мотивами, будут усиливать гордыню и, соответственно, приносить страдания. Возможно, стоит пересмотреть систему ценностей и поставить на первый план интересы окружающих. В таком случае эго постепенно будет ослабевать.

Как работает мозг горделивого человека

В шестой книге из серии «Хронолого-эзотерический анализ развития современной цивилизации» Г. А. Сидоров пишет, что при развитии качеств эгоизма и гордыни у гордеца деградирует правое полушарие мозга, деятельность которого соотносится с понятием «разум». Правое полушарие отвечает за творчество, чувство интуиции, совесть. Голос совести — это голос Создателя. Разум исходит из души человека, он вне эгоизма и гордыни.

У эгоиста нарушается баланс в работе полушарий мозга, то есть перекос в сторону левого полушария — ума. Ум служит инструментом приспособления эго к условиям его существования, отвечает за анализ, логику, математику, и т. п. Вследствие деградации правого полушария мозга, человек становится умным, но бессовестным и бессердечным. Это противоестественное состояние сознания, фактически психическое заболевание.

Куда перевоплощаются гордецы

Кому-то может показаться, что на данном этапе его жизни всё и так складывается хорошо, и потому проблематика избавления от гордыни для него не актуальна. Однако, если самостоятельно не решать эту проблему, есть вероятность, что Вселенная рано или поздно захочет «помочь» её решить.

Вот отрывок из буддийского текста «Бодхичарья-аватара» Шантидэвы:

«…Гордецы перерождаются в низших мирах.
Но и в человеческом теле не могут они познать радость.
Глупые, жалкие и безобразные,
Они становятся слугами, поедающими пищу с чужого стола…».

Интересное описание содержится в учебнике офицеров царской армии 1897 года. Там говорится, что высокомерные люди после смерти отправляются в особые «помещения» ада, где живут «очень удобно», но во тьме и одиночестве. Проблема в том, что на них никто не обращает внимания, их просто не замечают. Бывшие снобы и воображалы скитаются по всей планете, выходят на людные улицы крупных городов в надежде обратить на себя хоть какое-то внимание. Люди проходят очень близко, задевают и толкают их, но никто не способен их видеть.

Гордыня в буддизме

Согласно буддийскому учению, существует три яда ума, которые приносят в жизнь человека страдания:

  • ментальная замутненность, неведение;
  • желание-привязанность;
  • отвращение.

Эти три яда рождают пять мешающих эмоций, привязывающих человеческую душу к страданиям сансары:

  • желание;
  • гнев;
  • неведение;
  • гордость;
  • ревность.

Интересный факт: буддийские тексты указывают на то, что обитатели более совершенных миров — боги — обладают великой гордыней и потому испытывают страдания.

Во время медитации, в которой принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления, будущий Будда подвергался тяжёлым духовным испытаниям. Сам грозный Мара, хозяин тьмы, и его злобные духи нападали на принца Сиддхартху в надежде вывести его из медитации. Ему угрожали, пытались соблазнить, являясь в виде прекрасных девушек. Сиддхартхе даже предлагали власть над всем миром. Однако принц остался верен самому себе и в конечном итоге пробудился.

Как отличить истинную гордость от гордыни

…Те, кто с истинной гордостью одолеет врага — гордыню, Суть доблестные победоносные герои. Уничтожив вездесущего врага, Они явят миру плод своей победы…

«Бодхичарья-аватара»

Какова разница между гордостью и гордыней? Истинная гордость — это осознание своей связи с чем-то большим, чем маленькое иллюзорное «я». Это понимание того, что есть Высшее, перед чем меркнут и уничтожаются любые цели и идеалы, к которым может быть привязан человеческий ум. Истинная гордость — это уверенность в том, что рано или поздно человек одолеет все свои внутренние препятствия и пробудится.

Источники:

  1. «Отчего вы не буддист», Дзонгсар Кхьенце.
  2. «Буддизм. Просто о сложном», А. Корниенко.
  3. «Как медитировать», Сантье Кхадро.
  4. «Наставления по медитации Срединного пути», Кхенчен Трангу Ринпоче.
  5. «Сердце йоги», Т. К. В. Дешикачар.
  6. «Шесть систем индийской философии», Макс Мюллер.
  7. «Йога-сутры Патанджали. Прояснение», Б. К. С. Айенгар.
  8. «Древние тантрические техники йоги и крийи», том 1, том 2 Свами Сатьянанда Сарасвати.
  9. «Основы истинной науки», книги 2-я и 3-я, И. А. Карышева.
  10. «Хронолого-эзотерический анализ развития современной цивилизации», книга 6 «Система и общие единые законы мироздания», Г. А. Сидоров.
  11. «Углубленный буддизм. От Хинаяны к Ваджраяне», Калу Ринпоче.
  12. «Совершенный буддизм. Жизнь, достойная подражания», Калу Ринпоче.
  13. «Бодхичарья-аватара. Путь Бодхисаттвы», Шантидева.
  14. «Хатха-йога прадипика», Сватмарама, с комментариями Свами Муктибодхананда.