Карма

Карма

Ещё в глубокой древности в священных ведических писаниях был дан ключ к раскрытию наиболее трудных загадок человеческой жизни.

По учениям древних мудрецов, человек одарён бессмертным духом, исходящим от бога и заключающим в себе все божественные свойства в зачатке. Каждое действие во вселенной есть результат предшествующей причины и в то же время - причина последующего действия. Получается непрерывная цепь причин и последствий, которые, в осуществлении, являют жизнь вселенной. Отсюда - значение кармы как закона причинности.

В применении к человеку карма являет собой всю совокупность его деятельностей. Все, что человек представляет собой в настоящем и что он представит из себя в будущем, все это последствие его деятельности в прошлом. Таким образом, единичная жизнь человека не есть нечто оторванное и законченное, она представляет собой плод прошедших и в то же время семя будущих жизней в той цепи последовательных воплощений, из которых состоит непрерывающееся бытие каждой человеческой души.В жизни нет скачков и нет случайностей, все имеет свою причину, каждая наша мысль, каждое чувство и каждый поступок идут из прошлого и влияют на будущее. Пока это прошлое и будущее скрыто от нас, пока мы смотрим на жизнь как на загадку, не подозревая, что создали её сами, до тех пор явления нашей жизни как бы случайно выдвигаются перед нами из бездны неведомого.

Ткань человеческой судьбы вырабатывается самим человеком из бесчисленных нитей, сплетающихся в узоры неуловимой для нас сложности: одна нить исчезает из поля нашего сознания, но она вовсе не оборвалась, а только спустилась вниз; другая появляется внезапно, но это - все та же нить, прошедшая по невидимой стороне и снова появится на видимой для нас поверхности; глядя только на отрывок ткани и только с одной её стороны, наше сознание не в состоянии разглядеть сложных узоров всей ткани, взятой в её целом.

Причина тому - наше неведение законов духовного мира. Совершенно такое же неведение, какое мы наблюдаем у дикаря относительно явлений материального мира. Пущенная ракета, выстрел из ружья, непонятным образом произведённые звуки кажутся ему чудом, потому что он не знает законов, послуживших причиной поразившего его явления. Чтобы перестать считать такие явления чудом, дикарь должен узнать законы природы. Знать же их можно только потому, что законы эти - неизменны. Совершенно такие же неизменные законы действуют и в невидимом для нас духовном мире; пока мы их не узнаем, мы будем стоять перед явлениями нашей жизни, как дикарь перед неведомыми силами природы, недоумевать, винить свою судьбу, бессильно возмущаться перед «неразгаданным сфинксом», готовым поглотить того, кто не имеет ключа к его тайне.

Не понимая, откуда идут явления нашей жизни, мы даём им название «судьбы», «случайности», «чуда», но эти слова ровно ничего не объясняют. Только когда человек узнает, что совершенно такие же неизменные законы, какие действуют в физической природе, управляют и событиями его жизни, когда он убедится, что законы эти доступны исследованию и действия их могут быть сознательно направляемы по воле человека, - тогда только кончится его бессилие и он сделается действительно господином своей судьбы.

Но возможно ли нашу такую же уверенность в непреложности естественных законов, в их безусловной надёжности перенести и в область нашей умственной и нравственной жизни? Древняя мудрость утверждает, что это возможно. Она раскрывает перед нами внутреннюю лабораторию человеческого бытия и показывает, что каждый человек непрестанно творит свою судьбу в трёх сферах жизни (умственной, психической и физической) и что все его способности и силы не что иное, как результаты его прежних действий и в то же время - причины его будущей судьбы.

Далее, древняя мудрость утверждает, что силы человека действуют не на него одного, но и на окружающую среду, постоянно видоизменяя как его самого, так и среду. Исходя из своего центра - человека, силы эти расходятся по всем направлениям, и человек ответствен за все, что возникает в пределах их влияния.

Положение, в котором мы находимся в каждую данную минуту, определяется строгим законом справедливости и никогда не зависит от случайности. «Случайность» - понятие, созданное невежеством; в словаре мудреца этого слова нет. Мудрец скажет: «если я страдаю сегодня, это происходит оттого, что в прошлом я преступил закон. Я сам виноват в своём страдании и должен спокойно переносить его». Таково настроение человека, понявшего закон кармы.

Независимый дух, уверенность в себе, мужество, терпение и кротость - вот неизбежные последствия такого понимания, проникшего в сердце и волю человека. Кто в первый раз слышит о карме и начинает понимать, что все его действия подлежат такому же неизменному закону, по какому в природе день сменяется ночью, того это сознание удручает вначале, оно представляется ему как бы железным законом необходимости. Но это удручённое состояние проходит по мере того, как человек яснее познает законы, которые управляют не формой, а сутью явлений.

Он узнает, что хотя законы неизменны, но силы невидимого мира - вследствие своей тонкости и деятельности вне пространства и времени, которыми скована физическая материя, подлежат такому невообразимо быстрому передвижению и бесконечному разнообразию сочетаний, что направляя сознательно силы своей внутренней жизни, человек может работать с успехом - даже на протяжении одного короткого воплощения - над изменением своей кармы; далее он поймёт, что работа эта совершается в пределах им же созданных свойств и способностей и им же самим поставленных ограничений, следовательно, источник всего переживаемого - он сам, его бессмертная душа, и в его власти направить свои силы к желаемой цели.

Человек сам строит свой дом, он может ввести в него «мерзость запустения», и в его же власти перестроить его до основания, сделать его прекрасным. Когда он думает, чувствует и стремится, он как бы работает над мягкой и пластичной глиной, которую мнёт и формует по своему усмотрению; но глина эта мягка только пока в руках его; сформированная, она быстро затвердевает. Вот почему сказано: «взгляните! Глина в огне твердеет и делается железом, но форму ей дал сам гончар. Человек, ты вчера был господином, ныне господином твоим стала судьба». Чтобы проверить всю истину этого изречения, следует сопоставить два образа: человека, тревожно живущего изо дня в день в подчинении у своих прихотей и страстей, и спокойного мудреца, ясно знающего, куда и зачем он идёт; сравнивая эти два образа, мы поймём, в каких цепях рабства находится первый и как полна может быть свобода у человека, сознавшего свою силу.

Пёстрые узоры, которые созидаются тканью человеческой кармы денно и нощно, переплетающиеся нити стольких разнообразных существований так сложны, что изучение кармы - самая трудная из всех наук. Человек не только создаёт свой ум, свой характер, свои отношения к другим людям, но его личная карма входит в состав различных групп (семьи, народа, расы) и своими нитями вплетается в общую ткань собирательной кармы каждой из этих групп.

Чтобы уяснить себе хотя бы самые общие понятия о человеческой карме, необходимо выделить из её сложного состава три разряда сил, которые строят человеческую судьбу.
1. Мысль человека. Эта сила строит характер человека. Каковы его мысли, таков будет и сам человек.
2. Желание и воля человека. Желание и воля, являющие собой два полюса одной и той же силы, соединяют человека с предметом его желания и устремляют его туда, где может быть удовлетворено это желание.
3. Поступки человека. Если поступки человека приносят другим живым существам довольство и счастье, они отзовутся таким же довольством и счастьем и на нём самом, если же они доставляют другим страдание, они принесут такое же страдание и ему, ни больше и ни меньше.

Когда человек вполне поймёт эти три составные части, из которых образуется закон кармы, и научится применять своё знание, тогда он сделается творцом своего будущего, господином над собственной судьбой, способным строить её по мере своего знания и своей воли.

Древние учения различают три вида человеческой кармы:

1. Зрелая карма - prarabdha karma;
2. Скрытая карма - sanchita karma;
3. Зарождающаяся карма - kriyamana karma;

Зрелая карма она уже готова для жатвы, а потому - неизбежна. Свобода выбора в прошлом; выбор был сделан, в настоящем остаётся только уплатить свой долг. Причины, которые мы зарождаем непрерывно нашими мыслями, желаниями и поступками, бывают часто так противоречивы, что они не могут осуществиться одновременно. Могут быть также кармические обязательства относительно известной нации или определённой общественной группы, а между тем другие обязательства могут потребовать иных условий воплощения. Следовательно, в одном и том же воплощении человек может погасить только часть своей кармы.

Духовные силы, или, иначе, законы, правящие человеческой кармой, избирают ту часть из каждой индивидуальной кармы, которая может быть погашена одновременно, и с этой целью направляют человеческую душу в соответствующую страну, расу, семью, общественную среду, которые представляют наиболее подходящие условия для осуществления именно той части кармы, которая выделена из общего итога. При этом соединяются одновременно такие условия, благодаря которым могут проявиться последствия тех из её созданных человеком причин, которые не противоречат одна другой, которые совмещаются между собой.

Причины эти, заложенные человеком в предыдущих воплощениях, определяют:

а) продолжительность его земной жизни;
б) особенности его физической оболочки, её положительные и отрицательные свойства;
в) подбор родственников, друзей, врагов и всех, с кем человек войдёт в соприкосновение;
г) общественные условия;
д) строение орудий души: мозга и нервной системы, определяющее те пределы, в которых проявятся силы души;
е) соединение всех созданных кармическими причинами радостей и страданий, которые могут быть пережиты человеком в течении одного и того же воплощения. во всем этом для человека нет выбора; выбор его был сделан в прошлом, когда он сеял, теперь остаётся собрать жатву.

Другой вид зрелой кармы проявляется в минуты так называемых «внезапных обращений». Нечистые мысли и желания прошлого образуют вокруг нашего истинного я, нашей бессмертной души, как бы кору, которая держит её в плену. Плен этот может длиться в течении нескольких воплощений. В это время бессмертная душа, собиравшая опыт, успела многому научиться и приобрести высшие свойства, но последние могут долго оставаться скрытыми под твёрдой корой. Потребуется сильный толчок - иногда он является в виде хорошей книги, вдохновенного слова, яркого примера,- чтобы разорвать кору и освободить душу. В человеческой истории записано немало таких случаев «внезапного обращения».


Скрытая карма
Каждая причина стремится произвести своё действие непосредственно; осуществить это стремление мешает сопротивление среды. Тот же закон относится и к причинам, создаваемым человеком. Если бы мысли и желания наши были однородны, не стояли бы во внутреннем противоречии и не сталкивались постоянно с сопротивлением среды, последствия их проявились бы непосредственно. Но наши поступки, желания и мысли противоречат так сильно одни другим, что только немногие из зарождённых ими последствий могут проявиться одновременно. Остальные будут ждать своей очереди.

Таким образом, в течении веков мы нагромождаем причины, которые не могут осуществиться до времени, и мы всегда живём под влиянием двойной совокупности кармы: одна проявляется, а другая ожидает - как бы в тени - случая, чтобы проявиться. Из этого можно вывести, что скрытая карма может переноситься из одного воплощения в другое и долго оставаться погребённой, чтобы ожить и принести плоды - подобно зёрнам, находимым в египетских саркофагах,- как только появятся налицо все необходимые условия. с психологической точки зрения скрытую карму можно рассматривать как наклонности, идущие из прошлого.

В противоположность зрелой, скрытая карма подлежит изменению. Наклонности наши могут быть усилены или ослаблены, направлены по новому руслу или совсем уничтожены, смотря по свойству и силе внутренней работы, которая созидает наш характер. В борьбе с дурными наклонностями даже неудача есть шаг вперёд, потому что сопротивление дурному уничтожает часть дурной энергии, вошедшей в состав нашей кармы.

Зарождающаяся карма

Этот вид кармы создаётся непрестанно нашими мыслями, желаниями и поступками; это - тот посев, плоды которого мы будем пожинать в будущем. Именно эта карма и представляет собой созидающую силу человека. Ссознательно строящий свою карму должен быть полным господином над своими мыслями и никогда не действовать под влиянием настроения; все его поступки должны соответствовать его идеалам, и он должен предпочитать не те действия, которые для него приятнее, а те, которые лучше. Он строит для вечности и, зная это, должен внимательно избирать свой материал.

Но такой труд, проведённый через все подробности ежедневной жизни, доступен только созревшей душе, сильной воле, и таковая воля может уничтожить свою карму, сжечь её в огне внутренней борьбы. Наряду с этим она может привести в действие и свою скрытую карму и уплатить в несколько воплощений долг, который иначе возвращал бы её на землю несчётное число раз.

Вместо того чтобы быть цепями, познанный закон кармы даёт сильной душе крылья, на которых она может подняться в сферы безграничной свободы. Но и для обыкновенного человека нашего времени знание закона кармы даёт такое проникновение в смысл земной жизни и раскрывает такие необъятные горизонты в грядущее, что оно не может остаться без сильного влияния на весь строй его жизни. Необходимо только, чтобы это было настоящее знание, потому что нет ничего вреднее смутного полузнания, ведущего к искажениям и предрассудкам. Таким искажениям подвергалась и идея кармы.

На востоке, в индусских писаниях (шастрах), закон кармы изложен в полноте, но подлинные св. Писания доступны немногим, а сведения, получавшиеся из третьих рук, понижались постепенно до уровня толпы, и в результате появилось то пассивное настроение индусов, которое у нас на западе известно под именем «восточного фатализма».

Нежелательный вывод, к которому приходят люди, плохо усвоившие закон кармы, выражается в мысли, что «не следует помогать страдающему, раз это его карма и он сам виноват в ней». Такой вывод может повести к сухости и бессердечности, и он в самом корне неверен.

Совершенно верно, что мы окружены злом и страданиями всякого рода, которые являются естественным результатом дурной кармы людей, но это не причина, чтобы мы не делали усилий для противодействия этому злу. Дурные мысли и поступки создают страдания, но зато хорошие мысли и поступки заменяют страдание счастьем. Нам совершенно не нужно заботится о выполнении высшего правосудия. Оно совершит свой безошибочный суд и без нас; нам же нужно помнить свой долг, а он предписывает помогать всем, кто вступает в сферу нашего влияния.

Раз человек становится на нашем пути и мы можем помочь ему, этой возможностью предъявляется кармический долг, но уже не ему, а нам. Свой он уплатит страданиями, а наш долг мы уплатим тем, что поможем ему. Даже с эгоистической точки зрения необходимо помогать страдающим и находящимся в нужде, потому что, пропуская возможность облегчить страдания, можно создать для себя такую карму, в состав которой войдёт отсутствие помощи в тяжёлый час, когда мы сами будем нуждаться в участии. Карма не мешает никакому доброму действию, её законы допускают улучшение нашей собственной участи, а тем более улучшение судьбы наших ближних.

Орудие спасения человека - его воля. Но что такое воля? Пока сила, заставляющая человека действовать, вызывается внешними предметами, мы зовём её желанием, но когда та же сила начинает исходить из самого человека, слагаясь из содержания его внутреннего опыта, руководимого разумом, тогда мы даём ей название воли. Таким образом, желание и воля лишь два полюса одной и той же силы. Пока человек во власти низшего полюса, его заставляют действовать внешние предметы, но в зависимости от них, он не свободен.

Когда же он начинает действовать сознательно, выбирая не то, что наиболее привлекательно, а то, что наиболее ценно для его цели, тогда он выходит из круга зависимости, он становится господином своих поступков и сам начинает творить свою судьбу. Пока воля у человека не развита, до тех пор он в рабстве предопределений, он обречён двигаться роковым образом по «равнодействующей» своей собственной кармы. Но рабство человека кончается с развитием сознательной воли, ибо воля может вводить во всякое время новые величины в «уравнение» его жизни.

Пока воля направляется непросветлённым разумом, до тех пор и целями её бывают явления временные; но когда разум, проникая все глубже в суть явлений, познает, что временные явления даются нам только как средства для достижения вечного, тогда просветлённая разумом воля поведёт человека к осуществлению истины и - освободит его.

Таким образом, все столь различные решения трудной проблемы о свободе воли и о предопределении - верны, каждое на своём месте. Неизбежная судьба держит в рабстве тех, кто не проявляет сознательной воли; относительная свобода существует для того, кто развил свою волю до известной степени, и, наконец, полная свобода для того, кто познал истину и развил свою волю до совершенства. Теперь у нас начинает намечаться путь к той внутренней свободе, которая сделает человека независимым от «цепей кармы». «Познание истины» с точки зрения восточной мудрости есть сознание божественности человеческой природы и единства сей проявленной жизни, выражающей собою жизнь бога. Воля бога выражена в законе кармы.

Цель человеческой эволюции – полное осуществление божественных свойств человека, которое его приведёт к отождествлению его воли с волей бога. Когда человек осуществит это единение в себе, час его спасения пробьёт. Таков конечный смысл учений всех великих учителей человечества. Следовательно, в познании истины и в развитии воли скрывается та сила, которая может освободить человека из-под власти кармы. знание незыблемости законов, управляющих вселенной, вызывает потребность согласовать нашу собственную деятельность с этими законами, иначе - с волей бога.

Вместе с тем возникает сознание, что деятельность необходима, но деятельность, ведущая не к разобщению, а к единству. Такая деятельность несовместима с эгоизмом. Эгоизм был необходим, пока мы жили в темноте и не знали смысла жизни, но со временем он становится злом, препятствием к развитию нашей божественной сути. следовательно, деятельность наша должна быть бескорыстна, без эгоизма и без влечения к её плодам, бескорыстие это требуется от человека, желающего освободить себя, сжечь свою карму, не как требование морали, а как необходимость, неизбежная и доказанная.

Но как соединить самоотречение и отсутствие желаний с деятельностью, необходимой для роста? К достижению этой цели ведут два пути, две «стези», как выражаются индусские мистики: «стезя мудрости» - для меньшинства, и «стезя религиозного чувства» - для всех остальных. На первой стезе мудрец достигает самоотречения, уничтожая свой эгоизм глубоким проникновением в смысл жизни; на второй стезе самоотречение достигается благодаря любви к олицетворённому идеалу, в котором уже проявилась вся красота божественной природы богочеловека. Оба пути приводят одинаково к цели.

Самоотверженная деятельность без мысли о себе вызывает внутренний рост человека, бескорыстие очищает его сердце: таким образом осуществляется двойное условие праведной жизни - деятельность и отсутствие желаний, которое казалось несовместимым. Бескорыстная деятельность, заменяя наши личные интересы интересами общего, приведёт нас постепенно к отождествлению нашего «я» со всеми, и - к освобождению. Великую помощь на том и другом пути оказывает верное понимание закона кармы.

Знающий закон не говорит о «доброй или злой судьбе»; он знает, что карма являет собой волю бога в действии и что поэтому ни избегать, ни бояться её не следует. Если карма и заставляет нас испытывать боль и страдание, человек, понимающий её благой смысл, не станет тяготиться этим страданием, а примет его спокойно и терпеливо: он знает, что над ним совершается закон справедливости, который требует, чтобы погашено было малейшее зло, причинённое им самому ничтожному существу, и знает, что, с другой стороны, ни одно из его добрых усилий не пропадёт даром.

Путь очищения от эгоизма носит по-санскритски название «карма-йога», от карма - деятельность и йога - единение. Он ведёт одинаково к очищению сердца, идёт ли человек по «стезе мудрости», или по «стезе религиозного чувства», и требует, чтобы человек охотно выполнял свой долг, в котором выражена его карма. Такое спокойное и безропотное выполнение своего долга, выраженное в бескорыстной деятельности, есть единственный ключ к счастью на земле. Оно успокаивает и укрепляет наш дух, устраняя самую мучительную из всех тревог: мысль о себе. Только в успокоенном духе раскрывается истина. она отражается в его глубине, как небеса отражаются в светлых водах тихого горного озера.